Рецензия на Final Fantasy 15

Автор: ОЛЕГ ЗАЙЦЕВ

«Само по себе ничто ни дурно, ни хорошо;
мысль делает его тем или другим»

У. Шекспир, «Гамлет»

Эос прекрасен. Его панорамы не спутаешь с видами Велена или Скайрима, а заасфальтированные трассы и современные придорожные закусочные не выдают в нем окрестности Лос-Сантоса. Потому что с южного побережья взору открывается чудный остров, будто бы впивающийся своим профилем в небеса. В центре региона покоится метеорит, поддерживаемый на весу спящим гигантом, тут и там –  сюрреалистические каменные «виадуки», очевидно, природного происхождения…

Как эти «мосты» пережили многие века эрозии? Почему титан не опустит огромный булыжник на землю? Безобидными вопросами, которые могут возникнуть при прохождении Final Fantasy 15, задаваться опасно, ведь прелестная иллюзия рухнет, как карточный домик. Но сомнений нет: такие декорации прекрасно смотрелись бы в лучшей JRPG современности.

«Раз мне сужден венец, то пусть судьба
Меня венчает, без моей подмоги»
(«Макбет»)

Разработка: Square Enix
Издание: Square Enix
Жанры: RPG/3rd Person/3D
Похожие игры: Final Fantasy Type-0; Final Fantasy (серия); Monster Hunter (серия)
Мультиплеер: Отсутствует
Вышла: см. карточку в базе
Платформа: PlayStation 4
Обсуждение на форуме

Регис, король Люциса, вот-вот подпишет мирное соглашение с империей Нифльхейм. Но принц Ноктис не посетит торжественное мероприятие: отец отсылает его в компании троих приятелей к прекрасной Лунафрейе, которую тот в последний раз видел еще ребенком. Этот брак был заключен на небесах, ведь парочке суждено свершить великие дела. Вот только вскоре после отъезда из Инсомнии на сверкающей машине «Регалии» четверка героев узнает, что имперцы предали и убили короля, захватили столицу Люциса и вывезли из нее магический кристалл. Дорожное приключение стремительно превращается в историю о спасении родного края. И мира.

Хотя сценарий не спешит: сделав выводы из «теплого» приема, которого удостоилась вступительная 30-часовая коридорная «кишка» из FF13, Square Enix сразу же предлагает нам отвлечься от свадебных приготовлений и заняться изучением просторов Эоса. Регион, впрочем, примечателен лишь с эстетической точки зрения, так как полноценный населенный пункт тут один (небольшой городок Лесталлум), да и тот принципиально ничем не отличается от множества бензоколонок, кафе и мотелей, разбросанных по всей карте.

Не ждите, что FF15 достойно вознаградит вас за исследование закоулков. В лучшем случае вы найдете в необязательном подземелье несколько новых вещиц, а под каким-нибудь деревом – заросли невиданного ранее растения, плоды которого можно употреблять в пищу. В реках не поплаваешь, в бесхозных зданиях не наткнешься на неожиданного собеседника, окружение не расскажет какую-нибудь историю о прошлом Эоса или его обитателей. Это относительно открытый мир совсем другого типа: симпатичная потемкинская деревня, созданная для выполнения квестов типа «найди-принеси» и истребления фауны.

Смотреть галерею скриншотов Final Fantasy 15

И все-таки, прибыв в Альтиссию, диковинный город на воде, вы заскучаете по лесам и пустыням родины. С того момента, как Ноктис ступит на незнакомые улицы, игра начнет стремительно усыхать. Локации станут музейными экспонатами: смотреть можно, потрогать – нельзя. В буквальном смысле встав на рельсы, сценарий полетит к финалу, теряя по пути важные сцены, сюжетные ветки и даже персонажей.

Тут самое время напомнить о нелегкой судьбе FF15: анонсированная более 10 лет назад как Final Fantasy Versus 13, в 2013 году игра окончательно отказалась от компрометирующей связи с FF13. Вскоре ее руководителя – Тэцую Номуру – сменил Хадзиме Табата. Режиссеру Crisis Core: Final Fantasy 7, The 3rd Birthday и Final Fantasy Type-0 трудно занести что-то в актив, поэтому не удивительно, что эта рокировка обрекла FF15 на печальную участь. Табата довел игру до релиза, но какой ценой?

В определенный момент все происходящее просто «поплывет». Важный персонаж без каких-либо объяснений уйдет из отряда, потом молча вернется, а за кадром трагически убьют едва знакомого NPC… И дальше многие ключевые события будут разворачиваться где угодно, только не на экране вашего телевизора. Еще один тип возьмет и «трагически» (т. е., непонятно почему) ослепнет. Другого кое-куда утащат, и зачем – вы никогда не узнаете. Что произойдет с императором Нифльхейма, даже говорить неудобно, хотя руки чешутся высмеять этот убогий «сюрприз».

Смотреть галерею скриншотов Final Fantasy 15

К 13 главе запас «миссий» вроде «погуляйте по поезду в ожидании следующей остановки» (!) иссякнет, зато начнется уродливая пародия на Resident Evil. У Ноктиса отнимут почти все пожитки, вручив взамен мощное волшебное кольцо. Парню придется очень долго бегать по узким коридорам и прятаться от механических солдат, повадками напоминающих зомби. А потом нашим мучениям наконец-то наступит конец.

Парадоксальным образом развязка будто бы хочет угодить всем: и любителям «хэппи-эндов», и фанатам «и никого не стало». Надо отдать ей должное: заключительные титры традиционно вызывают сильнейшие эмоции. Если у FF13 это были мысли вроде «господи, какой позор», у FF13-2 – «это шутка?», у Type-0 – «что это вообще было?», то FF15 порождает странную смесь умиления, обиды и гнева из-за того, что очередная игра режиссера Табаты снова загублена дурным, нескладным и дырявым повествованием.

И не стоит забывать, что значительная часть истории FF15 в самой FF15 отсутствует. Хотите узнать больше о прошлом главных героев? Смотрите на Youtube пятисерийный мультфильм Brotherhood: Final Fantasy XV. Интересуют события, произошедшие с Лунафрейей в Инсомнии после отъезда суженого? Ищите полнометражный Kingsglaive: Final Fantasy XV. Даже пролог выложен в виде pdf-файла на сайте Square Enix. Где это видано? И пусть издатель обещает в ближайшие месяцы исправить и дополнить историю патчами, пациент уже слишком плох. Косметические инъекции здравого смысла ему едва ли помогут. Равно как ни одни розовые очки не помогут оправдать подобную кашу после десяти лет разработки.

Смотреть галерею скриншотов Final Fantasy 15

«Все начатое дурно крепнет злом»
(«Макбет»)

Кромсая FF15 (это легко заметить по трейлерам, многие из которых не соответствуют тому, что есть в игре), Табата сохранил кое-что со времен Номуры. Как минимум – часть музыки, дизайн некоторых локаций и ключевых персонажей. Четверка друзей – душа этой JRPG, хотя вечно перебрасывающиеся шутками, подколами и жалобами персонажи практически не получили никакого развития по ходу своего путешествия.

Характерная особенность принца – он выглядит безвольным и слабым, но на самом деле Ноктис всегда движется в нужном направлении. Если задумчивый, иногда словно растерянный наследник престола временами производит впечатление замкнутого человека, то блондин Промпто – его полная противоположность. Весельчак, единственный в группе, у кого есть Страшный (Высосанный Из Пальца и Неуместный) Секрет, во многих подземельях будет «подбадривать» вас своим нытьем по поводу и без. Но пользы от него хватает: фотограф-любитель, он постоянно щелкает затвором аппарата, чтобы на ближайшем привале игрок мог выбрать лучшие снимки для альбома. На память.

Здоровяк Гладиолус – «щит» короля, обожающий подшучивать над сюзереном, когда тот на рыбалке вытаскивает из воды какую-нибудь мелюзгу. Игнис – самый спокойный и рассудительный в этом квартете. Как и все, он участвует в сражениях, а главное его занятие – готовка сытных ужинов, улучшающих характеристики героев. В Эосе хватает всякой живности и съедобных овощей, поэтому книжка рецептов интеллигентного повара постоянно пополняется новыми записями.

Отбивные и рагу нужны не для спасения от голодной смерти – они сродни эликсирам ведьмака Геральта и даруют самые разные бонусы на несколько внутриигровых часов. И лишняя тысяча очков здоровья, и несколько десятков дополнительных пунктов атаки, и возможность бегать без передышки (не все же на чокобо кататься!) могут очень пригодиться во время очередной вылазки на природу. На полный желудок все куда легче!

Смотреть галерею скриншотов Final Fantasy 15

Хотя Square Enix постаралась, чтобы битвы регулярно доводили до белого каления. Контролировать непосредственно можно лишь Ноктиса: зажмете одну кнопку – он будет автоматически уворачиваться от атак, зажмете другую – начнет бить противника. Особый трюк в рукаве – бросок оружия в монстра и телепортация к нему. Другое применение «королевского» приема – возможность воткнуть меч в какую-нибудь вышку или глыбу, чтобы несколько секунд висеть на нем, восстанавливая силы.

В Final Fantasy колдовство всегда играло важную роль, но в этот раз некоторых его проявлений лучше… избегать. Вы можете собирать энергию различных стихий и потом создавать из нее заклинания – не такая уж плохая система, если бы ледяные вихри и удары молнией не превратились в своеобразные «гранаты» с ограниченным количеством применений. Более того, они задевают и товарищей, поэтому в 99% битв о магических «снарядах» не вспоминаешь.

Забот хватает и без «дружественного огня». ИИ очень плох. Если в FF12 можно было настраивать поведение партнеров (примерно так, как это реализовано в Dragon Age: Origins), то в FF15 нет ничего подобного, поэтому наши верные подданные постоянно творят непонятно что. В любой мало-мальски серьезной стычке доходяги Промпто и Игнис большую часть времени лежат на земле без чувств. На словах они все горой за своего короля, но если государь сам не справляется с врагами, то на других ему рассчитывать тем более не приходится. Тактика здесь нужна крайне редко, главное – таскать за собой мешок с десятками целебных зелий и «воскрешающих» предметов.

Смотреть галерею скриншотов Final Fantasy 15

Основной способ хоть как-то повлиять на спутников – потратить часть особой шкалы и приказать им выполнить какой-нибудь прием. У монарха есть еще одна, личная шкала, которая позволяет проводить особенно мощную, по-настоящему «царскую» атаку. А вот самого ожидаемого от Final Fantasy – нормальных призываемых существ – тут фактически нет. Их очень мало, они играют относительно важную роль в сюжете, однако на помощь приходят в очень редких случаях и только при определенных условиях (в духе «будьте около воды и находитесь при смерти»).

Печальный ИИ – это только половина проблемы, ведь мучиться-то мы вынуждены не с ним (его уже не исправить), а с управлением и камерой. Одинокую цель одолеть легко, а вот если их много, каждая с богатырским здоровьем, а происходит все в тесной пещере, то без ругательств не обойтись.

Немного смешно, поскольку отчасти FF15 – это типичная японская «охотничья» игра. Помимо однообразных второстепенных поручений, тут есть обычные заказы на монстров. И снова (знакомая по той же Type-0) дикость: одновременно можно выслеживать только кого-то одного (либо какую-то одну стаю)! Вроде бы полезное занятие – можно накопить денег/опыта и полюбоваться видами, – но с таким оператором и бестолковыми союзниками и без того сомнительное удовольствие от уничтожения всякой нечисти совсем исчезает. Конечно, каждое чудо в перьях лучше лупить соответствующим видом оружия, которого тут хватает, но даже это не так уж важно: FF15 очень легкая игра.

Жаль, ведь у нас есть сразу несколько веток для «прокачки» самых разных параметров и умений. Система немного напоминает ранние части The Elder Scrolls: полученный опыт идет на развитие персонажей только на привале, причем его количество можно увеличить, если ночевать в гостинице. За каждый уровень персонажи получают очки способностей, которые падают в общую копилку. Тратить ли их на очередной слот под экипировку для Промпто, мощный прием Гладио или какой-то бонус для всего отряда – дело ваше, но первое время каждый такой балл на вес золота. Зато чуть позже будет возможность «фармить» их в обход уровней.

Смотреть галерею скриншотов Final Fantasy 15

«Терпи, душа; изобличится зло,
Хотя б от глаз в подземный мрак ушло»
(«Гамлет»)

FF15 кажется сырой и неоднородной, поэтому удивительно, что в ней на самом деле очень много секретов. Прохождение займет часов 25-30, но после финальных титров в игре, помимо старых опциональных заданий, появится и множество новых, так что при желании в Эосе можно застрять еще часов на 40-50. Оставьте надежды, что жалкие задачки в жанре hidden object и будто бы бесконечные агрессивные твари закончатся, случится чудо и… В общем, ничего подобного не будет, но без любопытных моментов не обойдется.

Во-первых, «Регалию» со временем можно модернизировать. Веселее водить не станет: с дорог съезжать нельзя, приличную скорость набрать не дают, даже нормальную аварию не устроить, поэтому лучше сажать за руль Игниса, а самому откидываться в кресле и слушать саундтрек какой-нибудь из старых FF (нужные записи можно найти в магазинах). Еще у вас будет возможность сделать из стильного автомобиля настоящий самолет. Да и, допустим, фары, отпугивающие ночных демонов, определенно стоят потраченных на их поиски времени и сил.

Во-вторых, вам наконец-то позволят открыть запертые двери в уже пройденных подземельях. Эти испытания не для слабонервных: гигантская черепаха размером с гору (на самом деле впечатляющее зрелище… издалека), на убийство которой нужно потратить от 40 минут до нескольких часов, – пустяк по сравнению с теми ужасами, что ждут в самых мрачных лабиринтах Люциса.

В-третьих, игроки, привязавшиеся к Ноктису и его спутникам, наверняка захотят как можно больше узнать о них. На основной сюжет рассчитывать не стоит, зато малозначительный, но очень интересный диалог может начаться где угодно. Остановились в мотеле – есть вероятность, что вечером Промпто раскроется с неожиданной стороны. Встали лагерем у рыбного места – Гладио предложит утречком сгонять на озеро и поймать местную чудо-рыбу. Если бы не живое общение ключевых персонажей между собой, с козырями у FF15 было бы совсем туго.

Смотреть галерею скриншотов Final Fantasy 15

Хотя три бойца – это чертовски мало. К отряду иногда на время присоединяются другие NPC, и из некоторых получились бы полноправные спутники. Например, Ирис (младшая сестра Гладио) и наемница Аранея отлично разбавили бы сугубо мужской коллектив. Не прошло и двух недель после релиза, как Табата пообещал расширить список персонажей, а также поработать над мотивацией других действующих лиц.

Такое чувство, что сначала Square Enix бездумно орудовала ножницами, а теперь планирует целый год добавлять в игру когда-то выброшенные в мусорную корзину идеи и возможности. FF15 вообще напоминает огромное полотно из маленьких лоскутов, кое-как сшитых между собой: иногда внимание к мелочам поражает, некоторые идеи (те же фотоснимки) великолепны, а потом дело доходит до самого главного… и волосы встают дыбом.

«Подгнило что-то в датском государстве»
(«Гамлет»)

Самое обидное, что Final Fantasy 15 – это не полный провал, которому никакие припарки не помогли бы. В этот раз японские рассказчики натворили дел, однако отдельные сцены не растрогают только очень черствого человека, особенно с таким великолепным саундтреком. Здешнюю версию «Stand by Me» хочется слушать снова и снова, а прекрасная в своей трагичности «Somnus» звучала в первых трейлерах Versus 13, когда та еще цитировала Шекспира и сулила увлекательную историю.

Ту игру мы так и не дождались.

Оценка Riot Pixels63%

Summary
Review Date
Reviewed Item
Final Fantasy 15
Author Rating
41star1star1star1stargray