Рецензия на Detroit: Become Human

Автор: TOP

При словах «робот» и «андроид» вы представляете какого-нибудь фантастического персонажа или, в лучшем случае, вспоминаете смешную кибернетическую собаку, распахивающую двери перед подругой? Знакомьтесь с настоящей жемчужиной научного прогресса – Софией. Творение компании Hanson Robotics наделено внешностью Одри Хепберн, уверенно поддерживает беседу с видными людьми и задает провокационные вопросы журналистам. А еще у него есть подданство Саудовской Аравии – уникальный случай и причина большого скандала.

В Детройте 2038 года такие софии – обычное явление по цене подержанного автомобиля. Никто не расшаркивается перед ними и гражданство не выдает – наоборот, попахивает типичным рабством. И когда отдельные андроиды, вдруг осознавая себя как личность, выходят из-под контроля и противятся хозяевам, это перерастает в серьезную проблему, решать которую нам и предлагает Дэвид Кейдж.

Кукла Маша, кукла Даша

Разработка: Quantic Dream
Издание: Sony Interactive Entertainment
Жанры: Adventure/Interactive movie/3rd Person/3D
Похожие игры: Beyond: Two Souls, Fahrenheit, Heavy Rain, Until Dawn
Мультиплеер: Отсутствует
Вышла: см. карточку в базе
Платформа: PlayStation 4
Обсуждение на форуме

Угрозу национальной безопасности легко оценить, выглянув в виртуальное окно или включив телевизор. Роботы везде: убирают мусор с улиц, консультируют покупателей в магазинах, летают в космос, покоряют бейсбол, ремонтируют инфраструктуру, присматривают за детьми, оперируют больных, оказывают интимные услуги и даже пишут книги («Мечтают ли люди о теплоовцах?» – настоящий блокбастер).

Благодаря использованию машинного труда экономика процветает, зато растет социальная напряженность. Кишащий юркими дронами и пестрыми рекламными табло город гудит от возмущения тотальной безработицей, попрошайки на каждом углу клянчат пару долларов на помощь жертвам кадровых сокращений, доморощенные проповедники вливают в уши прохожим ненависть к пластиковым куклам, уличные гитаристы зазывают послушать музыку «с душой».

Смотреть галерею скриншотов Detroit: Become Human

Жестокие проступки взбунтовавшихся андроидов – взятие ребенка в заложники, удушение владельца и другие – лишь накаляют обстановку. Их создатель, компания Cyberlife, поручает экспериментальной модели по имени Коннор выяснить причины программных сбоев и отследить так называемых девиантов, заручившись поддержкой полиции.

Вместе с лейтенантом Андерсоном, недружелюбным лохматым почитателем крепких напитков, робот осматривает места преступлений, анализирует улики, реконструирует в голове произошедшее, и допрашивает подозреваемых да свидетелей, постепенно нащупывая след и складывая кусочки мозаики.

По другую же сторону «баррикад» сразу два персонажа: кибердомохозяйка Кэра, знакомая нам по старой «технодемке», и андроид Маркус, ассистирующий прикованному к коляске художнику в исполнении Лэнса Хенриксена.

Кэра следит за порядком в семье безработного Тодда и его дочери Алисы. Помыть посуду, постирать одежду, проветрить комнату, состряпать пасту, подать мужчине пиво, пока он смотрит хоккей, – мечта любого лодыря. Увы, буйный нрав отца беспрестанно отравляет атмосферу, и однажды Кэра, скинув программные оковы, вместе с ребенком убегает из дома навстречу плохой погоде и неизвестности.

Смотреть галерею скриншотов Detroit: Become Human

Маркус тоже оказывается без крыши над головой, да еще и в полуразобранном виде. Вместо прислуживания больному старику, ставшему ему добрым другом, и пререканий с его дерзким сынком он быстро находит себе новую цель: разыскать «Иерихон», полумифическое убежище девиантов, и организовать освобождение «порабощенных» родичей.

Повествование Detroit: Become Human идет по знакомой формуле, чередующей эпизоды с каждым из трех героев. Конечно, в определенный миг линии пересекаются, интересы сталкиваются, персонажи попадают в один кадр. Никаких фокусов с тасованием завязки, развязки и кульминации и никаких «флэшбеков» – Quantic Dream выучила урок, преподанный Beyond: Two Souls, и рассказывает историю без лишних ужимок.

Историю серьезную по духу, одновременно злободневную и закладывающую фундамент для дискуссий о далеком будущем. В ней хватает смелых, наталкивающих на размышления, трогательных моментов, остросоциальных и философских вопросов о структуре общества и толерантности, ответственности и любви. Жаль, чрезмерное упрощение чувств, бинарная мораль (добро против зла, агрессия против миролюбивости), логические нестыковки порой обращают глубокие задумки в издевательство.

К тому же проект пестрит заимствованиями. Отголоски «Бегущего по лезвию», «Я, робот» и схожих произведений, практически цитирование Heavy Rain и Fahrenheit в отдельных сценах (помните, например, внезапный визит полицейского в квартиру Лукаса Кейна?) могли бы поставить Detroit: Become Human в уязвимое положение.

Смотреть галерею скриншотов Detroit: Become Human

И точно поставили бы, пойди французы по узкой дорожке, проторенной пять лет назад. Но здесь фантастическая нелинейность защищает сюжет от многих критических стрел – не зря под гигантскую паутину дилемм Дэвид Кейдж отвел тысячи страниц сценария.

Чтобы доказать свою искреннюю демократичность, каждый этап авторы венчают схемой со всеми возможными развилками, и постепенно игра – прямо на наших глазах! – превращается в устрашающую, вселяющую трепет конструкцию. Нередко за четырьмя вариантами ответа стоят три-четыре различных последствия, открывающих уникальные цепочки событий, которые, в свою очередь, рассыпаются на новые ветки. И подобных матрешек пруд пруди – раскрыть полную картину вряд ли реально даже за несколько прохождений.

Причем подводят они к разным финалам. Тяжело сказать, сколько на самом деле концовок предусмотрели авторы, но они не скатываются до однокнопочного примитива, как в случае с Beyond: Two Souls. Любой результат нужно выстрадать, либо же он станет следствием недостаточного усердия, ошибок, невнимательности. Просто представьте, что допрос Итана Марса о внешности пропавшего сына влияет на судьбу ребенка, и примерно поймете цену некоторых побед.

Мыльное кинцо

По размаху и насыщенности развилками Detroit: Become Human на голову превосходит прежние проекты Quantic Dream и ее единственного полноценного конкурента, Supermassive Games. Зато на геймплей французы плюнули, не дотянув его даже до планки Heavy Rain.

Смотреть галерею скриншотов Detroit: Become Human

Формально все на месте. Надо открыть окно – удерживаем триггер и дергаем геймпад вверх. Нужно приложить силу, надавить на объект или быстро пробежать – бешено давим на Х. Противники лупят нас руками и ногами – шустро щелкаем на кнопки, следуя всплывающим на пару мгновений значкам. Но куда подевались меееедленные отклонения правого стика ради плавных осторожных движений? Почему столь редко доходит дело до гироскопа? Кто в команде посчитал, что зажимать пять клавиш – перебор?

Лишив и без того бедный арсенал нескольких проверенных приемов и не придумав замену, разработчики максимально сместили акцент на принятие решений вместо их непосредственного исполнения. QTE почти стерильны и не бросают настоящего вызова, сопоставимого с драмой на экране, отчего погибнуть или запороть ключевой эпизод труднее, нежели хотелось бы. Как на пониженном, так и на повышенном уровнях сложности игра де-факто одинаково зависит от наших желаний, а не от мастерства, и это ее немного обедняет.

Не ждите большого прогресса и от детективной части. Коннор недалеко ушел от Нормана Джейдена и его волшебных очков: сканирует местность, разглядывает трупы, слизывает образцы крови на радость лейтенанту Андерсону, воссоздает преступления по уликам – худо-бедно знакомые умения. Разве что временное «оживление» отключившихся роботов и ковыряние в чужой памяти выглядят свежо, но никаких особых действий от нас не требуют.

Комментаторы, недолюбливающие «кинцо от горе-режиссера», вновь затопят интернет желчью из-за того, что лишних телодвижений Detroit: Become Human не предполагает. Зато те, кто принимает жанр в нынешнем виде, будут довольны, потому что Quantic Dream достигла новых вершин в сращивании игр с фильмами.

Смотреть галерею скриншотов Detroit: Become Human

Приключения андроидов удивительно кинематографичны. Непоседливый оператор настойчиво подбирает ракурсы поинтереснее: камера то взмывает ввысь, то подлетает к лицу, то проезжает через помещение – и любая сцена расцветает. Убедительные выступления актеров, запечатленные благодаря motion capture, вызывают симпатию как минимум к одному из трио главных персонажей и некоторым второстепенным. Неонуарные декорации, индивидуальный подбор тонов под каждого героя и красивая графика (омраченная избыточным размытием на стандартной PS4) очаровывают с первых кадров.

И музыка – ах, музыка! Тридцати миллионов евро хватило аж на трех композиторов. Чувственные струнные Филипа Шеппарда, переиначившего национальные гимны для лондонской Олимпиады, сопровождают Кэру. Холодные синтетические мелодии Нимы Фахрары (1979 Revolution: Black Friday) следуют за Коннором. А Маркус замышляет революцию под эпические оркестровые треки Джона Паесано (Mass Effect: Andromeda).

Вопреки мнению, что хороший саундтрек – незаметный саундтрек, тут он успешно сгущает атмосферу и подчеркивает характер ситуаций, однако на общем фоне все равно не растворяется. И уж наверняка ему не затеряться на следующем Riot Top.

Смотреть галерею скриншотов Detroit: Become Human

* * *

За внешним лоском стоит титанический труд, но и он впечатляет меньше, чем скромно оформленная схема развилок после очередной насыщенной главы. От понимания того, что одно решение отсекает огромную ветку событий или же, наоборот, выталкивает с прямого пути на опасную витиеватую тропинку, кардинально переворачивая чью-то судьбу, проникаешься глубоким уважением к Detroit: Become Human.

Это волнительное приключение с кучей переменных, интерактивная «голливудщина», явный фаворит в номинации «Антиигра-2018» у злых языков, а также масштабнейшая и, пожалуй, лучшая работа Quantic Dream, искупающая провал пятилетней давности.

Я отправляюсь на новый круг. Присоединяйтесь.

Оценка Riot Pixels85%

pixels-recommend

Summary
Review Date
Reviewed Item
Detroit: Become Human
Author Rating
51star1star1star1star1star