Рецензия на Elden Ring

Автор: SNOR

Междуземье застыло в неуютной спячке. Реют оборванные штандарты давно уничтоженных армий, среди пасторальных осенних пейзажей гуляют жуткие твари, из-под земли тянет лапы нежить. По разбитым дорогам колесят караваны чудовищ, а в потрепанных дворцах и замках буйствуют запредельно могущественные полубоги. Несмотря на бесчисленные опасности, представители племени Погасших упорно бороздят разрушенное королевство — одному из них суждено стать новым владыкой и восстановить былое благоденствие.

Не удивляйтесь, что расклад звучит знакомо. Конечно, Elden Ring для From Software — эксперимент, но совсем не такой радикальный, как, скажем, Bloodborne или Sekiro: Shadows Die Twice. По большому счету, новый проект японской студии — очередная Dark Souls, только с другими масштабами.

Властелин кольца

Разработка: From Software
Издание: Bandai Namco Entertainment
Жанры: RPG (Action RPG)/3rd Person/3D
Похожие игры: Dark Souls (серия), Code Vein, Ashen, Hellpoint, The Surge (серия), Lords of the Fallen, Mortal Shell
Мультиплеер: (4) Internet
Вышла: См. карточку в базе
Платформа: PC
Обсуждение на форуме

Когда-то в Междуземье царили мир спокойствие. Королева-богиня Марика правила обширной империей, черпая силы в могуществе волшебного кольца Элден и огромных деревьях Эрд. Кругом разливался свет божественной благодати, одаривая всех жителей от мала до велика. От части людей, впрочем, благодать почему-то отворачивалась — их называли Погасшими и безжалостно выгоняли прочь из благословенных краев. Золотой Порядок существовал невесть сколько лет, но однажды кольцо каким-то образом раскололось, и все пошло кувырком. Законы природы нарушились, вспыхнула кошмарная война, в которой никто так и не одержал победы, а затеявшие ее полубоги поддались заключенной в осколках артефакта скверне и сошли с ума.

Теперь “земля обетованная” вовсю пугает образами фэнтезийного постапокалипсиса. Обломки былого величия, безумные монстры, обреченные вечно восставать после смерти, всеобщий упадок и разруха… Последняя надежда Междуземья — Погасшие, которые вернулись на “сдвинувшуюся с места” историческую родину. Говорят, тот, кто соберет осколки, получит и королевство, и руку самой Марики. Задача так невыносимо сложна, что многие потенциальные спасители мира впали в отчаяние и махнули на нее рукой. Недавно прибывший сюда герой (или героиня) — тоже из Погасших, и он-то настроен решительно…

Надо отдать Elden Ring должное, она рассказывает о своем причудливом мире чуть более внятно, чем другие творения From Software. Можно, например, спросить о каком-нибудь из психованных божеств и получить относительно вразумительный ответ с кратким историческим экскурсом, а не делать предположения по туманным описаниям сапог и мечей. Причем вместо характерных для Dark Souls метафизических проблем порой видны нормальные человеческие мотивации вроде ревности и властолюбия. С другой стороны, ожидать слишком многого не стоит. Хоть студия и трубила о сотрудничестве с Джорджем Мартином, его влияние заметно только по слегка приземленной тональности. Дальше куцых зарисовок “лорд бросил леди, и она смертельно обиделась” предания глубокой старины не заходят, собирать информацию надо по крупицам, и постепенно складывающаяся картина не стоит таких заморочек.

Для Миядзаки, как обычно, важнее символы — в художественном плане игра куда красноречивее, чем в словесном. Междуземье с его огромными сияющими деревьями, чуть приглушенной палитрой и вечной “золотой осенью” в духе Левитана — воплощение тягучей меланхолии. Его эстетика отдает легкой “сказочностью” и не производит такого мощного впечатления, как экспрессивно-мрачный стиль Dark Souls 3, зато она по-своему очаровательна. Сногсшибательных видов полно: зеленые поля и перелески, украшенные трупами и рытвинами поля давних сражений, вулканические скалы и озера, заснеженная вариация Йотунхейма, жуткие восточные пустыни, зараженные какой-то невиданной дрянью… Да-да, именно “восточные” — вопреки традициям, тут есть карта и компас, и они по-настоящему нужны.

Смотреть галерею скриншотов Elden Ring

Вообще, Elden Ring построена на давно отработанных принципах. Хотя главным ресурсом служат руны, а роль костров выполняют светящиеся зеленым источники благодати, в сущности это перелицованная Dark Souls 3: те же правила, привычная боевая механика, знаменитая беспощадность. Но Междуземье — не сеть взаимосвязанных уровней, а обширный бесшовный мир со сменой дня и ночи, такой большой, что по нему сподручнее разъезжать на призрачном скакуне по имени Поток. Бескрайние просторы густо усыпаны руинами, пещерами, фортами, крепостями и прочими шахтами, сделанными по “соулсовским” лекалам — лифты, тайники, короткие пути. Самые крупные из таких “подземелий” не уступают в размерах полноценным локациям “душевной” серии.

Что и говорить, размах сокрушительный. Конечно, авторы понимали, что у открытого мира свои законы, поэтому необходимый минимум подсказок присутствует. Направление к наиболее интересным точкам показано на карте стрелочками от “костров”, причем это обосновано сюжетом — мол, лучи благодати указывают дорогу. На базе (расположенная где-то в иной реальности штаб-квартира Погасших героев) обитает пара персонажей, готовых помочь советом. Тем не менее, по “правильному” маршруту никто не гонит, мы сами решаем, куда странствовать и каких полубогов бить ради драгоценных осколков кольца, и невиданная по меркам “соулс”-жанра свобода кружит голову.

Смотреть галерею скриншотов Elden Ring

Внедрить ее совсем безболезненно не удалось. В целом, процесс обставлен так же, как прежде: каждая смерть возвращает к контрольному пункту и воскрешает врагов, выбитый из них опыт проще простого потерять, количество целебных фляг ограничено. К сожалению, выверенную схему пришлось подпирать костылями. Во время скитаний под открытым небом за победы над группами врагов запасы зелий восстанавливают, а в замках и пещерах — нет. Выносливость уходит исключительно на действия в бою, чтобы не мешать путешествовать, — и игра порой с опозданием осознает, что драка уже началась. Кое-где перед серьезными противниками установлены “клинья Марики”, эдакие “недокостры” без полноценного функционала; возле них дают воскресать, но уровень там не повысить и заклинания не перенастроить. Из-за непомерных масштабов “боссов несюжетного значения” регулярно повторяют и столь же регулярно выдают эту должность рядовым врагам. Тупого зонирования разработчики старались избегать, и все же некоторые регионы заметно опаснее других, поэтому в голове порой всплывает нетипичный для “соулс-лайков” вопрос “тварь я дрожащая, или надо бы еще подрасти?” При этом конь позволяет странствовать почти везде, монстрам его попросту не догнать.

Верный скакун, возникающий из воздуха по свистку, — не самое положительное нововведение. Он отчасти напоминает злосчастный бэтмобиль из Batman: Arkham Knight — студия добавила занятное транспортное средство, стала придумывать под него задачи и чересчур увлеклась. Потока подают как нечто опциональное, да и гарцевать на нем в помещениях нельзя, но глобально без него не обойтись. Расстояния слишком велики, чтобы ходить пешком, волшебные антигравитационные колодцы, позволяющие заскакивать на высоченные горы, реагируют именно на лошадь, предусмотрены даже конные прыжки по платформам. И раз уж мы регулярно трясемся в седле, с него же зачастую приходится воевать. Более того, некоторые “боссы” явно рассчитаны на всадника, задать им перцу на своих двоих намного труднее. А верховые сражения крайне своеобразны — их не назовешь совсем плохими, однако наворачивание кругов с неловкими попытками зацепить цель выглядит примитивно и излишне сумбурно.

Смотреть галерею скриншотов Elden Ring

Еще одна спорная идея — духи всяких существ, помогающие нам в бою. Будь призыв магической школой, требующей специфической “прокачки” и снаряжения, вопросов бы не было, но он доступен всем без исключения — любой герой волен собирать коллекцию астральных помощников, улучшать их за ресурсы и материализовывать на поле брани, звеня особым колокольчиком. Причем звенеть в произвольном месте нельзя, необходима специальная статуя поблизости, и расставлены такие преимущественно рядом с “боссами”. Другими словами, это странная выручалочка для тех, кому и в одиночку тяжеловато, и “кооператив” почему-то не мил. Увы, дух игроку-фантому не замена — хотя одни эффективнее других, серьезно навредить сильному противнику они, как правило, не могут, разве что отвлекут на какое-то время. Стоило ли, право, огород городить…

Те же мысли навевает изготовление “расходников” из всяких “подножных” материалов. Да и скрытность, скопированная из Sekiro: Shadows Die Twice, — незатейливые прятки в кустах не зависят ни от “прокачки”, ни от веса снаряжения и до смешного бессмысленны. Все это, само собой, несущественно — можно облепить костяк Dark Souls неуместными странностями, но кардинально хуже он от этого не станет.

Смотреть галерею скриншотов Elden Ring

Знакомая ролевая система из восьми характеристик позволяет выращивать хоть юркого ассасина, хоть Конана-варвара, хоть гибрид мага с рыцарем, и даже для самых необычных архетипов найдется подходящее снаряжение. Арсеналу Elden Ring позавидует большинство ролевых экшенов: огромные молотки, косы, катаны, рапиры, кнуты, топоры, двуручники, у каждого вида — собственный набор движений… Расходующие “ману” особые атаки, которые в Dark Souls 3 были привязаны к оружию, теперь разрешено с определенными ограничениями “вковывать” в полюбившийся клинок самостоятельно, так что простор для подгонки и экспериментов широк.

Естественно, в первую очередь для битв важны не приемы, а умение. Блоки, парирования, контратаки, увороты, чтение намерений противников и расчет мгновений, красивые анимации и отточенное управление — тут, в общем-то, нечего расписывать, From Software всего лишь не стала чинить то, что прекрасно работало в Dark Souls 3. Самое заметное ноу-хау — возможность временно оглушить противника тяжелыми ударами и воткнуть оружие в подсвеченную уязвимую точку; в старую формулу оно вписалось замечательно. С другими игроками такой финт не пройдет, но дуэли и без него приятные. Ни с того ни с сего вторженцы на голову не падают — “по умолчанию” они навещают только тех, кто уже позвал друга. Впрочем, это можно изменить с помощью специального предмета.

Смотреть галерею скриншотов Elden Ring

Прихрамывающий из-за перегруженных серверов мультиплеер, конечно, второстепенное блюдо. Основное — опасные скитания по детально проработанному Междуземью. Пусть мир и огромен, разработчики ваяли его с тщательностью, присущей их более камерным творениям. Здесь можно часами бродить по закоулкам какого-нибудь замка, находя ценные вещи и беды на пятую точку. Залезть в гробницу на отшибе, случайно обнаружить под ней еще одну и судорожно одолевать ее обитателей вперемешку с ловушками. Встретить в давно изученных краях мерзкое страшилище, которое гуляет исключительно по ночам. Заплутать в гигантской подземной каверне, где руины древних городов дремлют в холодном свете искусственных звезд… За такие приключения легко простить From Software и неуклюжие новшества, и размноженных под копирку “боссов”.

О ЛОКАЛИЗАЦИИ
Неплохой перевод текста, хотя иногда он делает разговоры несколько более бредовыми, чем задумывалось в оригинале. Сразу после выхода игры в русских описаниях некоторых предметов отсутствовали целые абзацы, но сейчас это недоразумение уже исправили. Звук исключительно английский.

* * *

Elden Ring, пожалуй, чрезмерно обширна. Обстоятельное прохождение способно занять ощутимо больше 100 часов, и сил на такие объемы у создателей явно не хватало. Но, черт возьми, больше 100 часов — и ведь все равно не оторваться…

Оценка Riot Pixels82%

pixels-recommend

Минимальные требования Рекомендуемая система

Core i5-8400/Ryzen 3 3300x
12 Гб памяти
GeForce GTX 1060/Radeon RX 580
60 Гб на винчестере

Core i7 8700K/Ryzen 5 3600x
16 Гб памяти
GeForce GTX 1070/Radeon RX Vega 56
60 Гб на винчестере

Summary
Review Date
Reviewed Item
Elden Ring
Author Rating
51star1star1star1star1star