MC Pixel: Келли Бэйли (Half-Life) и саундтрек Trine 3

mc-pixel-27-08-2015.jpgНе будь Valve известной компанией с кучей хитовых игр, мы бы вряд ли узнали о композиторе Келли Бэйли. Сами подумайте – музыка в играх Half-Life, Half-Life 2, Half-Life 2: Episode One & Two и Portal звучит только в ключевые моменты, то есть не въедается в память, а ее сочинитель с прессой совсем не контактирует. Хотя именно из черт лица Бэйли (и еще трех сотрудников Valve) составлен образ Гордона Фримена из HL2. Тем не менее, треки американца невероятно хороши – особенно боевые! – даже в отрыве от игр. В чем сейчас и убедимся.

Trine_3_The_Artifacts_of_Power__cover460x215.jpg Trine 3: The Artifacts of Power Soundtrack
Выходные данные: саундтрек официально не издавался

Дорожку Trine 3 сочинил давний знакомый – Ари Пулккинен (Shadowgrounds, Angry Birds, Trine 1-2). Не мудрствуя, он остановился на старом оркестровом звучании. Вдобавок финский композитор использовал несколько удачных лейтмотивов из предыдущих частей, сочинил немного новых, совместил в равных долях трагичные проигрыши, веселые нотки и «героические» посылы – и вуаля, очередной отличный саундтрек. Заглавная мелодия традиционно безупречна, за рыцаря отдуваются глуповато-нагловатые духовые, за воровку – осторожная флейта, а тема волшебника гипнотизирует фолковыми инструментами. Их вообще на дорожке много – видимо, чтобы перекрывали напыщенную симфонику (порой все-таки лезущую через край, как в Academy Hallways Resurrected). В целом же саундтрек легкий и приятный – Пулккинен в форме. Сказочной.

Обратить внимание: Main Theme, The Academy Gatehouse, Guardian of the Walls, Academy Hallways Resurrected, The Infernal Minions of Sarek, The Chronicles of the Guardian, The Beast in the Trees

 
Славное прошлое Келли Бэйли

Kelly_Bailey__image350x261.jpgКелли Бэйли – человек очень скрытный, подобно Марку Моргану и Натану Григгу, так что вся имеющаяся на сегодня информация о нем – плод поисков поклонников Half-Life и Portal. Даже об уходе композитора из Valve широкая общественность узнала только спустя как минимум полгода, в мае 2011-го. В соцсетях Бэйли не «светится», а его резюме на LinkedIn сообщает только о времени работы в Valve – 1997-2010 гг.

Между тем, трудовая биография американца не сводится к одной фирме. Получив диплом Государственного университета Орегона (OSU) по специальности Electrical Engineering, он, как и Гейб Ньюэлл, работал в Microsoft – менеджером и программистом. Не удивляйтесь, ведь музыка всегда была для него только хобби – так, он выступал вокалистом на концертах сиэттлской группы Lucy’s Fishing Trip, правда, записей от коллектива не осталось.

Half-Life_Soundtrack_Steam__AlbumArtwork600x600.pngВ Valve, вдобавок к аудиорежиссуре и продюсированию музыки, Бэйли занимался геймдизайном, звуковым кодом и прочими программистскими премудростями. Но помнить его мы будем именно благодаря саундтреку.

Все начинается с Vague Voices – гнетущего дарк-эмбиента, очерчивающего прибытие главного героя в Black Mesa. Дальше Бэйли не теряет хватки – вспомните мясные туши и лужи крови из морозильного отдела на уровне Office Complex (по-настоящему холодная композиция Hurricane Strings), мрачные тоннели из On A Rail (берущий за живое трек Sirens in the Distance), жутковатое начало Unforeseen Consequences (Space Ocean), заторможенную гитару в Electric Guitar Ambience…

Однако эмбиент есть эмбиент – его можно и не разобрать за грохотом выстрелов и криками пришельцев вперемежку со спецназовцами. Другое дело – энергичные боевые темы! В наушниках ждут: бодрые биты и осторожные басы (Klaxon Beat, Adrenaline Horror), колюще-режущие гитары (Diabolical Adrenaline Guitar, Hard Technology Rock), техно с оркестровкой (Nuclear Mission Jam) и хлесткие барабаны в паре с «грязными» аккордами (Drums & Riffs).

А еще в дополнение к музыкальной картине HL просятся военные трубы (Military Precision), симфонические зарисовки (Bass String) и этнические барабаны с азиатскими духовыми и струнными (Jungle Drums, Nepal Monastery).

Подытоживая, отмечу очевидное – перед нами психанутый (скачки ритма, гитарные выверты) и депрессивный саундтрек, к слову, раскритикованный корифеями отрасли вроде Александра Брэндона. Но подход Бэйли трудно оспорить после знакомства с игрой: во-первых, тревожный эмбиент в начале глав уместен (Vague Voices, Space Ocean). Во-вторых, индустриальные шумы и техно хорошо сочетаются с ползанием по вентиляции и «зачисткой» угрюмых уровней, где тела, аппаратура, стоны и разряды электричества смешались в одну кашу. И в-третьих, объемный звук, согласующийся с геометрией локаций, и включение музыки только в определенные моменты роднят HL с кино. Надо полагать, этого Келли и добивался. Оптимистичный же трек ждет в самом конце – Credits/Closing Theme.

Half-Life_2_Soundtrack_Steam__AlbumArtwork600x600.pngСамое мое яркое впечатление от HL2 – тема Apprehension and Evasion, угрожающе молотящая на железнодорожных путях в главе A Red Letter Day. Лучшие треки в игре – как раз одновременно пугающие и драйвовые. Ритм в них может быть либо размеренным и мертвенным (Pulse Phase), либо грузящим и крутым (LG Orbifold, Kaon). И пусть тут только обрывки мелодий (Brane Scan), а из инструментов лишь надрывающийся синтезатор (CP Violation), композиции все равно атмосферны, мрачны и бьют своим безголовым ритмом в десятку. Убогий образ тоталитарного будущего подчеркивается еще и расплывчатыми эмбиентами, треть которых понадергана (и частично ремикширована) из первой части, напыщенным военным оркестром (Miscount Detected, Combine Harvester), а также донельзя серьезной лирикой с трубами и клавишными (Triage at Dawn).

Интересно, что фанатам удалось раскопать некоторые источники вдохновения Келли Бэйли. Или, говоря прямо, копирования – речь, например, о композиции Beyond Reality из саундтрека Blair Witch Volume 1: Rustin Parr, воспроизведенной композитором в A Red Letter Day. Слегка оправдывает Келли в этой ситуации лишь то, что в тот «сундучок» заглядывал не он один.

Half-Life_2_Episode_One_Soundtrack_Steam__AlbumArtwork600x600.pngГерою выпуска, в отличие от Натана Григга, не приходится жаловаться на отсутствие официальных изданий дорожек. На дисках выходили все его работы – пусть не целиком или даже в составе сборников. А в сентябре прошлого года Valve параллельно с запуском собственного музыкального плеера выложила в виде бесплатных DLC саундтреки HL, HL2, HL2: Episode One, HL2: Episode Two и Portal. Жест, прямо скажем, фантастически щедрый – на фоне того, сколько достойных работ до сих пор пылится в виде геймрипов.

Half-Life_2_Episode_Two_Soundtrack_(Steam)__AlbumArtwork600x600В музыкальном плане композиции из HL2: Episode One и Episode Two мало чем отличаются от предшествующего творчества Бэйли. Никуда не торопящийся зудящий эмбиент сменяется лихими барабанами, увешанными искаженными звуками, причем налицо разнообразие ритмов и бедность эффектов. Что до Episode Two, то его главное отличие – в полноценных рок-композициях (Vortal Combat, Hunting Party, Last Legs), которым разве что вокала не хватает.

Portal_Soundtrack_Steam__AlbumArtwork600x600.pngИ пара слов о последней дорожке Келли Бэйли, Portal, написанной вместе с Майком Мораски (Mike Morasky), со временем заместившим Келли на должности композитора и звукорежиссера Valve. Темы Мораски, кстати, ничуть не уступают Бэйли (см. Stop What You Are Doing; You Can’t Escape, You Know) и столь же пропитаны компьютерной меланхолией. Хронометраж значительно увеличился – если раньше Valve напевала 1-2-минутные мелодии, то теперь их продолжительность выросла в 2-3 раза. Впрочем, что искать изумруды в колеблющихся волнах ноющего эмбиента (Procedural Jiggle Bone, No Cake For You) и пружинящих экшн-ритмах, если есть Still Alive, сочиненная приглашенным музыкантом Джонатаном Коултоном? В Portal именно этот трек – главное открытие.

 
* * *

В 2010 году Келли Бэйли вместе с программистом Майком Дюссо (причастен к The Operative: No One Lives Forever и Half-Life 2) покинул Ньюэлла, чтобы основать SunSpark Labs. В новом офисе оба засели над iOS-приложениями – вроде вот такого. Но, видимо, бизнес оказался не особенно прибыльным, если Майк Мораски на Steam Dev Days 2014 объявил, что Бэйли снова в «родной» компании. Правда, в списке сотрудников на официальном сайте Valve его до сих пор нет – может, трудится над каким-то секретным неанонсированным проектом?

Новинки текущей недели

В Bandcamp вышел джаз-саундтрек аркады Runbow (эксклюзив Wii U).


Над оркестровой дорожкой Scalebound трудятся Наото Танака (Bayonetta 2), Хитоми Курокава (The Wonderful 101) и Кристофер Леннертц (Mass Effect 3).

Дорожка Metal Gear Solid V: The Phantom Pain поступит в продажу 2 сентября. Действующие лица: Гарри Грегсон-Уильямс, Людвиг Форсселл, Акихиро Хонда, Рина Юги, Стив Хенифин и др.

Еще одна знаменитость, Ганс Циммер, работает над музыкой Bless.

Петр Сальников поделился главной темой Nebula Online.

В iTunes и Google Play можно приобрести расширенный саундтрек The Witcher 3: Wild Hunt.