В нынешнем году серия X-COM отмечает юбилей. В далеком 1994-м на свет появилась UFO Defense, ставшая если не родоначальницей (до нее были Laser Squad и Battle Isle), то уж точно законодательницей моды в жанре тактических стратегий. Рождались и уходили в небытие официальные сиквелы, нелепые ответвления (X-COM: Interceptor, X-COM Enforcer и недавняя The Bureau: XCOM Declassified) и просто «идейные наследники» (трилогия Altar Interactive и UFO: Extraterrestrials), но именно самая первая игра до сих пор вызывает у старшего поколения сладкую ностальгию. Для таких людей Xenonauts — словно открытка из прошлого. Оживший кусочек детства.
Война миров
Издатель: Goldhawk Interactive
Жанры: TBS/Tactics/Isometric/2D
Похожие игры: X-COM (сериал), UFO: Extraterrestrials
Мультиплеер: Отсутствует
Вышла: «цифра», 17.06.2014 (весь мир, PC/Mac)
На дворе 1979 год, СССР жив и относительно здоров, что, однако же, не повлияло на планы коварных инопланетян. Они бы могли одним щелчком прихлопнуть жалких землян, но почему-то ограничиваются локальными пакостями: то самолет собьют, то круизный лайнер потопят, то разбомбят что-нибудь. В авангарде войны миров традиционно оказалась секретная организация, созданная и финансируемая международным сообществом. “Акционеры” хотят лишь одного – чтобы над головой не шныряли проклятые “марсиане”.
Первый шаг – строительство базы. За два десятка лет мало что изменилось — мы снова заполняем условными комнатами условный квадрат 6 на 6 клеток. В жилых помещениях – отдых, в лабораториях – изучение инопланетных артефактов, в мастерских – производство и т.п. Остается нанять персонал, набить ангары военной техникой – и можно принимать «дорогих гостей». Воздушный бой обставлен в форме несложной мини-игры, где по плоскому небу летают нарисованные самолетики. Конусами обозначены секторы стрельбы, плюс есть две специальные возможности (ускорение и кувырок) — ребенок справится.
Затем рядом со сбитым кораблем высаживается десант, и начинается то, ради чего мы и ждали Xenonauts. Вооруженные до зубов спецназовцы (размер отряда зависит от вместительности транспорта) прочесывают периметр и без лишних разговоров уничтожают всех, кто не соответствует описанию homo sapiens. Либо гибнут сами — чужаки прилетели сюда не чаи распивать. Если не злоупотреблять связкой «save/load», потерь будет много. Заряд плазмы превращает в пыль кирпичную стену, и кевларовый бронежилет ему не помеха.
Смотреть галерею скриншотов Xenonauts
Для игрока, впрочем, все выглядит привычно. Те, кому не понравились реформы Firaxis, одобрят возвращение «очков действия». За вычетом пары мелочей (боец, у которого остались очки для выстрела, переходит в режим «overwatch») здесь все как у столпов жанра. Goldhawk Interactive с упорством историка-реставратора сберегла недостатки классического походового режима. Требуется невероятное самообладание, чтобы не скатиться в трэш и угар типа «открыл дверь, пальнул, закрыл» (ИИ теряет ксенонавтов из виду и во время своего хода валяет дурака). Или другой зрелищный фокус — подбежал вплотную, разрядил автомат, плюнул на дымящийся трупик. Ближе к финалу, когда перепуганных новобранцев с М16 сменят «терминаторы» с плазмометами, этот прием станет очень популярным. Очередь в упор разносит в клочья металлического андроида, не говоря уж о хилых сектоидах.
Старые знакомые
Вернее — кейсанах. Среди врагов масса старых знакомых, пусть и с новыми именами — тут и толстокожие мутоны, и когтистые криссалиды, и летающие кибердиски. Такого рода плагиат творческое заимствование удручает. Придумать что-то свое непросто, но разве не в этом задача разработчика? Если же сознательно делать игру похожей на X-COM, то зачем выкидывать псионику? Инопланетяне без стеснения кошмарят наших ребят, а вот отплатить им той же монетой нельзя.
Есть, конечно, и здравые идеи. Больше не нужно шарить по кустам в поисках «последнего оленя». Достаточно очистить тарелку, и через пять ходов победа будет в кармане. Присутствие на поле радиоуправляемых танков тоже не удивляет. В стального помощника легче попасть, зато пушка у него мощнее, чем у самого крутого десантника. В бою все средства хороши, ведь против нас воюют не новички. Захватчики быстро бегают и метко стреляют — мои подопечные неоднократно гибли от «пуль», прилетевших из «тумана войны». Порой Xenonauts даже слишком сурова. Бойцы в тяжелой броне вовсе не бессмертны, а бедолаги в копеечных жилетах дохнут от любого чиха.
Особенно трудно приходится после заката. Пришельцев темнота не смущает, а у спецназовцев радиус обзора заметно уменьшается (фонари и световые шашки не спасают). Обжегшись пару раз, я тщательно рассчитывал время прибытия. Увы, главная беда Xenonauts — не отсутствие приборов ночного видения, а преступное однообразие. «Зачищая» очередную безликую карту, я с тоской вспоминал разминирования и эскорт-задания из Enemy Unknown (с Enemy Within сравнивать бесполезно, разные весовые категории). По большому счету, запомнилась лишь оборона штаб-квартиры горячо любимой организации. Как-никак, единственная возможность рассмотреть собственное жилище!
Смотреть галерею скриншотов Xenonauts
Другой вопрос — такое ли это удовольствие? Я нормально отношусь к рисованной графике и изометрии, но картинка столь примитивна, скучна и невыразительна, что диву даешься. Плохо все — от уродливого меню до перекошенных физиономий солдат, от ущербных эффектов до анимации в полтора кадра. Порадовала только «уфопедия» с на редкость приличными иллюстрациями. «Фотографии» вскрытий неподражаемы!
Понарошку
По ходу игры наши асы разобьют не одну сотню тарелок и соусников. Иногда правильнее разбомбить место крушения, позволив героям передохнуть в казарме. Правда, уникальные материалы, необходимые для создания продвинутых образцов вооружения, исчезнут. С трофеями вообще вышла промашка. После первой миссии я, наверное, минут пять искал кнопку, отключающую обязательную продажу, пока наконец не понял, что это “не баг, а фича”. Такой вот грубый и незатейливый способ авторы избрали, чтобы заставить нас подольше бегать с убогими «аналоговыми» автоматами (любопытно, что в бою разрешено поднимать и использовать инопланетные «стволы», но потом они пропадают).
Еще пример «экспериментального» геймдизайна: сбитый истребитель спустя несколько часов по волшебству возникает в ангаре, и техники бесплатно его ремонтируют. Такие условности мало-помалу рушат хрупкую атмосферу. В голову лезут крамольные мысли о том, насколько наивна и глупа основная концепция. Ну скажите, как горстка косоруких и трусливых идиотов защитит Землю от высокоразвитых аморальных существ, для которых подправить генетический код проще, чем заштопать рваный носок?
Смотреть галерею скриншотов Xenonauts
Когда ответить нечего, всегда можно отшутиться. В серьезных вроде бы текстах нет-нет да мелькают разного рода прибаутки. «Себиллиане вовсе не «идеальные солдаты», — сообщает в докладной записке руководитель отдела исследований. — У них непропорционально маленький мозг, совсем как у дурней из инженерного департамента». Ха-ха. Хорошо хоть к самим разработкам шутники подходят вдумчиво. Кардинально новые виды оружия, скафандры с сервоприводами или реактивным ранцем, суперистребители – без всего этого война была бы неизбежно проиграна. Выбираем проект (или несколько), назначаем ученых, ускоряем ход времени — и…
Нет, локомотив науки не двинется, пока его как следует не заправишь. Даже когда на кону судьба человечества, все решают деньги. Каждый месяц международный совет оценивает эффективность нашей работы и увеличивает или, наоборот, сокращает бюджетные вливания. Сбил НЛО — молодец. Не сумел — страны, где успели пошалить гуманоиды, обидятся (четыре прокола — game over). Тут уже не обойтись одним форпостом. Важно скорее построить дополнительные базы и передислоцировать туда перехватчики, чтобы оперативно засекать и уничтожать воздушные цели в любом уголке Земли.
Несмотря на миллион различий, Xenonauts трудно воспринимать в отрыве от последней XCOM. Да, в ней нет всех тех очевидных глупостей, что прославили блокбастер от Firaxis (одна база, один отряд и т.п.), зато полно своих “тараканов”. Взглянем правде в глаза — UFO Defense была неидеальна, и попытки дословно повторить ее обречены на провал. Делать нужно не «как раньше», а гораздо лучше, то есть по-другому.
Смотреть галерею скриншотов Xenonauts
Именно здесь разложены десятки грабель. Нарочитая ретростилистика Xenonauts умиляет лишь поначалу. Чем дольше играешь, тем сильнее раздражает примитивная «прокачка» (ни классов, ни спецумений – ничего), насквозь искусственная боевая система, кондовый двумерный движок, не позволяющий свободно вращать и масштабировать карту… В результате стратегия оказалась интереснее тактики — наземные миссии под конец превратились в неприятную рутину.
Тёплый и ламповый
Впрочем, Xenonauts все равно найдет преданного игрока. Фанатам-старообрядцам она подарит море положительных эмоций, да и у молодежи появится повод лично пощупать легенду. За это, безусловно, спасибо, но я рассчитывал на большее.
Оценка Riot Pixels70%
Минимальные требования | Рекомендуемая система |
---|---|
Core 2 Duo/Athlon x2 2 ГГц |
Core 2 Duo/Athlon x2 2 ГГц |