MC Pixel: Музыка в играх Rockstar Games

logo-mc-pixel-rockstar-games-music.jpgАвтор: ЯРОСЛАВ ГАФНЕР

Rockstar Games на современной игровой карте мира подобна Римской империи – ее легионы-студии разбросаны по разным странам и континентам, а пополнения не так уж редки: нет-нет да и появится еще одна «провинция» (как в августе нынешнего года, когда стало известно о Rockstar India). Покупка новых компаний? Параллельная работа над кучей сайд-проектов, помимо серии-локомотива Grand Theft Auto? Громкие судебные процессы? Да, владельцы Rockstar Games живут как короли. И для своих криминальных боевиков лицензируют сотни композиций – не жалко денег, если игры расходятся десятками миллионов копий. Впрочем, музыкальный ландшафт проектов Rockstar Games – это, разумеется, не только «песни со стороны». Под имперскими знаменами – куча продюсеров, звукорежиссеров и композиторов. О них сегодня и речь, а если точнее, то о саундтреках Red Dead Revolver, The Warriors, Red Dead Redemption, Max Payne 3 и Grand Theft Auto 5.

Но сначала небольшое и закономерное отступление. Как известно, Rockstar North (да и Rockstar Games в целом, в каком-то смысле) выросла из шотландской студии DMA Design. Этой компании повезло, что в свое время она попала под крыло Psygnosis, после чего выпустила невероятно популярную Lemmings. Интересно, что даже в те далекие годы (стык 80-х и 90-х) с DMA Design сотрудничали видные композиторы – Дэвид Уиттакер и Тим Райт.

Переходим к серии GTA, запущенной DMA Design при поддержке BMG Interactive Entertainment, где какое-то время работал Сэм Хаузер. Сочинением и записью музыки для первой части GTA руководил шотландец Крэйг Коннер, случайно найденный по объявлению. Вместе с Сэмом Хаузером он придумал занятную вещь – ввести в игру радиостанции, чтобы на них звучали вымышленные группы. Решить нелегкую задачу Коннеру помогли Колин Андерсон, Грант Миддлтон, Джонни Уилсон (Robert DeNegro) и другие знакомые. В BMG усилия оценили и выпустили саундтрек на CD. И это – в 1997 году!

В сиквеле GTA использовался тот же подход, разве что сменились исполнители (например, к игре привлекли Джули Трейси Уэмисс и Стюарта Росса, немного работавшего и над оригиналом), выросло число станций и продолжительность дорожки. Да, и на этот раз без умолку вещали колоритные диджеи, а Коннер, конечно, сохранил свое кресло «главного по музыке» в DMA Design.

Что до GTA 3, то в ней Коннер и Хаузер пошли на эксперименты, расширив жанровый арсенал (вплоть до классической музыки) и начав повальное лицензирование известных мелодий. Вместе с Россом и Алланом Уокером (отвечал за звук в GTA 4) Коннер сочинил самую малость треков – купить их можно в iTunes (тут и тут). Уже после серию GTA такой и знали – с минимумом своих композиций и охапкой тем с передовой индустрии. Коннер, тем не менее, времени не терял и написал выразительный эмбиент для садистской Manhunt. Из Rockstar North он ушел весной 2014 года, основав собственную компанию Solid Audioworks. Композитор он матерый, год назад мы посвятили ему целую статью. Но сегодня – не его день.

Red_Dead_Revolver__800x1150.jpgВ качестве разогрева – Red Dead Revolver. Как известно, проектом в начале 2000-х занималась Capcom, но из-за финансовых осложнений закрыла его. Пользуясь случаем, Rockstar Games подхватила необычный шутер-вестерн (Capcom тогда издавала игры американской компании на территории Японии), переписав на себя потенциальную прибыль от продаж за пределами Страны восходящего солнца.

Red Dead Revolver, переделанная и доработанная Rockstar San Diego, вышла на PS2 и Xbox в мае 2004-го. Это TPS с укрытиями вроде бочек и телег, стрельба в котором разворачивается в одном из штатов США на границе с Мексикой. На дворе – пыльные 1880-е, в центре истории – охотник за головами Рэд, отца которого убили бандиты. Ну а коли речь о Диком Западе, то нам дают вволю побродить по салунам, городам-деревушкам, карикатурным банкам и т. п. Локации тут, кстати, просторные, а стандартный стрелковый геймплей разбавлен модными (на тот момент) стационарными «стволами», дуэлями и режимом «сло-мо» (называется Deadeye), подсмотренным, вероятно, в Max Payne.

Для Rockstar Games Red Dead Revolver стала значимым пополнением каталога, продолжив линию «игр как фильмов» (GTA 3, GTA: Vice City, Manhunt). Сюжетные сценки в ней стилизованы под кино благодаря эффекту «старой пленки», да и гамма напоминает вестерны 60-х – преобладают серые и коричневые тона. Жаль только, графику иначе как несерьезной не назовешь (даже для 2004 года). Впрочем, мы ведь говорим о Rockstar тех лет, так что чего удивляться.

Музыка Red Dead Revolver вышла на отдельном диске аж спустя три года после релиза игры. Оригинальных тем вы там не найдете – только композиции, взятые из классических вестернов, от мастеров вроде Эннио Морриконе и Луиса Бакалова. У Тарантино в его «Джанго освобожденном» подборка посильнее будет. С другой стороны, в Red Dead Revolver треки пришпилены к нужным сценам – к примеру, открывающую заставку сопровождает «His Name is King» Бакалова. Интригует не меньше, чем вступление Omikron: The Nomad Soul в исполнении Дэвида Боуи.

Как полагается саундтреку «в духе» Дикого Запада, есть на пластинке напряженные и запоминающиеся темы, дрожащие гитары, оркестровая героика, расслабленное насвистывание, ну и трубы ревут во всю глотку. В самой игре звучит фоновый эмбиент и, например, партия пианино в салуне, написанная Гарри Коэном, работавшим ранее в «звездном» музыкальном отделе Interplay. Остается догадываться, что вышло бы, доверь Rockstar Games саундтрек композитору вроде Клинта Баджакяна (автор незабываемой «подражательской» дорожки Outlaws).

The-Warriors__800x1119.jpgThe Warriors – еще один образчик «кинотворчества» Rockstar Games, обделивший вниманием PC. Этот трехмерный beat ‘em up (ближайшие родственники – серии SpikeOut и Yakuza, плюс Mortal Kombat: Shaolin Monks) подготовила Rockstar Toronto, в его основе – фильм «Воины» Уолтера Хилла (1979), сюжету и окружению которого игра и следует.

Не так давно мы писали, что в PS Store стала доступна версия The Warriors для PS4 – речь не о переиздании, а об оригинале с подтянутым за счет эмулятора Sony разрешением. Опробовать однозначно стоит, так как осмысленные 3D-драки всегда были огромной редкостью.

The Warriors рассказывает об уличной банде под названием, собственно, «Воины», промышлявшей мордобоем и грабежами в Нью-Йорке 70-х. Один из подпольных авторитетов города, Сайрус, решает объединить все группировки, собрав 60 тыс. злобных парней (полицейских в Нью-Йорке на порядок меньше), однако на общем собрании в него стреляют. Кто? В убийстве обвиняют «Воинов». Игра показывает, чем они занимались в депрессивном городе в течение двух месяцев до покушения.

Управление в The Warriors послушное, а боевая система разбавлена «прокачкой» приемов и возможностью схватить биту или размазать лицо копа об стену – большего от экшена/beat ‘em up, я считаю, требовать глупо. Геймплей, однако, толково разнообразят мини-игры: грабим прохожих, вскрываем замки, выгрызаем магнитолы из машин, рисуем тут и там «лого» банды и даже «по науке» вырываемся из захвата полицейского, словно в какой-нибудь EA Sports UFC. Резкого нарекания, как и в случае Red Dead Revolver, заслуживает только угловатая графика, дополненная деревянной анимацией и капризной камерой.

Саундтрек The Warriors был взят из фильма, а на озвучку приглашены седые актеры, четвертью столетия ранее изображавшие юных забияк. Оригинальной музыки гораздо больше, чем в Red Dead Revolver, а ответственен за нее Стив Донохью, в будущем звуковой дизайнер Max Payne 3 и GTA 5. Стилистически она хорошо сочетается с происходящим на экране – отстраненный механический бит и холодные клавишные, от которых мороз по коже.

Red-Dead-Redemption__800x919.jpgРаз мы поведали о том, из чего выросла Red Dead Redemption, то и грандиозному хиту Rockstar Games уделим пару-другую абзацев. Ко времени его релиза компания успела махнуть рукой на прежние спекуляции на «негуманном» имидже (GTA: San Andreas, The Warriors) и антисоциальщине (Manhunt и Manhunt 2). RDR была бы хороша и без жестокости с бранной лексикой, просто они тут по адресу. Адрес такой – 1911 год, снова выдуманный город и штат, на нашем поводке – небритый, немытый, но с отличным загаром Джон Марстон – бывший грабитель, охотящийся на «коллег».

RDR – огромный мир, до отказа набитый городками, каньонами и, само собой, музыкой (iTunes, Google Play). Rockstar Games не пошла по пути Red Dead Revolver с ее лицензированными хитами из фильмов. Иван Павлович, супервайзер саундтрека, откопал на американских просторах группу Friends of Dean Martinez, вернее, бывших партнеров по коллективу Билла Элма и Вуди Джексона. За плечами у обоих – работа над картинами вроде «Нации фастфуда» Ричарда Линклейтера и «Двенадцати друзей Оушена», а вот с видеоиграми музыканты столкнулись впервые.

RDR отняла у Элма и Джексона 15 месяцев (для сравнения – на аддон Undead Nightmare ушло только шесть недель). На композиторах лежало все: фоновая музыка, сюжетные сцены и «озвучка» инструментов, на которых играли NPC. В итоге получилось порядка 200 музыкальных фрагментов продолжительностью 24 часа. На запись были приглашены без преувеличения «звезды» музыкальной индустрии – скажем, Томми Морган со своей губной гармошкой.

В самой игре бросается в глаза, что различные местности – фронтир и Север – звучат ощутимо по-разному. Для фронтира, к примеру, характерны умиротворяющие темы. Изданная одновременно с запуском игры пластинка содержит менее полутора часов музыки, впрочем, тщательно отобранной – даже спустя много лет я хорошо помню колоритный бас в Horseplay и впечатляющий хаос инструментов в El Club De Los Cuerpos.

Max-Payne-3__800x915.jpgВ дальнейшем Вуди Джексон еще сотрудничал с Rockstar Games, отметившись в L.A. Noire и GTA 5, но ведущую скрипку уже не играл. Для Max Payne 3 (iTunes, Google Play) Иван Павлович нашел новую группу – Health.

В этой рубрике мы не раз писали о саундтреках Max Payne и Max Payne 2. Над оригиналом трудились Кяртси Хатакка и Киммо Каясто – смешение «нуарной» жути, метал-напора и временами барабанной истерики очень хорошо подходило хмурым декорациям зимнего Нью-Йорка. В сиквеле Хатакка и Каясто заручились поддержкой Пертту Кивилааксо (Apocalyptica) и его виолончели и сделали дорожку более мелодичной. Ну а главным ее украшением стала композиция «Late Goodbye» от финской команды Poets of the Fall.

Rockstar Games обзавелась правами на серию Max Payne еще в 2002 году, однако приступила к разработке третьей части гораздо позже (силами Rockstar Vancouver). Поменялось многое – от окружения, боевой системы и типажей до визуальной и музыкальной составляющих.

Многие поклонники не поняли, с чего такая честь группе Health и зачем менять Хатакку/Каясто (или им подобных) на современную электронику. Да, у нас тут куча ударных партий, поданных под разным соусом (Max: Favela, Max: Kill, Max: NJ), своенравные гитары (Severin, Max: Docks), всякие зудящие звуки (Combat Drugs), которые образуют, на первый взгляд, однообразное месиво. С другой же стороны, в саундтреке хватает симпатичных, печальных и гнетущих мелодий (Max: Panama, Dead). В целом я бы охарактеризовал дорожку Max Payne 3 как гипнотизирующую и узнаваемую – мне она очень нравится, несмотря на длиннющие треки и медленный «разгон».



Grand-Theft-Auto-5__800x800.jpgМожно долго говорить о старательном и оригинальном Крэйге Конноре, необычных решениях Сэма Хаузера, отличной работе Вуди Джексона, однако все это меркнет по сравнению с тем, кого Rockstar Games позвала сочинять интерактивный саундтрек GTA 5 (раньше в играх серии динамической музыки, кстати, не было), – самого Эдгара Фрезе, лидера легендарной электронной группы Tangerine Dream. Что интересно, Фрезе сначала подумывал отказаться от предложения Rockstar Games – и только когда прилетел в студию и взглянул на раннюю сборку GTA 5, тут-то его и накрыл масштаб и кинематографичность проекта. После он записал несколько десятков часов музыки с Tangerine Dream в Австрии, а получившийся материал нашпиговывали своими идеями Вуди Джексон, а также Oh No и The Alchemist – небезызвестные хип-хоп-исполнители и продюсеры.

Вслед за релизом GTA 5 в продажу поступила и дорожка, разбитая на три диска: Original Music (iTunes, Google Play), The Score (iTunes, Google Play) и The Soundtrack (iTunes). Пробежаться по радиостанциям вы можете тут, а наибольший интерес представляет, собственно, «the score». Дорожка напоминает музыку к голливудским лентам 80-х (один из витков карьеры Tangerine Dream). Вы только посмотрите, какие колоритные духовые в We Were Set Up, как заливается саксофон в Therapy and Other Hobbies (давно слышали саксофон в играх? Эл Лоуи и Leisure Suit Larry не в счет), какой насыщенный эмбиент в Mr. Trevor Philips, а вдобавок оцените заводную (Sounds Kind of) Fruity и сумасшедшую Minor Turbulence.

* * *
Согласно известной цитате, «Рок-стар – эксклюзивный и штучный товар». Эта фраза прекрасно подходит к продукции Rockstar Games, в том числе к саундтрекам.

-68%
445 руб.1399 руб.