Рецензия на Nier: Replicant ver.1.22474487139…

Автор: ОЛЕГ ЗАЙЦЕВ

Невероятный успех Nier: Automata подстегнул интерес публики к оригинальной Nier — прохладно принятому ролевому боевику 2010 года за авторством эксцентричного сценариста Йоко Таро. Неказистая Action JRPG в свое время умудрилась обрести культовый статус среди тех немногих, кто смог совладать с ужасной картинкой и отдельными элементами геймдизайна. И это — задолго до появления чарующей походки боевого андроида 2B.

Не то, чем кажется

Разработка: Cavia
Издание: Square Enix
Жанры: RPG (Action RPG)/3rd Person/3D
Похожие игры: Nier: Automata, Drakengard (серия)
Мультиплеер: Отсутствует
Вышла: См. карточку в базе
Платформа: PlayStation 4
Обсуждение на форуме

Новая версия с замысловатым названием Nier: Replicant ver.1.22474487139…, по заявлениям создателей, «не ремейк, но и не ремастер». Изучив ее, я пришел к выводу, что это все-таки ремастер, только местами с очень серьезными правками и нововведениями. Иронично, что меньше всего в обновлении нуждалась история — именно благодаря ей оригинал и носили на руках все, кто когда-то взялся за эту книжку, не испугавшись ее обложки.

Не столь отдаленное будущее ожидаемо ужасно. Безымянный мегаполис выглядит опустошенным. Маленькая девочка и ее старший брат прячутся в полуразрушенном магазине. Отсиживаться без еды бессмысленно, однако и идти куда-то опасно — герою угрожают таинственные «тени». Намерения нечетких черных силуэтов нам не раскрывают: история резко перепрыгивает примерно на 14 веков вперед и знакомит нас с другой парой — тоже девочкой и ее братом-подростком, проживающими в небольшой, как будто средневековой деревеньке. Этот мир терзают не только тени, но и таинственная неизлечимая болезнь. Нир очень любит сестренку, берется за любую работу в надежде найти средство от недуга, поразившего Йону. Однажды она пропадает. Следы ведут в древние руины… События еще не начали набирать обороты, а Nier уже ставит перед нами первую задачку: персонажи в обеих сценах похожи друг на друга как две капли воды.

Смотреть галерею скриншотов Nier: Replicant ver.1.22474487139…

Сценарии Йоко Таро, известного по серии Drakengard и ее ответвлению Nier, запутаны и хитроумны. Важно подчеркнуть: Nier: Automata вышла через много лет после первой части, но почти все, что вам могло понравиться в ней, было и в ее предшественнице. Разумеется, речь об интригующей истории, запоминающихся персонажах, завораживающей вселенной и восхитительном саундтреке, вдыхавшем жизнь в обтянутые невзрачными текстурами пейзажи и подземелья, зачастую лишенные какой-либо обстановки.

Этот постапокалиптический мир традиционно для дилогии прекрасен в своей обреченности. Ветхие останки современной нам цивилизации, великолепные грустные мелодии, душераздирающие маленькие трагедии простых людей, которые разворачиваются на каждом шагу… Несчастья, несправедливость, чудовищные недоразумения буквально преследуют нас по пятам. Nier – одна из немногих RPG, где убитый противник порой вызывает больше симпатии, чем «заказавший» его NPC.

При всей комплексности сценария нужно отметить, что совсем без японской пошлости (чрезмерной патетики или, если угодно, переигрывания) дело не обошлось. О «пошлостях» другого рода также не забыли: пускай вместо привлекательного андроида 2B мы по большей части управляем пареньком Ниром, девушка в вызывающем наряде в оригинале тоже была.

Смотреть галерею скриншотов Nier: Replicant ver.1.22474487139…

На своеобразный выбор одежды Кайне (так зовут нашу спутницу) периодически указывает главный помощник Нира — любитель высокого слога Гримуар Вайс, снова великолепно озвученным Лиамом О`Брайаном. Возможно, вычурная манера ведения разговора связана с тем, что Вайс — летающая книга, поддерживающая своего боевого товарища разнообразными заклинаниями. Дерзкая Кайне — его полная противоположность, осыпающая противников яростными ударами, и всех вокруг — отборной бранью. Парнишка Эмиль — самый тихий, крайне застенчивый друг Нира, хотя в решающий момент он иногда помогает куда больше других. Само собой, у каждого есть какой-нибудь секрет. А то и не один.

Столь юного Нира мы видим впервые: ранее на Западе он был накачанным мужиком лет под 40 с явным отпечатком алкоголизма на отталкивающем лице. Честно говоря, концепция папы, спасающего свою дочь, кажется мне интереснее — для японцев такой возрастной главный герой в принципе нетипичен. Однако надо признать, что он и выглядел посредственно, и не всегда хорошо вписывался в сцены. Дело в том, что на родине Nier вышла в двух инкарнациях: Replicant про героя-брата и известной у нас Gestalt — про отца. Пускай идея воина-подростка — типичный JRPG-штамп, в Nier его нивелирует пауза в целых пять лет по ходу сюжета. Таким образом, во второй половине истории наш подопечный сильно преображается, представая повзрослевшим и окрепшим бойцом, размахивающим гораздо более солидными двуручниками и копьями, чем ранее. Потому юнец органичнее вписывается в мизансцену.

Вместе с главным героем, для которого потребовалось два актера, переозвучили и все прочие реплики. Модельки персонажей тоже обновили, у кого-то сильно (подтяжка особенно заметна на лицах Нира и Кайне), у кого-то не очень. Оригинальная Nier уже в день выхода выглядела отталкивающе. Сейчас же, после примерно 35 часов в ремастере, я просто не могу без слез смотреть на локации 2010 года: окруженную уродливыми холмами деревню, безликую пустыню, унылые руины… Работа проведена огромная — это видно сразу. Однако Toylogic со своим косметическим ремонтом не дотянула даже до уровня Automata — далеко не самой технологичной новинки четырехлетней давности. Тем не менее Replicant на PS4 смотрится нормально, 1080p и 60 кадров в секунду делают свое дело. Да и убогие пейзажи заметно похорошели. Чего, к сожалению, не скажешь о многих пустых коридорах и залах-аренах местных «подземелий». Да, в свое время Cavia выделили небольшой бюджет на разработку, но по такому случаю Square Enix могла бы и раскошелиться.

Смотреть галерею скриншотов Nier: Replicant ver.1.22474487139…

Хорошо забытое старое

Впрочем, некоторые элементы устарели еще сильнее. В первую очередь это касается чудовищного количества беготни туда-сюда. Строго говоря, допотопные поручения типа «принеси десять волчьих шкур» — до сих пор нормальное дело во многих JRPG, поэтому ругать именно Replicant неудобно, да и проблема не столько в этом. Нормальных способов быстрого перемещения нет, доступный же вариант скорее нужен для посещения логова главного злодея, нежели для упрощения жизни игрока. На необходимость нарезать круги по не впечатляющей местности накладывается привычная для адептов Automata обязанность «пройти игру несколько раз», чтобы увидеть новый, «настоящий» финал. Его, кстати, добавили именно в ремастер, как и свежий сюжетный эпизод. Вместе с DLC, выходившим еще для оригинала.

ИСПЫТАНИЕ ДЛЯ САМЫХ ТЕРПЕЛИВЫХ
Если в Automata первые два «прохождения» существенно отличались друг от друга, а третье вообще было совершенно новым, продолжающим события первых двух, то в Replicant от настоящей развязки нас отделяют:

  1. — одно полное прохождение
  2. — две (!) дополнительные пробежки примерно всей второй половины истории, отличающихся лишь (!!) отдельными новыми роликами и текстами
  3. — и еще (только в ремастере, в оригинале этого не было) порядка 2-3 часов из самого начала (!!!) игры

Причем для перехода к третьему пункту во втором необходимо собрать все доступное оружие. А для еще одной — альтернативной — концовки, противоречащей происходящему в третьем пункте, придется еще раз взяться за второй пункт. Хотя проще просто сохраниться перед финальным подземельем и потом выбрать нужный вариант в финале.

Смотреть галерею скриншотов Nier: Replicant ver.1.22474487139…

С какого-то момента я начал перемещаться исключительно кувырками (так быстрее, а верховая езда, увы, доступна крайне редко), пробегая мимо назойливых теней и запрыгивая на лестницы, разбираясь с «боссами» за 2-3 минуты. Тем не менее меня так и не покинуло ощущение, что временами я больше слоняюсь по округе и смотрю на экраны загрузки, нежели играю. С другой стороны, как и в Automata, я настолько привык к местным деревням и их обитателям, что очень проникся этим миром. Чего не скажешь о городах из обычных JRPG, которые часто посещаешь один раз и потом забываешь о них навсегда. Кстати, жаль, что в Replicant не стали делать бесшовность: локации-то небольшие, расположены вплотную друг к другу… Вот это был бы подарок!

Но задания, загрузки, пешие прогулки — отголоски решения делать ремастер, а не ремейк. И хотя тут нужна качественная переделка, в принципе наслаждаться Replicant все это не мешает, особенно если не уделять особого внимания «побочкам». Старые акробатика и боевая система — совсем другой коленкор. В этих элементах влияние потомка сильно: если раньше Нир казался мне неуклюжим, то теперь он скачет и размахивает мечом едва ли не хуже 2B и A2. Игра вообще стала изящнее и плавнее, больше нет нужды сидеть за ней «вопреки» дракам, ведь схватки тоже приносят удовольствие — и за это надо благодарить PlatinumGames, которая помогла Toylogic подтянуть битвы почти до уровня Automata.

Replicant есть чем удивить даже фанатов 2B: живой мир, интересная история, изобилие занятий, будь то рыбалка, садоводство или сбор редких ресурсов для улучшения своего арсенала. Automata была ярче и зрелищнее, но фирменные смены ракурса с вида из-за спины на вид сбоку, сверху (как в top-down шутерах), под углом (местный уровень в духе изометрических боевиков — чистый восторг), от первого лица (рельсовый тир в DLC) или вообще непонятно какой (напоминает Resident Evil в особняке) — все это появилось задолго до боевых андроидов YoRHa. Равно как и постоянные попытки сценария расправиться с жанровыми клише или обхитрить игрока. Жаль только, что русского языка в Nier как не было, так и нет.

Смотреть галерею скриншотов Nier: Replicant ver.1.22474487139…

* * *

Очень достойный ремастер выдающейся, хотя и своеобразной игры, ставшей намного дружелюбнее к широкой аудитории. Это одна из тех редких RPG, которые до самого финала не отпускают игрока. От него требуется лишь немного терпения.

Оценка Riot Pixels85%

pixels-recommend

Summary
Review Date
Reviewed Item
Nier: Replicant ver. 1.22474487139…
Author Rating
51star1star1star1star1star