Рецензия на Mutant Year Zero: Road to Eden

Автор: ОЛЕГ ЗАЙЦЕВ

Очередной апокалипсис! Человечество, как заведено, пережило его лишь частично. В основном наши потомки сбились в банды, утратив большую часть умственных способностей и какое-либо понятие о цивилизованном поведении. К счастью, в новом мире существует “Ковчег”, эдакий островок спокойствия и порядка, где помимо приличных людей можно встретить совсем уж странных ребят – прямоходящего борова Бормина и его друга – утку Дакса.

Война никогда не меняется

Разработка: The Bearded Ladies Consulting
Издание: Funcom
Жанры: Strategy (Tactics)/Turn-based/Isometric/3D
Похожие игры: XCOM 2, Wasteland 2, Fallout
Мультиплеер: Отсутствует
Вышла: см. карточку в базе
Платформа: PC

Mutant Year Zero: Road to Eden выглядит намного богаче, чем она есть на самом деле. И я склонен винить в этом не Unreal Engine 4, который еще нужно правильно использовать, а великолепную работу художников, создавших убедительную и красивую картину всеобщей разрухи и запустения. Любуясь школами, барами и прочими постройками, я никак не мог перестать фантазировать о том, как сейчас могла бы выглядеть первая Fallout с такими декорациями. Аналогия не случайна, ведь, например, здешняя частично разрушенная церковь, занятая психопатами, все самые интересные свои секреты хранит под землей. В поселениях – множество мелких деталей, за их стенами – убедительная дикая природа. Сюда тянет снова и снова – и это добрый знак, свидетельствующий о том, что мы попали в настоящее постапокалиптическое приключение, а не в бесконечный сбор бесхозного хлама.

Хотя совсем без него не обошлось: разнообразный мусор тут играет роль трех разных видов валюты. В одном заведении можно обменивать лом на “расходники” и – изредка – броню и оружие, в другом покореженное оружие (да, я тоже думал, что смогу подбирать его с трупов…) принимают в обмен на улучшение ваших “стволов”, ну а в баре за редчайшие находки вам выдадут разнообразные бонусы. Собирательство в Зоне продиктовано еще одним неиссякаемым источником вдохновения – братьями Стругацкими. Или, возможно, “Тенью Чернобыля», потому что двум вашим сталкерам дают очень знакомое задание: найти Стрелка Хэммона. Ваш коллега возглавлял отряд, отправившийся вглубь Зоны. С тех пор его никто не видел.

Теперь им надо идти по его следам, но “упыри” – аналог рейдеров, с которыми и придется сражаться чаще всего, – слишком многочисленны, чтобы прогулка была быстрой и приятной. Когда отряд разрастется до максимальных пятерых бойцов, непосредственно в бой все равно можно будет взять лишь троих. Учитывая многочисленность, неплохое вооружение и богатырское здоровье врагов, лобовое столкновение не сулит говорящим зверюшкам и их союзникам ничего хорошего. Поэтому большую часть времени вы будете бегать по заброшенным домам и заросшим сорняками улицам с выключенным фонариком, чтобы уменьшить поле вокруг противника, попадание в которое раскрывает ваше присутствие. И именно тогда, когда вы распробуете “стелс”, Mutant Year Zero начнет стремительно терять свое очарование, потому как встречают-то по одежке, но провожают по уму.

Смотреть галерею скриншотов Mutant Year Zero: Road to Eden

Выбегалло забегалло

Скрытность здесь очень важна, однако кроме упомянутого выше круга (забавный момент: если стоять у его края, то он постепенно увеличивается, создавая ощущение, что часовой разглядывает ваш силуэт… затылком?) Mutant Year Zero толком не предлагает механик для бесшумного прохождения. У вас нет холодного оружия, чтобы убить ничего не подозревающую жертву одним ударом. Нельзя переносить трупы, хотя это не так уж страшно – на них все равно никто не обращает внимания. Нет способа как-то привлечь чужака и заманить его в укромный уголок. Тут вообще невозможно понять, насколько громко шумит ваша “пушка”. Редкие пистолеты с глушителем и арбалеты вас не выдадут, но во второй половине игры ими сложно кого-то убить наверняка, даже если накинуться всей толпой, а в свой ход цель всегда поднимает тревогу. С дробовиками и автоматами же никогда не угадаешь, засекут или нет. Вишенка на торте – любители “молотовых”, которые при смерти роняют бутылку, иногда привлекая внимание товарищей. Что характерно, сам по себе стук пуль по обшивке огромного робота нисколько не смущает тех, кто стоит в нескольких метрах от него.

Впрочем, рано или поздно возможности тихого исследования локации в реальном времени исчерпываются, и действие переходит в фазу привычной пошаговой перестрелки в духе современных XCOM. Два действия (осторожно, выстрел заканчивает ход!) на бойца, перехват хода, бонус за нахождение на высоте и неплохая разрушаемость зданий и укрытий – далеко не худшая калька с самой известной тактической игры современности. Приятная мелочь: шанс попадания меняется с шагом в 25%, так что при 100% промах совершенно невозможен. С другой стороны, специальные выстрелы (например, оглушающие роботов) производятся с пониженной точностью, поэтому в сражении часто нужно учитывать эффект случайности. Кроме того, активные умения ваших подопечных восстанавливаются не со временем, а по мере уничтожения новых противников. Хотите еще раз безболезненно для себя “оглушить” агрессивную жестянку? Для начала разберитесь с тремя недругами попроще!

Смотреть галерею скриншотов Mutant Year Zero: Road to Eden

Тактических изысков немного. Например, Бормин умеет сбивать с ног и нокаутировать, а Дакс может отрастить крылья и воспарить над полем боя, получив преимущество при ведении огня. Древо способностей каждого из ваших мутантов больше похоже на две короткие ниточки, изредка переплетающиеся между собой. Причем умения зачастую не уникальны, несмотря на скудность “прокачки”. Особенно же раздражает то, что открытые “перки” надо экипировать – нельзя пользоваться всеми полученными преимуществами сразу. Сделало ли это игру сложнее? Нет. Скорее уж скучнее из-за постоянной возни в соответствующих окошках.

Вообще говоря, упыри, роботы и злые собаки крепчают намного быстрее. Хоть в Mutant Year Zero и есть уровни персонажей, реальная польза от них очень незначительна, так как параметры героев не растут (их просто нет), здоровье увеличивается только при вложении большого количества распределяемых очков (их дают по одному за уровень), ну а большая часть навыков вам вряд ли пригодится. Поначалу велик соблазн обходить все патрули стороной, но рано или поздно вы наверняка попадете в ситуацию, которую без драки не разрешить. Нет, тут, как и в последних Divinity или даже в “Проклятых землях», желательно уничтожать все, что попадется на глаза. Не столько ради опыта, сколько ради новых экземпляров оружия, комплектов брони и ресурсов.

Игра в значительной степени линейна. Полностью открытая карта мира выглядит солидно, однако на деле необязательных локаций мало, а побочных квестов, связанных с редкими нейтральными NPC, всего два. В их рамках, кстати, можно немного почудить, хотя в целом Mutant Year Zero не приветствует вольный подход. И это понятно – игру не так уж сложно обвести вокруг пальца, воспользовавшись ее незаметными слабостями. Скажем, ускользнуть из предполагаемой засады, просто воспользовавшись быстрым перемещением.

Смотреть галерею скриншотов Mutant Year Zero: Road to Eden

С учетом сказанного продолжительность в 14 часов для среднего уровня сложности не кажется маленькой. При всех очевидных внешних достоинствах Mutant Year Zero демонстрирует абсолютно привычные и далеко не лучшие – масштаб мелковат – тактические бои и интригующий, но очень плохо раскрывающийся мир. За персонажей, сюжет и почти что отсутствующие диалоги отдуваются исключительно декорации да редкие записки. Печальнее же всего оказалась концовка, на которую я возлагал определенные надежды, когда где-то после трети игры понял, что сюрпризов уже не будет. Увы, она-то как раз и стала главным разочарованием – в основном, по-моему, для Бормина и Дакса, нежели для меня.

* * *

Mutant Year Zero: Road to Eden – привлекательная и не самая дурная “тактика” 2018 года. К сожалению, амбиции авторов явно превзошли их возможности, так что если вам приглянулась концепция XCOM в постапокалиптическом мире, советую запастись терпением в ожидании Phoenix Point Джулиана Голлопа.

Оценка Riot Pixels65%

Минимальные требования Рекомендуемая система

Core i5-760
6 Гб памяти
GeForce GTX 580/Radeon HD 7870
8 Гб на винчестере

Core i7-6700K
8 Гб памяти
GeForce GTX 970/Radeon RX 480
8 Гб на винчестере

Summary
Review Date
Reviewed Item
Mutant Year Zero: Road to Eden
Author Rating
41star1star1star1stargray