Рецензия на Until Dawn

logo-until-dawn-reviewАвтор: ВЛАДИМИР ГОРЯЧЕВ

Интерактивные игры-фильмы появились задолго до того, как неизвестный остряк запустил в Сети шутку про «мыльное кинцо за $60». Завсегдатаи аркадных залов 80-х потратили немало монет, выручая мультяшных красоток в Dragon’s Lair и Space Ace — эти две игры расползлись с тех пор по всем мыслимым платформам и здравствуют в HD-изданиях по сей день.

В 90-х, с появлением CD-приводов, только ленивый не выпускал интерактивные фильмы. Мы сражались с Империей и разумными кошками, спасали тинейджеров от чудовищ, воровали данные у сибирского картеля, подглядывали за соседями, раскрывали убийства вместе с Шерлоком Холмсом, ловили Дракулу в Лондоне и маньяка в киберпространстве, боролись с боргами и даже просто помогали тушить пожары. Казалось, что всё, вот оно, светлое будущее компьютерных игр, пусть и густо покрытое пикселями из-за низкого разрешения и кошмарного сжатия.

На рубеже столетий в каждый дом пришли 3D-ускорители, и шутеры вытеснили игровое кино на периферию. Идеи, впрочем, потихоньку жили и развивались. Shenmue подарила миру словосочетание «quick-time events». Дэвид Кейдж, какими бы подчас глупыми и претенциозными ни были его творения, доказал, что интерактивные ленты, если их «снять» с должным размахом, могут собирать кассу. Telltale поставила вариативное повествование на поток, хотя в её «сериалах» не столько свобода выбора, сколько иллюзия.

Until Dawn обязана своим существованием всем этим играм, людям и студиям. Но, в отличие от последних хитов подобного рода, она не притворяется адвенчурой и не подсовывает головоломки. Её создатели преследовали две цели: напугать зрителей и позволить им самим выбрать, кто из восьми подростков умрёт, а кто доживёт до рассвета.
Смотреть галерею скриншотов Until Dawn

Очень страшное кино

Разработка: Supermassive Games
Издание: Sony Computer Entertainment
Жанры: Adventure/Interactive movie/Horror/3rd Person/3D
Похожие игры: Beyond: Two Souls, Heavy Rain, Life Is Strange
Мультиплеер: Отсутствует
Вышла: см. карточку в базе
Платформа: PlayStation 4

Год назад в особняке семьи Вашингтон, что стоит на горе в канадской глуши, случилось несчастье. Группа подростков решила разыграть одну из девушек, но та не оценила жестокой шутки и, зарыдав, убежала в лес прямо в разгар снежной бури. По её следу побежала сестра, не подозревая, что тоже обрекает себя на смерть. Ведь в ту ночь в Блэквуд-Пайнс был ещё кто-то, и он охотился на людей…

Теперь, ровно через год после трагедии, подростки вновь приехали в поместье — их пригласил Джош, брат погибших сестёр. Надо, несмотря на погоду, встретиться и помянуть друзей!

Компания, как и положено в «ужастике», попалась разношёрстная. Робкий «ботан», аж две скандалистки, качок-сердцеед, рассудительная девушка, нервная девушка, парень, сдуру замутивший роман с одной из стервочек… Имена героев можно не запоминать — в голове останутся не они, а стереотипы, из которых собрана группа. Впрочем, по ходу дела кое-какие шаблоны будут разорваны в клочья, поэтому провожать персонажей (иногда — в последний путь) всё-таки придётся по уму.

Рассказывать, что уготовано гостям Блэквуд-Пайнс, я не стану. Совсем. Игрок, хорошо разбирающийся в хоррор-жанре, подсознательно пытается угадать, что будет дальше, определить убийцу и прикинуть, кто уцелеет. Сценаристы нью-йоркской студии Glass Eye Pix, съевшие целую стаю собак на производстве дешевых «ужастиков», применили свой многолетний опыт и сочинили неплохую историю. На оригинальность, конечно, она не претендует, но лезет из кожи вон, стараясь обмануть ожидания, и достойно с этим справляется. Киноманы со стажем увидят знакомые вкрапления и мотивы. Авторов Until Dawn вдохновляли «Сияние», «Пятница, 13-е», «Я знаю, что вы сделали прошлым летом», «Операция “Мёртвый снег”», «Спуск» и ещё добрая дюжина фильмов. Но именно что вдохновляли — прямолинейных заимствований, к счастью, нет.

Смотреть галерею скриншотов Until Dawn

Эффект бабочки

Зато вычислить, кто встретит рассвет, невозможно, поскольку жизни всех героев зависят только от нас. Каждый из подростков — расходный материал, и смерть будет подстерегать их не раз и не два. Знаете, когда в «ужастике» испуганная девица бежит от маньяка в спальню на втором этаже и запирается в шкафу вместо того чтобы сигануть на улицу, а вы кричите в экран: «Ну что ж ты, дура, творишь»? В Until Dawn если кого и придётся ругать за бестолковый поступок, то лишь себя.

Игровой процесс — проще некуда. Мы управляем разными подростками, помогая им добраться из точки А в точку Б, и собираем всякую коллекционную ерунду (которая, правда, в паре мест круто меняет судьбу персонажей). Выбрать подопечного нельзя — сценаристы загодя рассчитали, кого и когда выдать на поруки. В ключевых сценах предлагают два варианта. Побежать коротким маршрутом, где чаще приходится нажимать кнопки в QTE-фрагментах, или избрать более надёжный путь? Второй пункт кажется привлекательнее, но, упустив драгоценные секунды, вы рискуете потерять подругу. Что сделать с сигнальным пистолетом (если вы вообще догадались его найти): оставить себе или передать бойфренду? Затаиться в тёмном закутке и переждать опасность либо дать дёру? Изредка игра подбрасывает третью опцию — «ничего не делать» — и, чтобы в напряжённые минуты думалось веселее, включает таймер.

Почти каждое из этих действий способно изменить ход повествования, причём подчас самым неожиданным образом, но наказание или награда не мгновенны. Until Dawn использует «эффект бабочки» и наслаивает события одно на другое. Всего таких цепочек «причина-следствие» – 20 штук. Их можно изучить в наглядном меню, где объясняют, почему X привело к Y, а затем — к Z, и запомнить на будущее.

Конечно, порой расплата наступает немедленно, и если вам кого-то жаль, советую поскорее закрыть приложение. Хотя нормальных «сейвов» здесь нет, игра не перезаписывает единственный файл сохранения сразу, позволяя себя обхитрить. Другая рекомендация — играйте рядом с какой-нибудь твёрдой поверхностью. Когда на экране возникает надпись «Don’t move», очень непросто удержать геймпад на весу неподвижно. Поверьте: в развязке даже одной ошибки хватит, чтобы угробить всех выживших, и лучше всего аккуратно положить контроллер на стол.

Смотреть галерею скриншотов Until Dawn

Дом восковых фигур

А вот отложить его в сторону и выключить консоль вы вряд ли захотите. Until Dawn увлекает с первых секунд и держит в напряжении до титров. У Supermassive Games и Glass Eye Pix получился отличный аттракцион, и авторы мастерски поддерживают ритм: не злоупотребляют одними и теми же трюками, используют мрачную музыку Джейсона Грейвса, дают перевести дух после страшных сцен и радуют хорошими диалогами героев. Для пущего эффекта они вставляют в действо «сеансы психотерапии» с неким доктором Аланом Хиллом, чьи внешность и кабинет от раза к разу меняются всё сильнее. Будьте внимательны, отвечая на глубоко личные вопросы странного эскулапа, — с их помощью игра пытается разузнать, чего вы особенно боитесь.

Подкачала Until Dawn лишь в двух моментах. Первый — камера с фиксированными углами обзора, досаждающая сегодня точно так же, как в Alone in the Dark в 1992-м. Уж сколько воды утекло, и трёхмерность нынче честная, а заплутать на ровном месте, спутать направление ходьбы или проморгать незаметный уголок с коллекционным предметом можно в два счёта.

Второй — наследие PlayStation 3, для которой поначалу создавали Until Dawn. Сменив платформу, разработчики подтянули разрешение до 1080p, добавили спецэффектов, заменили модели виртуальными копиями актёров, знакомых по популярным сериалам («Герои», «Побег», «Мистер Робот», «Агенты Щ.И.Т.»), но для осени 2015-го картинка, при всей атмосферности, простовата, а движок надрывается ради 30 кадров в секунду. Иногда жутковато выглядят и сами герои с пластиковой кожей и неестественной анимацией глаз. В кейджевской Beyond: Two Souls персонажи смотрелись куда живее.

Смотреть галерею скриншотов Until Dawn

* * *

Впрочем, Until Dawn с лихвой компенсирует это чистейшим адреналином и отличной проработкой нелинейного повествования. Вы не заскучаете, начав прохождение во второй-третий раз (если позовёте друзей и дадите им геймпад — тем более).

Глупо желать, чтобы все игры перешли на подобную формулу геймплея, но я буду рад увидеть следующий проект Supermassive Games в схожем духе. Лишь бы не бросили нас снова в канадскую чащу!

Оценка Riot Pixels85%

pixels-recommend

Summary
Review Date
Reviewed Item
Until Dawn
Author Rating
51star1star1star1star1star