Рецензия на Elex

Автор: SNOR

“…He who controls the spice
controls the universe”
Frank Herbert, “Dune”

Некоторым старинным хитам машинально прощаешь всякие неприятные особенности, от паршивой графики до посредственных геймдизайнерских решений. Модели похожи на деревянные обрубки с соответствующей анимацией – ну так то была эпоха становления 3D, что с них взять. Поиски нужного предмета обернулись получасовым “пиксельхантингом”? Зато какая великолепная атмосфера! Новый проект Piranha Bytes, как ни странно, провоцирует похожие ощущения. Elex во многих аспектах выглядит пришельцем из далекого прошлого – архаичным, неудобным, местами попросту корявым и непродуманным. Вот только отлипнуть от монитора все равно решительно невозможно, несмотря на усталость и разгорающийся за окном рассвет.

Вызванные дорелизными роликами ожидания полностью оправдались – студия в очередной раз сотворила нечто “готикоподобное”, с пугающей дотошностью цепляясь за обкатанные схемы. Однако эта затея неожиданно удалась.

Один ресурс, чтоб править всеми

Разработка: Piranha Bytes
Издание: THQ Nordic
Жанры: RPG/3rd Person/3D
Похожие игры: Gothic (серия), Risen (серия), The Technomancer, Mars: War Logs
Мультиплеер: Отсутствует
Вышла: см. карточку в базе
Платформа: PC
Обсуждение на форуме

Планета Магалан когда-то была похожа на Землю во всем до мельчайших деталей: голубое небо, зеленая трава, такие же звери, люди со своими автомобилями, фабриками и огнестрельным оружием… А потом чудовищная катастрофа невообразимо изменила ее облик. Столкновение с прилетевшей из неведомых космических далей кометой не снесло планету с орбиты, но цивилизацию уничтожило с концами – от былого великолепия остались лишь руины зданий, ржавые остовы машин да изрядно растрескавшиеся асфальтированные дороги.

Помимо масштабных разрушений и миллиардов смертей, комета принесла с собой некий минерал с удивительными и пугающими свойствами, тот самый элекс. Именно благодаря ему в развалинах теперь рыщут чудовищные мутировавшие хищники. И именно за него уже который год грызут друг друга выжившие остатки человечества, для верности объединившись в крупные группировки-фракции.

Все они быстро осознали огромную ценность “подарка” с небес, но воспользовались им по-разному, в соответствии со своим видением мира. Часть людей, очутившись после катаклизма в постапокалиптическом средневековье, решила, что в нем не так уж плохо: они назвались Берсерками, наложили строжайший запрет на сложные технологии, научились каким-то немыслимым образом перерабатывать элекс в “ману” и с ее помощью оживляют загубленную катастрофой природу, выращивая в пустошах цветущие сады. Разумеется, где “мана”, там и заклинания, и зачарованное оружие с доспехами. Для полного счастья не хватает только эльфов с гномами – своеобразных аналогов драконов и орков в округе более чем достаточно.

Полная противоположность экологам-старообрядцам – Клирики, эдакий военно-монашеский орден, почитающий технический прогресс немногим меньше, чем свое странное божество. Элекс дал мощный толчок научным исследованиям, поэтому на страже их интересов стоят бластеры и могучие боевые роботы. Есть у них и своего рода “магия” – псионика монахов бьет не хуже берсерковских огненных шаров и даже способна сломить чужую волю. Те, кто не желает терпеть ни религиозную промывку мозгов, ни абсурдные табу, уходят к Изгоям восточных пустынь – среди песков нет никаких законов, огнестрел старого мира по-прежнему в почете, а из таинственного минерала варят ну очень забористые наркотики.

Четвертая фракция стоит особняком. Принимая элекс внутрь, Альбы обрели громадную силу, только цена оказалась непомерно высокой – жесточайшая зависимость и утрата эмоций. Лишенные чувств и переживаний, ведомые авторитарным и безжалостным лидером Гибридом, они превратились в страшную угрозу для всех остальных. Джакс был одним из них – удачливый полевой командир, он никогда ни в чем не сомневался и точно выполнял приказы, но однажды допустил непростительную ошибку. Позволить сбить свой самолет во время миссии первостепенной важности – несомненный провал, а Директива гласит, что провал карается смертью.

Смотреть галерею скриншотов Elex

Отряд, подозрительно вовремя очутившийся рядом с местом крушения, поспешил привести приговор в исполнение, и герой упал с высоченной скалы, получив выстрел в живот. Однако он умудрился выжить и спустя пару дней отключки взглянул на происходящее совсем другими глазами. К нему вернулись эмоции, привычная картина мира основательно пошатнулась, и бывший Альб больше не знает, что думать и во что верить. В случившемся многовато совпадений – выходит, подстава? Кто же из соратников пожелал убрать его с дороги? Карателей возглавлял его родной брат – он хотел его смерти или просто следовал Директиве? Был ли это изначальный план самого Гибрида? Конечно, рано или поздно мы все выясним, но сперва надо раздобыть приличное снаряжение и восстановить былую мощь: слишком долго провалявшись без “дозы”, Джакс предельно ослабел, а шикарный бронекостюм и оружие кто-то благополучно свистнул.

Различных путей развития у отступника хватает – ролевая система получилась интересной и довольно гибкой. Как обычно у Piranha Bytes, здесь нет четко очерченных классов, зато есть пять характеристик и куча “перков” с требованиями к ним, распределенных по тематическим разделам. Например, в Survival притаились всяческие сопротивления и способность эффективнее восстанавливать едой здоровье, а в Combat, как нетрудно угадать, дополнительный урон от разного оружия и специальные атаки. Правда, я так и не понял, какой логикой руководствовались авторы, помещая типично воровские умения в Crafting. Вот за необычную систему убеждения им большое спасибо – для диалоговых “проверок” Elex использует количество очков, вложенных в тот или иной раздел, так что угрюмый воин с нулевой харизматичностью порой способен запугать оппонента, не прибегая к мордобою.

Для тех, кто давно знаком с творчеством Piranha Bytes, общая структура Elex сюрпризом не станет: снова долгая дорога “из грязи в князи”, опасные путешествия, беготня на посылках у местных лидеров, обязательное присоединение к одной из фракций (можете сколько угодно не разделять их философию, хороший доспех человеку “с улицы” все равно не продадут), а под конец и до судеб планеты доберемся. Оригинальный постапокалиптический мир, где непринужденно и органично сосуществуют винтовки, мутанты, лучевые пушки, призванные спектральные волки и зачарованные мечи, ждет… при условии, что вы готовы стерпеть уйму спорных решений и поразительно дурацких недоработок.

Смотреть галерею скриншотов Elex

Не поймите меня превратно, Elex совершенно не хочется ругать всерьез. Она позволяет раздолбать секирой здоровенного шагающего боевого робота, что уже само по себе бесценно. И исследовать огромную карту, с помощью поясного джетпака и такой-то матери забираясь во всякие труднодоступные места: разгуливать по заброшенным домам, мотелям и ржавым заводам в поисках ценностей не надоедает часами, а когда все же надоест – к вашим услугам удобная сеть телепортов. Здесь нет ни автоподстройки уровня врагов, ни примитивного зонирования, а от некоторых видов разрушенного мира, вопреки не самой передовой графике, захватывает дух.  Здесь живет немало ярких личностей с любопытными историями, а диалоги, пожалуй, самые лучшие за всю историю студии. И еще здесь постоянно подстерегает сложный выбор, и кажущийся верным вариант порой приводит к чему-нибудь малоприятному.

В Магалан легко поверить, несмотря на изобилие, казалось бы, не особенно сочетающихся вещей. Магия защищает от бластеров – ну и что с того? Куда важнее, что черного и белого нет в принципе: “правильные” Берсерки со своими строгими законами и грандиозными планами по озеленению планеты на поверку оказываются ничем не лучше беспринципных анархистов-Изгоев, для которых чудовищный беспредел давно стал нормой жизни. Про религиозных фанатиков, провозгласивших себя последним светочем цивилизации, и говорить нечего – видели бы вы, что они делают с “еретиками”… Само собой, в любой из группировок есть и адекватные люди, вынужденные мириться с нынешними порядками. Те, кто на это не способен, уходят – у Альбов и то есть свои отступники-сепаратисты. В какой-то момент мы даже возглавим маленькое поселение таких вот разочарованных диссидентов из разных “племен”, но официально порвать с выбранной фракцией, увы, все равно не разрешат.

Да, в Магалан легко поверить… и эту веру регулярно подвергают испытаниям. Вот принадлежащая Берсеркам мирная ферма – в двух шагах от кишащих злобными тварями руин, заполненных токсичным газом. Вот герой в упор не замечает в очередном задании очевидный подвох, вынуждая игрока то ли забрасывать дело с концами, то ли шагать прямиком в западню. Вот мы с огромным трудом взламываем электронный замок сейфа в сверхсекретной лаборатории и в шоке смотрим на его содержимое – пару рулонов туалетной бумаги. Это, в общем-то, еще цветочки: когда вызванная квестовым скриптом пачка сильных монстров беспрепятственно сминает охрану у городских ворот, пролезает внутрь и сжирает половину потенциальных работодателей, уже не знаешь, плакать или смеяться – а игра, словно издеваясь, сыплет предупреждениями, мол, “смерть вон того персонажа будет иметь далеко идущие последствия”.

Смотреть галерею скриншотов Elex

Другая проблема, стабильно кочующая из одной игры Piranha Bytes в другую – неважные сражения. Конечно, по сравнению с тем, что было в многочисленных Gothic и Risen, боевая система Elex – огромный скачок вперед. Авторы явно вдохновлялись серией Dark Souls, поэтому удары, блоки, увороты и полезный для стрелков и магов спринт расходуют запас сил, заставляя действовать осмотрительно. Но по-настоящему хорошей ее все равно не назвать – дубовое управление, странные “хитбоксы” и неудобное переключение захвата цели в сочетании с высокой сложностью сполна об этом позаботились. Да, совсем уж невыносимым страданиям через несколько часов усиленной “прокачки” придет конец, и все же я настоятельно рекомендую побыстрее обзавестись компаньоном – это защита, опора и забавные комментарии в одном лице, да и личные квесты у них замечательные. К сожалению, в отрыве от своих заданий наши товарищи говорят мало, зато все подмечают – значительную их часть можно отпугнуть суровым нравом.

Многолетнее употребление препарата, гасящего чувства, не прошло для героя бесследно. Наши решения и манера поведения влияют на так называемую “холодность” Джакса: она растет, если вести себя расчетливо и безразлично, и падает от проявлений эмпатии и темперамента, причем крайние значения иногда открывают особые реплики. Прямо как шкала Paragon/Renegade из Mass Effect, только интереснее – скажем, эмоциональные фразы не всегда “хорошие” и вовсе не обязаны приводить к каким-то положительным результатам. Характер может повлиять и на финал – самым бешеным и самым бесчувственным предоставят доступ к его альтернативным вариантам. Однако чем бы все ни кончилось, нелегкий путь к заключительным слайдам определенно стоит потраченных нервов и усилий.

* * *

Воистину незаурядная игра – кривая, муторная и невероятно захватывающая.

Оценка Riot Pixels76%

Минимальные требования Рекомендуемая система

Core i5 3570/FX-6350
8 Гб памяти
GeForce GTX 660/Radeon HD 7850
35 Гб на винчестере

Core i7 4790/FX-8350
16 Гб памяти
GeForce GTX 1060/RX 480
35 Гб на винчестере

Summary
Review Date
Reviewed Item
Elex
Author Rating
41star1star1star1stargray
-71%
395 руб.1399 руб.