Если душа просит чего-то беззаботного и бесшабашного, с «индейцами и пиратами, и чтобы побольше веселой чепухи», как говорила Алиса Льюиса Кэрролла, то Yooka-Laylee – выбор что надо. С карикатурными персонажами, вычурными диалогами и мультяшным миром. Классическая Rare, по которой вы соскучились, но под другой вывеской.
Глядеть куда глаза летят
Разработка: Playtonic Games
Издание: Team17 Digital
Жанры: Arcade (Jump and run)/3rd Person/3D
Похожие игры: Banjo-Kazooie, Banjo-Tooie, Psychonauts, Donkey Kong Country (серия)
Мультиплеер: (2–4) head-to-head
Вышла: см. карточку в базе
Платформа: PlayStation 4
Смотреть галерею скриншотов Yooka-Laylee
Студия никогда не испытывала недостатка в визионерах и бунтарях – в конце 90-х от нее откололся взвод талантов, ответственных за шутеры GoldenEye 007 и Perfect Dark, а в итоге подаривших аудитории отличную TimeSplitters и ее продолжения. Стив Мэйлз, дизайнер персонажей 3D-«платформера» Banjo-Kazooie, и его коллеги последовали их примеру. Поскольку на дворе стоял 2015-й, новообразованная Playtonic Games рванула на Kickstarter, где без труда более чем в 10 раз превысила заявленную сумму в £175 тыс. Не удивительно – ведь аудитории пообещали «трибьют» серии Banjo-Kazooie и оживление жанра, давным-давно превратившегося в достояние истории, как и сама Rare.
Yooka-Laylee, к счастью, не стала дословной копией Banjo-Kazooie. Хотя формально так она и выглядит: на месте медведя и пичуги – хамелеон Yooka, этакий «голос разума», и летучая мышь Laylee, постоянно отпускающая ехидные замечания. Действуют они как единое целое: Laylee сидит на голове у Yooka, помогая тому кататься кубарем, таская его по воздуху, когда двойной прыжок и отскок на хвосте-пружине бессильны, и время от времени применяя сонар. Их задача – поиск разбежавшихся по пяти мирам страничек (Pagies) из волшебной книги, которую утащило разодетое в пух и прах корпоративное страшилище по имени Capital B.
Смотреть галерею скриншотов Yooka-Laylee
Кусочки бумаги нужны для доступа к новым уровням и расширения старых. Каждый достаточно просторен, чтобы застрять в нем на несколько часов. То есть как это «застрять»? Тупиков в YL нет – если задачка вызывает ступор, вы можете двинуть в другую локацию или прочесать фабрику-«хаб», безвкусное убежище Capital B. Playtonic Games можно упрекнуть в том, что уровней меньше, чем в Banjo-Kazooie, на мой же взгляд, британцы в рамках AAA-проекта (по факту) без надлежащего бюджета добились баланса – карта именно такого размера, чтобы со временем не вызывать усталость, как в отдельных «метроидваниях».
Большинство миров выполнены в духе предшественниц и по канонам жанра: в «платформерах» какие-нибудь тропики или снежные ландшафты тут и там в силу детской тематики. И, сказать по правде, болотная локация с грибами-переростками и хэллоуинскими тыквами производит на порядок меньшее впечатление, чем предместье особняка с ожившими надгробиями из Banjo-Kazooie. Другое дело – уровень-казино, где мы участвуем в азартных миссиях и зарабатываем жетоны, которые потом меняем на Pagies. Обычно же они добываются в испытаниях и соревнованиях (вместо гоночки на санках с мишкой теперь бег наперегонки с облачком!).
Смотреть галерею скриншотов Yooka-Laylee
Акцент на собирательстве в YL ослаблен в сравнении со старыми jump & run-аркадами. Помимо Pagies, парочка героев коллекционирует перышки – без них нечего мечтать об увеличении арсенала приемов. Новые движения выдает коммерсант Trowzer – змейка с мобильником-кирпичом, непостижимым науке образом напялившая брючки. Если вы куда-то не в силах дотянуться – значит, пора к торгашу. Отдельные механики удивляют оригинальностью. К примеру, Yooka научится перенимать свойства предметов, коснувшись их своим длиннющим языком: лизнули бомбу – сможете беспрепятственно пройти мимо «взрывных» пчелок. К слову, о противниках. Во-первых, это тупые монстрики, во-вторых – глазные яблоки-переростки (фирменный знак Rare и ныне Playtonic Games), которым нужен «стройматериал» (цепляются ко всему, что рядом лежит, и атакуют). Ну еще дроны, медузы и упомянутые пчелки. Скудновато.
Зато ничто не отвлекает от, собственно, прыжков и «пазлов». И от других забот (забав то есть): разработчики скопировали и развили идеи Rare, поэтому тут есть этапы с вагонеткой из Donkey Kong Country, прикольно обставленные викторины, ладно скроенные бои с «боссами», трансформации, позволяющие просочиться в неизведанные области (мне особенно понравилась стайка пираний) или наладить диалог с цветками-снобами, мини-игры в аркадных автоматах чудака-тираннозавра Rextro… Доступ ко всему богатству изначально закрыт, поэтому проявляйте смекалку, слушайте в четыре уха и смотрите в четыре глаза. Проблема садистского однообразия не свойственна этому «платформеру» со зверушками – напротив, с ним круглые сутки проходят кувырком.
Смотреть галерею скриншотов Yooka-Laylee
YL подводит физика объектов (только посмотрите на лениво рассыпающиеся от ударов бочки и ящики), но сам «прыжковый» геймплей, инь и ян подобных аркад, отполирован дотошно. Вы никогда не промахнетесь мимо очередной опоры – разве что по собственной вине. Западная пресса в один голос критикует камеру, хотя проблем она, честное слово, не вызывает – просто не дает полного обзора местности из конкретной точки, под стать Banjo-Kazooie. Это ее самое серьезное «преступление». Если уж говорить о минусах, то на ум приходит мелочевка: скажем, «маскировке» нет толкового применения, а в локации-казино натыканы однообразные слот-машины.
* * *
Славненько. Не графическое пиршество, как всегда было у Rare, но визуально очень близко к планке «артистическое великолепие» (кстати, отложив геймпад, обратите внимание на ужимки игуаны и мышки), а уж эмоции дарит исключительно позитивные. Как говорил Том Калински, руководитель Sega of America в первой половине 90-х, наиболее привлекательная черта игр – в том, что они незаметно переносят в детство, самый яркий и беззаботный период жизни. Yooka-Laylee прекрасно справляется с этой задачей, вдобавок потешая курьезными диалогами в духе Тима Шефера. Уделите ей время – не пожалеете.