Рецензия на God of War

Автор: КОНСТАНТИН ФОМИН

Серия слэшеров God of War, кроваво пересказавшая греческую мифологию, — настоящая сага из шести игр, не считая мобильной Betrayal. Её суммарные продажи перевалили за 20 млн копий, а главный герой Кратос долгое время был для поклонников PlayStation одним из самых узнаваемых персонажей.

Но для людей помоложе эти достижения — тоже нечто вроде античной истории. Ведь самая новая игра, God of War: Ascension, вышла на PlayStation 3 пять лет назад (с точки зрения хронологии она — самая ранняя). Владельцам современных консолей известен скорее суперфинал эпоса — God of War 3, доступная на PlayStation 4 в улучшенной версии (а оригинал появился аж в 2010-м).

Разработка: SIE Santa Monica Studio
Издание: Sony Interactive Entertainment
Жанры: Action (Slasher)/3rd Person/3D
Похожие игры: Lords of the Fallen, Bloodborne, серия Dark Souls, серия Darksiders
Мультиплеер: Отсутствует
Вышла: см. карточку в базе
Платформа: PlayStation 4
Обсуждение на форуме

Так что перезапуск в новом антураже напрашивался сам собой: он должен был не только привлечь к серии тех, кто знал о ней лишь мельком или понаслышке, но и встряхнуть фанатов, подуставших от прежней формулы. Думаю, таких немало. Шутка ли — шесть игр с почти одним и тем же геймплеем и декорациями! И то, что этот перезапуск состоялся, — эпохальное событие.

Гибель богов

Главное, что связывает God of War с предшественницами, — сам Кратос. Поквитавшись с обитателями Олимпа, он чудесным образом переселился во вселенную скандинавских легенд. В заснеженных лесах яростный бог войны нашёл спутницу жизни, провёл с ней несколько счастливых лет и радикально изменился: из туповатого гопника-мстителя он превратился в немногословного старого вояку, сполна натерпевшегося от жизни, эдакого Маркуса Феникса из Gears of War.

Увы, всё хорошее когда-то кончается: жена Кратоса умерла, и теперь он должен исполнить её последнюю волю — развеять прах с вершины самой высокой горы. Помогает ему сын Атрей, с которым он проводил совсем мало времени, потому что вечно был занят по хозяйству. Парнишка ещё не знает о своём божественном происхождении…

Смотреть галерею скриншотов God of War

В чём же отличия от предыдущих игр? Даже God of War 3 и God of War: Ascension по своей сути были очень архаичными для своих лет, пусть дорогими и качественными (отдельные эпизоды в них впечатляют и поныне). Однако геймплей и многие локации в них сравнимы по примитивности с самыми кондовыми слэшерами эпохи PlayStation 2.

Новая God of War устроена значительно сложнее. По структуре она ближе всего к фэнтезийным «метроидваниям» вроде серий Dark Souls или Darksiders. Герои путешествуют по средних размеров открытому миру, доступ к отдельным зонам которого ограничен до тех пор, пока вы не добудете нужные предметы.

Сходство с проектами FromSoftware усиливают система быстрого перемещения через телепорты и визуальный ряд. Кратос и Атрей бродят по заброшенным крепостям и катакомбам, где редко встретишь кого-то, кроме злобной нечисти. Персонажей, с которыми можно побеседовать, едва ли больше 20, и половина из них — духи умерших жителей, выдающие побочные задания.

При этом сложность не столь высока, как в Dark Souls. God of War нельзя пройти тупой долбёжкой по кнопкам, однако она прощает гораздо больше ошибок, и всю линейку здоровья за два удара тут не выбивают. К тому же автосохранения расставлены щедро, даже между стадиями «боссов». А если вы потерпите обидное поражение, вас никогда не отбросят так далеко, чтобы захотелось разбить геймпад. Хотя есть и места, требующие пристального внимания и сноровки.

Смотреть галерею скриншотов God of War

Лёд и пламя

Серия God of War всегда славилась чрезмерной жестокостью, и на сей раз зрелищного насилия тоже хватает. Правда, кровавые расправы теперь выглядят естественнее, без смакования. Если в той же третьей части Кратос выдавливал глаза Посейдону, отпиливал ноги Гермесу и выпускал кишки кентаврам, то здесь отрывает челюсти волколакам или разрубает черепа троллям не из садизма, а просто потому, что так он насовсем «выключит» противников. Беззубой God of War точно не назовёшь.

Азы боевой механики знакомы: быстрый удар, сильный удар, “комбо” и спецприёмы. Что поменялось? Камера. Раньше её не стеснялись двигать, порой превращая игру в двумерный beat ‘em up, и всё же чаще всего она висела где-то под потолком. Теперь оператор наблюдает за приключениями из-за плеча Кратоса, будто это не Bloodborne или Lords of the Fallen, где герой был в центре, а какая-нибудь Resident Evil 6.

Такое нестандартное решение оказалось удобным: видимо, потому, что Кратос умело уничтожает врагов не только вблизи, но и на дистанции. Его основное оружие — топор, который можно метать и по волшебству возвращать в руку, словно молот Тора. Если он воткнётся во что-то или вы убежите за угол, это не помешает ему найти путь к хозяину. Все, кто мечтал почувствовать себя богом-громовержцем, будут на седьмом небе от счастья. Да и загадки, решаемые с помощью летающей железяки, здорово разбавляют кровопролитие и не надоедают, хотя по сути они однотипны.

Смотреть галерею скриншотов God of War

Во второй половине путешествия, когда руки подустанут от топора, God of War подкинет ещё один вид оружия, связанный с прошлой жизнью Кратоса. Этот момент вы запомните надолго — особенно те, кто знаком с предыдущими играми. В первые секунды трудно поверить, что такой штуковиной вообще можно орудовать с камерой, закреплённой за плечом. Через пять минут кажется, что вы врубили лёгкий уровень сложности и теперь раздавите любого противника небрежным взмахом руки, но потом баланс устаканивается — новинку вынуждают умело сочетать с топором.

Механику сражений в God of War некорректно сравнивать с более ранними играми напрямую, однако мне новая схема управления кажется более комфортной. Стало меньше ситуаций типа «эй, Кратос, ты не туда воюешь!», в чём помогает возможность нацелиться на одного оппонента и шнырять вокруг него. Это не так важно, когда вы дерётесь с мелюзгой, зато против здоровяков очень полезно.

Противников на экране, кстати, обычно всего штук пять-шесть, правда, опасных. Бывает, что наседают и толпой. С разнообразием у них всё отлично, правда, есть некоторый перекос в сторону человекообразной нечисти, да и от перекраски монстров в разные цвета, чтобы сделать их «огненные», «ледяные» и «ядовитые» варианты, разработчики не удержались. И всё же главное, что их умело комбинируют на аренах, и сражаться интересно вплоть до финала.

Смотреть галерею скриншотов God of War

Уровень «бог»

По мере «прокачки» ассортимент приёмов становится обширным, но выучить и применять их несложно. Зато характеристик в меню непривычно много, из-за чего God of War вовсе можно принять за ролевую игру. Однако развитие навыков здесь — примерно на уровне Horizon: Zero Dawn и прочих экшенов с открытым миром, только с большим уклоном в битвы. Для этого мы накапливаем опыт, который также расходуем на улучшение рунных суперприёмов. В каждый из двух видов оружия можно вставить две руны (всего их аж несколько десятков). Сперва их, конечно, придётся выбить из неприятелей или отыскать в сундуках.

Опыта и денег, впрочем, почти всегда хватает. Куда труднее достать компоненты для изготовления доспехов и талисманов. А вот улучшения для оружия теперь выдают по сюжету (если вы забудете подобрать их с пола, они всплывут в магазине). В целом же, несмотря на мнимые навороты, «прокачка» сведена к подгонке Кратоса под ваш стиль игры. Хотите пожертвовать бронёй ради сильных атак или наоборот? Сделать упор на мощные суперприёмы и их быструю перезарядку? Пожалуйста. Но о полноценной «смене класса» речь не идёт.

Собственная ветка талантов и выбор облачения есть и у Атрея, хотя в бою он играет вспомогательную роль — автоматически стреляет по врагам из лука и иногда повисает у них на загривке. По нажатию кнопки он может оглушить противника особой стрелой, активировать интерактивный объект или прочитать надпись на стене. Путешествуя по миру, парень расширяет арсенал и изучает языки, то бишь становится отмычкой ко всё новым и новым проходам.

В этом и есть секрет успеха God of War. За последние годы мы видели и толковые «метроидвании», и яркие динамичные слэшеры. Но никому прежде не удавалось объединить жанры настолько умело и вкачать в своё творение такие сумасшедшие деньги. В итоге получилось приключение, увлекающее на добрых 30-40 часов без переливания из пустого в порожнее и раздражающих «провисаний». Каждую секунду вы занимаетесь интересным делом и наслаждаетесь видами сказочного мира.

Смотреть галерею скриншотов God of War

Спартанское хюгге

God of War — самая красивая игра на PlayStation 4, переплюнувшая и Uncharted 4, и Horizon: Zero Dawn. С технической стороны она выглядит сногсшибательно, хотя даже на PlayStation 4 Pro за это надо платить пугающим воем системы охлаждения, а картинка то и дело заметно дёргается (хорошо хоть объекты не подгружаются прямо в кадре, как в The Witcher 3).

Ещё больше впечатляет работа художников: завораживающие пейзажи сурового севера (лучше, чем в The Frozen Wilds); причудливые постройки и интерьеры, залитые светом самых разных оттенков; поразительное внимание к деталям, сочетающееся с поистине эпическим размахом. Особенно хорошо это видно в заставках, время от времени вплетающихся в геймплей. Их демонстрируют без монтажных склеек: будто виртуальный оператор плавно выходит из-за спины Кратоса и начинает кружить рядом, выбирая наиболее эффектные ракурсы.

Дело, конечно, не в одной лишь графике. God of War — прежде всего отличный боевик, где изобразительные средства помогают повествованию и мастерски продуманному игровому процессу. Сюжет вроде бы незамысловат — с самой завязки до финальных титров герои идут к той самой высокой горе. Однако сам путь куда важнее откровений, что станут явными у последней черты. Перемены в отношениях Кратоса и Атрея — краеугольный камень сценария, и изобразили их крайне убедительно (самую малость хуже, чем в The Last of Us).

Смотреть галерею скриншотов God of War

Если вы возьмётесь смотреть прохождение God of War на YouTube, то не узнаете о ней почти ничего. Вы не испытаете чувства, заставляющего исследовать подземелье полностью и заглянуть за каждый угол вместо того, чтобы прямиком рвануть к выходу — разработчики не оставили пустых тупиков, и ваше любопытство обязательно чем-нибудь вознаградят.

God of War хочется изучать не спеша: выполнить все побочные квесты, найти побольше рун на стенах (Атрей записывает в журнал связанные с ними легенды), погулять по случайно генерируемому лабиринту в духе Bloodborne, пройти испытания на аренах, закрыть разрывы между мирами, одолеть валькирий и вообще вдоволь побродить по окрестностям.

Что же до центральной сюжетной линии, она тоже очень хороша. Именно таким должен быть сегодня блокбастер высшего класса. На фоне великолепно поставленного действия, жонглирующего обычными драками, QTE-сценками и заставками, от которых перехватывает дух, блекло выглядят даже многие голливудские боевики. По сравнению с битвой в Асгарде из «Тора 3» God of War просто на голову выше.

Причём это явно разминка: самые известные боги скандинавского пантеона в основном пока только упоминаются. Смекнуть, в какую сторону будет развиваться вселенная, легко уже сейчас. Но авторы подвели к этому гораздо тактичнее, чем создатели третьей трилогии «Звёздных войн».

* * *

Редкие недостатки God of War скорее стоит воспринимать как точки роста для неизбежного продолжения. Было бы здорово увидеть более густонаселённый мир, где происходят события, не связанные исключительно с главным героем (впрочем, много ли таких слэшеров вы встречали?).

Но за вычетом несущественных мелочей это – образцовый современный слэшер, венец игровой индустрии в своём жанре. И решающий аргумент в пользу немедленной покупки PlayStation 4, если вы ещё ей не обзавелись.

Оценка Riot Pixels95%

pixels-recommend

Summary
Review Date
Reviewed Item
God of War
Author Rating
51star1star1star1star1star