Рецензия на Pathfinder: Wrath of the Righteous

Автор: SNOR

…Когда свистел мой тяжкий бич, вперёд брели быки.
Когда гремел мой ратный клич, в поход текли полки.
Едва я в сторону огня протягивал ладонь,
Как все молились на меня и шли за мной в огонь.
Михаил Щербаков, “Щит и меч”

По пустынным землям, до неузнаваемости искаженным сверхъестественной порчей, рыщут армии отважных крестоносцев. У них благородная цель — задать жару демонам, давно и прочно здесь обосновавшимся. Этот крестовый поход — пятый по счету, ни одному воинству в сверкающих доспехах еще не удавалось окончательно разбить коварных тварей, и все же настроение у солдат приподнятое. Их ведет в бой избранник добрых богов, наделенный сокрушительной мощью… Правда, никто понятия не имеет, откуда на самом деле взялись его чудесные силы.

Российская студия Owlcat Games любит смелые решения и амбициозные ходы. Ее Pathfinder: Kingmaker сшибала с ног масштабами и нюансами, показывая нелегкий путь правителя. А Wrath of the Righteous с не меньшей щепетильностью повествует о полководце.

Господь узнает своих

Разработка: Owlcat Games
Издание: META Publishing
Жанры: RPG/Turn-based/Pausable real-time/Isometric/3D
Похожие игры: Pathfinder: Kingmaker, Baldur’s Gate (серия), Dragon Age (серия), Pillars of Eternity (серия), Expeditions: Viking, Tyranny
Мультиплеер: Отсутствует
Вышла: См. карточку в базе
Платформа: PC
Обсуждение на форуме

Прямой связи с прошлым проектом студии нет, Wrath of the Righteous вполне самостоятельна. Естественно, ее события происходят в той же вселенной, только немного позже; как и Kingmaker, это игровое переложение соответствующего модуля настольной Pathfinder. Модуль о крестоносцах куда эпичнее приземленного “королевского” приключения: война за судьбы мира, столкновения крупных армий, ангелы с огненными мечами, легендарные герои невероятной крутости… Что и говорить, материал крайне разухабистый, и все же Owlcat Games умудрилась придать ему более-менее адекватный тон.

Хотя фэнтезийное средневековье мира Голарион до крайности похоже на Забытые Королевства, у него есть свои уникальные особенности. Одна из таких “фишек” — Мировая язва, постоянный портал в населенную демонами Бездну. Когда-то на севере континента существовала “кельтская” страна под названием Саркорис — край сумрачных лесов, раскрашенных воинов и мудрых друидов. Увы, мудрости-то саркорианцам и не хватило — почитая друидов и жрецов, они охотно притесняли магов и в результате накликали беду. Талантливая ведьма Арилу Ворлеш, за свои способности брошенная в тюрьму, воззвала к могущественным лордам демонов и немыслимым образом открыла им дорогу на материальный план, после чего кровожадные орды смели Саркорис с лица земли. Увидев, что дело пахнет керосином, соседнее королевство Мендев отправило войска, дабы сладить с растущей демонической угрозой. Так в Голарионе начались крестовые походы…

С тех времен минуло больше ста лет, и победить по-настоящему борцы со злом так и не сумели. Они неоднократно теснили чудовищ, однако созданный Ворлеш разрыв в ткани реальности по-прежнему на месте. Территорию Саркориса теперь именуют землями Мировой язвы — это изъеденная влиянием Бездны пустошь, которая кишит тварями всех мастей. Внутри их держат Страж-камни, чрезвычайно могущественные артефакты, подаренные людям светлой богиней Иомедай. Пересечь волшебную “стену” нечисть не может, но попыток не оставляет — использует культистов-демонопоклонников, плетет интриги… В конце концов ее усилия увенчались успехом.

Смотреть галерею скриншотов Pathfinder: Wrath of the Righteous

Приграничный город Кенабрес пал под натиском демонических сил. Старания инквизиции, фанатично выискивавшей среди населения признаки скверны, пропали втуне — кто-то испортил чудо-обелиск на площади, а яростно сражавшийся гарнизон был отброшен. Тем не менее не все потеряно — незадолго до нападения в город попал некий авантюрист (или авантюристка) и волей обстоятельств умудрился быстро сколотить боеспособный отряд. Ему-то и спасать положение… Как и в прошлый раз, авторы не спешат, 15-часовое освобождение Кенабреса — только начало. Разогнав демонов при помощи остатков стражи, герой нежданно-негаданно обрел запредельные “мифические” силы загадочного происхождения. Отныне в глазах народа он не просто защитник, надежда и опора, но еще и посланец небес. Обеспокоенная атакой, королева Мендева готовит новый крестовый поход, и лучшей кандидатуры на пост рыцаря-командора не сыскать…

Подобно предыдущей работе Owlcat Games, Wrath of the Righteous подходит к делу с внушительным размахом. Это очень “классическая” партийная RPG с симпатичной изометрией, которая предлагает странствовать по обширной карте во главе маленького отряда, исследовать таинственные места, влипать в опасные переделки, вести беседы и резать монстров. Причем посвящена она главнокомандующему, поэтому на наших плечах вдобавок лежит управление армией — от организационных вопросов до переброски войск и масштабных сражений.

Смотреть галерею скриншотов Pathfinder: Wrath of the Righteous

Грандиозность задумки в сочетании с фирменным стилем Owlcat Games поначалу выглядит пугающе — сломанный в самой основе менеджмент королевства, непобедимых “боссов” и прочие милые детали Kingmaker сложно выкинуть из головы. Как ни странно, опасения напрасны. Wrath of the Righteous ведет себя ощутимо дружелюбнее и норовит сохранять “человеческое лицо”. Само собой, это не означает легкой прогулки — здесь тоже предстоит вникать во множество тонкостей, осваивать мудреную ролевую систему и с трудом одолевать могучих врагов. А вот давить в груди негодующие возгласы в духе “Да вы издеваетесь?!” обычно нет нужды.

Подробная встроенная энциклопедия сыплет всплывающими подсказками, объясняя неочевидные вещи. Тикающие часы, мотавшие нервы в Kingmaker, почти отсутствуют — рыцарь-командор волен покорять Мировую язву в своем собственном ритме. Драки стали куда приятнее — пусть кое-где разработчики и перегнули палку с мощью противников, с былым безумием это не сопоставимо. Кстати, “собственный ритм” затрагивает и сражения, их разрешено в любой момент переключать из реального времени с паузой в пошаговый режим и обратно. Есть, правда, нестыковка. Лучше всего навороченная боевая система воспринимается именно в “пошаге”, а стычек чертовски много; неспешно делая ходы, вы заметно растянете и без того огромное прохождение.

Смотреть галерею скриншотов Pathfinder: Wrath of the Righteous

Измученному битвами отряду необходимо отдыхать. К счастью, дурацкую возню с припасами упразднили. Как и прежде, на привалах мы определяем, кто будет варить суп, а кто — стоять на страже, но забивать рюкзаки тоннами провианта незачем. Вместо них действует более изящный ограничивающий фактор — порча Бездны. Если группа долго бродит по пустошам, зараза начинает подтачивать ее здоровье, накладывая штрафы на характеристики. Наличие жреца в команде позволяет замедлить рост зловредного влияния особыми ритуалами, однако свести его на нет невозможно — надо с умом планировать путешествия и регулярно спать в безопасных местах, сбрасывая счетчик.

Попутно герой руководит крестоносным воинством. За основу Owlcat Games взяла серию HoMM: мы передвигаем армии, назначаем им “героев”-генералов, разносим демонические орды и захватываем форты в знакомо устроенных пошаговых битвах, строим в присвоенных крепостях домики, штампующие солдат каждую неделю… Без странностей в ратных подвигах не обошлось. ИИ крайне лениво посылает отряды, не пытаясь наседать всерьез, а в сражениях с маниакальной настырностью лезет на стрелков, игнорируя существенные угрозы. Значительная часть доступных юнитов — максимально бесполезные “стеклопушки” с ориентацией на ближние контакты. Баланс между разными видами войск в целом удивляет радикальностью. С другой стороны, настоящими проблемами эти шероховатости не назовешь. Wrath of the Righteous все же не стратегия, а нужную атмосферу вариация “Героев” исправно создает.

Смотреть галерею скриншотов Pathfinder: Wrath of the Righteous

Будни великого полководца насыщены заботами и трудными вопросами. Интенданты воруют. Финансирование запаздывает. Какой-то обнаглевший дракон нападает на обозы. Особо ушлые крестоносцы воспользовались культом сиятельной личности командора и продают его поддельные волосы и ногти под видом священных талисманов. Кругом кишат шпионы-демонопоклонники. Крупная держава прислала войско на помощь, но его переход под наше командование спровоцирует в столице Мендева дипломатический скандал — у стран натянутые отношения. Очередная толпа рогатой сволочи осаждает отдаленный форт и портит народу настроение, так что перед отправкой бойцов стоит раскошелиться на массовое празднество. В горах на юге пропал второй разъезд — заколдованное место явно пора проверить лично. И неплохо бы уже отвоевать проход в соседнюю область, одному из ближайших соратников позарез нужно туда попасть…

Помогать спутникам хочется — это яркие и сложные персонажи с любопытными характерами. Миниатюрный рыцарь Регилл Деренге в равной степени безжалостен к врагам, союзникам и самому себе — его жесткие методы могут вызывать отвращение и ужас, вот только на этой кошмарной войне они то и дело предстают единственно верными. Обманчиво юная ведьма Уголек готова проповедовать любовь хоть лордам демонов — немудрено, что благодарная паства уже разок сожгла ее на костре. Разбитной аристократ Дейран прожигает жизнь упорнее Евгения Онегина, паладин Сиила прячет за вечной веселостью личностный кризис, суккуб-перебежчица Арушалай воюет со своей хищнической природой… Одно плохо: диалогов с командой опять маловато — вне своих многоэтапных квестов и романов компаньоны не очень общительны, разве что на совещаниях высказывают ценные мнения.

Смотреть галерею скриншотов Pathfinder: Wrath of the Righteous

Мнения — это прекрасно, но облик нынешнего крестового похода определяет один человек. Если его можно считать человеком… Природа удивительных способностей героя отражена прямо в “прокачке”. Под капотом у творения Owlcat Games все та же настольная ролевая система, ужасающую перегруженность которой можно считать и достоинством, и бедой (на сей раз есть даже классы кавалеристов на конях). Дополнительная книга правил расширяла ее мощными “мифическими” специальностями, предназначенными для совсем суровых приключений. Авторы разумно посчитали тамошних “архимагов” и “чемпионов” скучноватыми и заменили их действительно интересными вариантами.

Wrath of the Righteous позволяет “бить огонь огнем”, превратившись в демона. Отрастить нимб, чтобы никто уж точно не усомнился в нашей божественной избранности. Стать мистической версией судьи Дредда, одержимой законом, порядком и равновесием. Обзавестись собственным летающим островом, безалаберным дракончиком и гвардией вдохновенных творческих личностей. Познать темнейшие из искусств и захватить Мировую язву с помощью легионов восставших мертвецов — уже, конечно, не во имя добра и света. Плюнуть на прежнюю сущность окончательно и двинуть по стопам Сары Керриган… На что пойдет рыцарь-командор ради победы? И не придется ли мендевской королеве организовывать еще один поход — против него самого?

Смотреть галерею скриншотов Pathfinder: Wrath of the Righteous

Приключения, стратегические раздумья и личные зарисовки сплетены в монументальную эпопею — не слишком глубокомысленную, зато стройную и красивую. Да, вселенная Pathfinder в принципе эксцентрична, а у разработчиков своеобразное понимание мировоззрений DnD: скажем, хаотичный персонаж обязан быть юмористом, а добрый – едва ли не святым. Но от слегка “сказочных” установок в данном случае не веет наивностью, поэтому жуткий круговорот большой войны они не портят.

* * *

Собственно, всерьез его портят только полчища ошибок. Хотя катастрофы уровня Kingmaker не случилось, “багов” много, и зачастую они весьма противные. Мой вам совет — отложите Wrath of the Righteous до новогодних праздников. Под такие игры и отпуск взять не зазорно.

Оценка Riot Pixels82%

pixels-recommend

Минимальные требования Рекомендуемая система

Core i3 2310M/A8-7410
6 Гб памяти
видеокарта с 2 Гб памяти
50 Гб на винчестере

Core i7 920/A10-7870K
8 Гб памяти
GeForce GTX 1050 ti/Radeon R9 380
50 Гб на винчестере

Summary
Review Date
Reviewed Item
Pathfinder: Wrath of the Righteous
Author Rating
51star1star1star1star1star