Рецензия на Hearts of Iron 4

logo-hearts-of-iron-4-reviewАвтор: ПАВЕЛ УШАКОВ

История успеха Paradox Interactive отлично сочетается с названием компании – она парадоксальна. В эпоху повсеместного упрощения и казуализации шведы упорно трудились над, наверное, самым сложным и «хардкорным» жанром – глобальными стратегиями. Действительно, много ли найдется желающих думать во время игры? Оказывается, да, много. Скромная аудитория фанатов выросла до внушительной армии, а стратегии Paradox охватили все этапы истории человечества, и не по одному разу. Вот и в новой части Hearts of Iron интрига была не в том, что покажут разработчики, а в том, как они это сделают.

«Наша программа проста. Мы хотим управлять Италией» Б. Муссолини

Разработка: Paradox Development Studio
Издание: Paradox Interactive
Жанры: Strategy (Grand strategy)/Real-time/Top-down/3D
Похожие игры: серия Hearts of Iron, Europa Universalis 4
Мультиплеер: (32) Internet, LAN
Вышла: см. карточку в базе
Платформа: PC

С технической стороной вопрос можно закрыть сразу. Hearts of Iron 4 «думает» быстрее недавней Stellaris, неприхотлива по системным требованиям, работает устойчиво – у меня за всё время вылетела лишь пару раз. Это отличный результат на фоне остальной индустрии – достаточно вспомнить, в каком виде вышли Watch Dogs или Batman: Arkham Knight.

Управление страной удобно и лаконично, все важные вещи уложены в восемь основных закладок. Все-таки это уже четвёртая часть в серии, у Paradox было достаточно времени, чтобы убрать очевидные промахи. Приятно удивили обновлённые фильтры карты. Теперь основных всего три: для армии, авиации и флота, с большими кнопками для переключения между ними. Остальные нужны редко, и их тоже немного, не сравнить с Europa Universalis 4 с десятками различных опций.

Смотреть галерею скриншотов Hearts of Iron 4

Вариантов старта кампании пока всего два, 1936 и 1939 год. Второй больше подойдет для желающих повторить классическое развитие Второй мировой, а первый ориентирован на любителей переписать историю. Возможностей для этого масса – спасибо новому «дереву» национальных целей, уникальному для каждой великой державы. Эти страны решают свои геополитические задачи: Германия «восстанавливает европейскую справедливость» и пытается вернуть влияние, потерянное после Первой мировой, СССР занят строительством нового коммунистического мира и восстановлением национального единства, Британия латает свою пошатнувшуюся империю. В число «избранных» вошли около десятка государств, включая Италию и даже Польшу, остальным же уготована роль политических субъектов. Это не мешает игрокам проявлять творческий подход: недавно в Интернете появилась целая серия видеороликов о становлении княжества Люксембург в качестве мировой державы.

Европа 1936 года ещё не разделилась на Ось и Союзников, страны только ищут точки соприкосновения, осторожно строят планы и пытаются договориться со всеми возможными партнёрами. Политические решения каждой державы вариативны, и если при старте снять галочку «Исторический фокус для ИИ», то мировая история обязательно сделает несколько крутых поворотов. Как вам понравится миролюбивая Германия, собирающая фашистский “Евросоюз” и решающая территориальные споры в южной Европе? Дальше получилось ещё интереснее: агрессивная Польша создала собственный политический блок и напала на Латвию, состоящую в союзе с Германией. После ожидаемого поражения поляков на ту же Латвию напал СССР!

Особый колорит происходящему бардаку придают сотни красиво обработанных фотографий политических и военных деятелей. Собранного Paradox материала хватит на неплохую энциклопедию, туда вошли даже альтернативные лидеры государств, если кто вдруг решит сменить политический строй. Да, здесь можно сместить Гитлера с помощью референдума или восстания и продолжить партию за коммунистическую ГДР во главе с Вильгельмом Пиком. Хорошо, что ИИ не злоупотребляет этими возможностями, сохраняя хоть какую-то видимость историчности происходящего.

Смотреть галерею скриншотов Hearts of Iron 4

«Надо быть очень смелым человеком, чтобы быть трусом в Красной Армии» И.В. Сталин

Подготовка к войне в Hearts of Iron 4 проходит по-новому. Paradox полностью поменяла систему снабжения армии – теперь вместо условных «припасов» для создания дивизий нужны конкретные винтовки, пушки и танки. Они производятся на заводах и отправляются на склад, с которого выдаются в пострадавшие или вновь формируемые подразделения по мере надобности. Это же снаряжение можно отгружать союзникам в виде военной помощи, или просто копить резервы на случай затяжного противостояния.

Для каждой великой державы разработчики заготовили исторические модели боевых машин, а вот технические характеристики и варианты исследования у всех одинаковые. Понятно, что это сделано для сохранения баланса, но абсолютно идентичные по всем показателям «Пантера» и Т-44 смотрятся странновато. В науке вообще царит полная свобода – изучать можно что угодно, поэтому не удивляйтесь каким-нибудь итальянцам с тактикой блицкрига и прочим вывертам альтернативной истории. Впрочем, баланс добрался и сюда: все доктрины конкурентоспособны, просто армию нужно строить соответствующую.

Управление войсками тоже подверглось оптимизации. Теперь все боевые действия можно отдать на откуп ИИ, от игрока требуется только указать линию фронта и нарисовать на карте стрелки будущего наступления. Конечно, можно действовать и по старинке, управляя каждой дивизией отдельно, но это занимает кучу времени и быстро утомляет. Проще добиться стратегического преимущества и потом планомерно давить врага, выбирая новые цели для удара. С другой стороны, без ручного управления порой не обойтись – ИИ местами глуповат. Например, он не любит ходить в  неподготовленные атаки, и при этом его не волнует, что вражеский фронт никем не обороняется! Хорошо, что в последнем патче эту проблему частично решили.

Смотреть галерею скриншотов Hearts of Iron 4

Сражения по-прежнему происходят прямо на глобальной карте, за их ходом удобно следить по разноцветным маркерам. Нововведения в боевой механике призваны уравновесить защиту и атаку: пока одни окапываются, другие строят планы штурма, получая бонусы к боевой эффективности. Следуя той же логике, показатель защиты обороняющихся дивизий теперь противопоставляется «прорыву» наступающих. Морские и воздушные сражения тоже изменились, главным образом в сторону логичности происходящего. Не сказать, что это придает им разнообразия – теперь тактика «завалить мясом» отлично работает и на воде, и в небе.

По завершении любой войны проходит мирная конференция, где победители торгуются за самые вкусные «куски» поверженного врага. В отличие от неторопливой Europa Universalis 4, противостояние идет до полной капитуляции, и лучшее, что может ждать проигравшего, – остаться в сильно урезанных границах с марионеточным режимом у власти. Очки победы дают за захват территории, потери собственных войск и стратегические бомбардировки. Это странный выбор, ведь в реальности доктрина Дуэ оказалась ошибочной, и уничтожение мирного населения Германии не оказало решающего влияния на военный потенциал Рейха. Толку от ударов по городам и в игре немного, но за них почему-то щедро награждают.

Но это все мелочи по сравнению с другим противоречивым решением Paradox. В Hearts of Iron 4 нет никаких упоминаний о военных преступлениях Оси. Нет лагерей смерти, нет методичного уничтожения славянских народов на захваченных нацистами территориях СССР, нет Холокоста, нет геноцида китайцев, Нанкинская резня не удостоилась даже упоминания в сообщении о захвате города! Впрочем, если поискать, то одного тирана в игре найти можно. Угадаете? Правильно, конечно, это товарищ Сталин! 1937 год с массовыми чистками показан во всей красе, причем выбор игрока невелик – или людоедские репрессии с дурацким обоснованием, или гражданская война. Какая избирательная «историческая слепота»… или это по-другому называется?

Смотреть галерею скриншотов Hearts of Iron 4

«Каждый художник, который изображает небо зелёным, а траву голубой, должен быть подвергнут стерилизации» А. Гитлер

Если описать Hearts of Iron 4 одним словом, то это будет «оптимизация». Набор «костылей» и искусственных ограничений из прошлых частей серии сменился логичной игровой механикой, ИИ теперь не скован множеством скриптов и научился действовать самостоятельно, игра стала проще и понятнее, не потеряв в глубине. Да, многие вещи ещё требуют настройки, но для стратегий от Paradox это нормально. Четвёртая часть Hearts of Iron лучше третьей и получает заслуженную оценку, а вот прицепить ей «Наградного пикселя» рука у меня не поднимется. Если уж взялись за историю, то не надо вымарывать из неё неприятные взгляду страницы.

Оценка Riot Pixels88%

Минимальные требования Рекомендуемая система

Core 2 Quad Q9400/Athlon II X4 650
4 Гб памяти
GeForce GTX470/Radeon HD 5850
2 Гб на винчестере

Core i5 750/Phenom II X4 955
4 Гб памяти
GeForce GTX570/Radeon HD 6950
2 Гб на винчестере

Summary
Review Date
Reviewed Item
Hearts of Iron 4
Author Rating
51star1star1star1star1star
-76%
165 руб.699 руб.