Divinity: Original Sin не была идеальной, но потерпеть мелкие несуразности ради шикарных битв и хитроумных задачек было не так уж сложно. Понятно, что речь шла о свежих впечатлениях от редкой для нынешней индустрии птицы: пошаговой изометрической RPG с очень симпатичной графикой и солидной вариативностью. Потому, честно признаюсь, поначалу Original Sin 2 разочаровала меня излишним сходством с предшественницей. Оригинальность-то вроде как улетучилась.
Как оказалось, Larian действительно в основном избежала кардинальных нововведений. Скажем, смену дня и ночи планировали реализовать еще в первой части, а ее нет и в сиквеле. Зато предыдущий проект скрупулезно отполирован и заметно модернизирован. Да, хотелось бы качественного рывка уровня The Witcher 2 –> The Witcher 3, но и эволюция в духе классической дилогии Fallout тоже хороша.
Кто тут в боги первый? Мне только спросить!
Разработка: Larian Studios, Larian St. Petersburg
Издание: Larian Studios
Жанры: RPG/Real-time/Turn-based/Isometric/3D
Похожие игры: Divinity (серия), Ultima (серия), Baldur’s Gate (серия), The Temple of Elemental Evil, Dragon Age: Origins, Pillars of Eternity, Fallout, Fallout 2, Arcanum: Of Steamworks and Magick Obscura, The Age of Decadence, Pool of Radiance: Ruins of Myth Drannor, Neverwinter Nights
Мультиплеер: (2-4) split screen, Internet
Вышла: см. карточку в базе
Платформа: PC
Обсуждение на форуме
История была одним из самых слабых мест прошлой Divinity. К счастью, вспоминать ее не нужно. Сценаристам сиквела удалось запустить множество самостоятельных сюжетных линий, которые на протяжении десятков часов сходятся, расходятся и пересекаются. В конечном счете, речь идет не просто о выживании: в Ривеллоне открыта вакансия бога, причем наше резюме тоже рассмотрят. Ну, если мы не сгинем, с головой нырнув в пучину разборок между несколькими могущественными фракциями, чьи представители постоянно оказываются двойными агентами, предателями, перебежчиками, очень подозрительными личностями или истинными спасителями мира, которых просто не так поняли. В полной мере мотивы большинства заинтересованных сторон раскрываются лишь под занавес 75-часовой эпопеи, хотя, на мой взгляд, авторы несколько переборщили с лихими поворотами.
Смотреть галерею скриншотов Divinity: Original Sin 2
Важное нововведение в сюжетном плане – персонажи с предысториями. Каждого из них можно выбрать в качестве главного героя. По смыслу напоминает Dragon Age: Origins, даром что последняя предлагала особые варианты пролога, а Original Sin 2 щеголяет гигантскими квестами, красной нитью проходящими через все повествование. Мне, например, приглянулась артистка Лоусе, сопровождаемая таинственным голосом… в ее голове. Кому он принадлежит, естественно, до поры до времени не говорят, но перспектива привести к божественности одержимую зловещей тварью даму выглядела очень заманчиво. Приятный бонус – шутливый характер, из-за которого Лоусе в и без того великолепных диалогах может выкинуть что-нибудь эдакое.
Тот, кто почему-то очень хочет пропустить значительную часть веселья, может заполнить весь отряд на четыре персоны обычными статистами разных рас и классов. На деле же лучше обратить внимание на уникальных спутников из числа созданной Larian шестерки авантюристов. Задушевные беседы между ними, увы, не возникают, зато у ящера, планирующего стать императором, и эльфийки Себиллы могут быть дела совершенно разного рода к одному и тому же NPC. Особняком стоит нежить, в том числе и ворчливое детище Авеллона по имени Фейн, которого местная публика не очень-то жалует. Если что-то лежит в зоне, покрытой «туманом смерти», то отправлять туда нужно именно ходячего скелета. Ядовитые лужи его лечат, а вот обычные «лечебные» заклинания – калечат.
Многие наверняка помнят, как во второй половине Original Sin постепенно сдувалась, подменяя необычные ситуации боями, боями и боями, а также нашей главной задачей, которая скорее раздражала, нежели интриговала. По Original Sin 2, поделенной сценаристами на 7 глав, а дизайнерами – на 4 (именно столько здесь крупных «песочниц», соединенных в определенном порядке, причем каждую можно исследовать так, как вам заблагорассудится), интересные события и встречи распределены равномерно. Финальная карта – большой город, полный скандалов, интриг и расследований. Будто мало сходства с Throne of Bhaal, где повсюду кандидаты в боги, а тут еще и пускай не Балдурс Гейт, но тоже просторная и густо заселенная локация с мрачными подвалами, канализацией, напичканной ловушками, и ответами на все вопросы.
Смотреть галерею скриншотов Divinity: Original Sin 2
Как правило, насущные проблемы можно решать различными способами. Главное – понимать, что дилогия Original Sin по-прежнему не может соперничать в нелинейности с The Age of Decadence или Fallout 2: пройти игру торговцем, который в руках ничего тяжелее ложки не держал (как в первой), или болтливым ворюгой с копьем, со старта бегущим красть крутые пулеметы и бронекостюмы (как во второй), не удастся. Тем не менее, вас не накажут, если убьете «кого-то не того», вы можете выполнить поручение до того, как его получите (и это нормально – зачем два раза туда-сюда ходить?!), а во многие места можно проникнуть с неожиданных сторон. Мой любимый пример со времен первой части – деревянный сундук или дверь, которые можно отпереть ключом или отмычкой, разломать топором или просто сжечь. Жаль, что препятствия еще бывают несгораемыми… И защищенными магией.
Горела хата у Кондрата, а вместе с ней горел Кондрат
Divinity в курсе своих достоинств и всеми силами их выпячивает. Именно поэтому в Ривеллоне на каждом шагу стоят бочки с чем-нибудь горючим или водой и чуть ли не любой таракан умеет плеваться огнем, ядом, проклятиями и обидными словами. Порой кажется, что Larian перегибает палку, ведь бой только начался, а весь отряд уже горит, маг разглядывает небо, валяясь на льду, а ловкач, ведомый вражьей волей, втыкает кинжалы вам в спину. Многие схватки примерно так и проходят: вы идете маленькой, плотной группой, как вдруг из кустов выпрыгивают демоны, на господствующих высотах появляются колдуны (что во всех смыслах хорошо для них и плохо для вас), причем они-то «кучковаться» не любят и активно «бьют» по площадям, а спереди и сзади к вам бегут любители ближнего боя.
Ради таких моментов Original Sin 2 и существует: эта действительно красивая, богатая на мелкие детали изометрическая игра по-настоящему расцветает в баталиях. Мы и в прошлый раз могли поджигать ядовитые лужи и оглушать молниями стоящих в воде монстров, однако теперь количество умений заметно расширилось. Одного огня тут три типа: обычный, целебный и «некропламя», которое простым дождиком не затушить. Для произнесения мощнейших заклятий нужны и очки действий, и тот самый Исток, который долго будет дефицитным ресурсом. Хорошо хоть, что разговоры с духами его не расходуют. Забавно, кстати, бывает поболтать с некоторыми типами, только-только отдавшими концы. Веселее – разве что традиционные для серии беседы с животными.
Другое дело, что легко разогнать оппозицию все равно не выйдет. Почти у любого NPC или чудовища есть как магическая, так и физическая броня, защищающая от соответствующих типов урона и особых эффектов (заморозки, нокдауна, превращения в бестолковую птицу и т. п.). Бойцы обычно лучше выдерживают удары мечами и дубинами, а чародеи дольше могут стоять в костре и не гореть. Из-за этой особенности авторы многих негативных отзывов в Steam ворчат, мол, Larian заставляет игроков формировать узкоспециализированные отряды.
Временами и правда проскальзывает перекос в балансе: первая половина мне показалась заметно сложнее (местами – несправедливее) второй, а очков Истока часто так мало, что они выполняют функцию того самого зелья из какой-нибудь Baldur’s Gate 2: бережем его на крайний случай, бережем, бережем… драконы умрут, демоны падут, а мы все бережем, бережем… и потом игра заканчивается. Не помешал бы более деликатный подход к подобным вещам. Впрочем, количество комбинаций умений в Original Sin 2 и без того внушает искреннее уважение, поэтому безвыходных ситуаций при достаточной «прокачке” отряда здесь не бывает. Ничто не мешает любителю поджигать всех вокруг выучить заклинания школы превращения – ему еще и бесплатный балл на развитие основных характеристик за каждый уровень соответствующего умения дадут! Щупальце, наносящее физический урон и обезоруживающее врагов, – прекрасный довод в пользу разнообразия в партии.
Некромант натравит на латников рой москитов (они тоже наносят физический урон, а потом еще и лечат своего хозяина), призыватель же создаст маленького элементаля, чьи тип урона и способности зависят от поверхности, на которой он появится. Арсенал трюков, зачастую просто отсутствующих в других RPG, воистину огромен. Если вам и этого мало, то можно попробовать скомбинировать учебники разных навыков. Вывести «суперотравляющее мегаоблако всеобщей погибели», пожалуй, не дадут, но что-нибудь точно получится. Рукопашников тоже не ограничивают в «прокачке», да и разнообразные «стихийные» гранаты с поверженных врагов выпадают не просто так. В плане тактики Larian дает столько свободы, сколько вы сможете унести.
Смотреть галерею скриншотов Divinity: Original Sin 2
Самые яркие и запоминающиеся бои длятся долго. Бесконечные всполохи, взрывы, дождь, град, демоны, оскверняющие лужи и пламя, благословения, снимающие эту порчу… Такое буйство красок, такую высокую цену ошибки сейчас редко встретишь. Как и в первой Original Sin, Larian заслуживает аплодисментов уже хотя бы за впечатляющую реализацию эффектных и глубоких пошаговых боев в фэнтезийном антураже.
Страшная тайна пустой комнаты
Несмотря на некоторую прямолинейность, Divinity постоянно предлагает поломать голову над загвоздками совершенно неожиданного характера. Дилеммы возникают постоянно: кем играть, каких спутников выбрать, погладить бродячего пса или пнуть сапогом, на чью сторону встать, кому верить, предпочесть ли слабую перчатку с «вшитым» заклинанием телепортации новой стрелонепробиваемой варежке без каких-либо волшебных фокусов внутри… Самое сложное – удержаться от ненужного убийства, за которое наверняка наградят опытом! Тут даже над обещаниями, данными конченым подонкам, иной раз задумаешься. Larian, правда, частенько оставляла мои грешки без внимания, из-за чего у меня сложилось впечатление, что Original Sin 2 не так уж внимательно следит за п(р)оступками. Тем не менее, без периодических отсылок к событиям давно минувших часов приключение не обошлось.
Самая распространенная проблема знакома еще по Original Sin: ну, пришел я куда послали (хорошо, если вообще послали), а дальше что? «Пазлы» по-прежнему представлены всеми категориями задачек от «нажмите вот на эту большую кнопку» до «а теперь догадайтесь, что мы для вас придумали». В последнем случае, бессмысленно простояв полчаса в маленькой «пустой» комнате, где явно что-то должно быть, поскольку в смежном помещении за массивной дверью навалены горы золота, я представлял себе лучезарно улыбающегося Свена Винке, который снова обвел вокруг пальца зазнавшегося игрока. Не беда. В Ривеллоне образца 2017 года мне удалось раскрыть множество тайн, однако какие-то секреты он все равно утаил. Что ж… Тем больше удовольствия было от того, с чем все-таки удалось разобраться.
Смотреть галерею скриншотов Divinity: Original Sin 2
Невозможность сразу исследовать мир на 100% (ведь как минимум 2 из 6 стартовых персонажей со своими скелетами в шкафах будут лишними на вашем празднике жизни) хороша не только потому, что дает стимул снова пройти Original Sin 2. Она порождает желание как следует изучить каждый камень, куст, карман и книжную полку в поисках подсказок и откровений. Ощущение, что этот мир правдоподобен – одно из важнейших достоинств Original Sin, которое в сиквеле стало еще весомее благодаря безграничной свободе в принятии решений и тесному переплетению судеб NPC. Еще не уровень The Witcher 3, да и масштабы скромнее, но уже близко.
Игра не водит нас за ручку и не рисует пунктиром оптимальную дорожку к сокровищам, зато при найме персонажа она спрашивает, какого класса подопечный нам нужен. Извечная проблема многих RPG – «человек интересный, но зачем мне в отряде третий паладин» – устранена легко и изящно. Более того, почти в любой момент можно прибежать к волшебному зеркалу на вашем личном корабле и перераспределить баллы характеристик, навыков и т. п. С одной стороны, это узаконенное «читерство». С другой – сам я корректировал параметры лишь однажды и очень рад, что такая возможность вообще была.
Разработчики изрядно облагородили интерфейс: когда нужна важная безделушка, ключ или денежная сумма, соратники автоматически передают их активному персонажу, все четыре вещмешка открываются на одном экране, прицениваться к новой одежке удобно, бесполезный хлам легко помечается как товар на продажу… От завалов в рюкзаках все это не спасает, хотя чего еще ожидать от игры, в которой можно украсть большинство активных объектов и потом еще многие из них комбинировать? На самом деле, неизлечимых болезней у Original Sin 2 нет. Техническая часть достойная: у меня случился всего один «вылет» уже на финальных титрах. Хватает ошибок другого рода, периодически ставящих в тупик. Скажем, журнал заданий. Поручение выполнено, но не отмечено выполненным. Или отмечено, но висит среди активных. Или я достиг важного этапа его выполнения, а NPC почему-то никак на это не реагирует. Или запись в дневнике не соответствует действительности. Подобное бывает относительно часто и портит не прохождение, а настроение.
Смотреть галерею скриншотов Divinity: Original Sin 2
Первые дни после релиза Steam регулярно качал новые патчи, и мне кажется, что работы до сих пор хватает: системе убеждения недостает прозрачности, отдельные квестовые цепочки необходимо исправить, изредка попадаются «немые» NPC (обещали-то озвучку всех диалогов!) и даже финальные ролики с последствиями решений явно стоит упорядочить. По большому счету – мелочи. Обидно, что они появились в игре, которая должна была довести до совершенства формулу предшественницы. Зато других мелочей – приятных – с избытком: Original Sin 2 можно пройти компанией до четырех человек, в ней есть PvP-арена и режим «гейммастера» для создания собственных приключений. Если Larian продолжит в том же духе, попутно перестав избегать масштабных нововведений, то давняя мечта Свена Винке – выпуск эпохальной RPG – вполне может стать явью.
* * *
Эпическая, красивая, хитроумная, мелодичная и очень увлекательная игра. Она может отпугнуть неопытных приключенцев, но обязательно вознаградит смекалистых и усидчивых. У нее есть незначительные и, надеюсь, временные недочеты, а вот серьезных конкурентов и близко не видно.
P.S. Наш коллега Random_Phobosis работал над Original Sin 2 в качестве геймдизайнера в составе Larian St. Petersburg.
Минимальные требования | Рекомендуемая система |
---|---|
Core i5 |
Core i7 |