Рецензия на BattleTech

Автор: SNOR

От тяжелой поступи дрожит земля – шутка ли, десятки тонн металла на двух мощных ногах. Дополните портрет термоядерным реактором в качестве источника энергии, большим количеством разнокалиберных “стволов”, толстой броней, толковым пилотом – и получите штуковину, с которой опасно иметь дело в сражении. Во вселенной BattleTech огромные шагающие боевые “роботы” стали пиком военных технологий, главным оружием практически в любом конфликте. Не удивительно, ведь этот мир изначально был придуман ради них… и, конечно, их впечатляющих разборок.

Ходячей бронетехнике посвящена и BattleTech от Harebrained Schemes. С одной стороны, пошаговая тактическая стратегия “новой волны”, явно вдохновленная работами Firaxis, с другой – в меру удачная адаптация того самого настольного варгейма от FASA Corp. Большая, внушительная, сложная и вместе с тем довольно неуклюжая. Совсем как ее главные “герои”.

Броня крепка, и танки наши скачут

Разработка: Harebrained Schemes
Издание: Paradox Interactive
Жанры: Strategy (Tactics)/Turn-based/Isometric/3D
Похожие игры: XCOM: Enemy Unknown, XCOM 2, Shock Tactics
Мультиплеер: (2) Internet
Вышла: см. карточку в базе
Платформа: PC
Обсуждение на форуме

Harebrained Schemes не впервой переносить на мониторы популярные “настольные” вселенные – она стала известной благодаря серии Shadowrun, основанной на ролевой “настолке” все той же FASA. Мир боевых машин отнюдь не уступает знаменитому фэнтезийному киберпанку в проработке и притягательности: причудливое футуристическое “средневековье”, где многочисленные великие дома и кланы правят целыми секторами галактики, беспрестанно устраивая грызню между собой, а аристократия использует мехи как лошадей, мечи и латы сразу; расписанный на сотни лет исторический фон; культурные особенности разных регионов… На этом живописном фоне BattleTech устраивает масштабную гражданскую войну – принцесса Камея Арано желает вернуть себе трон, вероломно присвоенный ее родным дядей прямо в день коронации.

Во время переворота принцессу сопровождали мы – новенький гвардеец, талантливый пилот. Предотвратить беду не удалось, Камея пропала и считалась погибшей, а сам герой (или героиня) выжил лишь чудом – убегающие с планеты наемники запеленговали его капсулу для катапультирования и забрали с собой. Теперь, спустя три года, незаурядные умения и авторитет поставили его во главе отряда. Радости от командирского кресла, впрочем, мало. Дела у “Мародеров” (название, цвета и герб можно поменять) идут хуже некуда – они по уши в долгах, корабль им не принадлежит… Казалось бы, неудачливым солдатам удачи светит банкротство, но на горизонте возникла наследница престола дома Арано. Она не забыла мастерство человека, который в тот злополучный день прикрывал ей спину, твердо намерена разрушить деспотический режим своего дяди и вооружена бездонным мешком денег. Нам надо только выиграть для нее войну…

Смотреть галерею скриншотов BattleTech

В основных военных действиях отряд не участвует – “калибр” не тот. На фронте звено из четырех мехов погоды не сделает, каким бы крутым оно ни было, так что наемники выступают в качестве элитного спецназа. Их задача – операции в критически важных точках, пока обычная армия воюет где-то вдалеке. С этим связан серьезный “бонус” – полная свобода. Принцесса не так уж часто прибегает к услугам платных вояк, поэтому в свободное от сюжетной “службы” время мы вольны летать по окрестным звездным системам, зарабатывая на всяких сторонних контрактах. А еще добывать себе новые машины, нанимать новых пилотов и оттачивать навыки ветеранов, улучшать свою базу-корабль… Почти как в серии XCOM – с поправкой на шагающие махины и, чего греха таить, ощутимую кривизну.

Понятно, что BattleTech – игра обширная и комплексная, на ее освоение нужно некоторое время. Однако этого времени требовалось бы заметно меньше, будь тут вменяемое обучение и адекватный интерфейс. Собственно, черт с ним, с обучением – в методе “научного тыка” определенно есть свой неповторимый шарм, и когда-нибудь вы все равно поймете, что к чему. Но от странных решений и множества лишних нажатий в стратегическом режиме предстоит страдать до самого конца; блуждания по нему напоминают поход в излишне бюрократическое государственное учреждение. Чтобы заменить, скажем, орудия в полностью раздолбанной руке, необходимо: зайти в меню ремонта, нажать кнопку “починить”, посмотреть в специальном окне, какие конкретно пушки пришли в негодность, выйти из меню ремонта, не сохраняя изменений, купить недостающее в магазине, опять зайти в меню ремонта, опять нажать кнопку “починить”, и уже после этого… Понимаете, да? Все для людей.

Хлопот у командира навалом и без борьбы с проклятой “бюрократией”. Содержание корабля, штурмовой группы и готовых к бою мехов каждый месяц обходится в круглую сумму. Ее, правда, можно убавить, предусмотрено даже несколько градаций, но тогда начнет падать боевой дух, провоцируя разброд и шатания – псы войны собрались здесь ради хрустящих банкнот, а не высоких идеалов. На улучшениях звездолета, вроде более мощных двигателей и расширения ангара, висят солидные ценники. Упомянутый ремонт серьезно поврежденных металлических “солдат” тоже сжирает прорву денег и, что не менее важно, времени – пока у вас нет запасных, это вынужденный простой. Раненые пилоты могут месяцами валяться в лазарете или безвозвратно погибнуть на поле боя (бессмертен лишь главный герой) – придется экстренно искать дорогостоящего аса на замену или взращивать с нуля желторотого новичка.

Смотреть галерею скриншотов BattleTech

Хотя проблемой это не назовешь, благо начинающие вояки матереют до приемлемой степени быстро. “Прокачка” в целом незамысловата и лаконична: четыре навыка, по две способности в каждом. Каким образом сочетать “Стрельбу”, “Живучесть”, “Пилотирование” и “Тактику” – дело ваше, но бойцов в любом случае положено специализировать: они в состоянии освоить два умения первого уровня и одно – второго, то есть какие-то две ветки непременно будут основными. Сам по себе персонал, конечно, только половина дела – его еще нужно усадить в наиболее подходящих, с умом снаряженных мехов.

Возня с экипировкой – один из важнейших элементов BattleTech. Общий тоннаж всегда ограничен – воткнуть лишнюю пушку или нацепить побольше брони? Дальнобойные лазеры хороши, однако чреваты быстрым перегревом всей системы; надо ставить дополнительные теплоотводы, т. е. жертвовать броней либо чем-то еще. Баллистические орудия выделяют меньше тепла, но им необходимы снаряды – снова вес, и вдобавок дополнительная уязвимость, ведь попадание в боекомплект будет иметь плачевные последствия. А еще есть ракеты, пулеметы для очень близких контактов, прыжковые двигатели, особые апгрейды… Немудрено, что значительную часть времени мы проводим именно в ангаре, подыскивая рабочие решения под свой стиль игры вообще и конкретные миссии в частности.

Подумать заставляют и переговоры с заказчиками. Всякий раз перед подписанием контракта предстоит жонглировать ползунками, размышляя, какое вознаграждение сейчас более уместно. Деньги? Трофейное барахло? Всего понемногу? Или умерить аппетиты и отказаться от чего-то, улучшив отношения с фракцией? Финансы, само собой, никогда не помешают, зато в груде трофеев можно найти крутое оружие и, самое главное, фрагменты каких-нибудь интересных машин. Покупать мехи целиком – настолько расточительное занятие, что командиру его и не предлагают; за пополнения в нашем металлическом воинстве отвечают исключительно механики, автоматически собирающие боевых шагоходов из добытых нами условных “деталей”. Нашли три части определенной модели – вот вам и новая “игрушка”. Ненужные “игрушки” позволяют складировать в безразмерном хранилище и затем продавать – зачастую этот источник дохода куда солиднее обычных гонораров.

Смотреть галерею скриншотов BattleTech

Жаль, что здоровенная карта в навигационном центре обычно простаивает без дела – настоящую “наемничью песочницу” разработчики все же не осилили. Нет, нас никто не держит и не торопит, можно сколько угодно летать туда-сюда в поисках заданий, совершенствуя свою компанию.  Есть даже разбавляющие процесс текстовые приключения с выбором вариантов, от игры с подчиненными в карты до спасения гибнущих судов и пожара в ангаре; скучноватые, и все же событиям из, скажем, Battle Brothers они не уступают. Беда в том, что путешествовать в дальние космические края абсолютно бессмысленно, если туда не зовет наш главный сюжетный наниматель. Работы-то полно буквально везде, и в сущности она одинакова, а потому исследование мира – пустая трата средств.

Тем не менее, заскучать во время выполнения контрактов сложно – сражения получились захватывающими. Многие фанаты оригинальной настольной игры наверняка ворчат насчет “оказуаливания”, но давайте будем честны: завязанный на сухие математические расчеты варгейм – своеобразное удовольствие. Авторы не стали дотошно копировать сюда все его бесчисленные тонкости и правильно сделали – перегружать правила было совершенно ни к чему. А перенесенного достаточно, чтобы конкурировать с XCOM, так что о примитивности говорить не приходится.

Укрытий в привычном понимании тут, конечно, нет – разве что зайдете за скалу или спрячетесь в лесу, поглощающем долю урона. Зато принципиально важны скорость и позиционирование. Чем больше боец отряда протопал в свой ход, тем сложнее противнику в него попасть, причем точность стрельбы по движущемуся объекту растет с каждой новой атакой. Добавьте перепад высот, влияющий на прицеливание; громадный арсенал оружия с разной дальностью и свойствами; детальнейшую модель повреждений с учетом бронирования отдельных частей тела и возможностью их оторвать; тот самый перегрев и влияние окружающей среды – в жарких пустынях машины остывают дольше, и их стоит периодически окунать в водоемы; специальные “абилки”, расходующие “мораль”… Мы аккуратно выставляем угол поворота корпуса – левый бок уже пробит, и не дай бог туда попадет шальная ракета. Мы нервно следим за датчиками устойчивости, поскольку упавший мех – легкая и беззащитная мишень. Мы знаем – любую броню рано или поздно покрошат в щепки, и вынуждены действовать быстро и эффективно. И это замечательно, хоть в мультиплеере, хоть в “сингле”.

ИИ, правда, не гениальный тактик, однако больно покусать способен. Раздражает лишь его манера порой “разменивать” юниты, не особенно за них тревожась. С другой стороны, он, в отличие от нас, может позволить себе обильные потери. Ключевая проблема битв в кампании – слегка “ленивый” дизайн самих миссий. Игра просто обожает выставлять нас против ощутимо превосходящих сил и “подрисовывать” врагу подкрепления в разгар драки; в какой-то момент это незатейливое усложнение неизбежно начнет утомлять. Не конец света, но неприятно.

То же самое можно сказать о сюжете – просто потому, что он далеко не на первом месте. Сама по себе эта клишированная космоопера про борьбу со Злобным Кровавым Режимом тянет именно на “конец света” – признаюсь, от Harebrained Schemes я такого никак не ожидал. Ну а в технологическом плане BattleTech напоминает очень толстого человека, который почему-то вынужден бегать по лестнице – она работает, но как-то натужно, с хрипами и одышкой. Вдвойне удивительно, если учесть, что красиво здесь выглядят исключительно мехи…

* * *

All systems nominal. Хотя могло быть намного лучше.

Оценка Riot Pixels72%

Минимальные требования Рекомендуемая система

Core i3/Phenom II X3
8 Гб памяти
видеокарта с 1 Гб памяти
30 Гб на винчестере
интернет-соединение

Core i5/FX
16 Гб памяти
видеокарта с 2 Гб памяти
30 Гб на винчестере
интернет-соединение

Summary
Review Date
Reviewed Item
BattleTech
Author Rating
41star1star1star1stargray
-75%
175 руб.725 руб.