Рецензия на Yes, Your Grace

Автор: TOP

В 2014 году Brave at Night успешно выступила с Yes, Your Grace на Kickstarter, но вскоре попала в типичную ловушку для начинающих студий. Амбиции разошлись с возможностями, разработка забуксовала, начались кадровые проблемы и неурядицы с хитрым польским издателем. В итоге проект надолго потерял сознание.

Лишь в 2019-м его привели в чувство и повели к финишной прямой, устилая путь извинениями. Похоже, не зря.

«Корона не шапка и не лекарство»

Разработка: Brave at Night
Издание: No More Robots
Жанры: Adventure/Managerial/Strategy/Real-time/Isometric/2D
Похожие игры: Not Tonight, Papers, Please, Reigns
Мультиплеер: Отсутствует
Вышла: см. карточку в базе
Платформа: PC

Занятно, что Эрик, король Даверна, тоже склонен падать в обморок после дурных вестей. Его можно понять: владения видали лучшие времена, дочери плохо ладят между собой, наследника нет, на горизонте маячит вражеская армия. Попытки исправить положение только всё усугубляют, приводя к смертям, предательствам и интригам. И хотелось бы поднять белый флаг, да игра быстро объясняет, почему так поступать глупо.

Вот и приходится измотанному Эрику, мечтающему выспаться, решать дела государственной (и не очень) важности. В тронном зале организован прием подданных, и любой, от лорда до бездомного, имеет право обратиться к Его Величеству с просьбой. Река затопила поля, уничтожив посевы? Мясник бросает отходы посреди деревни? Таверна против воли хозяина превратилась в бордель? Подозрительный туман не отпускает вошедших в него? Король выслушает людей и решит, стоит ли оказать помощь.

Задача вроде бы незамысловатая — выбрать один из двух-трех ответов. Но за ней кроется менеджмент важнейших ресурсов: золота, продовольствия, а также «свободных рук». Дело в том, что поручить какую-либо работу монарх готов лишь своему единственному генералу и позже — ведьме с охотником. Сразу отправив верных помощников ловить лесных духов и наказывать разбойников, он, возможно, лишает кого-то еще в очереди шанса найти заплутавшего ребенка.

Впрочем, зачастую есть вариант дать просителю денег или еды — и пусть сам наймет какого-нибудь умельца. Хотя народ особо не побалуешь: казна и склады быстро опустеют, коль увлечься благотворительностью, и тогда уже не вырыть ров вокруг замка, не выплатить генералу жалованье, не заготовить пищу на случай осады. Система противовесов в Yes, Your Grace работает неплохо и держит в тонусе, однако довести страну до реального кризиса можно разве что специально.

С экономикой тесно переплетена этика. Почти каждое решение влияет на судьбы людей, и порой непросто отказать страждущему, даже понимая, что сбереженные средства или свободный охотник пригодятся в другой ситуации. Хватает у короля и соблазнов. Как насчет приторговывания наркотиками или передачи иностранного узника кровожадному ксенофобу за «особую благодарность»? Те, для кого деньги не пахнут, обижены не будут.

Смотреть галерею скриншотов Yes, Your Grace

Наконец, с моралью заигрывают лорды, обеспечивающие нас армией — а ее формирование красной нитью пронизывает все прохождение. Между некоторыми из вельмож напряженные отношения, и они готовы поддержать Эрика в случае, если он насолит их оппоненту: подорвет бизнес, разоблачит обман. Где-то дилемма попроще, где-то посложнее, и в целом это добавляет перчинки. Тем более что без смертей вряд ли обойдется.

Yes, Your Grace вообще не очень-то церемонится с жизнями. Важных персонажей травят на публичных церемониях, сжигают на кострах, обезглавливают по решению суда — все как любят фанаты «Игры престолов». Не надо забывать и о том, что мы изначально на пороге тяжелейшей войны, так что без кровопролитных битв тоже никуда (правда, самим махать мечом не придется).

В круговороте хлопот Эрику нужно успеть побыть не только королем, но и отцом и мужем. Старшая дочь взбешена тем, что ее без спроса отдают замуж, средняя без устали хулиганит и водит дружбу с сомнительными личностями, младшая постоянно тащит в дом живность, от улитки до медвежонка. Каждой следует уделить внимание, дать отеческий совет или наругать. А потом обсудить новости с супругой. На семейной линии авторы делают особый акцент, и она действительно неплоха.

Смотреть галерею скриншотов Yes, Your Grace

Молчание народа

Несмотря на кажущееся обилие любопытных занятий, быт монарха схематичен. В начале дня решаем, на какие мероприятия потратить ресурсы (и разумно ли это), затем впускаем в зал вереницу посетителей, после приема шлём голубя за кем-нибудь из лордов, отправляем помощников, если они бездельничают, узнать обстановку в соседних деревнях и обходим те части резиденции, где с нами готов поговорить кто-то из семьи.

Некоторые этапы порой выпадают, мелькают важные сюжетные эпизоды вроде сражений, но вообще мы делаем примерно одно и то же. Запала просто не хватает на всю игру, она начинает провисать и вызывает желание немного пролистать календарь. Сценарий интересный, с парой хороших поворотов. Урезать бы его с 50 ходов до 40 — было бы еще лучше.

Также основной сюжетной линии не повредила бы нелинейность. В отличие от дополнительных веток, где все немного честнее, здесь нас усердно водят за нос, предлагая делать выбор, в итоге никак не влияющий на суть. Если не разорить страну, то дорожка к развязке лишь одна, и это сильно снижает интерес к повторному прохождению, на которое намекают создатели.

Смотреть галерею скриншотов Yes, Your Grace

Смущает и то, что более выгодная манера игры явно просвечивает. Поступайте справедливо, выручайте обездоленных, проявляйте мягкость и милосердие к врагам — тогда все пройдет словно по маслу, и оптимальная концовка у вас в кармане. С подвохами у Yes, Your Grace как-то не задалось, по-настоящему тяжелые дилеммы под стать Papers, Please ей неведомы.

Зато Brave at Night удалась пиксельная картинка — уютная, глубокая, пестрящая деталями. Иногда случаются казусы (например, я далеко не сразу разглядел выросший живот у героини), но ретростиль точно пошел проекту на пользу. Музыка же и вовсе заслуживает сугубо лестных слов — фолк со славянскими нотками ловко подчеркивает драматичные моменты. Жаль, озвучка, представленная бурчанием и щебетанием а-ля The Sims, ей не соответствует.

* * *

Недостатки Yes, Your Grace трудно игнорировать, однако они не отбивают желание спасти Даверн и вернуть покой королевской семье. Надеюсь, следующий проект британцев не застрянет в производстве на шесть лет — таланта они не лишены, и стоит последить за их творчеством.

P.S. Русская версия удручает: плохо обработанный машинный перевод, не влезающие в поля фразы. Остерегайтесь.

Оценка Riot Pixels71%

Минимальные требования Рекомендуемая система

Core i5-650/Athlon II X4 635
2 Гб памяти
Geforce GTX 550/Radeon HD 6790
657 Мб на винчестере

Core i5-3550/FX 8150
4 Гб памяти
Geforce GTX 760/Radeon HD 7950
3 Гб на винчестере

Summary
Review Date
Reviewed Item
Yes, Your Grace
Author Rating
41star1star1star1stargray
  • Felix

    Ура, все-таки хорошая игра оказалась.

  • Bardcat

    Нафига этим пикселям печь 760? Совсем шизанулись в своем королевстве!

  • Aleksey Dyukov

    >фолк со славянскими нотками
    http://s01.riotpixels.net/data/cb/45/cb4581f1-804e-4c2f-b4f8-b9a61d92a8d6.jpg/screenshot.yes-your-grace.1920×1080.2020-03-07.12.jpg
    >неурядицы с хитрым польским издателем

    Поляки хитростью заставили вставлять славянщину?

  • Xoxa

    Это ж поляки, скорее шантажом.

  • Ivan Red

    Отдельно можно порекомендовать OST, он крайне-крайне хорош! Близок к Six Ages: Ride Like the Wind.

    Вообще, Yes, Your Grace действительно удалась у ребят и можно смело ее рекомендовать к покупке.

    Из последнего и _душевного_ это вторая игра (после Six Ages), которая лично мне запала в душу. Да и вообще эти две игры, несмотря на внешнюю непохожесть, ОЧЕНЬ сильно близки по духу. Обе рекомендую 🙂

  • Hater

    Если движок сторонний, типа вездесущего Unity, то ничего удивительного.

  • ssw85

    Русская версия удручает: плохо обработанный машинный перевод, не влезающие в поля фразы. Остерегайтесь.

    Вот и запечатлели бы это на скриншотах. А то пока видно только то, что русский шрифт нормальный, а английский «стильно» пикселизован.

  • Top

    Первый же скриншот, который попадается при чтении статьи сверху вниз, это демонстрирует.

  • Top

    Six Ages у меня в вишлисте давненько висит. Надо добраться-таки.

  • Top

    Тут действительно Unity.

  • Appleman

    Из рецензии у меня создалось впечатление, что игра достаточно линейна и от наших решений мало что зависит. Сей факт вызывает категорическое отторжение. Это действительно так, по опыту?

  • Stella_Astrum

    Ключевые моменты линейны — менеджмент нет — но в конечном итоге это просто цифры там. Я повторюсь тут — главная проблема в условности происходящего — мы управляем… тремя людьми и решаем проблемы тратя ресурсы (получая взамен другие и выполняя текущую цель), отказ решать — тоже трата ресурса — баланс менеджмента ок, но он жутко формальный по натуре. Ты отправляешь маршала, выделяешь золото — и оп — успешно! — что бы ты не решал, это не играет роли — текст просто для красоты там. Есть несколько исключений, но вообще у мя лично впечатление так себе от этой штуки.

  • Ариманов

    Растянуть бы его на 40 ходов вместо 50 — было бы еще лучше.

    Таки криво. Растянуть это увеличить количество ходов, а не уменьшить.
    Рецензия понравилась, хоть пикселятину и на дух не переношу, кроме совсем уж талантливой.

  • И правда.

  • Axolotl

    майнить втихаря