Рецензия на Octopath Traveler

Автор: ОЛЕГ ЗАЙЦЕВ

Некоторые люди тоскуют по играм своей молодости. По Fallout 2, третьим «Героям», первому «резиденту» или седьмой «финалке». Трудно принять, что, как ни старайся, годы уже не вернуть. И что самое поразительное, кое-кто из этих ретроградов работает в Square Enix.

Перекресток восьми дорог

Разработка: Square Enix
Издание: Square Enix
Жанры: RPG/Turn-based/3D
Похожие игры: Final Fantasy (серия), Bravely Default (серия)
Мультиплеер: Отсутствует
Вышла: см. карточку в базе
Платформа: PC, Nintendo Switch

Когда-то Squaresoft фонтанировала идеями, за год выпуская множество оригинальных и пользующихся спросом ролевых игр. Одних частей основной серии Final Fantasy выходило по три штуки на одно поколение консолей, а нынче японская корпорация с трудом справляется с одной. Крупных проектов куда меньше: все чаще индустриальный гигант берется за ремастеры и переиздания; другое направление его деятельности — копеечные поделки и «духовные наследницы» вроде I am Setsuna.

Смотреть галерею скриншотов Octopath Traveler (PC)

Было бы слишком грубо называть Octopath Traveler дешевкой. Шарм у нее есть, однако тут действует тот же прием — попытка втереться в доверие к ностальгирующим потребителям. Это не современная игра конца 2010-х, использующая огромный опыт своего (да и смежных) жанров, копившийся десятилетиями, но JRPG середины 1990-х. И во многом она серьезно уступает тем, кому пытается подражать.

Разработчики допустили целый ряд очевиднейших промахов по всем возможным фронтам. Взять, например, историю, которой здесь нет. Фактически, восемь главных героев существуют отдельно друг от друга. У каждого из них свое приключение, состоящее из 4 глав. Охотница спасает своего учителя, танцовщица, последний потомок знатного рода, мстит злодеям за отца и т. п. Соответственно, когда мы входим в очередную сюжетную зону какого-либо персонажа, все его спутники пропадают: в сценках он участвует в гордом одиночестве, словно и нет у него толпы помощников. Лишь изредка кто-то из сопартийцев может высказаться на тему последнего диалога — и только!

Такой подход явно противоречит самой сути того, почему японские RPG вообще стали популярны. Даже в древних Final Fantasy времен SNES персонажи активно взаимодействовали друг с другом, ну а проникновенные беседы Ноктиса с друзьями в Final Fantasy 15 — это, возможно, лучшее и самое трогательное, что в ней есть. Авторы же Octopath Traveler почти полностью отказались и от построения отношений между главными действующими лицами, и от эпичности в повествовании, предлагая вместо этого сборник кратких и банальных зарисовок. Что уж там — я бы лучше лишний раз Final Fantasy 6 перепрошел. Кстати, в Steam она в 10 раз дешевле Octopath Traveler.

Смотреть галерею скриншотов Octopath Traveler (PC)

Сценаристы выстроили действие по незамысловатому шаблону. Каждый эпизод любого вашего подопечного всегда более-менее одинаков: ряд сценок в городе — поход в подземелье неподалеку — «босс» — еще ряд сценок в городе — увидимся в следующей главе. Чтобы собрать всех доступных бойцов, вы должны провернуть этот цикл 8 раз (вот почему Octopath в названии), предварительно выбрав любимчика. Иными словами, странствия набьют вам оскомину еще до того, как все будут в сборе, ибо нет никаких оснований думать, что уж в следующем-то поселении точно произойдет что-то из ряда вон выходящее. А предсказуемость в таком деле — залог провала.

Святая простота

Напоминая графически подтянутую гостью из 90-х, игра может похвастаться некоторыми современными удобствами вроде быстрых перемещений в уже открытые города. Поселений много, во всех расположены торговцы, правда, очень узкоспециализированные, из-за чего подходящую экипировку найти непросто. Еще нам услужливо рекомендуют уровень, необходимый для прохождения того или иного сюжетного эпизода.

«Гринда» в Octopath Traveler очень много. Бессмысленного и беспощадного, усложненного и затянутого тем, что активная партия состоит из 4 человек, а еще 4 сидят в глубоком запасе — опыта они не получают, применять свои уникальные личные навыки вроде провокации мирных жителей или воровства не могут. Выходит так, что играть четверкой любимцев невозможно — если вы хотите пройти игру полностью, придется развивать и опальных болванчиков, даже если их образы, склонности и проблемы вам совсем не по душе.

Смотреть галерею скриншотов Octopath Traveler (PC)

Классовая система интересна возможностью «экипировать» новые специальности и использовать связанные с ними навыки. Например, опытной охотнице доступны интересные фокусы вроде высокой вероятности ударить дважды за одно действие. Если воина обучить такому трюку, то он будет делать так же, но с мечом в руках, а не только с топором или луком. Другое дело, что на всех направлениях не слишком много умений — всё открывается довольно быстро.

Хотя первое впечатление от боев приятное. Типичные пошаговые драки разбавлены необходимостью находить слабые места врагов: у каждого есть «щит» и список уязвимостей, будь то атаки копьем или, допустим, огнем. Обнулите уровень защиты — и чудище на короткое время впадет в ступор. Правда, где-то во второй половине игры монстры становятся чересчур крепкими, из-за чего многие случайные стычки занимают немало времени. Для таких ребят два, три, четыре оглушения — не проблема, да и нападают они толпами. А набирать уровни как-то надо.

«Боссы» и того страшнее, особенно заключительные, способные из-за нюансов боевой механики и непрозрачной системы очередности ходов похоронить ваших богатырей, проведя 3 и более атаки подряд. Именно это и происходит, если заранее не надеть какие-нибудь артефакты от оглушения, ослепления и т. п. (которые еще нужно где-то найти) и потом догадаться, что ваш следующий противник склонен именно к таким пакостям.

Смотреть галерею скриншотов Octopath Traveler (Nintendo Switch)

Не сказать, что это какая-то непроходимая игра, просто примерно на отметке «50 часов», в буквальном смысле в 25 раз проходя по описанному выше сценарному циклу, задаешься вопросом: «А что я тут вообще делаю?» Перекрашенные монстры, однотипные (хотя порой с неплохими секретами!) подземелья, драматургия уровня любительских поделок на RPG Maker и простыми как пять копеек злодеями… Octopath Traveler красива, но пугающе бестолкова. Даже многочисленные побочные поручения, порой требующие немного подумать над тем, кому и куда идти, не спасают.

Приманка-то хороша — и на скриншотах, и живьем картинка «под старину» выглядит замечательно, а дизайн локаций заметно лучше, чем в былые времена. Мир разнообразен — есть и снега, и пески, и огромное количество населенных пунктов: уникальных, симпатичных и настолько детализированных, насколько позволяет выбранный стиль. Особенно хороши спецэффекты — от всех этих вспышек, всполохов и прочей визуальной мишуры нисколько не устаешь. С другой стороны, в портативном режиме Nintendo Switch игра смотрится органично, а вот на PC в глаза бросаются мелкие огрехи, незаметные на экране поменьше. Впрочем, в остальном порт толком ругать не за что — разве что за фантастически высокую цену, унаследованную от консольного релиза.

* * *

За красивой оберткой и мелодичной музыкой Octopath Traveler скрывается утомительная и скучная игра. И на PC, и на Switch хватает JRPG разных лет, которые намного интереснее этой очаровательной пустышки.

Оценка Riot Pixels55%

Минимальные требования Рекомендуемая система

Core i3
4 Гб памяти
GeForce GTX 750
5 Гб на винчестере

Core i5
6 Гб памяти
GeForce GTX 1060
5 Гб на винчестере

Summary
Review Date
Reviewed Item
Octopath Traveler
Author Rating
31star1star1stargraygray