Рецензия на Chernobylite

Автор: SNOR

“С Зоной ведь так: с хабаром вернулся — чудо, живой вернулся — удача, патрульная пуля мимо — везенье, а все остальное — судьба…”
“Пикник на обочине”, Аркадий и Борис Стругацкие

Изможденные советские многоэтажки зевают темными провалами подъездов. В пустынных дворах ржавеют качели и спортивные снаряды, жутковато поскрипывая на ветру. Серые деревянные хибары утопают в распоясавшейся зелени. К заросшим разнотравьем рельсам прикипели давным-давно брошенные электрички. Мрачное царство запустения дремлет, и его сон наполнен кошмарами — каждый, кто провел там какое-то время, ощущает это на себе. Зона отчуждения в Chernobylite куда страшнее своего реального прототипа, поскольку ее населяют призраки и чудовища. Хотя отчаянных сталкеров такие вещи не останавливают…

Chernobylite, конечно, не избежать сравнений со знаменитой S. T. A. L. K. E. R. Припять, спирт, “калаши”, отгороженный от цивилизации уголок постапокалипсиса, словно магнитом притягивающий авантюристов, — знакомая картина, но тональность у работы The Farm 51 иная. Здесь не поют песен у костров и не добывают таинственные артефакты, зато успешно сходят с ума.

А зори здесь тихие

Разработка: The Farm 51
Издание: The Farm 51
Жанры: Action (Shooter)/Stealth/Survival/Horror/1st Person/3D
Похожие игры: S. T. A. L. K. E. R. (серия), Metro (серия)
Мультиплеер: Отсутствует
Вышла: См. карточку в базе
Платформа: PC

Профессор Игорь Химинюк, талантливый ученый-физик, прибыл в Зону не из пустого любопытства. Когда-то он тут жил и работал, у него были любимая девушка Таня и любимое дело, а потом взрыв на Чернобыльской АЭС в одночасье все изменил. Таня пропала без вести, исследования пошли прахом, потом зашатался Советский Союз, Игорь уехал в Англию, а теперь, спустя 30 с чем-то лет, вернулся, чтобы отыскать потерянную невесту. Она неведомым образом зовет его, посылает видения, приходит в снах и частенько шепчет в ухо наяву. Научный скептицизм, увы, голосу в голове не помеха. Таня — единственный смысл жизни Игоря, ради призрачной надежды он готов на все. Даже нанять “солдат удачи” и вместе с ними проникнуть на запретную территорию, чтобы взять штурмом тщательно охраняемую электростанцию.

За время его отсутствия окрестности Припяти круто изменились. Крупная международная корпорация НАР заплатила правительству Украины баснословную сумму за “эксклюзивные права” на изучение Зоны. Ее интересует чернобылит, радиоактивный минерал, образовавшийся в результате расплавления реактора; во вселенной игры он обладает невероятными свойствами. Дабы экспериментам ничто не мешало, НАР перекрыла все въезды и наводнила округу военным персоналом. Немудрено, что прямолинейная эскапада Игоря обернулась провалом — он спасся исключительно благодаря собственным исследованиям чернобылита. Карманный генератор порталов — ничтожная часть чудес, на которые способно волшебное вещество.

Неудача, само собой, не обескуражила сумасшедшего влюбленного физика. Он засел в заранее арендованном ангаре и твердо намерен повторить набег на АЭС. Действовать опрометчиво больше нельзя, необходимо обстоятельно все подготовить: найти материалы, превратить ангар в комфортную базу с оборудованием на все случаи жизни, заселить ее подходящими людьми, изготовить для них снаряжение, добыть информацию… Значит, предстоит по новой знакомиться с Припятью, некогда родной и понятной, а сейчас — диковинной и смертоносной.

Смотреть галерею скриншотов Chernobylite

Она неласкова и к новичкам, и к старожилам. Отдельные участки до сих пор серьезно “фонят”, причем на отравление радионуклидами наложилось странное воздействие чернобылита, заставляющее зараженные области буквально “ползать” по округе. Порой небо темнеет от мощных аномальных штормов, ограничивающих видимость и зажигающих повсюду зеленое пламя. Кое-где из-под земли прет ядовитый газ — то ли тайком захороненное химическое оружие, то ли очередной необъяснимый финт этих безумных краев. Жуткие человекоподобные монстры, прозванные “тенями”, караулят путников, неожиданно выпрыгивая из порталов. Исследуя запустелые руины, можно запросто увидеть то, чего нет, и затем лихорадочно восстанавливать психическое здоровье чистым спиртом. Еще пуще усложняют ситуацию патрули НАР. Командующий, генерал Козлов, искренне считает Зону вражеской территорией, и его люди ведут себя соответственно: досаждают самоселам и не стесняются без суда и следствия расстреливать пойманных сталкеров. Без небольшой партизанской войны не обойтись…

Будни отважных партизан протекают однотипно. С утра профессор выдает соратникам задания (сперва товарищ у него только один), разглядывая округу в бинокль. Мир разделен на пять локаций, и в каждой что-то происходит — то НАРовцы сторожат поставку медикаментов или еды, то вдруг боеприпасы потеряют… Смотреть надо на шансы успеха конкретного персонажа, которые зависят от характеристик и снаряжения. Вопросов, куда идти самому, не возникает — одна из миссий всегда “сюжетная”, ее за нас никто не выполнит. Игра разрешает предварительно послать кого-нибудь для “расчистки дороги”, но смысла в этом мало. Покончив с приказами, герой телепортом сигает в нужный район, обшаривает развалины, убивает или обходит солдат и “теней”, собирает мусор и иногда принимает важные решения. А вечером раздает пайки, болтает с членами отряда… Ну и золотыми руками мастерит из найденного барахла верстаки, кровати и телевизоры.

Смотреть галерею скриншотов Chernobylite

Да, без телевизоров команде жизнь не в радость. Обустройство базы построено на нехитром поддержании баланса между функциональностью, безопасностью и комфортом. Скажем, столы для модификации оружия бьют по параметру уюта, и бойцы начинают грустить. Чтобы это исправить, мы конструируем пару радиоприемников — и на них не хватает электроэнергии. Компактный реактор позволит забыть о нехватке мощностей, попутно увеличив радиационный фон. Выходит, нужен еще обеззараживающий душ, а он снижает уют, и стоит уравновесить это цветочными горшками… В сущности, задача крайне тривиальна — штабеля телеэкранов решают все проблемы с нехваткой домашнего тепла, площади навалом, в общем, ломать голову не над чем. Декорированием тоже не увлечься — сколько диваны и столики ни расставляй, из-за множества сложных аппаратов ангар выглядит как помесь заводского цеха и пещеры Бэтмена.

Роликовый гибочный станок, промышленный измельчитель, микропроцессорный переработчик, молекулярный ускоритель — право, чего не сделаешь из печатных плат, канистр с бензином и металлолома. “Крафт” сам по себе неплох, и все же абсурдное несоответствие материалов и результатов по мере прохождения мозолит глаза все сильнее. Больничные койки из травы? Реактор из грибов и химикатов? Нет ничего проще! Понятно, что Химинюк незаурядный ученый, но не до такой же степени… Грибы, кстати, всплывают в самых неожиданных рецептах — например, приличный прицел без них не соорудить. Видимо, герой ест их перед работой для расширения сознания.

Смотреть галерею скриншотов Chernobylite

Запасы грибов и прочих компонентов быстро тают, и в вылазках Игорь занят преимущественно их пополнением. Мы таскаемся по лесам, домам и улицам, высматриваем чудовищ и патрульных, следим за уровнем излучения и подсвечиваем разбросанное повсюду полезное барахло анализатором среды. Этот процесс не назовешь неприятным — воссозданные с помощью 3D-сканирования пустынные пейзажи живописны, и бродить по ним, огибая опасные места, поначалу любопытно. Однако разбавить неспешный сбор мусора и древних документов чем-то еще Chernobylite толком не может.

Несмотря на более-менее приличную стрельбу, бои с вояками тянут от силы на комичное недоразумение. Солдаты бодро выкрикивают “Надо его выкурить!” и “Обходим с фланга!”… и продолжают лениво бегать влево-вправо, подставляясь под пули. Монстры и те разумнее — мигом наскакивают, уворачиваясь от очередей. С “тихим” подходом запредельный идиотизм ИИ еще заметнее — враги плохо слышат, видят только перед собой, щеголяют безумными алгоритмами поиска и любят несколько раз подряд обнаруживать один и тот же труп (перетаскивать и прятать тела ученый почему-то брезгует). Во время штормов на нас ведет охоту гроза Зоны — сотрудник корпорации по прозвищу Черный Сталкер, способный открывать порталы усилием мысли и внезапно возникать прямо перед носом. И даже его легко обдурить, сидя в кустах на расстоянии двух метров, — бедолага так и будет пять минут появляться, исчезать и разочарованно бурчать, не пытаясь искать всерьез.

Смотреть галерею скриншотов Chernobylite

Зато к радиации войска НАР на удивление устойчивы. Там, где у бравого профессора темнеет в глазах, служивые ходят как ни в чем не бывало. В рамках борьбы за чистоту Припяти можно возводить в локациях приборы, модифицирующие окружение, — первый убавляет фон, второй уменьшает поголовье “теней”, третий задерживает прибытие Черного Сталкера. Наверное, они действительно имеют какое-то влияние, но заметить существенную разницу я не смог.

Немногочисленные “точки интереса”, к счастью, обычно расположены вдалеке от радиоактивных мест. Правда, интересного в них все равно катастрофически мало: “лут”, торговцы, события вроде застрявших в чернобылитовых наростах солдат, которым разрешено помочь (безо всяких последствий), галлюцинации… Последние, судя по всему, задуманы как “пугалки”, но пупсам со вспыхивающими зелеными глазами и страховидлам в противогазах такая задача не по зубам. Определенные видения скорее смешные — когда призрак замогильным голосом спрашивает: “Тебе обязательно раскапывать могилы, чтобы найти себе девушку?”, сдержать улыбку трудно.

Смотреть галерею скриншотов Chernobylite

Погружаясь в “глюки”, выполняя миссии и убивая врагов, герой получает очки опыта, позволяющие перенимать у соратников их умения. “Прокачка” оформлена нестандартно — для обучения нас выводят во двор, заставляют ползать в кустах, палить из автомата по банкам и преодолевать полосу препятствий. Набор навыков у каждого компаньона свой — если кто-нибудь уйдет, его премудростей Игорю не познать. А расстроить подчиненных несложно. В ангаре собрались очень разные люди, и соглашаясь с одним, мы непременно насолим другому. Собственно, с этим связано большинство дилемм — от команды напрямую зависит, как именно пройдет финальный штурм АЭС, изрядно напоминающий “самоубийственное задание” из Mass Effect 2. Есть даже “легальная” внутриигровая возможность изменить любое принятое решение — для этого нужно всего лишь погибнуть.

Впрочем, попытки Chernobylite изображать партийную RPG — на редкость печальное зрелище. Сплотившиеся вокруг Химинюка карикатурные типажи совершенно дико смотрелись бы и в идиотских реалиях Fallout 4, вдобавок диалоги то и дело уходят в какую-то запредельную схематичность, превращая повествование в совсем уж неудобоваримый фарс. Под занавес он торжественно расцветет откровениями, достойными пера Хидео Кодзимы. Поверьте, до этого лучше не доводить.

Смотреть галерею скриншотов Chernobylite

О ЛОКАЛИЗАЦИИ
Текст переведен качественно, пара случайно затесавшихся в него английских реплик погоды не делает. И озвучка неплохая, хотя в ней заметны места, сыгранные без знания контекста.

* * *

Амбициозный, но нескладный и несуразный проект, мутант на трех ногах и с рыбьим хвостом. Таким и в облученной Припяти не место.

Оценка Riot Pixels60%

Минимальные требования Рекомендуемая система

Core i5-2500K/Phenom 2 x4
8 Гб памяти
Geforce GTX 660/Radeon R7 260
40 Гб на винчестере

Core i7 4790k/Ryzen 5 1600
16 Гб памяти
Geforce GTX 970/Radeon RX 480
40 Гб на винчестере

Summary
Review Date
Reviewed Item
Chernobylite
Author Rating
31star1star1stargraygray