Рецензия на Total War: Warhammer

logo-total-war-warhammer-reviewАвтор: CYBERSVINE

Они должны были встретиться: знаменитая вселенная, в которой царит всеобщая война, и одна из самых успешных стратегических серий с таким подходящим названием. Хотя странно, что их союз случился только в 2016 году, когда логотип Warhammer красуется на каждом втором утюге, а от Total War все ждут уверенного шага вперед, а не экспериментов с движением вбок.

Наследники Сигмара

Разработка: Creative Assembly
Издание: Sega
Жанры: Strategy/Real-time/Turn-based/3D
Похожие игры: Rome 2: Total War, Attila: Total War, King Arthur 2, Warhammer: Mark of Chaos, Warhammer: Dark Omen
Мультиплеер: (2) LAN, Internet
Вышла: см. карточку в базе
Платформа: PC
Обсуждение на форуме

Ветераны компьютерных баталий, которые помнят времена зеленых деревьев и расцвета RTS, не дадут соврать – серия Total War вышла из классических игр по вселенной Warhammer: Shadow of the Horned Rat и Dark Omen. Эти две стратегии одними из первых обозначили тактическую формулу, которую Creative Assembly эксплуатирует до сих пор: управление отрядами, а не отдельными юнитами, использование формаций и упор на грамотную расстановку войск. Боями Shogun почти не отличалась от Dark Omen: те же спрайтовые солдаты на полигональном рельефе, только без магии и в средневековой Японии. И со стратегическим режимом.

Спустя много лет, застряв в безыдейном тупике и страдая страхом радикальных нововведений, авторы Total War решили вернуться к корням при поддержке могучего бренда. Переход в фэнтези, яркие декорации, очевидные пути для развития тактики и повышения зрелищности – все это должно было придать мощный импульс серии и привлечь новую аудиторию. То, что в процессе придется чем-то пожертвовать, похоже, воспринималось разработчиками как данность.

Смотреть галерею скриншотов Total War: Warhammer

Старый мир умирает

Даже беглый взгляд на глобальную карту Total War: Warhammer, строительство и управление владениями подтверждает очевидное – основной жертвой стал именно стратегический режим. Шесть игровых рас размещаются на куцем куске Старого мира, который даже меньше, чем карта камерной Shogun 2. Разойтись негде, тем более что захват территорий искусственно ограничен – присваивать разрешают только земли соотечественников или одного главного противника.

От экономики и строительства оставлен лишь необходимый минимум. Если упрощения Rome 2 уже казались многим фанатам излишними, то в Warhammer они и вовсе могут почувствовать себя в песочнице. Зданий мало, а «линейки» их улучшений неприлично коротки, ресурс остался всего один (деньги), да и политическое управление империей ушло в небытие вместе с инфраструктурой и сменой сезонов. Кроме того, достичь максимального уровня у большинства построек удается только в крупных городах, поэтому остальные поселения застраиваются по единой нехитрой системе, не оставляя игроку особого выбора.

Единственный стратегический элемент, избежавший сокращения, – это дипломатия, которая и так была упрощена до предела. Словно признавая это, разработчики отважились на неожиданный шаг – добавили целых две новые особенности. Теперь ваша фракция может создавать конфедерации с соседями своей расы, полностью и безболезненно их поглощая, а с союзниками – координировать цели войны.

Смотреть галерею скриншотов Total War: Warhammer

На бумаге вся эта скудность возможностей удручает, и кажется, что кампания долго не протянет. Но это обманчивое впечатление. В Creative Assembly знали, чем будут компенсировать стратегические недостатки.

Молот и магия

В первую очередь, ощутимо усилилась роль RPG-элементов. Здесь в центре герои, а не государства. Деревья «прокачки» удивляют и поначалу выглядят немного перегруженными (особенно учитывая, что большинство навыков улучшаются по несколько раз), хотя на самом деле уровни теперь растут с бешеной скоростью, и очков хватит на все. Кроме того, персонажи обзавелись инвентарем с предметами трех степеней редкости и свитой, в которой попадаются приспешники с разными интересными бонусами и артефакты для использования непосредственно в бою. Учитывая новый акцент игры, агенты тоже получили статус полноценных участников боевых действий со своими подробными ветвями навыков и внушительной разрушительной силой.

Все герои при деле – динамика ощутимо выросла, поэтому тунеядцев нет. Событий стало намного больше – почти каждый ход подопечные получают уровни, появляются новые враги, миссии, квесты (реализованные достаточно примитивно – никакого текстового великолепия King Arthur) и даже целые фракции – мир, каким бы маленьким он ни был, постоянно в движении. ИИ избавился от клинической тупости, но по-прежнему больше полагается на агрессию, чем на стратегическую выучку. Эпох затишья, которые иногда случались в предыдущих Total War, тут не бывает. Когда посередине игры Старый мир наводняют орды Хаоса и начинается нескончаемая война, вспоминать о недостатках строительства просто нет времени.

Смотреть галерею скриншотов Total War: Warhammer

Скудный выбор рас уравновешен уникальным подходом к каждой – различаются они и юнитами, и технологическими древами, и «прокачкой», и даже геймплеем. Империя – самая традиционная – напоминает любую европейскую фракцию из Medieval 2. Гномы тоже не шибко оригинальны, зато способны перемещаться и сражаться под землей, игнорируя рельеф. Помимо этого, все удачные вражеские действия они записывают в книгу обид и требуют наказать виновников. Вампиры живут только в атмосфере своих любимых миазмов и пачками мрут на свежем воздухе, а потому и войска набирают быстро и дешево – воскрешая трупы по окрестностям. Орки мало строят и много воюют, заполняя шкалу Waaagh!. Как только наберется достаточно очков, рядом возникнет бесплатная армия, и война грянет с удвоенной силой. Хаос и Beastmen  – местные кочевники – таскают здания за собой и умеют только разрушать, опираясь на мощные и разнообразные юниты и магию. И требуют от вас настоящих денег за право возглавить свои орды. Истинные варвары.

Down in the underway at midnight

Численный перевес фракций-разрушителей не случаен, ведь гвоздь программы – обновленные тактические битвы. «Магия! Огромные монстры! Летающие твари! Подземные битвы!» – пускали пыль в глаза сотрудники PR-отдела Creative Assembly. Да, всё есть и реализовано на должном уровне, но это не революция – многие элементы были в Mark of Chaos, не говоря уже о двух частях King Arthur.

Тем не менее, в рамках любимой авторами схемы «мечи-лучники-конница-копейщики» появилось намного больше разнообразия. Габаритные юниты и особенно герои могут решить исход битвы, а магия, хоть и делится преимущественно на банальную стрельбу и «баффы», хорошо выглядит и часто идет в ход (здешние «ветра магии» действуют как обычная мана, до премудростей настольной версии или хотя бы Dark Omen ей далеко). Осады также затронуты лишь самую малость: повысилась динамика – башни стреляют по всей карте и направление атаки только одно, – но ядро механики не изменилось ни на йоту.

К сожалению, вопреки заявлениям разработчиков, с физикой ближнего боя и анимацией ситуация такая же. Бойцы стали больше прыгать, а крупные твари, конница и артиллерия – еще эффектнее раскидывать тела в стороны, однако в центре событий привычная маловразумительная толкучка.

Смотреть галерею скриншотов Total War: Warhammer

Правда, смотрится она неплохо. И дело не только в безупречном дизайне участников событий. Авторы явно усвоили уроки Rome 2 – игра работает стабильно, демонстрируя качественную картинку и отсутствие «тормозов» и «багов». В то же время, от графики нет ощущения чего-то невиданного: детализация юнитов, безусловно, на высоте, но рельеф с растительностью, а также проработка зданий мало отличаются от предыдущих частей. Вот стратегическая карта стала краше и подробнее, что и не удивительно – при ее-то размерах.

Схожие эмоции вызывает и мультиплеер – опять разработчики выбрали путь полумер, вместо того чтобы выводить свои же идеи на новый уровень. С одной стороны, кроме надоевших битв, доступна полноценная кампания на двух участников с функцией автобоя, игра в которую чем-то напоминает зарубы в HoMM. С другой стороны, не все готовы тратить столько времени на разовые сессии, поэтому странно, что Creative Assembly никак не хочет развивать сетевой режим из Shogun 2, похоже, окончательно отправив его в утиль.

* * *

Переворот в жанре и новая веха в серии – это не про Total War: Warhammer. Игру хочется воспринимать как некое удачное ответвление – качественное, пускай и не совсем своевременное. Тем не менее, все указывает на то, что именно такие эксперименты и есть будущее Total War. К тому же вокруг еще столько симпатичных брендов для слияния (а сколько потом DLC будет!).

Оценка Riot Pixels73%

Минимальные требования Рекомендуемая система

Core 2 Duo/Athlon II X4 640 3 ГГц
3 Гб памяти
GeForce GTS 450/Radeon HD 5770
35 Гб на винчестере

Core i5-4570/AMD FX 8350
8 Гб памяти
GeForce GTX 760/Radeon R9 270X
35 Гб на винчестере

Summary
Review Date
Reviewed Item
Total War: Warhammer
Author Rating
41star1star1star1stargray
-78%
535 руб.2489 руб.