Маленькие игры и большие деньги

logo-winter-nights-mobile-games-2014-reportТЕКСТ И ФОТО: МИХАИЛ ‘XIRURG’ ХРОМОВ
ВРЕЗКИ: RANDOM_PHOBOSIS

7-8 февраля в Санкт-Петербурге прошла конференция Winter Nights Mobile Games Conference, на которой побывали и наши корреспонденты. Её тематика понятна — игры для планшетов и телефонов стали значительной частью индустрии электронных развлечений. В техническом плане портативные устройства уже догнали консоли предыдущего поколения (Xbox 360 и PlayStation 3), тиражи хитов исчисляются миллионами, так почему мы до сих пор не видим настоящих тяжеловесов и эксклюзивов уровня Gears of War, Uncharted и God of War?

Get rich or die trying

Ответ предельно прост — всех и так всё устраивает. Деньги есть, рост и перспективы тоже отличные. Судите сами — в 2013-м объем мирового рынка мобильных игр превысил $13 млрд, хотя год назад составлял $9 млрд. Половину прибыли принёс азиатско-тихоокеанский регион, но доля других стран постепенно растет. Даже Россия, недавно считавшаяся одним из главных оплотов пиратства, в 2013-м заработала рекордные $330 млн.

На любой конференции главное — общение.

На любой конференции главное — общение.

Немудрено, что и страсти там кипят нешуточные. Взять, к примеру, скандал, спровоцированный британцами из King (она же Midasplayer). Воспользовавшись пробелами в американском законодательстве, авторы Candy Crush Saga сумели полностью монополизировать права на слова «candy» и «saga». Ещё в январе нахалы, посмевшие вставить их в названия своих игр, получили официальные предписания «прекратить безобразия». Под огонь «королевских» юристов попали и бессовестные клоны Candy Crush, и случайные жертвы. Среди последних — The Banner Saga. Из-за абсурдных исков сиквел изящной походовой стратегии находится под угрозой.

Когда представители King уверяют, что будут применять власть исключительно во благо, им мало кто верит. Впрочем, частичка правды здесь есть. Целью «патентного троллинга» на сей раз является не «выбивание бабла», а… защита своего блокбастера. У Candy Crush Saga — вдумайтесь — больше полумиллиарда скачиваний! Незатейливый клон Bejeweled превратился в золотой лифт, вознесший создателей на самую вершину финансового Олимпа. Буквально на днях состоялось первичное размещение пакета акций на Нью-йоркской фондовой бирже — событие, к которому компания шла не один месяц (по некоторым данным, ее оценочная стоимость составляет порядка $7 млрд). Несмотря на это, многие эксперты по-прежнему считают, что «King = Candy Crush», и если популярность игры упадет, пузырь сразу лопнет. Ставки слишком высоки, чтобы обращать внимание на какую-то глупую этику.

 Томми Палм (King) объясняет, как заработать на «патентном троллинге».

Томми Палм (King) объясняет, как заработать на «патентном троллинге».

Фантастическое соотношение затрат на создание продукта и прибыли, которую тот может принести, делает индустрию мобильных игр уникальной и волшебной. Теоретически любой, у кого есть базовые навыки и умения, способен «на коленке» состряпать мегахит и в одночасье стать олигархом. Весьма показательна судьба Flappy Bird. Примитивный сайд-скроллер с пиксельной графикой в стиле Super Mario Bros. к январю 2014-го приносил около $50 тыс. в день за счет рекламы. Его «папа» — обыкновенный вьетнамский паренек Донг Нгуен — оказался совсем не готов к бремени славы. Он потратил на разработку два или три дня, и баснословные барыши стали для него сюрпризом. Поражает финал этой истории. 8 февраля Донг написал в Twitter: «Я могу назвать Flappy Bird своим успехом. Но она разрушает мою простую жизнь. За это я ее ненавижу». Через несколько часов он сообщил о решении навсегда удалить Flappy Bird из App Store и Google Play.

Свободные художники

На свете очень мало людей, способных на такой поступок. Более того — в классической схеме, где игрой единолично распоряжается издатель, подобного рода демарши немыслимы. Огромная заслуга Apple — в том, что она позволила творцам напрямую взаимодействовать с потребителями, минуя посредников.

IMG_20140207_2056_resize

«А у вас был ZX81?» — словно спрашивает Чарльз Сесил (Revolution Software).

Один из ярых апологетов самиздата, основатель Revolution Software Чарльз Сесил прямо заявил, что Broken Sword 5 появилась лишь благодаря релизу iOS-версий первых двух частей (а не кампании по сбору средств на Kickstarter). Настоящую силу и мощь App Store он ощутил в конце 2011-го, присоединившись к ежегодной рождественской акции «12 дней подарков» — за сутки The Smoking Mirror скачали свыше 2 млн раз. Любопытно, что после завершения бесплатной раздачи продажи игры (уже за полную цену) выросли. «Просто невероятно! — не скупился на восторги Чарльз. — Таких возможностей, как сегодня, не было никогда».

Татьяна Тимошенко из G5 Games — один из немногих докладчиков, рассказавших не о том, как увеличить прибыль с уже готового продукта, а о том, как делать сами игры лучше. Она утверждает, что в век free-to-play роль издателя стала ещё важнее, чем во времена коробок с дисками. А всё потому, что помимо традиционных функций маркетинга, контроля качества, локализации и поддержки на плечи издателя ложатся работы, связанные с переходом free-to-play игр от продукта с сервису: сбор статистики и обратной отдачи, аналитика, тесты, доработка — для непрерывного производства контента и регулярного выпуска апдейтов теперь требуется очень тесное и эффективное взаимодействие разработчика и издателя.
У крупных компаний настрой гораздо мрачнее. 9 из 10 игр убыточны, мелкие студии закрываются, «порог входа» неприлично высокий (бюджет нормального проекта составляет сотни тысяч долларов)… Поразительно, насколько быстро разговоры о творчестве сводились к торговле трафиком! По ходу одного из круглых столов у участников даже родилась забавная в своём цинизме аналогия. Знаете, что такое йогуртница? Это прибор, который делает йогурт. Причем, для его приготовления не обязательно идти в аптеку, покупать какие-то порошки и т. п. Достаточно взять готовый йогурт, добавить молоко, нажать кнопку и получить ещё больше йогурта. Именно по этому принципу работает «правильная» контора. Пускай энтузиаст-одиночка годами преследует идеал, попусту растрачивая деньги. Цель бизнеса — максимальная прибыль. Какой смысл насиловать себе мозг, если людям нужны шаблонные «казуалки»?

Мобильные разработчики и издатели обсуждают, как всё плохо. Слева направо: Александр Зверев (Yandex), Евгений Кочубеев (Kama Games), Михаил Малый (Mail.Ru) и Валентин Мерзликин (Prosto Games).

Мобильные разработчики и издатели обсуждают, как всё плохо. Слева направо: Александр Зверев (Yandex), Евгений Кочубеев (Kama Games), Михаил Малый (Mail.Ru) и Валентин Мерзликин (Prosto Games).

Художник должен быть нищим, голодным и жить в подвале — в мире мобильных приложений эта грустная истина проявляется особенно отчетливо. На искусстве миллионов не заработаешь. В основе популярной игры часто лежит не уникальная идея или авторское видение, а серьезные исследования.

Строго научный подход к геймдизайну пропагандируют японцы из DeNA. Продвигая игры в азиатских регионах, они всегда адаптируют их, делают «родными» для местной аудитории. Трудноуловимые нюансы непосредственным образом влияют на продажи. Скажем, для постороннего человека «Азия» = «аниме». Но стили рисовки в Японии, Китае и Корее отличаются, и для «туземцев» эти отличия принципиальны (поэтому евро-аниме, типа «Евгения Онегина», выглядят столь неестественно). Геймплейные предпочтения тоже у всех свои. Среднестатистический китаец хочет каждые 5-10 минут получать поощрение (новый уровень, умение или предмет), для корейца, в первую очередь, важен «скилл» и адреналин, а японец, наоборот, любит расслабленное времяпровождение. То же самое касается монетизации, социальных и прочих аспектов.

Круглый стол с заявленной темой «Mobile Games: from Art to Business» стремительно перерос в «холивар» о противостоянии алчности и любви к прекрасному. Изумляет то, что в качестве примеров мобильных игр, которые не стыдно было бы считать произведениями искусства, профессиональные разработчики почему-то смогли вспомнить лишь Badland и Angry Birds.
Нельзя забывать и об особенностях законодательства разных стран. В России самые невинные развлечения легко переходят в категорию азартных — со всеми вытекающими. Выступавший на конференции специалист процитировал официальный документ: «Азартная игра — основанное на риске соглашение о выигрыше, заключенное двумя или несколькими участниками такого соглашения между собой либо с организатором азартной игры по правилам, установленным организатором азартной игры».

Джинсы, рубашка и «что-то типа пиджака». Ями Окампо (DeNA) и Владислава Архипова (Dentons) разделяют тысячи километров, но объединяет общий дресс-код.

Джинсы, рубашка и «что-то типа пиджака». Ями Окампо (DeNA) и Владислава Архипова (Dentons) разделяют тысячи километров, но объединяет общий дресс-код.

Два ключевых пункта здесь: риск (результат нельзя предугадать) и, конечно, выигрыш, под которым понимаются «денежные средства или иное имущество, в том числе имущественные права». «Имущественные права» — понятие предельно широкое. Пресловутые шапки из Team Fortress 2, новогодние карточки в Steam, случайно генерируемый «дроп» из Diablo 3 и многое-многое другое попадает под действие закона. Чем это чревато? Ответ в тексте: «Деятельность по организации и проведению азартных игр с использованием информационно-телекоммуникационных сетей, в том числе сети «Интернет», а также средств связи, в том числе подвижной связи, запрещена». Блокировать неугодные сайты чиновники давно научились.

Всё это кажется нелепицей, но лишь пока государство всерьез не взялось за игры. Примеров по меньшей мере странного применения «административного ресурса» хватает — вспомним массовое закрытие интернет-кафе под предлогом отсутствия лицензии на оказание телематических услуг связи (клетушка с десятком подключенных к сети компьютеров в глазах власти приравнена к интернет-провайдеру).

Армия клонов

Счастливый победитель Денис Войханский (Alis Games) показывает корове козу.

Счастливый победитель Денис Войханский (Alis Games) показывает корове козу.

Занимательные лекции — не единственное, что привлекло участников. Возможность неформально пообщаться (даже важные гости не торопились сбежать, подолгу гуляя в фойе), наладить деловые контакты, найти зарубежного партнера дорогого стоит. А вот традиционная для такого рода мероприятий церемония награждения показалась мне слегка вымученной. Наверное, все дело в чересчур специфических номинациях — едва ли кто-то в нетерпении грыз ногти, ожидая, пока ведущие объявят «лучшего трафик-провайдера». Чуть расшевелила аудиторию раздача гигантских (метр на два) чеков. Гран-при в размере $15 тыс. получила Alis Games за Need a Hero — f2p-вариацию на тему Puzzle Quest.

Архиправильный выбор! Это же чистая квинтэссенция мобильного рынка — тут вам и «донат», и мультяшная стилистика, и задолбавшие обожаемые пазлы… Деньги большие, игры ма-а-аленькие. Парадокс.

Полная галерея фотографий, сделанных на Winter Nights Mobile Games Conference 2014:

  • Argentum

    Михаил, а оно того стоило, писать об этом?

  • anb555

    О, Хирург вернулся. Рецензии будете писать?

  • Caesar

    Спасибо, интересная статья. Главный вывод для меня. Что скоро играть будет играть почти не во что. Хорошие игры на мобильных платформах — это или удел инди или ветеранов на кикстартере. Миллиарды тупых пользователей хотят доиться по «фермы» и не думать, исследовать, мечтать, читать, решать…. обидно.

  • Вообще-то он писал совсем недавно 🙂

  • Jey Lymon

    Человек из King, ответственной за самые популярные клоны самых популярных казуалок, рассказывает о патентном троллинге на фоне плаката от Mail.ru, продвигающего сервис рекламы. Одна картинка, целиком отражающая суть беспросветности казуального рынка игр.

  • ИМХО по поводу злых властей:
    В демократических странах (я в данном случае имею в виду формальное устройство а не привычные эмоции) законодательство всегда отстает от жизненных реалий. А правоприменение, естественно, отстает от законодательства. Таким образом, очень часто можно обнаружить явления не регулируемые законодательно (как еще недавно было с возрастными ограничениями) или регулируемые, но не применяющиеся в полном объеме (как в данном случае).
    Можно с определенной долей уверенности сказать, что если закон об азартных играх начнет стабильно применяться к играм со случайным «лутом», то в него будут внесены поправки как-то классифицирующие эти самые «имущественные права».
    Но и такое применение закона в высшей степени сомнительно, ведь должна найтись прокуратура (или гражданин) которая подаст в суд, да еще и выиграет его с такими хлипкими сравнениями на руках как приравнивание «лута» (не являющегося, к слову, для многих целью игры) к финансовому выигрышу.

  • anb555

    Виноват. На Риме я заранее крест поставил, и читать даже ничего не хотелось.

  • Chazm

    Мобильные игры — дно клоаки доната, копирования, копирования, копирования, копирования, убогости геймплея.
    Жаль что это говно задушит карманные консоли.

    Читал и… омерзение какое-то чувствовал.

    АДД:
    >Среди последних — The Banner Saga. Из-за абсурдных исков сиквел изящной походовой стратегии находится под угрозой.
    Знал бы — с топором пришел на эту конференцию.

  • Печально всё это…

  • NorthOwl

    Жаль что это говно задушит карманные консоли.

    Вряд ли, аудитории-то разные.

  • Однозначно задушит. Кто станет покупать чисто игровое устройство, если есть более универсальное?

    Аналитики Gartner думают так же:
    http://www.gartner.com/newsroom/id/2614915

  • Если помимо рандомного лута в игре (или сервисе) есть «cash-in» и тем паче «cash-out», то вероятность не такая уж призрачная.

    Вон на Диабле некоторые умудрялись зарабатывать реальные деньги.

  • Chazm

    Безусловно.
    Одна маленькая, а вторая почти бесконечная,

  • NorthOwl

    Дело в том, что надо отделять людей, которые хотят играть в казуальный кал от тех, которые хотят играть в игры. А игры — они именно на портативных консолях. Высокобюджетные проекты из известных франчайзов по большей части обитают там, японская игровая индустрия ориентирована фактически только на консоли, а редкие хорошие игры с мобильных платформ часто оказываются и на портативе. Да и сам аргумент «кто станет покупать чисто игровое устройство, если есть более универсальное» сродни «кто станет покупать стационарные консоли, если есть многофункциональный ПК». Безусловно, часть аудитории мобильные устройства у портативок отгрызут, но уж точно не всю.

  • Уже отгрызли (посмотрите на виту). А ради горстки энтузиастов никто делать дорогие эксклюзивы не будет. Есть аудитория — есть игры, нет — сорри.

    Я надеюсь не на порт. консоли, а на саморегуляцию рынка. Если будет спрос на серьезные игры, то будут и сами игры. Хотя, глядя на то, какие деньги гребут казуальщики типа King и Rovio, становится ясно, что счастливое будущее наступит еще очень нескоро.

  • mad_yojik

    Ну вон в «заграничный» суд вроде подавал иск какой-то игрок из Евы с тем что его строящийся титан, на который он нехило «влил», подвзорвали… проиграл правда.

  • Zelas_Sudeki

    Поддерживаю. *Жмёт руку*. Я тоже не такой как они.

  • mad_yojik

    Серьезные игры — требуют серьёзного времени. А кмк на мобилках задача игры несколько другая — развлечь юзера в метро/пробке/на скучной вечеринке не особо его напрягая. Или развлечь ребенка с планшетом на переменке. Отсюда и фермы.

  • Xoxarle

    Когда недавно брал айфон, а брал я вообще не для игр, но думал поиграю заодно, говорят игр хороших полно. Да уж блин, не знал, что одни казуалки. Ни одна не зацепила больше, чем на 20 минут. На иос есть порты final fantasy 1-6, хроно триггер, казалось бы, вот беспроигрышный вариант. Ан нет, порты отвратителены; нет адаптации под экран, ужасное управление, кривые цвета.

  • Sabatta

    Интересная статья. Спасибо.

  • Caesar

    Вспомните psp… там тоже задача была походная. Но сколько прекрасных, интересных и глубоких игр. А все потому что тогда не было быстрого интернета и соц сетей.

  • Caesar

    до сих пор лежит зыза. чудесное время

  • Вспомнилось тут про «украденный танк» из WoT.
    http://lenta.ru/news/2013/05/06/found/

    Тоже, в общем-то, про «имущественные права» — хоть и в другом ключе. Некоторый риск точно есть, просто государству все это пока не нужно.

  • mad_yojik

    И слава богу. По моему опыту когда нечто становится нужным государству — начинаются неприятности.

  • mad_yojik

    >Вспомните psp… там тоже задача была походная. Но сколько прекрасных, интересных и глубоких игр.

    Не был владельцем сего мэджик девайса, но что-то (Кэп, это вы?) подсказывает что даже самая глубокая игра «там» — уступит любой «хардкорной» на старшем брате (PS3|XBOX|PC).

    >А все потому что тогда не было быстрого интернета и соц сетей.

    Скорее потому что PSP не была массовым устройством, его покупали в основном «геймеры-хардкорщики». А текущие смарты и планшеты — покупают все кому не лень, от школьников до директоров.

  • Alexander Paukonen

    На всех фото насчитал 1 девичью попу и 1 девичью ногу. Конференция отстой.

  • Да хватит вы уже повсюду копипастить эту сказку про флэппи берд, который за «1 день» взлетел. Он еще чуть ли не полгода назад впервые появился. На вики вон инфа http://en.wikipedia.org/wiki/Flappy_Bird The game, which was released on May 24, 2013. Мне просто дурно становится от этой повсеместной желтизны и впечатлительных возгласов для привлечения столь примитивного внимания.
    А в общем и целом, мобильные игры, за очень редким исключением, это такой же сброд, как и 90% контента/населения в соц. сетях. В общем эти вещи напрямую коррелируют.

  • Sɘ7ɛɴ

    Тут, мне кажется, признаки азартной игры сильно притянуты за уши. Риск в понимании законодателя — это возможность потери участником азартной игры своей ставки, т. е. какого-то имущества (чаще всего, конечно, денежных средств), которое он ставит на кон. Абонплата или иные виды денежных вливаний в игру ставкой в законодательном смысле не являются.

  • Sɘ7ɛɴ

    Аналитика по одной фразе из Wiki? Cool. Ну появилась игра намного раньше, чем стала широко известной. Это как-то противоречит тому, что взлетела она за короткий отрезок времени и довольно стремительно?

  • Антон Ариманов

    Мы все не такие. Миллионы, миллиарды не таких.

  • pam pam pam

    Прочитал статью, не заметил ни поп ни ног. Я явно что-то делаю неправильно…

  • pam pam pam

    Если смотреть с точки зрения прогресса — телефоны развиваются быстрее, так что я думаю, что когда технические возможности сравняются — серьёзные игры тоже перейдут на телефон, а портативки таки вымрут.
    (сам играю только на компе)

  • Кирилл Олейников

    Игорь утонул.

  • Кирилл Олейников

    технические возможности тут не причём.

    серьёзные игры можно было ещё много лет назад выпускать, платформа позволяла.
    только ведь не выпускают.

  • Aleksey Dyukov

    ««Я могу назвать Flappy Bird своим успехом. Но она разрушает мою простую жизнь. За это я ее ненавижу». Через несколько часов он сообщил о решении навсегда удалить Flappy Bird из App Store и Google Play.»

    Уважуха.

  • ld50ofmilk

    Вот сейчас достану свою и поиграю 🙂 Надо ещё lethal alliance пройти, patapon, и там ещё не мало всяких тпс’ок было.

  • ld50ofmilk

    И на телефонах наконец вновь изобретут настоящие конопки и стики 🙂

  • ld50ofmilk

    Цивилизаций там, конечно нет.. Куда уж тупым приставочникам со своими Пиратами Сида Мэйера, или Valkyria Chronicles. Хотя да, симуляторов на любых приставках не хватает, к сожалению.

  • StaticSpine

    даже самая глубокая игра «там» — уступит любой «хардкорной» на старшем брате. (с)
    едва ли…

  • littlemook

    про корреляцию — все верно написал

  • mad_yojik

    Ой, что ж у вас так пригорает-то? Причем тут приставочники? Под старшим братом PSP какбы PS3 имелся в виду а не ПК. xD

  • Goldseeker

    Дык не покупают, потому и не выпускают. Я считаю что ситуация на рынке сейчас вина исключительно потребителя. Спасти может только регулирование f2p со стороны гос-ва

  • Кирилл Олейников

    Слишком толсто.

  • M1khail

    Спасибо за статью.
    Михаил, хотелось бы читать от вас больше рецензий на игры.

  • Roger Daniels

    Вы на всех фотографиях первым делом ищете девичьи попы?

  • Nebuchadnezzaurus

    Погуглите «Олдскульные игры для iOS»

  • Nebuchadnezzaurus

    Я — да.

  • Nebuchadnezzaurus

    Затрахали мобильные игры с донатом по принципу «купите вот этот кристалл за 30 рублей, чтобы ускорить строительство такой-то штуки». Я не могу нормально играть в игру, когда чувствую, как красной нитью сквозь нее проходит стремление разработчиков выжать из меня максимум денег

  • Roger Daniels

    Правильно было сказано, что таких как этот вьетнамский паренек — единицы. Зачем собственноручно забивать курицу, несущую золотые яйца? Мог бы сейчас жить припеваючи, но, видать, совесть не позволила иметь все или почти все, «зарабатывая» огромные деньги по результатам двухдневной «работы».

    Но у акул большого бизнеса с совестью особый договор. При чем тут совесть и прочие эфемерные понятия, когда можно быстро и не особо напрягаясь получить много?! И качество готового продукта здесь отходит на далекий план.
    Все-таки правильно говорят, что бизнесом обычно называют то, что стыдно назвать работой. Работа и заработок как таковой подразумевают равное соотношение усилий, затраченных на трудовую деятельность и сумму вознаграждения, выплачиваемого по результатам этой деятельности. Здесь же виден явный перекос. Впрочем, это все утопия… В современном человеческом обществе этого, боюсь, не будет никогда. Если только не всемирный потоп и возврат к первобытно-общинному строю…

  • Там выступал юрист, и он говорил, что риск — это именно элемент удачи (результат заранее неизвестен). Я понял, что skill-based игры — даже с денежными призами — не попадают под закон.

    Например, если человек платит за участие в любительских спортивных соревнованиях (тоже своего рода ставка), а потом выигрывает (или не выигрывает) первый приз, то все это не является азартной игрой.

  • «Все-таки правильно говорят, что бизнесом обычно называют то, что стыдно назвать работой»

    Как не стыдно такую чушь-то писать.

  • Roger Daniels

    Опять-таки, бизнес. И ничего личного. Люди идут в это направление зачастую отнюдь не потому, что страшно любят игры. В машинки, кукол и «Марио» они уже наигрались. Возьмите любого начальника практически любой игровой компании. Он если и играет в игры, то по строго рабочей необходимости… Например, посмотреть как у конкурентов работает какая-либо механика, как это сделано, какая система микроплатежей применена и т. д.
    А применительно к нашим палестинам — как бы у кого спереть идею получше, да наименее затратную в плане ресурсов и реализации!

  • Roger Daniels

    А почему мне, собственно, должно быть стыдно? Вы у нас бизнесмен? Пашете как ломовая лошадь, как они любят про себя говорить?
    Неоднократно замечал, что люди, по сути занимающиеся созданием видимости кипучей деятельности, или прикладывающие минимум усилий, всегда отзываются о себе в каком-то высокопарно-страдальческом тоне! Дескать, «работаю как краб на галерах, а вы, неблагодарные, сидите тут и не черта не замечаете!»

  • NorthOwl

    так что я думаю, что когда технические возможности сравняются — серьёзные игры тоже перейдут на телефон, а портативки таки вымрут.

    Мда… Об этом вся статья была, вообще-то. Телефоны мощнее портативных консолей уже и так. В аудитории дело и только в ней.

  • Sash Raven

    От вас за версту несёт завистью.

  • Sɘ7ɛɴ

    Про игры, основанные на умении, всё верно: они не относятся к азартным, поскольку результат полностью или в какой-то мере зависит от способностей игрока.

    Что касается азартных игр, то кроме неизвестности результата (природа риска) необходима и материальная составляющая (предмет риска) — ставка, которую игрок рискует потерять при неблагоприятном для себя исходе.

    В случае с обычными играми говорить о сделанной ставке (и связанным с ней риске потери) не получится: любая сумма, перечисленная издателю/разработчику, — это оплата предоставленных игроку каких-то определённых услуг. Клиент здесь не рискует потерять некую сумму в зависимости от неизвестного будущего результата в игре, а уже окончательно расстался со своими деньгами, получив нечто взамен. Если данное «нечто» он сумел в итоге использовать, чтоб получить доход выше первоначальных затрат, — это никак не азартная игра 🙂

  • Khranitel

    «В поте лица твоего будешь есть хлеб, доколе не возвратишься в землю, из которой ты взят, ибо прах ты и в прах возвратишься.»
    Крепко же в некоторых ветхозаветный комплекс вины сидит.

  • Крупные издатели посмотрят грустными глазами на мобильный рынок, подумают и бросят крупные игры ради крупных денег.

  • Roger Daniels

    Завистью?! Окститесь! Никогда не обладал этой мерзкой привычкой кому-либо завидовать. Я говорю то, что вижу. Говорю о том с чем сталкивался сам.

    А вот ваша позиция, кстати, весьма наглядна. «Не умеешь зарабатывать большие бабки, не отрывая жопы от дивана и вообще особо не напрягаясь — значит люто завидуешь! Это ж тебе не шахматы — тут думать надо как побольше урвать.» Если вы об этом, то спорить не буду, быть может, у вас в этом непростом деле больше опыта.
    Ну что ж, вот оно — поколение менеджеров, а все кто шагает не в ногу с ними — завистливые нищеброды. Реальные пацаны, наверняка, так и поступают.

    Почему-то вспомнилось из советской комедии…
    «В шахте не был я ни разу до сих пор
    И лицо мое не в угольной пыли
    Но тружусь я точно так же как шахтер
    Потому что все я достаю из-под земли…»

  • Bishop

    Уже давно есть геймпады для iOS и Android c кронштейном для телефона.

  • Deus Ex Vino

    Да все как обычно на самом деле. Макдональдс может выкупить любой самый 7и-звездочный ресторан или сеть их. Ибо по 1$ с каждого дурака это гораздо больше чем по 10$ с каждого умного. Соотношение суровое.
    К тому-же, люди с потерей волосяного покрова лишились возможности искать блох — а казуалки на мобиле это в каком-то роде возмещают.

  • Bishop

    Monster Hunter, Phantasy Star, Unchained Blades или Crisis Core никому особо не уступают.

  • banner76

    У коровы такое красное вымя, она — символ рынка игр, прям видно что затеребили до крови жадные издатели.

  • Roger Daniels

    Приводить цитаты из Ветхого Завета, это, конечно, стало модным в последнее время. Только вот библейские догматы, как ни крути, делают упор на иные ценности и к современной ситуации в мире, увы, неприменимы. Им бы просто не нашлось места.

  • Roger Daniels

    Нет. Корова — это мы с вами.

  • Ну, нет в законе ни слова про обязательность ставки. Нету 🙂 И тем более, про то, что выигрыш должен быть больше ставки.

    Хотя вот тебе пример со ставками и т.п.: покупка ключей для запертых ящиков TF2. Лотерея в чистом виде.

  • banner76

    Я не с вами, я за игры не плачу.

  • Nebuchadnezzaurus

    Понятно, что бизнес… но это не значит, что мне или кому-то еще должно это нравиться.

  • Дагот Сосиска

    Во, тоже замечал, что эти с капитализмом головного мозга считают именно себя работающими, а реально работающих — лентяями.
    В Биошоке этот коварный и наивный Эндрю Райн называет всех направо и налево паразитами.

  • Дагот Сосиска

    А так они (капитализнутые) всегда отвечают, когда им предъявляют логичные претензии.

    Нормальных аргументов у них же нет. Остается только НЛП.

    Я так до сих пор не могу понять, это они серьезно, или прикидываются.

  • Дагот Сосиска

    Еще бы претензии предъявляли на уровне коммунитов — всех капиталистов перестрелять, всю частную собственность муниципализировать.

    Так ведь нет же, просто предлагают подходить к делу по-честному, а они уже орут, словно в них инопланетную личинку засовывают.

  • Дагот Сосиска

    Ироническое высказывание, выражающее разницу между тем, как есть, и тем, как должно быть.

    По-моему человек выше в этом смыле его и применил. В какого бизнесмена ни плюнь — 95% что попадешь в мошенника, а хотелось быть чтобы хотя бы половина были честными. Это просто жизненный факт.

  • Дагот Сосиска

    Ну и скатертью дорога, все равно от них толку в последнее время никакого.

  • Roger Daniels

    Конечно, вы же особенный. Вы за них не платите, просто качаете с торрентов и все.

  • Дагот Сосиска

    >Дык не покупают, потому и не выпускают.

    ЛПП. С чего ты взял, что не покупают? Это копирасты тебе сказали? Уши развесь — еще не то услышишь.
    Прекрасно покупают. Просто этим вампирам надо 300% прибыли, а их на серьезных играх не заработаешь. Заодно и менее богатых, кто пытается писать серьезные игры, давят, чтоб не мешались под ногами.

  • Дагот Сосиска

    Не в технических возможностях дело, а в формфакторе. Чтобы во многие игры стало комфортно играть, надо телефон увеличить раз в 200, и получится ПК.

  • Goldseeker

    Я работаю в этой области

  • Sɘ7ɛɴ

    Обязательность ставки можно установить из её определения в законе РФ:

    ставка — денежные средства, передаваемые участником азартной игры организатору азартной игры или другому участнику азартной игры и служащие условием участия в азартной игре в соответствии с правилами, установленными организатором азартной игры;

    Если нет ставки, значит, отсутствует условие участия человека в азартной игре.

    Пример с TF2 тоже не подходит под определение азартной игры. Ты ведь покупаешь у Valve ключ (цифровой товар, который что-то разблокирует в игре) за установленную продавцом цену, а не «проигрываешь» продавцу стоимость этой покупки в результате какого-то пари или тотализатора. Лотереи, кстати, под закон об азартных играх не подпадают.

  • Ты с таким рвением пытаешься мне что-то доказать, будто это я сам на досуге почитал закон и теперь продвигаю в массы свою уникальную позицию. Я лишь кратко пересказал лекцию Владислава Архипова из Dentons (можешь погуглить, кто это такой), которая показалась мне любопытной.

    Я и так понимаю абсурдность ситуации 🙂 Но я понимаю и то, что законы можно трактовать и использовать по-разному (пример в статье, кстати).

    Так вот — про обязательность ставки он ничего не говорил и мне тоже кажется, что она не следует из текста закона. Зато сказал, что всякое открытие нового контента можно трактовать как реализацию соглашения о выигрыше. Вот прямо так и сказал.

    Еще по поводу ставок. В определении указано, что ставка — это «денежные средства» (без вариантов). Т.е. если играть не на деньги, а на борзых щенков и прочие «имущественные права», то получается уже не азартная игра, что ли? Ну, глупость же — почище рандомного лута.

    (т.е. это просто указание, что организатор имеет право брать в качестве ставки только деньги)

  • Минск без Бу

    «Выступавший на конференции специалист процитировал официальный документ: «Азартная игра»
    Можно узнать кто это?
    «Примеров по меньшей мере странного применения «административного ресурса» хватает – вспомним массовое закрытие интернет-кафе»

    Эмм, что это?

  • Дагот Сосиска

    Оно и видно, что копираст.

  • Sɘ7ɛɴ

    Доказать? Отнюдь, я лишь высказываю свои соображения по содержащейся в статье точке зрения, так как считаю её недостаточно обоснованной. Допускаю, что уважаемый коллега-лектор — известный специалист в сфере интеллектуальной собственности и правоотношений в сети Интернет, но договор лицензирования цифрового контента (а именно такой, как правило, заключается между сторонами: игрок — издатель) даже с точки зрения не всегда точного и однозначного российского законодательства крайне сложно спутать с рисковым соглашением о выигрыше. Можешь считать это альтернативным мнением по теме 🙂

    А по поводу «борзых щенков» и прочего имущества: умно это или глупо — не берусь оценивать, но с точки зрения закона РФ ставкой в азартной игре могут быть только деньги. Так что к легальным лицензированным букмекерам с пёсиками можно не соваться — не возьмут-с и в азартной игре откажут 🙂

  • Tactical Nuclear Panda

    Несколько минут в себя приходил после шока.

  • Araucan

    Не взлетят.

  • Araucan

    «От жизни я не отстаю,
    Всё время где-то достаю..»

  • Я боюсь, что чувак вовсе не иронизириует, а всякий бизнес для него — дойка честного труженника )

  • Chazm

    Знаете, а ведь это всё от того, что у «широкой аудитории» тоесть у людей которые не играют в «нормальные» игры, просто ещё не выработался вкус.

    Пузырь казуалок и микротранзакций начал дуться ведь совсем недавно, вместе с взрывным ростом рынка смартопланшетов. Набор популярности соцсетями, где обитает немалая часть потребителей этого, безусловно, уже был не вчера, но возможность играть в очередной раннер донатя на кристалы и сидя на унитазе — нова.

  • Я смотрю, ты еще и эксперт по начальником любых игровых компаний! )

  • Минск без Бу

    А как же взрывной рынок браузерок?

  • Goldseeker

    При чем здесь копирастия-то?
    Объективно, только 2 ммо живут на подписке — остальные фритуплей, виновата аудитория ммо игр, которые вкладывают сотни в месяц через микротранзакции и радуются, а когда видят ценник 10 в месяц кричат фу.
    на мобилках ситуация ещё хуже, топ гроссинг оккупировали ф2п, за редких исключением уникомов типо майнкрафта. Люди не готовы платить за игру сразу, видимо на это у них есть какие-то психологические причины

  • Дагот Сосиска

    >Люди не готовы платить за игру сразу, видимо на это у них есть какие-то психологические причины

    Какой ужас. Кота в мешке не готовы покупать, хотят сначала открыть мешок.

    Делайте игры ради игр, а не ради бабла — и не будет таких проблем. А то у вас перепроизводство говна. Че жалуетесть? Что говно не покупают?

  • Дагот Сосиска

    Черт, ну спроси его )
    Вас самих один такой бизнесмен развел )

  • Дагот Сосиска

    Если бы они любили игры, они бы их делали. Были бы как Stardock 😉
    А видно, что любят они бабло, а играют разве что в казино.

  • Goldseeker

    >Че жалуетесть? Что говно не покупают?

    Ни разу не слышал чтобы разработчики ф2п жаловались — тут контингент готов говно покупать

    Мой пост был о том, что я — как игрок — расстроен засильем ф2п, но так как я немного знаю внутреннюю кухню могу сделать вывод только, что виноваты в этом в первую очередь потребители ф2п

    > Делайте игры ради игр, а не ради бабла — и не будет таких проблем

    Угу, только бизнес так не работает

  • Дагот Сосиска

    >что виноваты в этом в первую очередь потребители ф2п

    Виноваты игроделы, которым подавай сразу максимальную прибыль, а меньшая прибыль их не устраивает. Если делать, то сразу ф2п, остальные им неинтересны, менее прибыльны.

    >Угу, только бизнес так не работает

    Бизнес ради денег — по сути мошенничество. Его надо запретить. Пусть делают бизнес люди увлеченные своим делом ради этого дела.

    Тогда у вас не будет проблем с этим — вы просто не будете этим заниматься, как не занимаетесь грабежом на большой дороге, а пойдете чистить сортиры, как это делают те, кто ни на что большее не способен.

  • Goldseeker

    >Виноваты игроделы, которым подавай сразу >максимальную прибыль, а меньшая прибыль их не >
    >устраивает. Если делать, то сразу ф2п, остальные >им неинтересны, менее прибыльны.
    Спрос рождает предложение, не покупали бы пользователи внутреигровые покупки, никто бы и не делал таких игр.

    >Бизнес ради денег — по сути мошенничество.
    Какое ложное утверждение. Предпринимательство это форма труда, как и любой оплачиваемый труд он может существовать только до той поры пока кто-то готов его оплачивать. В любом труде важно не любит ли труд исполнитель, а готов ли этот труд кто-нибудь оплачивать.

    >а пойдете чистить сортиры, как это делают те, кто ни >на что большее не способен.
    но я же не буду этого любить, опять мошенник был бы

  • Дагот Сосиска

    >Спрос рождает предложение

    Простите, кто кого рождает? )

    Есть спрос на все. Но все бросились удовлетворять спрос только в самую большую нишу. На остальные и смотреть не хотят.

    >Предпринимательство это форма труда, как и любой оплачиваемый труд он может существовать только до той поры пока кто-то готов его оплачивать.

    Бизнесмены зарабатывают деньги не на пропитание, а на роскошь. Для пропитания достаточно быть простым рабочим.
    Я считаю, что давать такую привилегию можно только тем, кто хочет делать что-то реально полезное. Тем кто хочет только денег, давать нельзя — они слишком безответственно распоряжаются полученными ресурсами.
    Например — мешают конкурентам. За одно это, я считаю, надо сажать.

  • Goldseeker

    Бредятина, так и тянет пованговать возраст по интернету
    upd:
    Не хотел но продолжу —
    >Бизнесмены зарабатывают деньги не на пропитание, а >на роскошь. Для пропитания достаточно быть простым >рабочим.
    На кого по-твоему должен работать простой рабочий в таком случае, кому нужен его труд?

  • Дагот Сосиска

    Ну еще бы, денег же хочется, а причины, чтобы их тебе платили нету. Вот и переходим на пустые слова типа «бредятина», и на возраст оппонента.

    Впрочем как и все копирасты.

  • Goldseeker

    Да, блин, ну при чем тут копирасты, больной что ли или слова говорить уже научился, а что они значат не выучил?

    Все твои высказывания это в лучшем случае глуповатый троллинг. Сколько раз можно повторят что нет проблемы в том что денег хочется, а не дают. Проблема в том что дают.

  • Sagoth

    Мобильные FTP игры никогда играми то не были, и разрабатывать их начинали не настоящие разработчики игр, а разработчики «социальных сетей» — браузерок, фермочек и всего прочего. На мобильных платформах конечно есть достойные проекты, но все это в основном те проекты, которые выходили на PC-консоли или ориентировались при выходе также на PC-консоли

  • Дагот Сосиска

    >виновата аудитория ммо игр, которые вкладывают сотни в месяц через микротранзакции и радуются, а когда видят ценник 10 в месяц кричат фу.

    Это разные аудитории. Одной поиграть, другой — понагибать.

    >Дык не покупают, потому и не выпускают.

    Сделать игру для игроков на порядки труднее, чем для нагибаторов, поэтому и думают, будто не покупают.
    Вместо того, чтобы распределить ресурсы оптимально по нишам: сюда нормальных геймдизов с высокой зарплатой, но прибыль будет небольшая, а туда кучу макак с низкими зарплатами, и будет большая прибыль, — все лезут в самую прибыльную нишу, создавая препроизводство, оттягивая туда деньги и людей, и оставляя менее прибыльные ниши без ресурсов.

  • Goldseeker

    Ну тогда я не понимаю чему удивляться-то?
    На секундочку, ни тебе ни кому-либо другому никто не обязан делать игры-шедевры с огромным шансом провалится. Все, включая разработчиков игр, хотят кушать. Со стороны разработчиков игр было бы глупо лезть в заведомо неприбыльную нишу, такое могут себе позволить только мелкие «инди» и их игры, к сожалению, очень страдают от недофинансирования.

  • JC Denton

    ;:№;?*ь, ребята. И тут про государство, кошмарящее бедный геймдев и интернет-клубы… Уже даже не смешно…

    P.S. Я все жду статью про Майдан. А ее все нет…

  • JC Denton

    Один глупец сказал, а ты подхватил. Мне как юристу это даже читать смешно.

  • Дагот Сосиска

    Не забывайте о государстве, а не то оно само о себе напомнит.

  • Дагот Сосиска

    Чего все валить на потребителей, когда производители — такое же галимое быдло?

  • Минск без Бу

    В целом, согласен с основной идеей статьи — во всем виноваты казуалы (большая часть). Своим безвкусием и ограниченностью они лишили нас сотен и тысяч игровых шедевров, незапятнанных маркетингом.

  • littlemook

    такие же мысли бывают. этот бум — штука временная, рано или поздно потребитель должен захотеть продукт другого вида, качества. но тут, мне кажется, другой вопрос — чем будет это «другое»; и велика вероятность, что это будут те же, как говорится, яйца, только в профиль (у этих яиц вообще «профилей» бесконечное количество 🙂 опять же, пресловутый формфактор мобильных устройств, ну ей-богу, не располагает их среднестатических пользователей к забористому многочасовому геймплею. на то и ставка, черт подери — чтобы даже соракалетняя хранительница домашнего очага, помешивая левой рукой закипающий борщ, гоняла в очередные crazy super angry temple defence. это вымя они еще не скоро выпустят из своих капиталистических акульих пастей 🙂
    по поводу «скорой выработки вкуса» — оочень сомнительно; такие вещи прививаются поколениями

  • littlemook

    ну, ну, они не виноваты. их просто больше 🙂 кстати, можно, я думаю, смело назвать их «нормальные люди». среднестатические, так сказать, члены общества
    все-таки и предложение тоже влияет на спрос — откуда взяться вкусу, если безвкусица подается с младых ногтей?

  • littlemook

    но ведь мы же не на необитаемом острове живем?

  • Goldseeker

    я, пожалуй, прекращу на этом этот бессмысленный разговор

  • JC Denton

    Нет. Но очень много политической инфы на игровом сайте. Слишком много. Бунтарский дух — это хорошо. Но он не по тому вектору пошел. Если демократией тут хотят назвать то, что сейчас происходит в Украине, то я лучше дома на диване посижу, да. Извините за неактивную позицию, но лучше быть живым и в каком-то государстве, чем мертвым за непонятно чьи идеалы. И вообще вникать надо во все, что происходит. Короче, не надо больше статей о политике.

  • littlemook

    надо вникать, твоя правда, все правильно. просто мне кажется, что подобные статьи, где бы они не были размещены, как раз этому в какой-то мере способствуют. в принципе да, многовато для игрожура — но тем не менее

  • Вообще-то статья не про политику. И не про Украину. И даже не про геев.

    Откуда вообще такие безумные выводы?

  • Минск без Бу

    Хорошо, индивиды. Безликая масса.
    Есть такая вещь — олдскул. И люди должны были хотя бы ознакомиться с тем, что такое настоящие игры. Не виноваты? Представляете, сейчас кто то сидит играет в новый Донжен Кипер с упоением и дает денег на продолжение!

  • Минск без Бу

    В статье упоминаются чиновники и размусоленная тема про цензуру и запреты игр, основанная на единичном случае, причем одобренная большинством народа, распиаренная тонной желтых вывесок.
    ХВАТИТ! ДОСТАТОЧНО!

  • Цитату приведи. Нет в статье ни слова про цензуру в играх. Я привел только один из вариантов трактовки российского закона об азартных играх, который был озвучен на конференции.

    А выше, кстати, написано о пробелах американского законодательства (в связи с King). Причем уже не теоретических, а вполне реальных.

  • Минск без Бу

    «В России самые невинные развлечения легко переходят в категорию азартных»
    «Блокировать неугодные сайты чиновники давно научились.»
    «Всё это кажется нелепицей, но лишь пока государство всерьез не взялось за игры.»

  • Что из этого про цензуру в играх?

    Я привел лишь пример необычной трактовки закона. Замечу — не свой, я не юрист.

  • Минск без Бу

    Общий отрицательный настрой против государства. Согласен, вашей статье далеко до предыдущих, набравших по 1к комментов ненависти, но все равно бесит когда на протяжении долгого времени эту нить тянут из статьи в статью, пускай хоть и тонкую.

  • JC Denton

    Нельзя забывать и об особенностях законодательства разных стран. В России самые невинные развлечения легко переходят в категорию азартных – со всеми вытекающими. Выступавший на конференции специалист процитировал официальный документ: «Азартная игра – основанное на риске соглашение о выигрыше, заключенное двумя или несколькими участниками такого соглашения между собой либо с организатором азартной игры по правилам, установленным организатором азартной игры».

    Два ключевых пункта здесь: риск (результат нельзя предугадать) и, конечно, выигрыш, под которым понимаются «денежные средства или иное имущество, в том числе имущественные права». «Имущественные права» – понятие предельно широкое. Пресловутые шапки из Team Fortress 2, новогодние карточки в Steam, случайно генерируемый «дроп» из Diablo 3 и многое-многое другое попадает под действие закона. Чем это чревато? Ответ в тексте: «Деятельность по организации и проведению азартных игр с использованием информационно-телекоммуникационных сетей, в том числе сети «Интернет», а также средств связи, в том числе подвижной связи, запрещена». Блокировать неугодные сайты чиновники давно научились.

    Эти два абзаца читаются очень странно. Особеено после недавних статей. Убери из нее все лишнее типа «Блокировать неугодные сайты чиновники давно научились»… и она ничего не потеряет.

  • cakypa

    и этот весь бред пишет человек с авой из Деусэкса. Ты трусы надень или крестик сними, что ли.
    Вот так всегда — на диване все крутые форумопейсатели с авами и никами безбашеных героев. а как начнешь разбираться, так самая последняя крыса. Майдан ему не нравится. Люди вышли и отстояли своё право на свободу. а ты так до конца жизни и просидишь в дерьме

  • JC Denton

    У тебя с головой все в порядке? Или ты в Deus Ex плохо играл? Ничего безбашенного в нем нет. Мне просто мировоззрение героя нравится очень и сама игра. Ну а если по существу, то мне не «не нравится Майдан». Мне на него насрать вообще. А у кого-то вижу припекло. Если сможете объяснить, что для себя отстояли и добились те, кто погиб на этой площади, кроме того, что оставили без родителей своих детей или без детей своих родителей… я буду очень благодарен. Только боюсь, что ответ я не услышу. Есть люди, которые управляют данными процессами, а есть пушечное мясо, которым люди на этой площади и являются. Если ты этого до сих пор не понял, то мне тебя жаль.

  • MichaelSokolkov

    Ну на вите тоже есть социальные приложения, но сделаны они, мягко выражаясь, хреново.

  • MichaelSokolkov

    >а японец, наоборот, любит расслабленное времяпровождение.
    Гм, то-то у них такая любовь к боссам которые сносят 50-100% хп с одного удара.