Игровые композиторы обычно сдержанны в оценке труда своих коллег и главным источником вдохновения называют либо творчество колоссов уровня Ганса Циммера и Лало Шифрина, либо «ветеранов» – Бобби Принса, Фрэнка Клепаки, Нобуо Уэмацу, Томми Талларико и т. д. Ну а похвала «современнику» и конкуренту – большая редкость. Лестных слов в свой адрес, тем не менее, частенько удостаивается Билл Браун. Сегодня мы познакомимся с его лучшими работами: Tom Clancy’s Rainbow Six, Shadow Watch и Command & Conquer: Generals. И я готов спорить, что вы совершенно точно слышали Брауна тысячи раз! Ну а в качестве бонуса – бодрый саундтрек файтинга Yatagarasu: Attack on Cataclysm.
Yatagarasu: Attack on Cataclysm Original Soundtrack
Издатель: Nyu Media
Дата релиза: 07.07.2015
Yatagarasu: Attack on Cataclysm – японский «инди»-файтинг, графикой и боевой системой напоминающий старые Street Fighter. Крохотная команда разработчиков поддерживает и развивает его в течение вот уже восьми лет – он недавно вышел в Steam, на аркадных автоматах и готовится к штурму PS4, Vita и Xbox One (причем под новым названием – Legend of Raven). Студия мала, но главное – кем она полна. Например, тут трудится художник Томоюки Котани, создатель знаковых персонажей из ростера King of Fighters, а за музыку ответственен Райто – он же Масару Куба, композитор культовой серии файтингов Melty Blood.
Если охарактеризовать саундтрек одним словом, то на ум приходит только «отпадный». Подход Райто прост – бешеные гитары, пресловутый компьютерный ритм и энергично-меланхоличные клавишные как в каждом втором аниме-сериале. Выбор скромный – результат огромный. Проработанных мелодий нет, но они композитору и не нужны – он как следует выдрессировал лютую зверь-гитару и выпиливает ей такие отмороженные риффы… да лучше послушайте сами.
Обратить внимание: Kataware, Cipher, Balance, Garbage Chute, Cristal, Loudspeaker Magnifies, Blackberry
Купить: Steam (требует наличия игры)
Давай открывай свой музыкальный словарь
Билл Браун уже в детстве твердо решил стать композитором. Судите сами – с четырех лет за пианино и в окружении отцовской коллекции пластинок, все подростковые годы провел в музыкальных ансамблях, а образование получил в Berklee College of Music в Бостоне – по специальности «Сочинение киносаундтреков».
По признанию Брауна, первые два года самостоятельной жизни в Нью-Йорке он буквально работал «за еду», но зато над интересными проектами: сериалами Xena: Warrior Princess и Hercules: The Legendary Journeys, а также фильмом Lost Highway Дэвида Линча. Речь о звуковом дизайне, а не сочинении собственных композиций – ко второму Билл приступил, когда перебрался в Лос-Анджелес.
Lost Highway Брауну подбросил друг по Berklee College of Music, и он же познакомил его со Скоттом Гершином, одним из владельцев Soundelux – фирмы, специализировавшейся на аудио для голливудских фильмов. К приходу Билла в компании как раз открылся отдел, ориентированный на видеоигры, и новичок пришелся весьма кстати (впоследствии он «дослужился» до должности музыкального директора). Первым крупным проектом американца здесь стала дорожка Trespasser – экшена по мотивам Jurassic Park.
Во время работы над Trespasser к нему обратилась Red Storm Entertainment с просьбой набросать демо-трек в стиле The Rock Ганса Циммера для Tom Clancy’s Rainbow Six. Браун впопыхах сочинил 45-секундную зарисовку, которая… теперь известна как главная тема игры! Она великолепна – яркие духовые, неожиданное подключение машинного ритма к оркестру, короче, слушается на одном дыхании. Последующие темы не отстают, причем в них не провисает ни основная мелодия, ни задний план – аранжировки богаты, а инструменты подобраны с умом (больше всего мне понравились всплески пианино и электрогитара в Planning 5). Композитор достиг сразу двух целей: во-первых, создал настороженную атмосферу (оркестровый эмбиент, индустриальные шумы), и во-вторых, придал звучанию «киношный» окрас. Эта музыка вызывает самые разные чувства – как и подобает хорошему саундтреку.
В Rainbow Six: Rogue Spear композитор не сошел с проторенной тропинки – у него по-прежнему изменчивый ритмический рисунок, броские лейтмотивы, гибрид симфоники и синтезаторов. Ну а любимой автор называет Main Theme, причем не оригинал, а ремейк из Rogue Spear Mission Pack – Urban Operations, поставленный на ржавые техно-рельсы. Почему? Да просто потому, что трудился над этим ремиксом в свое удовольствие.
Приятные впечатления остались у Брауна и от Rainbow Six 3: Raven Shield – еще бы, ведь он убедил заказчика нанять «живой» оркестр, использование которого всегда делает звучание неповторимым. Сам композитор выделяет в игре и аддонах следующие треки: Main Menu Live, Athena Sword Intro/Outro, плюс музыку из трейлера Xbox-версии (цитируется в Intro – речь о классной индустриальной вставке). Надо сказать, к тому времени Билл уже плотно сотрудничал с Microsoft – в частности, сочинил несколько мелодий для Windows XP.
Единственный недостаток Rainbow Six 3: Raven Shield OST – частое повторение ведущей темы. А по сути он достоин своих предшественников – то оркестр волной накатит, то партии струнных напомнят классических русских композиторов, среди которых у Брауна немало кумиров.
В End Cinematic из Rainbow Six 3: Raven Shield можно услышать красивую испанскую гитару. В Shadow Watch она опять пересекается с оркестром. Вообще, работам Брауна свойственна преемственность – например, в Shadow Watch Intro выделываются крутая гитара с дубасящим ритмом, их же музыкант взял на вооружение в Command & Conquer: Generals.
Акустика понадобилась Биллу, чтобы украсить миссии в Рио-де-Жанейро, добавить в звук толику легкости (в противовес серьезным оркестровым струнным) и брутальные нотки (Rio Stealth) – в зависимости от ситуации. Темы Байконура и Гонконга менее оригинальны, хотя профессионализм Брауна чувствуется и тут – в частности, в разнообразии национальных инструментов. Ощутимо недостает лишь хватких мелодий – особенно в сравнении с Shenmue 2, где бродить по районам Гонконга благодаря восхитительным китайским темам можно часами.
Браун – настоящий фанат инструментов и «софта» (недаром же ему пачками шлют свежее «железо» и программы). От проекта к проекту американец меняет набор «подручных материалов», чтобы альбомы каждый раз звучали иначе. Игры привлекают его своей нелинейностью, «дружбой» с интерактивной музыкой, регулярным внедрением новых технологий. Возможно, именно из-за этого композитор, имея за плечами хиты вроде Any Given Sunday и CSI: NY, все еще сотрудничает с разработчиками.
Над Command & Conquer: Generals (iTunes) он трудился вместе со шведом Микаэлем Сандгреном (Mikael Sandgren). Задача стояла нелегкая – переплюнуть самого Фрэнка Клепаки. Обуздать гитару, как получалось только у Фрэнка, предсказуемо не удалось – фактически, из трека в трек кочует один и тот же натужно «модный» рифф, лишь в Assault – China 4 композиторы сыграли как следует дико, в духе Клепаки.
А в остальном-то саундтрек хорош. Темы за фракции четко разделены: «милитаристская» симфоника (США), давящий оркестр (КНР), арабские мотивы (Global Liberation Army). Китайские и ближневосточные темы подкреплены соответствующими инструментами, причем явно не из стандартных сэмпловых библиотек. Звучит динамично и достойно.
* * *
В пику коллегам Билл Браун может назвать свой любимый проект – это сериал CSI: NY. Над ним он корпел в выматывающем еженедельном графике. Да, и это означает, что композитор чрезвычайно плодовит – впереди у нас еще выпуск, посвященный Return to Castle Wolfenstein, Lineage 2 и другим его саундтрекам.