Рецензия на Total War: Three Kingdoms

Автор: ОЛЕГ ЗАЙЦЕВ

Из всех Total War сильнейшее впечатление на меня произвела первая часть Rome. На фоне предшественниц она выглядела революционно: взаимодействие с глобальной картой изменилось полностью, почти всамделишные трехмерные гоплиты зрелищно ощетинивались копьями, а величественные стены классно разваливались под обстрелом метательных машин. Потом серию пополнили еще как минимум три судьбоносных выпуска, коренным образом меняющих чуть ли не всё. Three Kingdoms, впервые за долгие годы представляющая совершенно новые декорации, идет совсем другим путем.

Знакомый прищур

Разработка: Creative Assembly
Издание: Sega
Жанры: Strategy (Grand strategy)/Real-time/Turn-based/Isometric/3D
Похожие игры: Total War (серия), A Total War Saga: Thrones of Britannia, Romance of the Three Kingdoms (серия)
Мультиплеер: (2) Internet
Вышла: см. карточку в базе
Платформа: PC
Обсуждение на форуме

Без малого 6 лет прошло с выхода Rome 2 — авторам уже пора было чем-то удивить, однако роль черта из табакерки все эти годы отводилась побочной Warhammer. С первого же взгляда на Three Kingdoms кажется, будто она не так уж далеко ушла от недавних предков. Просто дизайнеры не стали ломать об колено то, что сходу бросалось бы в глаза (ну, кроме морских битв — там снова только авторасчет). Вместо этого они сделали нечто, напоминающее всё выходившее с 2013 года, по возможности заимствуя у родственниц лишь лучшее — насколько это вообще возможно. Влияние фэнтезийной дилогии и даже прошлогодней Thrones of Britannia распознается быстро.

Как и положено, Китай на рубеже II–III веков нашей эры — интереснейшее место. Династия Хань ослабла, в стране бушуют мятежи, власть принадлежит местным князьям, военачальникам или, проще говоря, полевым командирам, для которых император-марионетка ничего не значит. Собственно, троецарствие и приведшие к нему события в видеоиграх освещены относительно подробно — спасибо Tecmo Koei. Британцы же вывели эту мелодраму, уже порядком поднадоевшую стараниями японцев, на качественно иной уровень.

Смотреть галерею скриншотов Total War: Three Kingdoms

Больше всего в Three Kingdoms удивляет то, насколько правдоподобны отношения между фракциями. Невнятной Imperator: Rome есть чему поучиться. Помимо аутсайдеров-статистов, представителей «желтых повязок» (доступных лишь владельцам DLC, бесплатного для первых покупателей), с которыми приличные люди до поры до времени и говорить-то не хотят, да опереточного злодея Дун Чжо, в игре присутствует большое количество феодалов, почти всегда готовых к компромиссам в переговорах. На таком фоне Rome: Total War с какими-нибудь галлами, плюющими на ваши мирные инициативы из своего последнего поселения, совсем уж примитивна.

Наверное, виновата специфика конфликта — гражданской войны, где представителям одного народа явно легче договориться друг с другом, чем с чужаками. В те времена союзы создавались и распадались с поразительной легкостью, да и перебежчики не были редкостью. И новая Total War, пускай отчасти, но передает это ощущение постоянно движущегося змеиного клубка, в котором претенденты на трон не прочь склониться перед конкурентами. Действительно — почему бы и нет, если в краткосрочной перспективе это сохранит их власть? Более того, в крайнем случае и игроку такой шаг не повредит, ведь сильный сюзерен отпугивает агрессоров куда лучше пустой казны и деморализованной армии.

Смотреть галерею скриншотов Total War: Three Kingdoms

Роль личностей значительно возросла. Генералов стало намного больше, так как именно они набирают людей в свои личные отряды численностью до 6 штук; таким образом, полностью укомплектованное войско нуждается в трех предводителях. Базовые мечники, копейщики и т. п. доступны всем, а вот продвинутых бойцов соответствующих типов нанимают исключительно полководцы нужных классов. От специализации ваших подчиненных зависят не только рекруты, но и их роль на поле боя, если вы предпочтете классическим безликим офицерам «исторического» режима могучих витязей из романа «Троецарствие». Такой выбор дают перед началом каждой кампании, и если вам приглянется второй вариант, то готовьтесь к смеси героев Total War: Warhammer и лихого боевика в духе Dynasty Warriors 8. В таком случае Лю Бэй, Чжан Фэй и другие бегают по полю боя без свиты, однако целая толпа солдат для них — не проблема. Они с легкостью сминают вражеские позиции (основательно затрудняя планирование), а еще щеголяют специальными способностями и вызывают высокопоставленных противников на зрелищные поединки.

Да и вне поля брани тоже выделяются: у них есть друзья и враги, таблицы навыков, несколько ячеек в «инвентаре» для оружия, коня и т. п. Некоторые вдобавок требуют повышенного внимания, т. е. новых должностей в правительстве либо почетных титулов. Не уважите смутьяна — убежит к соперникам. Хотя распределять мечи и игрушки для десятков человек надоедает. Интерфейс Three Kingdoms далек от идеала, особенно с учетом того, что многие лидеры, их имена и флаги похожи друг на друга — попробуйте потом понять, кто именно и что вам предложил. Или чей полк рыщет в недрах вашего царства.

Смотреть галерею скриншотов Total War: Three Kingdoms

Внутренняя политика также не слишком увлекательна, разве что дерево реформ, раз в 5 ходов предлагающее новый бонус, постоянно вынуждает ломать голову над тем, что лучше: +10% к доходу от земледелия или -8% к коррупции. У «желтых повязок», кстати, открытия выглядят и производятся совершенно иначе, и армии их и внешне, и по качественному составу не сильно похожи на армады высокородных китайцев (обидно, что столь необычную фракцию выделили в отдельное DLC). Последние друг от друга отличаются мелочами вроде пары отрядов и какими-нибудь особенностями или даже уникальным ресурсом. Дун Чжо, например, предпочитает держать всех в страхе перед своей жестокостью, а Цао Цао тратит «расходники» на особые дипломатические фокусы, лучший из которых — стравливание третьих сторон. К сожалению, нормальных агентов в игре практически нет: можно отправить своего человека к соседу, чтобы он там дослужился, допустим, до полководца, и это теоретически дает возможность портить сопернику кровь. На деле же про многие хитрости вроде громоздкого шпионажа тут быстро забываешь, настолько неочевидна польза от их применения.

Достигнув определенного прогресса в глобальном режиме, Total War ничем не удивляет в битвах. Просто так города или лесопилки нынче почти не захватить. Что характерно, нормальными стенами по-прежнему обнесены лишь поселения, хотя на каком-нибудь соляном руднике может жить 500 тысяч человек, а в соседнем райцентре — 450 тысяч. Впрочем, укрепления не создают ощущения надежной защиты, потому как ловкие пехотинцы карабкаются вверх лучше, чем римляне лазали по лестницам.

Смотреть галерею скриншотов Total War: Three Kingdoms

Очевидный недочет игры, зажатой в рамках одной страны, в том, что битвы во всех смыслах одинаковы. На внешнюю схожесть большинства китайцев (ловишь себя на мысли, что у Medieval 3 такой проблемы точно не было бы) наслаивается дубовый ИИ. Полный вперед, конница заходит сбоку, стрелки стоят позади без какого-либо прикрытия — и так десятки, сотни раз. Разглядывание одинаковых болванчиков стремительно утомляет — остается любоваться лишь подожженным лесом или красивой горой вдалеке. За десятки часов покорения Китая я могу вспомнить от силы пару битв: засаду, которую мне устроили превосходящие силы противника, да оборону только что захваченного мегаполиса. Все прочие стычки в лучшем случае проводились авторасчетом, в худшем — съедали порядка 15 минут на разыгрывание описанного выше сценария.

Тем не менее, Three Kingdoms увлекает. Не как тактическая RTS «про битвы» — тут она выступила не лучше обычного, пусть даже заурядные потасовки порой дарят красивые кадры. Нет, в этот раз двигать солдатиков по глобальной карте до того интересно, что бросать это занятие не хочется — возникает желание попробовать других лидеров, разобраться в их (немногочисленных) преимуществах, покорить Поднебесную, расширяясь не с северо-востока на юго-запад, а с юго-востока на северо-запад. Сперва карта кажется примитивной — всего пара островов, океан не играет важной роли, реки как-то чересчур ровно разрезают обширную территорию страны на несколько крупных частей. Но у каждого уголка Китая свой рельеф, в них верховодят уникальные князья, и потому приключения в пустынных регионах не похожи на скитания по лесистым горам.

Смотреть галерею скриншотов Total War: Three Kingdoms

Наконец, и выглядит все это очень достойно. Игра в принципе удивляет отсутствием заметных технических проблем, на производительность тоже не пожаловаться. Говорят, Three Kingdoms продается быстрее предшественниц — увы, по сетевому режиму я этого не ощутил. Во всяком случае, окно выбора игры обычно пустое. Зато она снова вышла полностью на русском языке.

* * *

Не революция, но эволюция. Развивая идеи, копившиеся в сериале со времен Rome 2, Total War: Three Kingdoms представила самый интересный стратегический режим за многие годы. Осталось только битвы подтянуть — и заживем.

Оценка Riot Pixels79%

Минимальные требования Рекомендуемая система

Core 2 Duo 3 ГГц
4 Гб памяти
GeForce GTX 650 Ti/Radeon HD 7850
60 Гб на винчестере

Core i5-6600/Ryzen 5 2600X
8 Гб памяти
GeForce GTX 970/R9 Fury X
60 Гб на винчестере

Summary
Review Date
Reviewed Item
Total War: Three Kingdoms
Author Rating
41star1star1star1stargray
  • Lord AdBlock

    Вердикт: переименовать в Катанию и присоединить к Вархаммерской трилогии в будущем, щедро посыпав драконами и тигролюдьми.

  • zmiyko

    Почитал и пошел ставить Napoleon: Total War.

  • Anton Shvyrkov

    Добавлю, что в игре очень хороший звук и музыка. Благодаря им, прекрасно погружаешься в атмосферу.
    Шпионаж так же интереснее, чем написал автор: во-первых, ты задаёшь общие действия агенту, и ждёшь результат. Т.е. никакого микроменеджмента или идиотских % вероятностей. Во-вторых, от шпионов гораздо больше толку. Можно увидеть все города и кто в них сидит. В моём случае, шпиона взяли на службу полководцем и мэром города, поэтому, перед штурмом, она не хило травонула свою армию и гарнизон, и открыла ворота. В результате, штурм столицы с фулл-стэком войск в ней прошёл моментально и с копеечными потерями.

    Лично мне, игра понравилась, хотя и были серьёзные сомнения. Изменений, относительно предыдущих частей, много, и большинство из них — приятные.
    Самый большой косяк, который я вижу — дипломатия. Некоторые правила в ней не логичны и глупы. Но разрабы согласны учесть такие замечания.

  • Saintjess

    По сравнению с предыдущими частями дипломатия тут божественная. Есть пара косяков, но они и раньше были.

  • Anton Shvyrkov

    С вассалами они перемудрили. Но в целом да — дипломатия стала лучше.

  • Saintjess

    Ты про баг с массовым вассалитетом от Юан Шао и Сан Кактотамовича? Обещали вроде пофиксить.
    Или про то, что вассалы для игрока могут выйти боком, т.к. твои же друзья могут ему войну объявить и снизить твою надежность? Это было и в прошлых частях, и тоже есть надежда что пофиксят.

    Как по мне, так основная проблема игры сейчас в разнообразии боев. После вахи с тамошним разнообразием юнитов в 3к сильно скучнее. Есть копейщики, и копейщики в броне. Есть топорщики, и топорщики в броне. Есть алебардщики и алебардщики в броне. В целом весь фронтлайн ведет себя практически одинаково.

    Всего один вид артиллерии (если ониксовых драконов не считать).

    На бумаге несколько видов коней по факту играются совершенно одинаково — разве что какие-то чуть лучше терпят под стрелами, а какие-то чуть лучше раскладывают кавалерию, но это не принципиально.

    По 1-2 уникальных юнита на фракцию, которые на самом деле не такие уж уникальные — обычная конница или арбалетчики с более высокими статами.

    В общем, бои сильно удручают. Но хоть AI сделали на высоких уровнях сложности поумнее, и то хлеб.

  • Anton Shvyrkov

    О вассалах я про второй вариант говорил. Кстати, про юниты ты правильно написал. Признаться, я ожидал системы развития, как в Британии, а получилось, что просто открываешь новые. Самое смешное, что их ттх не фонтан и проще играть базовыми. 🙂

  • Saintjess

    Базовые не имеют доступ к формациям, которые иногда могут зарешать. Но учитывая соотношение в кол-ве сделанных жмуриков между лучниками и фронтлайном, фронтлайн апгрейдится по остаточному принципу. Лучников имеет смысл апать — дамаг увеличивается сильно, и дополнительная броня означает, что они лучше размениваются с вражескими луками.

    И в конечном итоге бой выглядит точно так же, что с продвинутыми юнитами, что с ополчением. Грустно.

  • Scrawder Man

    Мне долго еще Medieval 3 ждать, я не понял? Deus Vult не ждет. Какую-то Японию, Китай, Вархаммер…что это вообще. Кроме анимешников в Тотал Вары никто не играет?

  • Scrawder Man

    А не ты ли топил за Властелин Колец?

  • Scrawder Man

    То есть ты серьезно сейчас сравниваешь богоподобный Властелин колец с вот этим вот?

  • Scrawder Man

    Да.

  • Scrawder Man

    Не пиши мне больше.

  • joik-best

    Что это было?

  • aHo

    Внутренние противоречия…

  • Sensor

    Однако ж хорошо, что Creative Assembly двадцать лет «тренировалась на кошках» прежде чем взяться за непростой сеттинг Троецарствия. Игра уже сейчас отличная, а патчи и аддоны наверняка сделают её настоящим пэрсиком.

  • Lamento

    Творческое собрание открывает дверь, чтобы съесть густой суп приправленный соевым соусом, соусом Шрирача.

  • Lima Zulu

    Ничо, что у истоков серии стоит как бы Shogun: Total War?

  • Lord AdBlock

    Подростковые попытки обратить на себя внимание, притворяясь особенным?

  • Вячеслав

    Да забей, там исключительно внутренний диалог.)

  • Вячеслав

    https://uploads.disquscdn.com/images/c018ab0e51628bd66c291a187a91880540f3defce4403c734b83d04df5aaf873.jpg

  • General-El-Consult

    Три королевства — для меня реально сюрприз, потому что от тестовых демонстраций можно было плеваться: хуже боевка и взаимодействие между вражескими отрядами были только в Empire.

    Но, видимо, не зря ее по слухам откладывали 2 раза. Никогда не думал, что захочу именно в нее играть, потому что азиаты все енти одинаковые — ну вы поняли. Но сделали так привлекательно и со своими изюминками всех, что точно понял, что буду обязательно.

  • General-El-Consult

    По историческому Total War-у большинство ждет Медивил, я уверен. Но больше такой глобальный экспириенс вряд ли нас ждет: что-нибудь камерное могут сделать из средневековья.

  • Scrawder Man

    Она уже была

  • Anton Shvyrkov

    Таки-да. С именами и названиями, по-началу, действительно трудно. Но, где-то на 5 часу игры приходит озарение и дальше играется ещё лучше 😀

  • Трам-пам-пам

    Хорошо, что не мартиролог.

  • kallashniKoff .

    Хорошая попытка CA, но нет. Мне Китай не интересен. Подожду пока настрогают модов с европейскими странами и армиями.

  • zorg

    «остается любоваться лишь подожженным лесом»
    как будто лес тушат из луков
    https://uploads.disquscdn.com/images/2b7924b7a058bc0afda9581829af5454cdc8a07ba2bd3fb5c75815b17ec850e8.jpg

  • Stuntman

    С историей всегда было плохо, а с описываемым периодом и того хуже, но вот эта фраза режет глаз/ухо, там точно не долгосрочная имелась ввиду?
    «Действительно — почему бы и нет, если в краткосрочной перспективе это сохранит их власть?»

  • Praudmur

    «К сожалению, нормальных агентов в игре практически нет».
    К счастью!!!
    Один из самых популярных модов вархаммера — отключение агентов полностью.

  • Praudmur

    Не пропустите кстати на ютубе выложен с субтитрами сериал по Трем Королевствам!
    https://youtu.be/uPGMC9Xt1v8?list=PL33A390995E9A7F00&t=180

  • Bishop

    Я бы понял, если бы ты написал еще Scourge of War, из любви к эпохе и нелюбви к китайцам, но как игра Наполеон какбэ сильно до Троецарствия не дотягивает по всем фронтам.

  • Bishop

    А мне в игре нравятся быстрые загрузки и мгновенные ходы — проблемы с этим просто убивали интерес к 6-7 предыдущих частям.

  • Allian

    Это хорошо, что ТВ наконец забивает на скучные битвы и сосредотачивается на стратегии. Можно будет и глянуть.

  • zmiyko

    Ну китайский сеттинг для меня действительно утомителен. А в Scourge of War я не играл. Прям лучше Наполеона?

    P.S. Ааа, Scourge of War на английском.

  • Damnash

    Че такое мыло? Ты шо на консолях что ли в нее играешь?

  • Bishop

    Это симулятор линейных боев, Арма от мира тактики. Несопоставимо лучше Наполеона, если разобраться.
    Вот, школьник все доступно рассказывает.
    https://youtu.be/3VGMe7NBjBo?t=103

  • zorg

    Не, у меня только компьютер «LG» а игру еще не запиратели)
    А вообще нужно у Олега спросить, откуда он столько мыла взял

  • old katarn

    Точно, потому что речь про игру, а не про исторические реалии. Краткосрочная перспектива — 5-20 ходов.

  • old katarn

    Что сразу Олег-то? Надо авторов спросить зачем они мыло в таких количествах отгрузили.

  • zorg

    ждем ответ от CA. на кого они все свалят, интересно)

  • ltim

    Это они TAA добавили в свой движок. Вообще ландшафт норм, но вот юниты просто ужасно с таким сглаживанием выглядят.

  • Хиро Антагонист

    Игра создана что бы срубить деньжат на китайских игроках, осталось только выпустить мобильную версию.

  • Igor

    «шпиона взяли на службу полководцем и мэром города, поэтому, перед штурмом, она не хило…»
    Верх реализма, ага))
    «Разрешите представиться — мастер спорта подполковник Чингачгук!»

  • Anton Shvyrkov

    А когда TW был про реализм?

  • zmiyko

    Посмотрел. Это ж совсем другой жанр. Но, конечно, интересная штука.

  • ennead

    мой мир перевернулся, когда я осознал, что у неё в руке (и во рту) не груша

  • Bersercker

    Осталось только битвы подтянуть — и заживем.

    А что они хоть в одном из тотал варов не были абсолютным унынием?

  • maZZa_sQuaL

    мож ты просто ssd поставил наконец то

  • Hater

    Ну, если уж и делать рескин, то экономически выгодный рескин. Кстати, на это мнение фанбои (сам в шоке) обычно агрятся, хотя испокон веков известно что про Русь игру не делают и не сделают потому что эта тема малоинтересна платёжеспособным регионам.

  • Bishop

    Ну да, как раз лет 5-7 назад