Рецензия на Iratus: Lord of the Dead

Автор: SNOR

Древнее Зло опять пробудилось. Во тьме старинных катакомб объявились восставшие мертвецы. Нежить не просто так бродит по подземным кавернам, она целенаправленно шествует наверх, истребляя всех, кто попадет под руку. За ней стоят сильная воля и коварный разум — могущественный некромант Иратус намерен вылезти из своей темницы и захватить мир. Ему неведомы жалость, сочувствие и прочая морально-этическая ерунда, он искренне презирает всех живых и подкован в самых разных областях темной магии. Само собой, многочисленные храбрецы рвутся его остановить — они еще не знают, с кем связались.

Российская студия Unfrozen, конечно, черпала вдохновение в Darkest Dungeon — чтобы уловить сходство, достаточно беглого взгляда на скриншоты. Только в Iratus: Lord of the Dead все наоборот — как и идейно близкая Legend of Keepers, она отправляет нас командовать чудовищами и призраками, вселяя ужас в сердца жалких смертных.

Army of the Night

Разработка: Unfrozen
Издание: Daedalic Entertainment
Жанры: RPG/Turn-based/2D
Похожие игры: Darkest Dungeon, Deep Sky Derelicts, Legend of Keepers
Мультиплеер: Отсутствует
Вышла: См. карточку в базе
Платформа: PC

Однажды Иратус уже устроил грандиозный завоевательный поход и почти преуспел. Его легионы сметали армии защитников, но досадная оплошность поставила крест на амбициозной затее. Могучие воители, чьих имен история не сохранила, каким-то чудом умудрились одолеть его в бою. Вот только некромант на короткой ноге со смертью, бесповоротно уничтожить его меткой стрелой или ударом меча невозможно; даже сжигание на костре с последующим развеиванием пепла по ветру, вероятно, не оказало бы нужного эффекта. Поэтому беднягу заточили в каменном саркофаге, накрепко запертом магическими печатями, и упрятали в гробницу глубоко под землей. Однако со временем строгие запреты и предостережения неминуемо блекнут, в лучшем случае сохраняясь в виде смутных легенд. Столетия спустя шахтеры, роющие туннель, вскрыли древний склеп в поисках ценностей. И обыкновенная кирка вдребезги расколотила печати, сдерживающие великое зло…

Смотреть галерею скриншотов Iratus: Lord of the Dead

Впрочем, каким бы букой ни был Иратус, этот мир вполне заслуживает такого врага. Обрисованная в ироническом ключе фэнтезийная реальность цинична, жестока и до краев наполнена всяческими ужасами. Взять хоть работяг, которые по недомыслию освободили злодея и стали его жертвами — на самом деле это бандиты, отбывающие срок. По закону, в шахтах должны пахать исключительно големы, но они слишком дороги, так что туда сгоняют заключенных. В столь же мрачных тонах представлены и все прочие противники; порой прибегая к известным жанровым клише, Iratus шутливо смакует темные стороны бытия. Паладины здесь — безумные религиозные фанатики, распространяющие веру огнем и мечом; маги — запредельно эгоистичные сволочи; гномы — патологические скопидомы; эльфы — оголтелые милитаристы… Посмотришь на их мерзкие рожи, почитаешь объемистые остроумные описания, и задуманное героем царство мертвых начинает казаться приемлемой альтернативой существующему порядку.

Исполнить сокровенный замысел нелегко. Сперва надо пробить дорогу на свободу, преодолев пять этажей огромного подземелья и разгромив стоящие на пути отряды смертных. Сам Иратус на поле брани никогда не выходит — как и положено типичному злобному некроманту, он постоянно обитает в своих комфортабельных покоях на кладбище и оттуда руководит нежитью, помогая ей магией и отпуская язвительные комментарии. Кстати, русских голосов у него два — величественно-суровый Владимир Антоник и саркастичный Дмитрий “Goblin” Пучков; в английской же версии за озвучку отвечал Стефан Уэйт, некогда сыгравший главного героя Blood. Неплохо справились все трое, но я рекомендую Пучкова — его вариант наиболее далек от устоявшегося образа “Темного Властелина” и потому получился самым интересным.

Смотреть галерею скриншотов Iratus: Lord of the Dead

Кого бы вы ни выбрали, бесчисленные ассоциации с Darkest Dungeon гарантированы. Общие черты повсюду: сражения “квартет на квартет”, в которых персонажи стоят гуськом и по очереди награждают друг друга тумаками, благословениями и проклятиями, мрачный подземный антураж, процедурная генерация. Разве что картинка не настолько затейливо-стилизованная, хотя выглядит игра приятно. Есть даже строительство городка с полезными зданиями — он по понятным причинам смахивает на Некрополис из серии HoMM. “Некро”-направленность вообще привносит немало колорита в знакомую формулу. Скажем, бойцов герой лично конструирует из костей, крови, тряпья и прочих ингредиентов того же плана, постепенно открывая новые “рецепты”.

Налепив из всякой дряни миньонов, мы объединяем их в отряды (можно одновременно держать четыре группы и перед каждым шагом выбирать самую подходящую) и штурмуем обширные лабиринты, набитые кучками врагов и волшебными артефактами. Еще изредка встречаются скучноватые текстовые приключения — как и все остальное, они без затей отмечены на карте. Благо ее сразу видно целиком, и маршрут желательно худо-бедно планировать заранее — топать назад нельзя. Убитые обеспечивают сверхъестественные войска пополнениями, победы приносят в кладовую “куски”-материалы. Если запасы подойдут к концу, Зло будет считаться поверженным — без верных слуг чернокнижник обречен.

Смотреть галерею скриншотов Iratus: Lord of the Dead

Да, творение Unfrozen позволяет терпеть поражения не только в битвах — тут нетрудно продуть и всю войну. На обычной и низкой сложности предлагают автосохранения, но очень редкие (по одной на этаж) контрольные точки больше похожи на уступку убежденным ненавистникам “рогаликов”. Игра явно рассчитана на бескомпромиссный Iron Man: содержимое подземелий всякий раз перетасовывают, ошибки имеют долгоиграющие последствия, есть и прогресс, переходящий из партии в партию. Он, естественно, не предоставляет решающих преимуществ, лишь добавляет удобства — после гибели мы берем с собой список доступной для “крафта” боевой нечисти. Увы, разнообразием забеги не блещут. Хотя генератор пашет вовсю, жесткая привязка врагов к уровням оставляет ему мало простора для импровизации.

Зато импровизировать волен Иратус — авторы с фантазией подошли к созданию сил тьмы. Право, плох тот некромант, который мастерит одних унылых зомби. Одержимые местью кровавые фантомы, безголовые охотники за головами, полукровки-дампиры, костяные големы, помешанные на богоподобной личности господина лучницы-“невесты” — настоящий повелитель праха ни в чем себе не отказывает. Присутствует и традиционная нежить — темные рыцари, привидения и зомби тоже в строю. Для расширения арсенала необходимо выполнять условия типа “найти N костей”, но бывают и более занятные — например, чтобы заполучить вампиров, надо во время сражений проклинать смертных определенным заклинанием, а затем заставлять сбегать.

Смотреть галерею скриншотов Iratus: Lord of the Dead

У каждого вида мертвецов свой набор умений и определенная роль в бою. Вооруженные крупнокалиберными пушками зомби изображают артиллерию, скелеты со щитами принимают на себя удары, мумии заведуют проклятиями, личи наводят разрушительные чары, тени отвечают за магическую поддержку самого Иратуса… Некоторые твари в первую очередь приспособлены не избивать врагов, а запугивать. Как и в Darkest Dungeon, здесь существует стресс; нашим бравым воинам он, понятно, не грозит, а вот обнаглевшие поборники Добра способны слететь с катушек от страха — они получают серьезные штрафы, рубят товарищей, даже помирают от сердечных приступов. Компонуя отряд, можно сделать на это упор, предпочесть универсалов, надавить на колдовство — вариантов много.

Вдобавок миньоны матереют от побед — их разрешено развивать и подгонять под нужды конкретной группы. Улучшению подвержены и характеристики вроде инициативы и брони, и умения — в общем, система комплексная. Герой тоже обретает новые знания; по его словам, “скорее вспоминает, чем учится”. Ему действительно есть что вспомнить — четыре непохожих “дерева” навыков скрывают широкий ассортимент способностей. Сугубо боевые заклятья наподобие костяных шипов и пламенных черепов, усиливающие миньонов кровавые обряды, таинства алхимии, пассивные бонусы… Мудро сочетая “прокачку” мага и его подгнивших солдат, вы будете раз за разом устраивать неугомонным живым форменный ад.

Пошаговый обмен “любезностями” увлекает не меньше, чем в Darkest Dungeon. Нужно внимательно просматривать списки негативных эффектов, своевременно реагировать на гипотетические угрозы, находить удобные дыры в запутанных правилах, придумывать комбинации… Знаменитая работа Red Hook, конечно, была несколько сложнее, Iratus редко подвергает нас совсем уж изощренным издевательствам. Однако хитроумные расчеты и построения все равно неумолимо тянут к монитору.

* * *

То, что мертво, умереть не может. Оно просто начинает захватывать мир по новой.

Оценка Riot Pixels82%

pixels-recommend

Минимальные требования Рекомендуемая система

Core 2 Duo/Athlon x2
1 Гб памяти
видеокарта с 2 Гб памяти
3,5 Гб на винчестере

Core i5/Phenom 2 x4
4 Гб памяти
Geforce GTX 760/Radeon R9 280x
3,5 Гб на винчестере

Summary
Review Date
Reviewed Item
Iratus: Lord of the Dead
Author Rating
51star1star1star1star1star