Рецензия на A Total War Saga: Thrones of Britannia

Автор: ОЛЕГ ЗАЙЦЕВ

Во второй половине 2018 года Creative Assembly наконец-то выпустит Total War, посвященную совершенно новым для сериала историческим событиям. От этой игры стоит ожидать свежего взгляда на привычную формулу и оригинальных решений. У дебютировавшей же в мае Thrones of Britannia амбиции куда скромнее.

Мы делили апельсин

Разработка: Creative Assembly
Издание: Sega
Жанры: Strategy/Real-time/Turn-based/Isometric/Top-down/3D
Похожие игры: Total War: Attila, Defender of the Crown, King Arthur (серия)
Мультиплеер: (2-8) Internet
Вышла: см. карточку в базе
Платформа: PC
Обсуждение на форуме

Разработчики представляют Total War Saga как ответвление от основной Total War. Менее масштабное, более детальное. Зачем сериалу, в котором и так уже были Alexander, Napoleon и уйма крупных DLC, внезапно понадобился подобный «ребрендинг» — непонятно. Но в Thrones of Britannia нельзя отрубить викингу руку. Следовательно, нас наверняка ждет очередное «кровавое» дополнение, а продавать DLC к DLC пока еще не принято.

Без жестокой мясорубки в Total War никак не обойтись, да и Британские острова на стыке IX-X веков — интереснейшее место. После того, как по ним ураганом прошлись лихие язычники, политическая карта региона стала напоминать лоскутное одеяло. Английские, гэльские и валлийские королевства вынуждены биться за власть и друг с другом, и с многочисленными варягами, осевшими на их землях. Нам нужно возглавить одну из десяти фракций и поднять флаг над подавляющим большинством поселений.

Смотреть галерею скриншотов A Total War Saga: Thrones of Britannia

У каждого претендента на победу свой набор особенностей. Допустим, у королевства Миде в самом центре Ирландии отличный бонус к дипломатии с земляками, что позволяет ему при определенных условиях бесплатно и бескровно поглощать соседей. Со всех сторон окруженной врагами Мерсии такая возможность тоже не помешала бы, но вместо этого ее король периодически выделяет целевые средства армии, знати или простолюдинам, получая взамен соответствующие преимущества. На все это наслаиваются культурные нюансы. Например, англосаксы лучше в ближнем бою, если речь об обороне, а гэлы отличаются исключительной верностью. Кто-то вообще устраивает набеги на чужаков за границами карты!

После Warhammer выбор выглядит широким, хотя на деле разница между фракциями не так критична, как в фэнтези-ответвлении Total War. Специфика выбранного временного периода и очень тесный уголок мира (в плане цивилизационного охвата) привели к тому, что почти все битвы выглядят одинаково. С высоты птичьего полета разглядеть уникальные юниты фракций почти невозможно, да и кампания, скорее всего, закончится до того, как все заинтересованные стороны «изобретут» что-нибудь действительно интересное. А так со всех сторон в сражениях участвуют примерно одни и те же лица: потрепанного вида копейщики, лучники да мечники. На примерно одних и тех же полях, в примерно одних и тех же лесах… О какой-то экзотике, понятное дело, говорить не приходится, так что и в мультиплеер (что в кампанию, что в отдельные битвы) особо не тянет.

Смотреть галерею скриншотов A Total War Saga: Thrones of Britannia

Много похорон и пара свадеб

С другой стороны, Total War по-прежнему очаровывает: если PC тянет, то смотреть на то, как армия мятежников с воплями вылетает из горящего леса на ваши построения, можно до бесконечности. Правда, интересные побоища бывают редко, ведь ИИ традиционно плох и предпочитает действовать крайне прямолинейно. Отдельное разочарование — красивые морские баталии, в которых два набора кораблей по очереди берут друг друга на абордаж и потом кто-то из них побеждает. В таком виде, увы, они отбивают любое желание встречать в море захватчиков, постоянно прибывающих из-за края карты.

А на суше с ними разбираться не так-то просто, потому что малые поселения провинций теперь и правда малые. В них обычно 1-2 заранее выбранных разработчиками постройки, отсутствуют и стены, и собственные гарнизоны. Теперь это удел лишь крупных городов, а село, если на его защиту не выделить отдельную армию, способен захватить даже одинокий полководец. Чем ИИ и пользуется в духе ранних выпусков Heroes of Might & Magic, где нищий герой с одним крестьянином бегал у вас в тылу, расставляя свои флажки над вашими шахтами. Подлеца, естественно, можно поймать, но маневры то и дело превращаются в изнурительные «догонялки». Добавило ли это реализма? Наверное, в средневековой Британии не выделяли отряд на охрану каждой рыбацкой деревушки, хотя от такой правдоподобности веселее играть не становится. Особенно когда вассал или союзник «освобождает» вашу деревню…

Смотреть галерею скриншотов A Total War Saga: Thrones of Britannia

Что характерно, в Thrones of Britannia не существует марш-бросков, засад и полноценных агентов, которые могли бы успокоить вражеского марафонца кинжалом в сердце. Первый выпуск Total War Saga в принципе неприятно удивляет многочисленными упрощениями. Выбрасывая за борт привычные элементы, авторы обычно не предлагают ничего взамен. Эдиктов нет, традиций у армий нет, религиозные постройки присутствуют, а сами религии — нет.

«Мирный» микроменеджмент «в поле» сменило пристальное изучение окон внутренней политики. Генералов и губернаторов поддерживают соратники: повышая собственный уровень, ваш подопечный получает новый распределяемый балл, на который можно «купить» полезного помощника. Система получилась странная в том смысле, что из восьми доступных вариантов полководцу в любом случае логичнее тратиться не на «осадного инженера», а на «воителя». Полпреду же в важной области всегда лучше начинать с «писаря». Есть еще, например, «священник», влияющий на верность подданного, но ее лучше выправлять другими методами.

Смотреть галерею скриншотов A Total War Saga: Thrones of Britannia

Недовольным можно льстить или просто всыпать по первое число (но тогда не исключено, что они затаят смертельную обиду), а чиновникам — подарить одно из собственных поместий. Если же смутьян продолжает шуметь, попробуйте подыскать ему жену. Главное, чтобы у нее тоже не было склонности к государственной измене… В конечном счете, если казна забита мешками с золотом (а деньги уходят на любое действие для урезонивания элиты), то договориться со всеми легко. В противном случае — готовьтесь к бунтам. Хитроумной Crusader Kings 2 прямолинейная в своих «интригах» Thrones of Britannia, понятное дело, не конкурент.

Тем не менее, кое-что Creative Assembly удалось. На содержание армий уходят не только горстки монет, но и продовольствие, запасы которого в заграничных походах иссякают независимо от достижений агропромышленного комплекса на родине. Еще более важный момент: теперь отряды набираются сразу и в больших количествах, если хватает «резервистов», однако поступают они в ваше распоряжение укомплектованными лишь частично, поэтому к генеральным сражениям нужно готовиться заранее, выделяя несколько ходов на «подвоз» дополнительных рекрутов. Это действительно прибавляет интереса при стратегическом планировании оборонительных или наступательных кампаний, хотя в конце концов все партии сводятся к систематическому подавлению любого сопротивления большим количеством «полных» армий, ведь абсолютная победа требует захвата львиной доли карты.

Неплохо организована и исследовательская работа. Во-первых, для доступа к «научным» веткам нужно выполнить определенные условия. Во-вторых, очередное «открытие» часто дает действительно серьезные преимущества. Жаль, что нельзя сказать то же самое о дипломатии. Слабые, но гордые царьки в 99% случаев скорее умрут, чем присягнут вам на верность. От игры, якобы предлагающей пристально взглянуть на специфический локальный конфликт, ждешь большего внимания к таким вещам, как переговоры с соседями, подписание договоров и взаимодействие с вассалами.

* * *

Масштаб Total War Saga: Thrones of Britannia действительно скромен, а вот попыток Creative Assembly углубиться в какой-нибудь важный аспект Total War я не заметил. Новинка выглядит как дополнение к Total War: Attila, которое по понятным причинам решили представить отдельной игрой. Она полностью полагается на достижения Rome 2 и Attila, отказываясь от их элементов и редко предлагая хоть что-то свое. В итоге получилась не сказать что маленькая (карта-то огромна), но однообразная (особенно на поздних стадиях: добились абсолютной победы с одной фракцией — можете даже не тратить время на другую) и скучноватая стратегия чуть ли не на один-два раза.

P.S. В этот раз Total War полностью переведена на русский язык: и тексты, и все реплики.

Оценка Riot Pixels65%

Минимальные требования Рекомендуемая система

Core 2 Duo 3 ГГц
GeForce GTX 460/Radeon HD 5770
5 Гб памяти
30 Гб на винчестере

Intel Core i5 3,2 ГГц
GeForce GTX 770/Radeon R9 290X
8 Гб памяти
30 Гб на винчестере

Summary
Review Date
Reviewed Item
A Total War Saga: Thrones of Britannia
Author Rating
41star1star1star1stargray
  • Lord AdBlock

    Ееееее, к битвам прямоугольников крупное длц вышло!!!!!!

  • Трам-пам-пам

    А почему такие низкие оценки в стиме? А?

  • Лейба

    После ознакомления с настольными варгеймами с линиями снабжения и прочими реалистичными механиками прямиком из штабных игр начинаешь смотреть на КИ-стратегии со снисхождением. Мол это всего-лишь игра в войнушку на уровне детских забав, главное чтобы интересно было, был графоний и фан, а претензии по реализму и историзму выглядят просто нелепо.

  • Лейба

    потому-что поменяли механики и у школоты подгорело, мол ни как в Риме 2, никанон. О том что сам Рим 2 никанон юные дарования не догадываются.

  • Лейба

    Насчет ИИ. На самом деле ИИ от игры к игре усложнялся и становился все мощнее. То бишь ИИ в том же втором Риме на голову выше чем ИИ в первом Сегуне. Но усложнение геймплея от игры к игре идет более быстрыми темпами чем прогресс по ИИ, поэтому у обывателей может складываться впечатление что ИИ стал слабее, так как он хуже справляется со сложными геймплейными элементами, чем более ранние ИИ с более простым геймплеем.

    https://youtu.be/1m9-7ZrpbBo

  • maltshik

    >игра в войнушку на уровне детских забав
    https://uploads.disquscdn.com/images/3c150b74b2c47e553b16811bc4669edcfb607744603abef208d22992cd6a2a1c.jpg

  • Jorg Fischer

    Хз, что там русские школьники говорят с твоих слов, с учётом того, что школьники совсем в другие игры играют. А те, кто во все Тотал Воры рубили говорят совсем другое. https://uploads.disquscdn.com/images/c0459be991cbdd3649640485ebdf86375ddbba1bc9ebcbb8e51187f27e3d5c68.png https://uploads.disquscdn.com/images/95f604ee6efd7335246863b7d79e35610d339beac39d9dd228ecc94f973dec15.png

  • Umbaretz

    Эти ваши варгеймы точно так же переведены на комп.
    То что ты любишь страдать вместо того чтобы предоставить подсчёт компу — не повод пытаться кинуть понты.

  • Umbaretz

    на суше с ними разбираться не так-то просто, потому что малые поселения провинций теперь и правда малые. В них обычно 1-2 заранее выбранных разработчиками постройки, отсутствуют и стены, и собственные гарнизоны. Теперь это удел лишь крупных городов, а село, если на его защиту не выделить отдельную армию, способен захватить даже одинокий полководец. Чем ИИ и пользуется в духе ранних выпусков Heroes of Might & Magic, где нищий герой с одним крестьянином бегал у вас в тылу, расставляя свои флажки над вашими шахтами. Подлеца, естественно, можно поймать, но маневры то и дело превращаются в изнурительные «догонялки». Добавило ли это реализма? Наверное, в средневековой Британии не выделяли отряд на охрану каждой рыбацкой деревушки, хотя от такой правдоподобности веселее играть не становится. Особенно когда вассал или союзник «освобождает» вашу деревню…

  • LiaStaDeMOLOH

    Мерси за рецензию с оценкой не согласен. Этот кусок кода ещё как то смотрелся бы длс к Аттиле. А как отдельная игра это урезанное какахо.

  • Лейба

    Ну на самом деле второй Рим был большим прорывом вперед, были решены многие косяки предыдущих игр, например убрали излишний микроменеджмент со 100500ми отрядами и гарнизонами и т.д. При этом второй Медиевал был абсолютно проходной игрой с кривым геймплеем, которую некоторые рецензенты справедливо разносили в пух и прах (например за аттракционную механику крестовых походов). То бишь тут банальный синдром утенка у старперов, и в ситуации с Сагой он опять повторяется.

  • mamkino_gore

    Лично я не обнаружил в Rome 2 того, о чем Вы пишите.

  • Stalin_666

    Рим 2 был убогим куском дерьма, который деградировал абсолютно во всем после сегуна и аддона к нему.
    Просрали и геймплей и что даже страшнее — художественное оформление.

  • Лейба

    Кек, что тут не увидеть? После Рима во всех последующих играх была схема «гарнизоны + штрафы за новые армии + штрафы за размеры империи + вассалитет + бонусы для AI фракций» = уход от микроменеджмента огромной империи с ордой стеков в сторону пары армий и небольшого государства с тучей вассалов — при таком подходе играть легко и приятно, но некоторые в силу инерции мышления пытаются играть как в старые Тотал-воры — закономерно наворачивая баттхерт ложками.

  • Трам-пам-пам

    Не верю! Это же только для фото!

  • Трам-пам-пам

    А что ждать от разрабов, главный среди которых — педик-заика в малиновом пиджаке с женскими часиками? (был видос здесь соответствующий)

  • mamkino_gore

    «уход от микроменеджмента огромной империи с ордой стеков в сторону пары армий»

    У меня просто не было никакого ухода. Приходилось страдать, но сражаться до победы, даже обладая большой империй. Просто от вассалов особого толка не видел, кроме финансового, а финансовый вопрос я и без них мог решить.

  • Damnash

    >гарнизоны
    Было в Сегун 2.

    >штрафы за новые армии
    Достаточно спорное нововведение.

    >штрафы за размеры империи
    В другом виде, но существовало в Total War уже достаточно давно.

    >вассалитет
    Которым никто не пользовался.

    >бонусы для AI фракций
    Хз о чем ты. Эти бонусы это когда ИИ из своей задницы при нулевой казне ВНЕЗАПНО фулл эквип армию ветеранов достает?

    Но что то ты как то забыл упомянуть о других «генитальных» улучшениях а-ля постой на точке 3 минуты победи в битве. Откате мультиплеерных битв до того, что было до Сегуна 2, там половина игры, вырезали то то, вырезали это, упростили вот это, после Сегуна 2 выглядело как деградация, хотя и улучшения тоже были, но в целом слово meh описывает весь Rome 2. Шагом вперед был Fall of Samurai, а вот это был шаг в никуда.

  • Трам-пам-пам

    Хватит тут покрова срывать!

  • Лейба

    Не, ну если хочется поесть кактус то игра дает вам такую возможность, просто при вашем методе игры АИ справедливо воспринимает вас инкарнацией Гитлера с соответствующей реакцией от которой начинаются все эти кококо дипломатия не работает + задротство с управлением, коррупция и прочие радости увеличения продолжительности хода любителей ручного управления огромными империями (намек — правители не сами по полям по лесам скачут с приказами для каждой деревни — для этого есть делегировании полномочий различным представителям управленческого аппарата — а уход от ручного управления в сторону подчиненного AI — как раз попытка избавится от маразматического эндшпиля присущего стратегическим играм прошлого ).

  • Лейба

    Как ведет себя AI (в том числе вассальный) в отношении игрока сильно зависит от поведения игрока. То бишь если ведешь себя как жадный м***к, то и AI к тебе соответственно относится. А если думаешь о последствиях своих действий — то все наоборот, ещё с Empire была стратегия специально насоздавать и раскормить протектораты, которые потом тащат тебе торговлю, масс дропаются на головы врагов, избавляют тебя от рутины и проблем с негосударственными религиями, восстаниями + нет проблем с дипломатией из-за штрафов на расширение.

  • mamkino_gore

    У меня действительно были вопросы к дипломатии в Rome 2. Порой происходили какие-то абсолютно странные события, когда мне для выполнения целей кампании надо было взять еще одну провинцию, а комп, обладающей этой провинцией, упирался намертво, отклоняя военный союз. Я ему предлагал десятки тысяч золота, но ему было пофиг, что я в десять раз крупнее его. Типа «гвардия умирает, но не сдается», хотя я всего лишь хотел заключить военный союз, который ему априори выгоден.
    В Warhammer у меня к дипломатии было гораздо меньше вопросов, она была заметно более интересной, логичной и менее механической/шаблонной.

  • Александр Бенкендорф

    Вах. Поиграйте в Гравитим тактикс например. Там у каждого отряда не только свой интеллект но и характеристики вроде радиуса слышимости устных приказов. Про снабжение и проч молчу.
    Тотал вор оно аркадно, да.

  • Александр Бенкендорф

    Я традиционно в Рим играл на вери хард/заряд без всяких вассалов (1 вроде был) большой империей с 3-4 стейками и гпрнизонами и все нор юм. 500 часов и море удовольствия.
    В тотла вор играю с первого сегуна если что.

  • Damnash

    >Как ведет себя AI (в том числе вассальный) в отношении игрока сильно зависит от поведения игрока. То бишь если ведешь себя как жадный м***к, то и AI к тебе соответственно относится. А если думаешь о последствиях своих действий — то все наоборот

    Лол, нет, я пробовал всю эту фигню с вассалами, подарки им засылал, ничего не требовал, но им плевать они все равно во время войны как истуканы в своих владениях сидят.

    >нет проблем с дипломатией из-за штрафов на расширение

    Да уж, дипломатия в Total War это несомненно важная часть игры, настолько важная что в названии игр прямо про эту самую дипломатию так и написано — Тотальная Война.

    >ещё с Empire была стратегия специально насоздавать и раскормить протектораты, которые потом тащат тебе торговлю, масс дропаются на головы врагов, избавляют тебя от рутины и проблем с негосударственными религиями, восстаниями + нет проблем с дипломатией из-за штрафов на расширение.

    Бла, бла, бла, во втором Риме из перечисленного только торговля работает.

  • Damnash

    Да это типичная черта Тотал Вар, что в союз хрен вступишь хоть у тебя отношения +100 с государством будет и ты ему в догонку 100 000 монет предлагаешь отсыпать ему плевать, вот он не хочет и все тут, в результате войной распинывать подобных щеглов приходиться. Даже в Циве с ИИ договориться проще.

  • Aleksey Dyukov

    «Да уж, дипломатия в Total War это несомненно важная часть игры, настолько важная что в названии игр прямо про эту самую дипломатию так и написано — Тотальная Война.»

    Проиграно.

  • dmitro_skole

    дожились уже моды продают по цене полноценной игры

  • Лейба

    >кококо ниработаит дипломатия нинужна

    Кое-кто просто не понимает механику игры и как следствие не умеет играть:

    https://forums.totalwar.com/discussion/55/kcs-method-on-obtaining-protectorates

    My recent Prussian Campaign i had aquired i think almost 10 protectorates in total in Europe. My most effective by far was Norway. OMG!! I gifted Sweden to them and they exploded into life. My Northern buffer became more then just a buffer. A WEAPON! They wiped out the remaining Swedish forces and marched into Russia. Wurttenburg and UP were my Western Buffer and i had gifted Flanders to UP and Colonge to Wurttenburg to hold in the French. Wurttenburg took Paris in the end!. I had to the South the Italian States (Gifted Lombardy and Naples to them) and Savoy from France and gifted Geneo to them. The two of them controlled the Med shipping. I didn’t require a Med fleet.

    Interestingly no AI faction declared war on me directly. I had only one true Alliance (Saxony) from turn 1 and Spain and GB declared war on Saxony to fight me. I am not kidding. Saxony, Landlocked by the Prussian Empire and untouchable by GB or Spain but they declared war on Saxony to AVOID my protectorates. Unbelievable… So to prevent this my beloved ally was «Absorbed» into the Empire unwillingly but that back door had to be SHUT! I kept Istanbul and sealed off the East there and in the Crimea and Courland and Norway did the rest. Norway was by this time beating the Russians to a pulp so i was not even involved there after the Poles were pacified.

    It was by far the most enjoyable campaign i ever played due to the use of Protectorates. Any player can steamroll. It is much more fun to CREATE your own puppet factions to do your steamrolling for you. I still remember fondly when I declared war on Spain for the last time and having ALL my protectorates join me. At the gates of Madrid were armies from 3 other factions there ready. Simply AMAZING!!!!

  • Stella_Astrum

    Зато можно неделю играть партию и сожрать всё печенье у хоста.

  • Лейба

    Кек. Все зависит от твоего поведения. Помнится играл за фракцию у которой одна сраная провинция с портом, окружающие империи нас не любят. Попытка начинать завоевания — все смотрят на твои потуги как на присоединение Крыма, отношения портятся, AI при первой возможности объявляет войну — геймовер . Поэтому попробовал отыгрывать миролюбивых торговцев. максимальный пацифизм и торговля со всеми. Результат — на меня так никто и не напал, отношения со всеми через торговлю улучшились, поскольку я не делал необдуманных поступков в стиле Гитлера — AI считал меня классным партнером, все хотели со мной дружить (от союзов приходилось отмахиваться чтобы не быть втянутым в какую-нибудь войну).
    То бишь тут то что никак не хотят понимать мамкины завоеватели — AI анализирует действия игрока, если ведешь себя как псих агрессивно, предаешь, и делаешь прочие враждебные акции, отжираешь империю на захватах, то АИ начинает оценивать тебя как того мудака, которого лучше всего прикончить пока не поздно. Соответственно о никаких договорах с мудаком речи уже не идет, даже ели перевес сил на вашей стороне то никто без боя новоявленному Гитлеру не сдастся — кококо дипломатия ниработаит.
    В общем все достаточно реалистично в этом плане, претензии к дипломатии абсолютно беспочвенны, если игроку нравится бегать по граблям то это не проблема игры, а проблема игрока.

  • Damnash

    Мы про Рим 2 говорили, чего это ты на Эмпайр стал соскакивать? Это раз. Два, прямо под этим же постом люди пишут:
    Is this only effective on Hard mode because.

    The AI of the protecterates are to easily beaten on lower skill levels making it worthless.
    You simply havent played on easier levels so dont know for sure how the AI works.

    Все эти вассалы — протектораты как через задницу работали с того момента как в серии TW появились так и работают.

    >кококо ниработаит дипломатия нинужна

    Дипломатия нужна в очень специфичных ситуациях, т.к. в отличии от Парадоксовских стратегий тут она работает через задницу, когда ИИ может 10 ходов отклонять твои предложения о союзе/торговле, а на 11 ходу мало того что сам предложить так еще и деньги с него за это стрясти можно, это вообще маразм какой то. А ну и да Рим 2 прекрасно работает, особенно на релизе, вообще супер игра была, таких инноваций ни в одном TW до этого не было:
    https://youtu.be/P_QK-lcW8a8?t=2m34s

    АЖ 40 минут рассказа как замечательно работает сам Рим 2 и половина его механик и как развили серию. А на 6-ой минуте видно как прогрессировал ИИ

    Я во всю серию с Shogun играл, Рим 2 не худший TW (потому что звание худшего Александр держит), но назвать его движением вперед для серии это какое то издевательство над серией.

  • Goldseeker

    Ну неправда же ванильный без модов вархаммер с прямыми стенками и аи просто невероятно тупит в осаде что в обороне, что в нападении. Он просто совершенный инвалид при том что задача и так упрощена.

  • Лейба

    Хоспадя, ну что ты копротивляешься, все уже поняли что в Тотал Вар ты не в зуб ногой, и то что ты переиграл все игры но так и не понял их механик — это не плюс, а наоборот.

    >кококо Empire нищитается
    Выше там ты что то про отсутствие дипломатии во всех играх серии говорил, а теперь вот съезжаешь. Ну да ладно — разница в
    этом плане между Империей и вторым Римом небольшая, в этом плане Рим только развил дипломатию из Империи за счет более продвинутого ИИ способного к обучению и персонализации ИИ игроков. Но да ладно вот пример из второго Рима — та-же механик прекрасно работает.

    «In my Parthian game, I become the master of Asia. I controlled everything from Asia Minor to India. I satrapied all the steppe tribes north of the Caucasus and Khorsan (sp?) as well as the Ordysian (sp?) kingdom, Rhodes, and Pergamon (their last territory was in Thrace). I probably had 6-7 satrapies.

    At this point, I had armies with Cataphracts, Pikemen, Hoplites, and Falxmen.

    All of my satraps loved me. Even if your satrap hates you to begin with, they love you after you drag them into a few victorious wars. Any long term war resulted in a mass migration of armies across my territories.

    King of Kings yo.

    Satraps can definitely be worth the time.»

    >кококо только на харде
    Кек а смысл играть меньше чем на харде? На нормале я не пробовал, но прозреваю что дело тупо в количестве ресурсов у протектората — на харде их больше — и АИ раньше решает что он готов к активным действиям чем на нормале, но и там я думаю если его откормит то он перейдет к активным действиям. То бишь то что у тебя протектораты нифига не делаю — это оттого что ты такой жадный.

  • Hater

    >>продавать DLC к DLC
    http://4.bp.blogspot.com/-AYJocvtEs9M/Tyfu1TPawsI/AAAAAAAAAj8/YBb7_zDNPko/s1600/money.png

  • Elfilend

    В парадоксовских играх, особенно в ЕУ, АИ тот ещё инвалид принимающий кучу совершенно нелогичных решений, в военном плане так мне порой кажется что он даже хуже чем в ТВ. На уровне реалистичности военных действий тут зависит от игры, но например в ЕУ она построена на чистых условностях где нужно лишь учитывать несколько довольно простых параметров и уровень технологий, а в остальном она едина для всех стран.