Рецензия на Beholder 3

Автор: SNOR

…И он сидит перед светящейся стеной из дисплеев,
Застывший, будто ящерица в зной, и глазеет.
Другому было б страшно и темно,
А он, уставившись, чудно
Таращится в бездонный телек.
Oxxxymiron, “CCTV”

В тоталитарном полицейском государстве никто не застрахован от ушастых стен, глазастых камер и, конечно, доносов сознательных граждан. Улыбчивый коллега на работе, энергичная пенсионерка из соседней квартиры, старый школьный друг — мало ли, что у них на уме. А уж министерскому чиновнику вообще никак без регулярных сообщений “куда следует”. Особенно если он загремел с высокого поста в управдомы и очень не прочь вернуть прежнее положение…

Внутреннее подразделение Alawar, создавшее две части Beholder под видом “барнаульской инди-студии Warm Lamp Games”, чуть ли не в полном составе покинуло компанию. Над третьим выпуском корпел немецкий коллектив Paintbucket Games (Through the Darkest of Times), и похоже, с собственными идеями у него было туго.

Недреманное око

Разработка: Paintbucket Games
Издание: Alawar Entertainment
Жанры: Adventure/3D
Похожие игры: Beholder (серия), Papers, Please, This War of Mine
Мультиплеер: Отсутствует
Вышла: См. карточку в базе
Платформа: PC

Атмосфера здесь немного иная — предшественницы тяготели к 1960-1970-м годам прошлого века, а в Beholder 3 на календаре уже 1989-й. Величайший Союз все равно суров и мрачен: люди похожи на живописные черные кляксы, громоздкая архитектура давит и нависает, спецслужбы всесильны, запреты бесчисленны и маразматичны, полиция бодро вяжет всех недовольных, после чего они исчезают навсегда. В метро на зашуганный народ взирают огромные портреты Вождя — живьем его уже давно никто не видел, и эту тему лучше лишний раз не поднимать. Однако несокрушимый механизм системы, похоже, начал со временем барахлить. Важные чины в Министерстве продвигают какие-то несусветные реформы, пытаясь преодолеть сопротивление ортодоксов. Газеты пестрят сообщениями о митингах – их, конечно, жестоко подавляют, но удивителен сам факт. В почтовый ящик кто-то регулярно подбрасывает нескрываемо оппозиционную прессу. Наиболее смелые подростки открыто ходят в косухах и слушают зарубежный панк-рок. Режим уже не тот… и все же он опасен.

Фрэнк Шварц ощутил его мертвящее дыхание на собственной шкуре. Он занимал в Министерстве престижную должность, ничего не решал и ни за что не отвечал, но потерял теплое место из-за козней коллег. Оказией тут же воспользовалась госбезопасность, превратив бедолагу в агента-осведомителя. Теперь он вынужден работать управдомом-стукачом: следить за жильцами вверенного многоквартирного здания, писать на них характеристики и доносы, подчиняться приказам в духе “накопай что-нибудь на вон того”. За отказ и ошибки ему обещаны каторжные шахты, за старательный труд — возвращение в Министерство. А у Фрэнка двое детей и требовательная, прагматичная супруга… Выбор невелик.

Как ни странно, начальство держит слово. “Убрав” пару человек согласно повелениям сверху, мы действительно вернемся в обитель правительства — не на прежнюю позицию, а в качестве обычного клерка. В уютных кабинетах идет борьба разных фракций, кипят интриги, и дорогу наверх предстоит пробивать все тем же привычным способом — доносить, подставлять, шантажировать… Ну и следовать указаниям органов, конечно, Фрэнка не смеха ради сюда запихнули. Только есть нюанс – на нем по-прежнему висят обязанности управдома, необходимо самоотверженно пахать в двух местах одновременно, без конца мотаясь туда-сюда на метро.

Paintbucket Games выбрала странный путь — взялась дословно повторять буквально все, что уже засветилось в серии, не привнося ничего своего. Метаниям управдома была посвящена первая часть, строительству карьеры на госслужбе — вторая; общую формулу авторы позаимствовали из первой, как более универсальную. Beholder 3 смешивает в кучу использованные темы и задумки, причем действует весьма неуклюже — не может даже внятно обосновать двойную занятость героя, ограничиваясь суровым “так надо” из уст шефа.

Смотреть галерею скриншотов Beholder 3

В сущности, профессиональная деятельность Шварца одинакова на обоих рабочих местах. Он беззвучно болтает с жильцами и коллегами, вникает в их горести, выполняет просьбы, собирает сведения и шлет отчеты. А в случае необходимости может обшаривать квартиры и кабинеты, развешивать скрытые камеры, подкидывать что-нибудь крамольное в ящик чужого стола и строчить доносы, сверяясь с регулярно обновляющимся списком безумных запретов. За каждый рапорт мы получаем энную сумму — другой зарплаты толком не предусмотрено, а пачки счетов и налоговых поборов надо чем-то оплачивать. В общем, почти как в первой Beholder, только вместо одного дома у Фрэнка под колпаком сразу два, и во втором он периодически получает повышения, “сдавая” самых неприятных сослуживцев и переселяясь с этажа на этаж.

Конечно, эта схема могла бы сработать, несмотря на очевидную вторичность. К несчастью, скопировав правила, механики и внешние особенности, немецкая студия упустила суть. Служившая ей образцом эпопея о Карле Штейне старательно привязывала нас к персонажами и затем сжимала в тисках всяческих бедствий, заставляя лихорадочно искать выход, жонглировать ресурсами, принимать тяжелые решения и идти на подлости. Beholder 3 это не по зубам – ресурсов хватает, рассказ чрезмерно линеен, и к его героям зачастую испытываешь лишь равнодушие.

Значительная часть людей, окружающих Фрэнка, – форменные статисты; для раскрытия их характеров тут слишком мало диалогов и запоминающихся квестов. О многих сложно сказать нечто определенное и после пристальной слежки. Вот мужчина из 6-й квартиры — ходит в халате, молчалив, по вечерам посещает подсобку и бурчит под нос ругательства. Для характеристики информации предостаточно, но что это за человек? Да черт его знает, какую-то понятную картину из таких данных не соберешь. В случаях же, когда собрать нетрудно, всплывают унылые однобокие типажи: одинокая женщина с кошками, пожилой работник с сентенциями уровня “я сидел при царе Горохе”, добродушный толстяк-кулинар…

Смотреть галерею скриншотов Beholder 3

Решать их проблемы легко, поскольку загонять в цейтнот Beholder 3 не умеет. Денег вечно навалом, “будильники” у заданий крайне щадящие, решения нехитрые… Множественных повествовательных путей здесь толком не предлагают, дилеммы сведены к прямолинейному “казнить нельзя помиловать” — с такими серыми “подсудимыми” этот вопрос почти всегда тривиален. Ждать ужасных последствий из-за вердиктов тоже не стоит. Нас буквально пару раз забавно щелкнут по носу, например при попытке остановить домашнее насилие в семье отставного силовика. Порой игра “спрямляет развилки” с изяществом юного бегемота. Не донесли на спортсменку-фигуристку, ведущую развязный по местным меркам образ жизни? Ничего, за вас это сделает жена, главная забота которой — “что подумают люди”. Сабина Шварц, надо сказать, одно из немногих действительно ярких действующих лиц. Диву даешься, как Фрэнк терпит эту женщину больше 15 лет.

Видимо, как раз семейная драма в центре сюжета должна возмещать нехватку эмоций от всего остального. Мало того, что дочь Фрэнка — умный и своенравный подросток, доводящий мать до белого каления своими “выходками”, она еще и начинает осознавать свою нетрадиционную ориентацию, а в Величайшем Союзе “нонконформистам”, мягко говоря, не рады. Увы, даже эта подчеркнуто драматичная линия выглядит блекло и поверхностно — так же, как большинство местных историй.

О ЛОКАЛИЗАЦИИ
Текст переведен нормально, неприятных “помарок” не видно. А полноценная озвучка отсутствует, как и в остальных Beholder.

* * *

Творение Paintbucket Games ощутимо напоминает соломенный самолет, возведенный в рамках карго-культа. Сокрушительно плохими мытарства Шварца не назовешь, но предшественницам Beholder 3 в подметки не годится.

Оценка Riot Pixels60%

Минимальные требования Рекомендуемая система

Core i5/Phenom 2 x4
4 Гб памяти
видеокарта с 1 Гб памяти
4 Гб на винчестере

Core i7/Ryzen 5
8 Гб памяти
видеокарта с 1 Гб памяти
4 Гб на винчестере

Summary
Review Date
Reviewed Item
Beholder 3
Author Rating
31star1star1stargraygray