Когда трава на соседней улице была зеленее. Впечатления: GoldenEye 007

Впечатления от GoldenEye 007Автор: ОЛЕГ ЗАЙЦЕВ

GoldenEye 007 (1997) для Nintendo 64 на Западе считают культовой вещью. Каждый четвертый владелец консоли купил этот уникальный по тем временам шутер. Нам понять западную любовь к боевику, умещавшемуся на картридже в 12 мегабайт (со всеми вытекающими…), сложно. N64 в России популярностью не пользовалась. Недавно Nintendo и Microsoft неожиданно договорились между собой и выпустили ремастер «культового шутера» на своих консолях.

No, Mr. Bond, I expect you to die

Разработка: Rare
Издание: Xbox Game Studios
Жанры: Action/Shooter/1st Person/3D
Похожие игры: GoldenEye 007: Reloaded, The World Is Not Enough, James Bond 007: Agent Under Fire, 007: Nightfire, No One Lives Forever (серия), Turok (серия), TimeSplitters (серия), Perfect Dark (серия)
Мультиплеер: (2–4) split-screen
Вышла: См. карточку в базе
Платформа (для впечатлений): Xbox Series X, игра пройдена по подписке Xbox Game Pass

GoldenEye 007 — «игроизация» актуального на момент релиза, хотя уже не слишком свежего выпуска бондианы под названием «Золотой глаз» (1995). История начинается с расследования деятельности преступного синдиката, заканчивается — предотвращением удара с орбиты по Лондону. Простой беготней и стрельбой по болванчикам в российской военной форме дело не ограничено. GoldenEye 007 уверенно конкурировала с такими титанами жанра FPS, увидевшими свет в 1997-м, как Quake 2, Turok, Jedi Knight и Outlaws. Это одна из первых игр, где внедрили опциональный, но заметно влияющий на прохождение стелс.

Во многих случаях пальба из автомата выливается в бесконечные и очень раздражающие волны врагов. Есть различные шпионские устройства — они, может, и не часто применяются, но само их наличие радует. Конечно, через три года Кейт из No One Lives Forever играючи обойдет Джеймса и в этом плане, и по части восприимчивости врагов к попаданиям в разные части тела, однако для той эпохи три года — огромный срок.

Смотреть галерею скриншотов GoldenEye 007

Еще GoldenEye 007 приписывают появление снайперского прицела, что точно неправда. Он уже был в вышедшей раньше и менее массовой Outlaws. А вот популяризация режима deathmatch на консолях — это факт. Разделенный экран на четверых — истинное счастье для подростков 90-х, которые не могли погонять в PC-версии Doom и Quake.

В отличие от Doom или Duke Nukem 3D, сейчас GoldenEye 007 привлекает лишь ностальгирующих и зевак, добравшихся до музейного экспоната. В ориентированной на сюжет игре нет озвучки, миссии никак не хотят собраться в единое целое: только что мы сбежали из застенков российских спецслужб с девушкой, а в следующей миссии ее уже почему-то надо спасать, катаясь на танке по Санкт-Петербургу. Не спорю, в фильме так и было, просто на картридже не спрессовать все необходимые сцены. Впрочем, для двух секретных уровней, основанных на других выпусках бондианы, место нашлось…

Смотреть галерею скриншотов GoldenEye 007

Специфическое управление (кто пробовал в деле геймпад N64 — тот поймет) подтянули до индустриальных стандартов. На консолях от Microsoft GoldenEye 007 ощущается почти что современным и очень уродливым шутером. Хотя в 2000-х вроде бы велись работы над настоящим, солидным ремастером с облагороженными модельками и текстурами, хиленький ремастер-2023 на Xbox Series X — это исходная версия, завернутая в эмулятор N64, растянутая до 4K (на размазанные шрифты и графические ошибки больно смотреть) и… ограниченная 30 кадрами/с.

Онлайн-мультиплеер есть исключительно в версии для Switch, поэтому сторонникам Фила Спенсера предлагают по старинке тесниться вчетвером за одним телевизором. Ну, хоть достижения добавили — уже что-то!

Смотреть галерею скриншотов GoldenEye 007

Как человека, любящего перепроходить игры-ровесницы GoldenEye 007 вроде Outlaws и Jedi Knight, меня интересовало, насколько хорошо сохранилась «культовая классика». Увы, привлекательного в ней мало. Кувырки врагов, когда-то казавшиеся лихими, часто загоняют их в стены, «реалистичные» предсмертные кривляния вызывают вопросы — не всегда понятно, куда вы попали. Дизайн многих уровней откровенно скучный: линейные и страшные джунгли, удручающе «копипастный» даже на фоне прочих этапов Петербург, унылая финальная схватка — жалкая пародия на киношный оригинал. Звук и особенно музыка рядом не валялись с моей любимицей Outlaws. Да, в Outlaws были спрайтовые враги, зато они не выглядели родственниками Буратино. Про динамику в сравнении с той же Quake 2 и говорить нечего. Кстати, миссии с сопровождением NPC тут порой доводят до белого каления.

Во всем этом есть лишь одно светлое пятно, причем на него стоит обратить внимание и современным разработчикам: уровень сложности в GoldenEye 007 влияет на количество и качество заданий. Если на легком нужно просто пробежать локацию, то на последующих от вас дополнительно потребуют что-нибудь взорвать, выкрасть, перехватить и тому подобное.

Смотреть галерею скриншотов GoldenEye 007

***

Ни игры про Бонда, разработанные другими компаниями, ни ремейк GoldenEye 007: Reloaded с Дэниелом Крейгом не добились того успеха, который когда-то вполне заслуженно обрушился на хит эпохи N64. Но с тех пор минуло больше 25 лет, и если только угловатый выпуск бондианы не запал вам в душу еще в те давние времена, то вряд ли он произведет сильный эффект сейчас.

P.S. Игра доступна по подписке Xbox Game Pass и в рамках сборника Rare Replay. Владельцы физического издания Rare Replay не получили GoldenEye 007.