Рецензия на Mount & Blade 2: Bannerlord

Обзор Mount and Blade 2: BannerlordАвтор: SNOR

Великая Империя рухнула. Дни ее славных побед и роста миновали, власти погрязли в заговорах и коррупции. Когда очередной правитель умер, не назвав наследника, могучая держава раскололась на отдельные государства, без конца враждующие между собой. Заметив разлад, зашевелились и многочисленные соседи поменьше. Против объединенной страны у них было мало шансов, зато теперь не страшно и отгрызть от нее какой-нибудь лакомый кусок. Наступили нелегкие времена — звенит сталь, пылают деревни, кровь течет рекой. Для тех, кто привык вести за собой бойцов, спать в седле и носить меч, такие периоды — шанс достичь поразительных вершин.

У серии Mount & Blade есть неоспоримое достоинство — ее, в общем-то, не с чем сравнивать. Концепт «рыцарской песочницы» с замками, лошадьми и масштабными битвами, придуманный турецкой студией TaleWorlds, уникален и крайне сложен. Первая часть породила несколько ответвлений на том же движке, однако полновесных аналогов-конкурентов на горизонте так и не возникло. Немудрено, что Mount & Blade 2: Bannerlord была обречена на бурный успех, хотя давнюю задумку она толком не развивает — это чувствовалось еще в версии из раннего доступа.

Конный спорт

Разработка: TaleWorlds Entertainment
Издание: TaleWorlds Entertainment, Prime Matter
Жанры: Action/RPG/1st Person/3rd Person/3D
Похожие игры: Mount & Blade (серия)
Мультиплеер: (120) Internet
Вышла: См. карточку в базе
Платформа (для рецензии): PC, игра предоставлена издателем

На континенте Кальрадия полыхает конфликтами раннее средневековье — вымышленное, но подчеркнуто реалистичное. Ни следа магии и фантастических технологий, никаких причудливых форм правления и общественного устройства. Феодалы собирают дань и воюют, крестьяне вкалывают, удар конницы с фланга почти соразмерен ядерному, разве что равноправие полов несколько выходит за рамки псевдоисторического серьезного тона. Впрочем, вписано оно хорошо и картину не портит.

Придумывая для своей геополитической драмы действующих лиц, авторы использовали предельно узнаваемые образы. В центральной части материка устроилась расколотая и нескрываемо «римская» Империя с сенатом и легионами. По степям скачут кочевники-хузаиты — для превращения в Золотую Орду им не хватает только Чингисхана. На севере всем заправляют князья в меховых ушанках, на западе засели разрисованные татуировками баттанцы, от которых поневоле ожидаешь характерного гэльского говора, и «норманнские» вландийцы — наемники издалека, когда-то завоевавшие себе королевство на чужой земле. Южными пустынями владеет Ассерайский султанат — если название недостаточно красноречиво, все точки над «i» мигом расставят верховые верблюды и чалмы.

Огромная многонациональная Кальрадия бурлит жизнью. Государства объявляют друг другу войны, заключают перемирия и выплачивают контрибуции. Члены влиятельных кланов собирают под свои знамена войска других лордов и водят получившиеся армии в гости к соседям, сжигая деревни и осаждая крепости. Власти принимают законы, отменяют их и раздают аристократам земли, изображая мудрое и дальновидное правление. Знать гордо разъезжает по округе во главе вооруженных отрядов, ввязываясь в переделки и участвуя в рыцарских турнирах. Торговые караваны спешат по делам, добывая золотые динары, шайки бандитов их выслеживают, наемники ищут работу, крестьяне таскают свои стада и зерно на продажу. Каждая деревня производит определенный ресурс, в городах работают разнокалиберные мастерские, переизбыток и дефицит товаров влияют на цены. Творение TaleWorlds — «песочница» действительно высокого полета, продуманный мир с комплексными цепочками событий и множеством занятий.

Нам предстоит в нем жить, поднимаясь «из грязи в князи» так, как взбредет в голову. Правда, в отличие от первой Mount & Blade, в Bannerlord номинально есть сюжет. Герой (или героиня) вместе с семьей попал в беду, его родителей убили, малолетних брата и сестру похитили. Теперь ему надо бы разыскать родственников, воздать обидчикам и параллельно добыть информацию о таинственном артефакте, случайно оказавшемся в руках, — он, говорят, невероятно ценный. Однако «сюжетные» миссии играют скорее ознакомительно-обучающую роль: демонстрируют механики, дают ясные цели, когда еще плохо понимаешь, к чему стремиться, предоставляют поводы для дальних странствий, немного погружают в историю Кальрадии рассказами о давнем конфликте. Настоящего, толкового повествования за ними нет, и игре оно, в общем-то, без надобности. Как и предшественница, она предлагает «писать» сценарий самостоятельно, ставя себе задачи, принимая прикладные решения и впутываясь в неприятности.

Смотреть галерею скриншотов Mount & Blade 2: Bannerlord

Mount & Blade порой называют «сухопутными “Корсарами“» из-за схожести процесса. Эта аналогия, само собой, применима и к сиквелу. Мы гоняем по глобальной карте схематичную фигурку героя, нанимаем ему войска и офицеров-компаньонов, закупаем провизию и платим солдатам жалованье, берем в поселениях случайные задания вроде «убить бандитов» или «сопроводить караван». Когда доходит до драки, можем лично вести отряд в атаку, выкрикивая приказы и размахивая оружием. На этот подробный «симулятор наемника» Bannerlord накручивает широкие возможности, которые и не снились большинству «пиратских» игр. Скажем, не охранять торговые караваны, а отправлять их. Или приобрести мануфактуру и получать с нее доход. Заслужить собственный феод с крепостью и деревнями, а то и не один. Жениться по расчету на дочке императрицы. Участвовать в политической жизни страны, стать ее правителем. Или даже основать новую державу и безжалостно забодать остальные.

Смотреть галерею скриншотов Mount & Blade 2: Bannerlord

Путь к действительно высокому положению долог. Грубо говоря, герой проходит через несколько этапов развития. Сперва он ездит по деревням, перегоняет для крестьян стада и бегает по лесам за голодранцами-разбойниками. Затем дорастает до наемничьего контракта с каким-нибудь государством, получая от него регулярные денежные вливания за обычную деятельность и уничтожение враждебных стране отрядов; естественно, с этого момента его начинают напрямую затрагивать войны. Следующая ступень «эволюции» — принести вассальную клятву; это уже обширные владения, командование армиями, голосование за законы. Ну а дальше ждет трон и, при желании, завоевание Кальрадии.

Конечно, до столь величественных деяний надо дорасти. Ролевая система внушительная: 6 характеристик, 18 навыков, уйма перков… Характеристики изредка разрешают увеличивать, каждая отвечает за три растущих при использовании умения, определяя их максимальный порог — мечнику желательна могучая стать, торговцу поможет харизма. Навыки открывают доступ к выбору привязанных перков — усиленное разбивание щитов секирой, сниженный шанс, что конь охромеет, игнорирование брони при стрельбе из лука и тому подобное. Вдобавок при «повышениях» выдают очки внимания — их положено инвестировать в умения. Это ускоряет приход мастерства и сдвигает вперед заданную характеристикой планку. Таким образом нам позволяют держать на должном уровне непрофильные для персонажа таланты и предельно «разогнать» основные. «Качать» нужно много всего сразу — толковый полководец не может быть узким специалистом, это удел офицеров. В любом случае, простор для развития широкий.

Смотреть галерею скриншотов Mount & Blade 2: Bannerlord

Войска подлежат более незатейливому совершенствованию — примерно как у юнитов в стратегиях. За пережитые битвы бойцам отсыпают опыт, после чего их можно за деньги улучшать до продвинутых версий, иногда выбирая между парой вариантов. Конечно, у каждой страны свои виды вояк с нюансами и особенностями. Баттания сильна стрелками, Империя — легионерами и тяжелой кавалерией, неуловимые конные лучники хузаитов обходятся минимальной поддержкой пехоты.

Впрочем, говорить о каких-то тактических изысках было бы серьезным преувеличением. Сражения хороши… в качестве некоего волнующего переживания, отнюдь не как требующая решения задача. Безусловно, честно симулированные битвы с сотнями участников, в которых разрешено ездить на коне, рубить врагов и командовать, производят сокрушительное впечатление, их не портит даже весьма неказистая картинка. Кавалерийские наскоки во фланг пехотного строя, яростная рубка на стенах осажденной крепости — яркие моменты легко застревают в памяти. Увы, командный интерфейс катастрофически неудобен, плюс численность и опытность войск зачастую куда важнее воплей полководца. Разумная расстановка сил и маневры имеют какое-то значение разве что в совсем уж масштабных заварушках, да и они, как правило, быстро мутируют в веселую хаотичную свалку.

Смотреть галерею скриншотов Mount & Blade 2: Bannerlord

Кособокое фехтование с выбором направления ударов и блоков, в сущности тривиальное, лишь прикидывается сложным и замороченным. С экипированным щитом незачем пристально отслеживать вражеские движения (спереди он защищает от всего), противники глупы, никаких хитростей и финтов не предусмотрено — вовремя закрывайся и бей, вот и вся наука. Тяжелые двуручные мечи и топоры категорически не выдерживают конкуренции со связками типа «щит и одноручное оружие» и потому, как и копья, полезны в основном на лошади. Конный бой продуман лучше пешего… и тоже неуклюж, просто в седле медленные неловкие замахи выглядят менее странно. Спору нет, свою работу «боевка» выполняет — воевать приятно, а таких зажигательных кавалерийских атак за пределами серии вообще не сыскать. Вот только дисбаланс и общая кривизна ее не красят. Неудивительно, что в сконцентрированном на разборках мультиплерее пустовато: массовые баталии не поражают массовостью, редкие ценители предпочитают бряцать железом на дуэльных серверах.

Смотреть галерею скриншотов Mount & Blade 2: Bannerlord

Конечно, сетевая часть здесь в принципе предельно вторична. Bannerlord ценна своим бескрайним бурлящим миром с его событиями, битвами и захватывающими приключениями. Мы деремся на турнирах ради прекрасных дам и славы, выполняем бесчисленные случайные задания, сотрудничая с лордами, деревенскими старостами и криминальными авторитетами, устраиваем родственникам браки (и сами можем обзавестись второй половиной), обретаем верных друзей и скрещиваем с ними мечи из-за государственных интересов, руководим завоевательными походами… Да, зашкаливающая комплексность не всегда уместна — множество мудреных систем не контачат между собой или работают вхолостую, экономика хромает, глубина условностей пугает, кое-где торчат «уши» нереализованных интересностей. Но в причудливом и потрясающе живом средневековье легко провести и 100, и 150 часов.

О ЛОКАЛИЗАЦИИ
С текстом все хорошо, напрягают лишь сокращения в интерфейсе и мелкие недосмотры наподобие «Сортировать по: Свидание началось». Звук английский.

* * *

«Непричесанность» механик органично дополняет объятую хаосом Кальрадию. Пусть мир Bannerlord и напоминает горящий бордель с разбитыми окнами и перевернутыми кроватями, в нем весело и уютно.

Оценка Riot Pixels81%

pixels-recommend

Минимальные требования Рекомендуемая система

Core i3-8100/Ryzen 3 1200
6 Гб памяти
GeForce GTX 660/Radeon HD 7850
60 Гб на винчестере

Core i5-9600K/Ryzen 5 3600X
8 Гб памяти
GeForce GTX 1060/Radeon RX 580
60 Гб на винчестере

Summary
Review Date
Reviewed Item
Mount & Blade 2: Bannerlord
Author Rating
41star1star1star1stargray
-32%
1155 руб.1699 руб.