Рецензия на “Метро: Исход”

Автор: КОНСТАНТИН ФОМИН

Компьютерные игры — только развлечение? А если они — ещё и искусство, то имеют ли разработчики право транслировать через них свои убеждения? Вопрос был особенно актуален перед релизом «Метро: Исход», ведь предыдущий проект украинской студии 4A Games вышел до «референдума» в Крыму и войны на Донбассе. Многие с опаской ожидали, что команда решит расквитаться за эти события в своём новом шутере.

Тем более что роман Дмитрия Глуховского «Метро 2035», от которого отталкивается сценарий третьей части «Метро», был очень политизирован. Листая его страницы, я постоянно испытывал тошноту. И вовсе не потому, что он плохо написан. Просто и без того мрачный постапокалиптический мир стал совсем уж свинцовым, беспросветным отражением самых гнусных черт сегодняшней ситуации в нашем отечестве.

Но «Исход» — игра с совершенно иным настроением, и читать «Метро 2035» перед прохождением не нужно. С книгой её роднит лишь завязка. Герои, которые долгие годы думали, что за пределами московской подземки жизни нет, узнают, что всё это время их обманывали, и отправляются в путешествие по опалённой атомным огнём России. Их скитания напоминают мифы о том, как евреи искали землю обетованную, и наивные научно-фантастические телесериалы 60-х, где отважные идеалисты покоряют неизвестные планеты, совершают подвиги и выручают друг друга. А «политоты» нет и в помине.
Смотреть галерею скриншотов “Метро: Исход”

Ужасная Россия будущего

Разработка: 4A Games
Издание: “Бука”
Жанры: Action (Shooter)/1st Person/3D
Похожие игры: «Метро 2033», «Метро: Луч надежды», «S.T.A.L.K.E.R.: Тень Чернобыля», «S.T.A.L.K.E.R.: Чистое небо», «S.T.A.L.K.E.R.: Зов Припяти»
Мультиплеер: Отсутствует
Вышла: см. карточку в базе
Платформа: PlayStation 4
Обсуждение на форуме

Среди сюжетных шутеров сейчас немногие могут предложить такую продолжительность, как «Метро: Исход» – в ней легко провести 20 с лишним часов. В основном — в трёх крупных локациях, засветившихся в рекламных видеороликах.

Точнее, в двух с половиной. По-настоящему велики только саратовские топи с культистами-электрофобами и пустыня на побережье Каспия, где бандиты качают нефть в духе «Безумного Макса». Чтобы пробежать их из конца в конец, понадобится минут 7-10, и именно здесь дают покататься на лодке и внедорожнике-«буханке». Управлять ими не очень удобно, но это скорее помогает погружению. Если машина выглядит так, словно вот-вот развалится на куски, то она и должна быть неуклюжей.

Действие третьего уровня с «открытым миром» разворачивается в окрестностях заброшенного пионерлагеря, и он куда скромнее по масштабам. Это всё-таки коридор из точки A в точку Б — пусть и просторный; в некоторых местах его ширина достигает пары сотен метров. Есть и несколько более привычных для серии «Метро» линейных заданий со зрелищными скриптовыми сценками и сюрреалистическими «хоррор»-эпизодами.

Смотреть галерею скриншотов “Метро: Исход”

К сожалению, даже у игроков родом из СССР основные локации «Исхода» едва ли вызовут тот удивительный эффект узнавания родных руин, которым славилась S.T.A.L.K.E.R. Первые две части выезжали за счёт колорита московского метрополитена и достопримечательностей вроде библиотеки имени Ленина, Останкинской башни или Красной площади. Тут же всё более пресное. Если перенести болота и сектантов в Луизиану, а нефтяников, угнетающих дикарей, — в Техас или Неваду, их дизайн почти не придётся менять. Если не обращать внимания на «девушек с веслом», то и здешняя история в летнем лагере могла бы разыграться в американской глубинке.

Русский дух возвращают в «Исход» вставки между заданиями, когда герои едут к следующей цели на поезде. Гуляя по вагонам, игрок может прослушать огромное количество диалогов и прикипеть душой к персонажам, поначалу кажущимся однобокими солдафонами. Ну а если взглянуть в окно или выйти покурить на свежий воздух, вы наверняка испытаете умиротворение и тоску, знакомые всякому, кто путешествовал по российским железным дорогам. Мимо пролетают бесконечные степи или леса, изредка рядом мелькает водонапорная башня или покосившаяся станция, которая и в нашем 2019-м выглядит так же, как в придуманном 2035-м. Этот приём позволил 4A Games объединить уровни, разделённые сотнями километров, в цельное дорожное приключение.

Пора вернуть эту землю себе

Но одной драматургией, конечно, сыт не будешь. Сердце «Исхода» — игровая механика, «заточенная» под большие локации. Когда экспедиция сталкивается с очередной проблемой, вам поручают с ней разобраться и ставят маркер на карте. Спешить не обязательно: вы вправе идти в любом направлении и заходить почти во все постройки. Сплав сюжетного шутера и изучения открытого мира тут близок к идеалу. Встретить патруль или нейтрального собеседника удаётся редко, но так и должно быть в постъядерных пустошах.

Смотреть галерею скриншотов “Метро: Исход”

Чтобы облегчить поиски чего-нибудь интересного, можно залезть на пригорок и осмотреть окрестности в бинокль: когда вы проводите взглядом мимо примечательных точек, раздаётся щелчок. Сфокусируйте внимание на объекте — и его тоже отметят в планшете. Поводов исследовать каждый уголок хватает. В скучной на вид пятиэтажке может лежать полезный апгрейд или дневник, проливающий свет на события в совершенно незнакомом для вас регионе. Ведь про Москву Глуховского мы уже слышали предостаточно, а книги из расширенной «Вселенной Метро 2033» читали далеко не все, да и являются ли они каноничными для игровой хронологии — большой вопрос.

Важно собирать и ресурсы двух типов – химикаты и запчасти, – из которых изготавливаются боеприпасы, аптечки и дыхательные фильтры. Ещё они уходят на ремонт маски противогаза, если её разбили, и чистку оружия, которое со временем начинает стрелять хуже и клинить. Вся возня совершенно не напрягает — благо мастерить многие предметы можно где угодно, как в The Last of Us. То же касается модификации оружия — она происходит на лету а-ля Crysis. Впрочем, не стоит забывать, насколько сурова действительность вокруг героев: пока вы изучаете карту или копаетесь в рюкзаке, игра не замирает на паузе, и вы можете погибнуть от радиации, токсичного газа, зубов злобного мутанта или бандитской пули. Это заставляет понервничать, зато так сильнее погружение в роль.

Сражения в «Исходе» тоже стали заложниками постапокалиптической атмосферы. Вроде бы видно, что разработчики старались подогнать «боёвку» под современные стандарты, но вышло всё равно корявенько. Как и прежде, стрелять по врагам не очень удобно, хотя на попадания они теперь реагируют реалистично и больно дают сдачи, пусть и не блещут умом. Так что лучше избегать лишних стычек и экономить ресурсы. Монстры в логовах всё равно возрождаются, и полностью «зачистить» карту не выйдет. Если же без бойни не обойтись, снимите часть противников из «ствола» с глушителем или зарежьте. Это опять же помогает лучше ощутить, что вы пытаетесь выжить, а не развлекаетесь на сафари.

Сам по себе «стелс» по сравнению с «Лучом надежды» не поменялся: шагайте на корточках, тушите фонари и факелы и не маячьте у часовых прямо перед глазами – тогда прокрадётесь куда угодно. Лучше, конечно, ночью. Правда, в темноте больше шансов встретить стаю мутантов по пути к вражескому лагерю. Время суток и погода в «Исходе» меняются динамически – можно просто подождать заката. Но лучше найти одну из бытовок-убежищ: подобно серии Far Cry, в них разрешено сразу передвинуть стрелки часов на утро или вечер. И ещё там стоят верстаки, без которых нельзя смастерить более мудрёные предметы. Сохраняться дают, к счастью, не только в этих избушках: к вашим услугам довольно частые «автосейвы» и одна ячейка для записи вручную.

Избегать кровопролития стоит и потому, что 4A Games продолжает использовать знакомую систему «кармы». На сей раз её оформили более очевидно: вас прямо просят обойтись в следующей вылазке без лишних трупов, а не вынуждают искать балалайки по закоулкам. Враги, кстати, научились сдаваться в плен, если понимают, что вы берёте верх. Также полезно выполнять побочные задания. Например, притащить девочке потерянного плюшевого мишку или выпустить рабов. Последствия ваших действий аукнутся быстро — вы несколько раз рискуете потерять членов экипажа. А от этого напрямую зависит концовка. В хорошем варианте ждёт жизнеутверждающий финал, которому не нужна никакая сцена после титров. И её здесь нет. Хотя если в «сезонном абонементе» подкинут новые локации — даже под предлогом «послесловия» — я с радостью брошусь их изучать.

* * *

Так могла бы выглядеть S.T.A.L.K.E.R., сделанная прямыми руками, — где к атмосфере запустения прилагается качественный геймплей, лощеная графика и захватывающий сюжет.

Оценка Riot Pixels90%

pixels-recommend

Summary
Review Date
Reviewed Item
Metro: Exodus
Author Rating
51star1star1star1star1star
-50%
995 руб.1999 руб.