Рецензия на Control

Автор: TOP

Можно сколько угодно говорить о недостатке исполнительского мастерства у Remedy Entertainment, но трудно спорить с тем, что финны подходят к делу творчески и охотно нащупывают новые концепции и форматы. Они скрестили нуарный полицейский боевик с «Матрицей», подстроили психологический «ужастик» под телевизионный формат, объединили шутер про временные парадоксы с сериалом – и у каждого проекта есть свое лицо, яркие, запоминающиеся черты.

Control в этом смысле повезло меньше: она невыразительна и напоминает много игр сразу, от InFamous в декорациях SCP Foundation до Doom 3 под ЛСД. Зато в ней нет получасовых роликов!

«Assuming direct control»

Разработка: Remedy Entertainment
Издание: 505 Games
Жанры: Action (Shooter)/3rd Person/3D
Похожие игры: InFamous (серия), Past Cure, Quantum Break
Мультиплеер: Отсутствует
Вышла: см. карточку в базе
Платформа: PC
Обсуждение на форуме

Когда казалось, что следующий шаг для Remedy Entertainment – интерактивное кино с многослойным сюжетом, студия кардинально переосмыслила подход и поставила на первое место геймплей. Конечно, без витиеватой истории от Сэма Лэйка не обошлось, но она явно не была главным приоритетом, что заметно и по ее качеству, и по ее «весу» в общей структуре.

Жесткая привязка к сценарию осталась за дверьми Старейшего дома – мрачной высотки без окон посреди Манхэттена, где обитает Федеральное бюро контроля. О существовании такой организации известно считаным единицам, попасть внутрь и преодолеть вестибюль почти нереально – и Джесси Фейден (в исполнении уже знакомой по Quantum Break Кортни Хоуп) становится, возможно, единственным человеком, дошедшим аж до кабинета директора, пускай по подозрительно пустым коридорам.

К начальнику Джесси опаздывает. Когда она распахивает двери, тот уже лежит на ковре с дыркой в виске. Женщина по велению внутреннего голоса подбирает валяющийся рядом чудо-пистолет – и вдруг узнает, что ее назначили очередным руководителем ФБК.

Только праздновать некогда, да и проставляться, считай, некому: большинство подчиненных либо мирно парит под потолком, жуткими голосами неся околесицу, либо с энтузиазмом атакует новоиспеченного босса. Горстка адекватных сотрудников объясняет, что в бюро невесть откуда проникли агрессивные существа Ииссы и поработили всех, кто не носит специальное защитное устройство. Ну и Джесси посчастливилось – у нее особый дар.

Смотреть галерею скриншотов Control

Разгребать бардак, блуждая в гнетущей атмосфере, – задачка поистине непростая, потому что ФБК не какая-то бумажно-статистическая контора, а сверхсекретная махина по практическому изучению паранормальных явлений. Куда ни глянь – кругом лаборатории гипноза, экстрасенсорики и пространственных исследований, за что ни схватись – сплошь магические артефакты и смертельно опасные предметы. Невскрываемый кровоточащий сейф? Молоток, заражающий того, кто его взял, неведомой проказой? Телефон для связи с астральным измерением? Такого добра тут навалом.

Даже сам Старейший дом склонен к спонтанному перемещению комнат, искажению пространства и другим фокусам. Мы этого почти не встречаем, однако горы заметок, аудио- и видеозаписей – основной источник информации о мире – фиксируют бурную активность здания, порой приводящую к жертвам.

Изучать сообщения работников интересно: зачастую они пышут юмором и наверняка порадуют фанатов SCP Foundation и сериала Warehouse 13 любопытными идеями. Тем же, кто привык следить за роликами, диалогами и сценарными кульбитами, не отвлекаясь на обшаривание чужих папок, придется несладко. Control пыжится создать интригу из недомолвок и необъяснимых явлений, но история Джесси, разыскивающей в ФБК пропавшего брата, настолько вялая и блеклая, что ей уже ничем не поможешь, а борьба с Ииссами слишком прямолинейна. Та же проблема и с персонажами: главная героиня скучна и почти не раскрывается, а среди второстепенных личностей харизма проступает разве что у таинственного уборщика и у прежнего директора, оставляющего нам философские сообщения голосом Макса Пэйна.

Смотреть галерею скриншотов Control

Такой подход аукается и в сюжетных миссиях. Мелькают классные разборки (особенно хороша перестрелка в переменчивом лабиринте под задорный рок), но заметная часть эпизодов никак не использует паранормально-фантастический характер игры и легко могла бы попасть в том же виде в иные шутеры. Даже ради «боссов» финны не захотели включать фантазию, натравливая на нас стандартных бойцов, просто усиленных и именованных. Концовка же – удивительно беззубая и рутинная – вообще оставляет в недоумении.

Тем забавнее то, что побочные квесты нередко на голову превосходят основные задания. Именно тут можно встретить по-настоящему крутые столкновения с буйными артефактами вроде зеркала, создающего злобную копию Джесси, и светофора, вышвыривающего нас из зоны своего действия, если шагнуть в нее на красный свет. Это не идеально-образцовые моменты, и все же они бодрят и заставляют собраться. Впрочем, без банальностей калибра «сними подсумки с шести одержимых» тоже не обошлось.

Офисная романтика

Богатый на чудеса мир – крупнейший козырь Control, и заход Remedy Entertainment на территорию «метроидваний» позволяет прочувствовать его сполна. После пары сюжетных миссий нас отпускают в свободное плавание по четырем крупным секторам: административному, исследовательскому, обслуживающему и сектору содержания мистических предметов. Отдельные их помещения изначально недоступны, и дабы туда проникнуть, нужно раздобыть специальные пропуска и освоить необходимые навыки.

Смотреть галерею скриншотов Control

Территория поистине немалая. Просторные залы, офисы, лаборатории, склады, промышленные карьеры, машинные отделения расплываются вширь и ввысь, соединяясь сетью лестниц, коридоров и лифтов. И практически везде заботливо разложены скоросшиватели с докладами об аномалиях и деталями внутреннего распорядка – читать не перечитать.

Карта для пеших переходов туда-сюда приспособлена плохо – выручает телепортация между точками быстрого перемещения. Они же исполняют роль костров из Dark Souls: восполняют здоровье, служат пунктом возрождения после смерти и проводят нас в раздел «прокачки» – там очками, выданными за завершение квестов, мы усиливаем способности Джесси.

Также здесь хранится скромный гардероб и инструменты для улучшения оружия. Директор использует исключительно табельный пистолет, но его можно модернизировать – конечно, при наличии ресурсов, подобранных в разных уголках здания. Всего у пушки четыре формы, не считая начальной: хотите – вот вам дробовик, хотите – пулемет, да и любители взрывать врагов и укладывать их снайперскими выстрелами не забыты. Причем менять купленные режимы стрельбы разрешают прямо на ходу.

Смотреть галерею скриншотов Control

Вдобавок к каждому виду есть с десяток модификаций, как уникальных, так и универсальных. Повысить кучность пуль, увеличить точность и болезненность попаданий, снизить отдачу и потребление боеприпасов (они бесконечны, но упираются в перезарядку) – обычное дело. К сожалению, авторы посчитали, что ковыряться в разноуровневых улучшениях одного типа весело, так что готовьтесь менять «темп огня +26%» на «темп огня +41%». То же самое касается бонусов для героини, влияющих на запас здоровья или урон при падении.

И все-таки возня с оружием не повредит. Control любит запирать нас в комнатах и посылать по несколько волн противников: от стандартных автоматчиков и гранатометчиков до взрывающихся монстров и левитирующего «офисного планктона», силой мысли кидающего увесистые предметы. Соперники тупы и дезорганизованы, однако иногда надавливают числом или «тяжелой артиллерией» (чудищем-невидимкой или бронированным качком), так что погибнуть проще, чем кажется. Тем более что самочувствие не поправляется в состоянии покоя – извольте подбирать голубые зернышки, выпадающие из трупов.

Хотя «огнестрел» – ничем не выдающаяся вспомогательная опция. Для настоящего отпора нечисти есть сверхспособности. В особенности – телекинез. Бесконечно «спамить» прием нельзя, поскольку энергия постепенно иссякает, но строй одержимых он прореживает отлично. Джесси подхватывает любой предмет умеренных размеров (а по мере «прокачки» – и крупный) или попросту выдирает кусок стены – и отправляет его прямо в неприятеля, снося того с ног. А затем второй разок. И товарищу – чтоб не скучал. Высокая интерактивность окружения и хорошая физическая модель развязывают руки для натурального кегельбана, и это очень приятное развлечение.

Смотреть галерею скриншотов Control

Другой прием, рывок, здорово работает в сочетании с дробовиком: подскочили к одурманенному бедолаге, всадили ему в лицо заряд дроби, смылись. Не любите ближний бой? Взмывайте в воздух и «щелкайте» противников на расстоянии, благо левитация не грызет шкалу маны.

Джесси способна овладеть еще двумя умениями, хотя практической пользы от них мало. Вербовка солдата на свою сторону занимает слишком много времени при скромной отдаче, а импровизированный щит мешает атаковать. Впрочем, и трех самых ходовых навыков хватает для того, чтобы ощутить себя супергероем, сокрушающим простых смертных.

Не было бы это столь шаблонным занятием… Едва мы отшлифуем тактику, сражения перестанут эволюционировать. Заскочили в комнату, спровоцировали десантирование Ииссов, закидали их тумбочками, расстреляли выживших, пошли дальше. Опять и опять, с редкими исключениями. В какой-то момент начинаешь даже игнорировать драки, если выходы не замурованы непробиваемой стеной.

Зато что уж точно не пропускаешь, так это визуальные аномалии – чересчур редкие для таких декораций. Залитые причудливым светом комнаты, спиральные коридоры, полы, изгибающиеся к потолку, и тому подобные дизайнерские находки сильно контрастируют с детально проработанными, красиво освещенными, разнообразными настолько, насколько возможно, и все-таки предсказуемыми офисами и залами. Словно «Начало» Кристофера Нолана, Control сохраняет серьезную мину там, где просится выплеск безудержной фантазии – пускай не повсеместно, не наперекор творческому замыслу, но в большем объеме.

Смотреть галерею скриншотов Control

К тому же движок Northlight уже обкатан и выдает хорошую графику, не втаптывая fps в землю. По крайней мере, последнее предрелизное обновление устранило изначальные проседания частоты кадров. В отличие от вылетов на рабочий стол.

* * *

Control – идеальный кандидат для воплощения смелых задумок: закручивать сюжет и затмевать знаменитое «It’s not a lake – it’s an ocean», искать уникальные геймплейные «фишки», экспериментировать с сюрреалистичной картинкой, сметать штампы в урну. Что-то действительно удалось, где-то поддержала база, заложенная Quantum Break, и это определенно не худший способ потратить дюжину часов, особенно фанатам мистики и New Weird. Однако Remedy Entertainment не хватило то ли решительности, то ли мастерства, чтобы пройти путь до конца.

Или самое вкусное припасено для обещанных дополнений?

Оценка Riot Pixels68%

Минимальные требования Рекомендуемая система

Intel Core i5-4690/AMD FX 4350
8 Гб памяти
GeForce GTX 780/Radeon R9 280X
40 Гб на винчестере

Intel Core i5-7600K/AMD Ryzen 5 1600X
16 Гб памяти
GeForce RTX 2060/Radeon RX 580
40 Гб на винчестере

Summary
Review Date
Reviewed Item
Control
Author Rating
41star1star1star1stargray
-46%
695 руб.1299 руб.