2020 год невероятно богат на киберпанк-адвенчуры. На фоне Cloudpunk, Beyond a Steel Sky, грядущей Neofeud 2 и многообещающей Encodya легко упустить из виду VirtuaVerse. А зря: у начинающей итальянской студии получилось куда более яркое и запоминающееся приключение, чем у многоопытной Revolution с самими Чарльзом Сесилом и Дейвом Гиббонсом.
Как взломать матрицу
Разработка: Theta Division
Издание: Blood Music
Жанры: Adventure (Point-and-click)/2D
Похожие игры: Beneath a Steel Sky, Blade Runner, Gemini Rue, Technobabylon, Whispers of a Machine
Мультиплеер: Отсутствует
Вышла: См. карточку в базе
Платформа: PC
Как положено, бунтари собираются в различные хакерские группы или промышляют контрабандой запрещенных гаджетов. Вроде бы стандартная сюжетная коллизия для киберпанковых произведений, но самобытность VirtuaVerse в следующем. В эпоху бесплатного электричества и главенства облачных и беспроводных технологий единственный способ скрыться от тотального надзора нейронной сети – «старые» устройства хранения и воспроизведения информации. Магнитные накопители, огромные компьютеры из 1980-х и 90-х, криптовалюта, смартфоны признаны нелегальными, а специальное подразделение полиции проводит рейды, чтобы конфисковать их и наказать владельцев.
Смотреть галерею скриншотов VirtuaVerse
Нейтан – энтузиаст, промышляющий взломом разнообразных штуковин и одержимый ретротехникой. Однажды утром он обнаруживает, что его девушка Джей, художница AVR-граффити, пропала, оставив записку на зеркале. Герой тотчас отправляется на ее поиски, а когда находит, выясняет, что она больше десяти лет состоит в хакерской группе «Клинки», узнавшей о планах по порабощению человечества через обновленную перманентную реальность под кодовым названием VirtuaVerse. Согласно плану Зенона, все жители планеты скоро будут изолированы в виртуальной среде и перестанут следить за тем, что происходит на самом деле, будь то полное уничтожение лесов или развязывание войн.
Увы, приготовив интригующую завязку и предысторию, разработчики не смогли полностью развить и воплотить потенциал игрового мира. Он изобилует любопытнейшими фактами, о которых нам ничего толком не расскажут: о войнах ИИ, глобальном правительстве, служебных андроидах и многоуровневой системе общества. На них наслаиваются все новые и новые занимательные детали… также не получающие должного развития и практически не вплетенные в основную канву повествования. Не помогают лучше разобраться в мироустройстве и беседы с многочисленными персонажами, чья роль тут сугубо функциональна. Лишь судьба дилера AVR-дополнений, бывшего преступника, отправленного на принудительное перевоспитание, вызывает подлинный интерес и расширяет наше представление об отношениях государства и человека в VirtuaVerse.
Главные действующие лица лишены и полноценных биографий, и характеров. Диалоги между Нейтаном, Джей и лидерами «Клинков» пресны и никак не раскрывают их образы. Услышав, что его ожидает самоубийственная миссия, герой пожимает плечами: «Надо так надо» – и не показывает и тени неуверенности или страха. Его девушка тоже непоколебима; она, словно героиня соцреалистического романа, бесстрастно ставит долг превыше чувств. Отсутствие озвучки усугубляет эмоциональную блеклость разговоров, которые, тем не менее, пестрят остроумными шутками и упоминаниями информационных технологий прошлых десятилетий.
Смотреть галерею скриншотов VirtuaVerse
Вот, к примеру, важнейшая сюжетная сцена прерывается обсуждением, как написать код на древнем языке программирования. Авторы столь увлечены ретро, что вставляют разнообразные IT-термины и понятия при первой удобной возможности. В зависимости от вашего отношения к этой эстетике они будут или изрядно раздражать, или приводить в восторг уже в начале 30-часового приключения.
Приветы из прошлого
При такой внушительной продолжительности описание фабулы занимает один абзац. Для свержения Зенона герою предстоит выполнить три условия, что приведет к развязке (впечатляющей и напряженной, но перегруженной новой информацией и отсылками к Beneath A Steel Sky и The Longest Journey). Чем же заполнено прохождение? Бережным исследованием локаций, поиском «горячих точек», сбором и комбинированием предметов и долгими размышлениями над головоломками. Это абсолютно классический point-and-click квест, открыто заявляющий о своей «хардкорности» и снабженный тегом «сложный» в Steam.
Однако не все так страшно, как кажется на первый взгляд. Головоломки нельзя назвать бредовыми или дурацкими, хотя их решения не всегда очевидны. Именно в этом заключается дух «старой школы»: когда ты находишь правильный ответ, то удивляешься, почему раньше не догадался, а порой и восхищаешься его изящностью. Главное – не забывать тщательно осматривать курсором каждый экран и разговаривать с каждым, даже самым вроде бы бесполезным NPC, что и отнимает немало времени. Однажды я час бродил туда-сюда, пока не увидел пропущенную строчку в диалоге с продавцом (в списке реплик плохо видно актуальные); в другой раз – из-за отсутствия озвучки пропустил важный намек на то, как стоит поступить в баре.
Смотреть галерею скриншотов VirtuaVerse
Немало проблем доставляют ложные следы: вещи, которые мы ни разу не применяем, а только складываем в рюкзак, и объекты окружения, которые выглядят нужными. Например, на двери в ресторан есть электрический щиток, будто просящий себя взломать, но проникать внутрь не придется вовсе. Наверняка у всех игроков будут свои «заторы», преодоленные мучительным щелканьем на всем подряд, перебором «инвентаря» и, конечно, использованием «всего на всем».
Слишком тесная привязанность к адвенчурам 90-х напоминает о себе и в менее приятных фрагментах. Пара случаев «пиксельхантинга» натурально приводит в ярость. Шутка ли, надо кликнуть не на модели персонажа, а на его куртке! Большое количество задач чересчур тривиальны для киберпанковского приключения: добавление в еду перца или приготовление наживки на обычной кухонной плите. Целая глава, точно вырванная из Broken Sword, происходит в джунглях, где мы натравливаем кошку на собаку, поджигаем осиное гнездо и занимаемся подобной ерундой. Ну а подводную главу вообще следовало вырезать – никакой сюжетной нагрузки она не несет.
Вообще, возникает ощущение, что в игру старались вместить в игру как можно больше всего: и тропики, и дно океана, и заснеженную горную вершину, и космос. Увлекшись разными локациями, авторы забыли об одной из главных идей – дополненно-виртуальной реальности (по-настоящему она задействована несколько минут в финале и, честно сказать, могла быть реализована намного удачнее). Им определенно стоило подражать не только Beneath a Steel Sky и Blade Runner, но и Technobabylon и Whispers of a Machine.
Смотреть галерею скриншотов VirtuaVerse
Не меньше сил, чем дизайнеры и сценаристы, стремившиеся объять необъятное, потратили художники. Несмотря на довольно большие пиксели, VirtuaVerse выглядит потрясающе. Особенно завораживают крупные планы и портреты людей – это буквально готовые картины. Таких же комплиментов достоин саундтрек от MASTER BOOT RECORD с чиптюн-мелодиями, написанными в разных жанрах, от метала до индастриала. Он до того идеально сочетается с игрой и визуальным стилем, что отсутствие голосов, которые прерывали бы эти шикарные композиции, попросту не замечаешь.
* * *
По-хорошему и по-плохому старомодная адвенчура, искренне гордящаяся своими корнями, но не совладавшая с амбициями. Поклонники киберпанка и классических квестов получат от VirtuaVerse уйму знакомого им удовольствия. Остальным игрокам вряд ли удастся испытать хоть каплю радости от многочасового чтения диалогов, разгадывания замысловатых головоломок, вглядывания в пиксели и фрустраций от бесконечных попыток использовать какую-нибудь отвертку на каждом активном объекте каждого экрана.
Минимальные требования | Рекомендуемая система |
---|---|
процессор 2 ГГц |
процессор 3 ГГц |