Как бы странно это ни звучало, но не все квесты 90-х были шедеврами. Более того, не все квесты 90-х были хорошими. Не была хорошей и Beneath a Steel Sky, по неизвестной причине ставшая культовой. Небольшой группе фанатов вполне простительно поддерживать миф о непревзойдённости объекта своего обожания. Убеждённость же разработчиков в том, что их невыдающийся проект 1994 года всегда был исключительным и достоин сиквела аж через 26 лет после релиза, – повод для серьёзного беспокойства за них. И Beyond a Steel Sky это подтверждает.
Под ржавыми облаками
Разработка: Revolution Software
Издание: Revolution Software
Жанры: Adventure/3rd Person/3D
Похожие игры: Dreamfall: The Longest Journey, State of Mind, Tales from the Borderlands
Мультиплеер: Отсутствует
Вышла: См. карточку в базе
Платформа: PC
И так бы он и продолжил размеренную жизнь вдали от цивилизации, если бы однажды люди в странных костюмах на четырёхногой машине не похитили соседского мальчика Майло. Отправившись по его следам, через два дня герой предстал перед воротами Юнион Сити.
Город – практически Восторг из BioShock до упадка: здания и надписи в стиле ар-деко, идеальная чистота и порядок. Пять министерств работают изо всех сил, чтобы горожане достигли абсолютного счастья, которое регулируют показатели рейтинга qDOS (хорошие поступки его повышают, плохие – понижают), а всеми электронными приборами мудро управляет система MINOS. За внешним лоском и дежурными пожеланиями улыбаться по любому поводу сложно не распознать все признаки авторитарного государства, и его было бы чрезвычайно интересно изучать. К сожалению, Revolution сделала преступно мало для поддержания этого интереса.
Жизнь обычных людей течет незаметно. Какие-то статисты маячат перед глазами, молча наматывая круги по одной траектории, иногда застревая и утыкаясь в препятствия. На втором плане встречаются занятные персонажи вроде мятежницы Ораны и хакера Лита, однако мы просто не успеваем узнать, что подвигло их пойти против системы и какими были их политические воззрения раньше. Общение с ними могло быть невероятно увлекательным, однако авторы потратили отлично написанные тексты и высококлассную озвучку с потрясающими акцентами на более-менее забавные, но поверхностные беседы.
Смотреть галерею скриншотов Beyond a Steel Sky
Юмор – одно из спорных достоинств Beyond a Steel Sky, страдающей от его переизбытка. На фоне трёх убийств и пропажи детей особенно лишними кажутся «сальные» шуточки не перестающего балагурить Джоуи. Кстати, разработчики не объясняют, каким образом возникли два Джоуи: один в виде микросхемы, а второй – в виде правителя Юнион Сити. Зато в диалогах они часто пережёвывают всё по несколько раз и повторяют уже известную игроку информацию, которую Роберт потом мысленно дублирует. (Забавно, что он просит напомнить ему о событиях Beneath a Steel Sky.)
Шаблонный злодей со злыми усами и слащавым голосом, светская дама, тратящая любую свободную секунду на полирование своего облика в социальных сетях, и самовлюблённый поэт – слишком театральные образы, чтобы назвать их живыми и убедительными. Сатиричности или гротескности в них нет, и они точно так же не помогают глубже понять мир игры, как и остальные действующие лица.
В равной мере этому мешает одна особенность сиквела, унаследованная им от оригинала. Герой выступает в роли постороннего, и через его точку зрения игрок воспринимает инородное для него общество. Culpa Innata показывала постепенное разочарование офицера Феникс Уолтер в безупречности Адрианополиса, в котором она выросла и который искренне считала лучшим местом на планете. В Beyond a Steel Sky и мегаполис, и герой нам одинаково безразличны. Характер Фостера легко описать парой дежурных эпитетов: «обаятельный», «самоотверженный», «храбрый». Его судьба, развитие его личности и убеждений вынесены за пределы сценария. Загадочным местом останется и Гэп, при том что естественный быт его обитателей в условиях суровой австралийской пустыни мог стать отличным противопоставлением беззаботной искусственности «идеального» Юнион Сити.
Beneath PG-13
Ещё больше отчуждает от мира скудный набор банальных локаций. За двенадцать часов игры мы посетим два завода (без мусороперерабатывающего, конечно, никуда), две площади, квартиру и – внимание – музей истории, где разработчики любуются бережно воссозданными избранными ситуациями и достопримечательностями из Beneath a Steel Sky. Браво. Впрочем, по-настоящему удручает то, что большую часть игры в этих декорациях мы занимаемся сущей ерундой, вообще не связанной с сюжетом: чистим тротуар от птичьего помёта, спускаем крысу, чтобы отвлечь охранника, трижды приманиваем птиц тухлыми сосисками (которые постоянно носим в сумке).
Для выполнения этих «заданий» приспособлено стандартное управление, знакомое по Dreamfall: The Longest Journey и трёхмерным сериалам Telltale. Сбор предметов сведён к минимуму (комбинировать их не надо вовсе), интерфейс непременно подскажет, какие вещи из «инвентаря» можно использовать на немногочисленных окружающих объектах, а самый полезный инструмент – монтировка.
Более увлекателен взлом устройств, подключённых к сети MINOS. Подойдя к прибору на определённое расстояние, можно с помощью особого приспособления модифицировать некоторые его функции: скажем, заставить открывать дверь, когда у входящего отсутствует требуемая авторизация, или изменить поведение робота со спокойного на агрессивное. Поначалу идея привносит немало забавных моментов, но вскоре надоедает, поскольку дизайнеры используют её для постановки глупых задач, вдобавок сковывая игрока рамками крайне небольших пространств. Когда в нашем распоряжении от силы полдюжины гаджетов, заботливо расположенных вблизи друг от друга, решение очевидно и кажется искусственным. (Почему под рукой оказывается плеер именно этой девушки, а не какой-нибудь другой? Почему одни рекламные щиты распознаются с нескольких метров, а к другим надо подходить почти вплотную?)
Смотреть галерею скриншотов Beyond a Steel Sky
Путешествие по виртуальной реальности полностью заимствовано из Beneath a Steel Sky. Полноценный фрагмент LINC SPACE из неё симпатично отреставрирован в 3D. Прогулки же по MINOS разочаровывают, так как сведены к разгадыванию двух «пазлов», причем один из них – опостылевшие ханойские башни. Неужто маэстро Сесил за двадцать шесть лет не придумал ничего более оригинального? А ведь эти уровни можно было посвятить добыче секретной информации или цифровым диверсиям.
Однако больше всего недоумение вызывает эпизод, в котором надо обязательно заполучить билет на праздник. Как это сделать? Поговорить с дроидом, прислуживающим известному поэту, и выяснить, что он тоже хочет сочинять стихи, но ему не хватает вдохновения. По счастливой случайности у него есть лишний билет, и мы получим его в обмен на вдохновение. Как раздобыть вдохновение? Пойти в кафе к поэту и взломать его планшет. Наверное, такая белиберда была бы весёлой или остроумной, если бы не происходила примерно на девятом часу игры.
Неудивительно, что, потратив уйму времени на чепуху, все шесть сценаристов судорожно – и тщетно – пытаются спасти сюжет. Он развивается со стремительной скоростью, бросая Роберта из огня да в полымя, полагаясь на удобные совпадения, пренебрегая мотивацией и чувствами персонажей, игнорируя логику повествования и оставляя в нём гигантские дыры и кучу вопросов без ответов. Финал состоит из пары сцен, в которых герой даже не двигается – мы просто изредка щелкаем мышкой, а тот произносит какие-то фразы. Глупость развязки зашкаливает. Роберт минут пять объясняет, почему абсолютное счастье невозможно, с помощью избитых аргументов, взятых с потолка и практически никак не обоснованных событиями игры. Telltale оформила бы их в виде интерактивных диалогов, но Revolution предлагает восхищаться безусловно превосходными рисунками Дэйва Гиббонса и безучастно внимать откровениям, достойным диснеевских мультфильмов с рейтингом 6+.
Смотреть галерею скриншотов Beyond a Steel Sky
Кстати, с мультфильмами Beyond a Steel Sky роднит и cell-shading, который на вид ничуть не лучше, чем в Tales from the Borderlands, а расходует едва ли не столько же системных ресурсов, что и несравнимо более красивая картинка Detroit: Become Human. С первых дней после релиза форумы в Steam завалены жалобами на проблемы самого разного толка (часть из них исправил первый патч). Одно то, что проект вышел в таком сыром состоянии после такой долгой разработки, заставляет задать закономерный риторический вопрос.
* * *
Команде Чарльза Сесила стоило сделать полноценный ремейк Beneath a Steel Sky: мрачный, лишённый дурашливого юмора и сценарных глупостей триллер, рассказывающий истории жителей, заточенных в киберпанк-крепости, – каким и должен был стать оригинал. Вместо этого ветераны выпустили примитивную во всех отношениях адвенчуру – пустышку с бездарным сюжетом и невнятным дизайном, устаревшую на десять с лишним лет и в 2020 году выглядящую совершенно беспомощно.
Минимальные требования | Рекомендуемая система |
---|---|
Core i3-2100/Phenom X4 945 |
Core i5-3470/AMD FX-8350 |