Рецензия на Tokyo Dark

Автор: ОЛЕГ ЗАЙЦЕВ

Создатели Tokyo Dark не скупились на обещания в ходе Kickstarter-кампании. Слияние Востока и Запада – визуального романа и классического квеста, мистическая детективная история, нелинейность и вдохновленная Heavy Rain кинематографичность… В реальности все вышло несколько иначе. Лучше всего эту игру характеризует маленький факт: хотя вкладчики с избытком перекрыли цель «Озвучка персонажей», в финальной версии можно услышать лишь редкий лепет главной героини.

Кольцо

Разработка: Cherrymochi
Издание: Square Enix
Жанры: Adventure (Point-and-click)/2D
Похожие игры: The Blackwell Legacy, Clock Tower
Мультиплеер: Отсутствует
Вышла: см. карточку в базе
Платформа: PC

Несколько месяцев назад детектив Аями Ито и ее партнер (не только по службе в полиции) Кадзуки Танака попали в очень странную ситуацию. Рыжеволосая чертовка в костюме, напоминающем «готическую Лолиту», захватила в заложники вроде бы обычную девушку. Танака вел переговоры с сумасшедшей, и все могло бы закончиться тихо и мирно, как вдруг Ито почему-то выхватила пистолет и застрелила преступницу. Во всяком случае, так она думала до сегодняшнего дня, пока не увидела ту же самую девку, приставившую нож к горлу ее Кадзуки.

Tokyo Dark не особенно долго притворяется мрачным детективом: как ни крути, а это преимущественно мистика, написанная большими любителями азиатских фильмов ужасов. Потусторонний мир, жуткая секта, зловредная мертвая девочка… Даже не надейтесь найти ответы на все вопросы. Авторы, конечно, позаботились о мотивации ключевых действующих лиц, но все они действуют под влиянием некоей силы, которая в итоге настолько абстрактна, что лучше бы убийцей оказался дворецкий.

Смотреть галерею скриншотов Tokyo Dark

Если сконцентрироваться лишь на личных трагедиях героев, ставших жертвами несправедливой судьбы, то сценарий не так уж плох. Однако отвлечься от излишне «колоритного» Токио точно не удастся — местами город совсем не попадает в концепцию Tokyo Dark, близкую по духу к «нуару». Представьте себе Гордона из The Black Mirror начинающим свое приключение с корабля из Leisure Suit Larry 7 – примерно так выглядит Ито, которая после болтовни с официантками из кафе, где работают «девушки-кошки», запросто осматривает разлагающийся труп.

Визуальный дизайн «под аниме» явно сказался не только на облике персонажей, но и на их характерах. За шесть часов первого прохождения я не встретил ни одного хоть чем-то примечательного человека. Все сплошь плоские, одномерные статисты с практически обязательными скелетами в шкафах, пусть и карикатурными. Единственная, кто исправно тянула лямку, – сама Ито: сцена с умасливанием насмешливого коллеги без малого гениальна.

Подобные проблески и не дают забросить Tokyo Dark — в связке с неплохим саундтреком она временами смотрится действительно хорошо. И слегка припугнуть может, и заинтриговать. Кроме того, у Ито есть четыре параметра, которые, как заявляют разработчики, влияют на развитие истории, и это прибавляет интереса. Такое утверждение, на мой взгляд, несколько преувеличивает значение чисел в строчках «профессионализм», «здравомыслие» и т. п., меняющихся почти при каждом действии героини. Однако в определенных ситуациях они, судя по всему, и правда могут оказать медвежью услугу. Нет, Аями определенно не зря выписали таблетки для укрепления психического здоровья.

Смотреть галерею скриншотов Tokyo Dark

Впрочем, несколько ключевых концовок в любом случае определяются не поступками сыщицы по ходу расследования, а вашими решениями почти в самом конце игры. Причем сразу попробовать альтернативные варианты не дают: функция автосохранения гарантирует, что вы наверняка хоть раз пожалеете о сказанном, пускай неосторожная реплика и не окажет сильного эффекта на повествование. К счастью, в режиме New Game+ появляются и слоты сохранения, и даже новые диалоги, а до судьбоносной развилки можно добежать за час-полтора.

В поисках приключений

Авторы Tokyo Dark вещают в Steam о некоем «puzzle solving», хотя я и после двух полных прохождений не могу точно сказать, что они имеют в виду. То ли речь идет о бесконечных курьерских поручениях, которые никогда не таят в себе интриги, то ли о примитивной мини-игре по вытаскиванию плюшевой игрушки из автомата, то ли о единственном настоящем «пазле» с фонарями. В любом случае, point-n-click-этюды не впечатлят ветеранов жанра: активные точки подсвечиваются автоматически, а подбирать важные предметы приходится примерно раз в час.

Если Ито нужно куда-то ехать, то на карте Токио в большинстве случаев будет активно лишь нужное место. Городские декорации однообразны и бедны на детали. Лес с висящими на деревьях суицидниками, конечно, намного оригинальнее, вот только дел в нем у Ито, увы, не так много. Чего греха таить, чувствуется, что бюджет был слишком скромным. Иначе огромное количество невероятных совпадений, сопровождающихся возгласами в духе «о, я уже встречала этого NPC, сейчас схожу к нему!», не объяснить. Размаха явно не хватает: вроде бы мы носимся по всему городу и его окрестностям, а по сути – просто топчемся в одних и тех же подворотнях.

Смотреть галерею скриншотов Tokyo Dark

Следующим элементом, мешающим впитать атмосферу мистики, безумия и детектива, по иронии судьбы оказался облик Tokyo Dark. Возможно, большеглазые герои и могли бы нормально отыграть эту пьесу, но тут речь даже не о выбранном стиле, а о его воплощении в жизнь. Не стану скрывать, здешняя мафиозо или сама Ито, на которую потратили больше всего сил, выглядят естественно. Зато все остальные – нет. Тут почти любой мужчина с усами или бородой — будто младшеклассник, наклеивший себе на лицо свежесбритую отцовскую трехдневную щетину.

Понятно, что с такой характеристикой попадание в ряды симпатичных «симуляторов пешеходов» или визуальных романов Tokyo Dark не грозит. Лучше бы Cherrymochi не тратилась на короткие и ничем не впечатляющие ролики или озвучку (раз уж результат все равно едва заметен), а уделила больше внимания внешности персонажей и детализации окружения. Иной раз от небрежности художника хочется рыдать, потому как на самом деле мытарства Ито умеют привлекать взгляд.

* * *

В Tokyo Dark хватает интересных идей, но более-менее качественной проработки удостоились лишь очаровательная героиня, страшная тайна, убедительная музыка и некоторая доля нелинейности.

Оценка Riot Pixels57%

Минимальные требования Рекомендуемая система

Core i3
2 Гб памяти
видеокарта с 512 Мб памяти
3 Гб на винчестере

Core i3
4 Гб памяти
видеокарта с 1 Гб памяти
3 Гб на винчестере

Summary
Review Date
Reviewed Item
Tokyo Dark
Author Rating
31star1star1stargraygray
  • reanimator4

    Очередной гвоздь в крышку гроба краудфандинга.

  • Damnash

    Который выковырнет очередная Pillars of Eternity, Grim Dawn или Banner Saga. Все относительно, в индустрии в любом случае будут выходить средненькие или говеные игры, каждая игра шедевром быть не может.

  • reanimator4

    Столбы тоже не особо в плане исполнения обещаний.

  • Nekto

    Если воспринимать тирани отдельно, то да. А по савокупности, прожевали…вкусно.

  • SirGrey

    Пилларс — реинкарнация Айсвинд Дэйла, т.е. там все неплохо и даже хорошо.

    То, что я, например, лично, не фанат данжн краулов, игру хуже не делает.

  • ennead

    Divinity: Original Sin, Shadowrun: Dragonfall/Hong Kong, FTL, Hyper Light Drifter, Darkest Dungeon…

    Список можно продолжать. Так-то в принципе не так часто кто в мире особо хорош в плане исполнения обещаний, но это не значит, что у краудфандинга всё плохо

  • ennead

    Думал над покупкой, но отпугнула концентрация кошаков и кавайных анимешных девочек для вроде бы мрачного по идее мистического детектива

  • Slauka_omsk

    Таким играм место в отдельном разделе — японские пиксели.

  • ennead

    ах ты грязный гайдзин

  • Oleg Kubaneishvili

    Нуарный триллер-детектив в японском сеттинге ? Да ведь это же практически полное описание новеллы Cartagra: Affliction of the Soul. Довольно-таки примечательная вещь, кстати. И рисунок в ней на уровне.

  • ennead

    а ещё ж есть Silver Case

  • Oleg Kubaneishvili

    В планах. Как и Kara no Shoujo

  • ParasaitoShinguru

    Перед ней ещё две части Kara no Shoujo отличные были.

  • Damnash

    Девушку в скорлупе на мой взгляд очень хентай портит, он как лишний элемент в новелле, вот вроде все нормально и вдруг бац сцена секса на ровном месте.

  • ennead

    Вот то же самое. Такое ощущение, что ребята делали обычную вн, а их заставили хентай впихнуть, чтобы игра продалась, и они тупо рандомно распихали, без уважения к контексту и просто логике.

    Ну и плюс там бывают вообще абсолютно неочевидные моменты (осматривал предметы не в том порядке, из-за чего осмотр закончился, а ключевую улику не нашёл), из-за которых несколько дней спустя можно получить плохую концовку.

  • ParasaitoShinguru

    Да практически любую VN хентай портит, если эта новелла не чистая порнография ради порнографии. Почти все хорошие VN позже выходят на приставках в All ages — варианте и ничего не теряют.

  • ennead

    В Катаве хентай норм например. По крайней мере нет ощущения, что ты внезапно попал в другое измерение с альтернативной логикой происходящего.

    Ну и такой момент, что All ages редко переведены с лунного на какой-то более понятный язык

  • ParasaitoShinguru

    Катаву не японцы делали же, а американцы. Там подход к написанию таких сцен несколько отличается.

  • ennead

    ну я просто привёл пример VN, где хентай норм. У японцев конечно своё, другое понимание того, что такое вообще секс, но думаю и у них может попасться что-то адекватное, просто примеров у меня нет

  • Haru

    Настолько же, насколько любая плохая игра является «очередным гвоздем в крышку индустрии игр». Может быть и да, но таких гвоздей надо очень и очень много, чтобы крышка держалась.

  • ennead

    яб даже сказал, что и гроба нет, просто какие-то доски там друг к другу прибили. Это если даже забыть о том, что низкая оценка на РП как бы не значит, что игра не окупилась

  • _air_

    Абсолютно согласен. Собственно из-за этого забросил большинство VN. Понятно, что есть просто «симуляторы свиданий». Но в произведении с хорошим сюжетом, это здорово перебивает настрой.

  • Stella_Astrum

    Кашу маслом не испортишь — а вообще саечка или dra koi, например, да и вообще игры, где h сцены характеризуют отношения героев — G-senjou no Maou, скажем, теряет в All ages версии должное представление. Да и в целом — копнуть пласт моеге, не софтхаус лайк, где сюжет просто скрепляет h сцены, а что-то с нулевой сюжетной ценностью, но крутящееся сугубо вокруг персонажей и их отношений — без h сцен как-то глупо это всё, из песни слова выкидывать — ок, если они подразумеваются, но не показываются — но так не делают, просто их заменяют на вставки.
    Другое дело «серьёзные» вещи изначально без подобного — dies irae вот — оно не нужно, да. Little Busters! та же история. В некоторых случаях можно и согласиться, только all age версий нет — Forest был бы лучше без этого всего, или продукция littlewitch, у которых вечно оно по остаточному принципу, да и рисовка не подходит совсем.
    Не мажикой же «портить» h сценам, кхх, я не знаю, право, о каких вн тогда речь…

  • ennead

    В Saya no Uta — согласен, сюжет вокруг постели вертится, там это не смотрится неуместно

  • Stella_Astrum

    Серия What is beautiful … — местами сцены излишни, да, так что можно найти примеры. Опять же — нет all age версий, так что толку.

  • Stella_Astrum

    Там проблема чаще, когда доходит до сцен, значит дальше ничего кроме форсированной драмы и нет, а сами отношения вроде как комплитед и ромшный настрой пропадает.

  • Ivan Flamberg

    Cuphead уже распродался миллионом экземпляров, зато у нас тут рецензия на скраудфанденное говнецо.

  • Timks

    > отпугнула концентрация кошаков и кавайных анимешных девочек для вроде бы мрачного по идее мистического детектива

    Недостаточная считаешь? Ну может с патчем добавят еще. Или DLC. 🙂

  • Wanderdog

    Кто-то вспомнил Cool World и решил сделать в похожем сеттинге игру? O.o

  • Wanderdog

    *кавайных анимешных девочек*
    Не увидел. Скорее, в рисовке присутствует индюшатная виабушность.

  • reanimator4

    Рассуждаешь так пока не вложил деньги в это дело.

  • Kudjosan

    Один Hollow Knight оправдывает факт существования KS

  • ennead

    ну вот http://s01.riotpixels.net/data/40/ce/40cefdbf-e967-478f-9259-ff0ad046fc1d.jpg.480p.jpg/screenshot.tokyo-dark.854×480.2017-08-08.6.jpg http://s01.riotpixels.net/data/64/cf/64cf5a75-3fda-4cc8-918b-aa6c39a0a43a.jpg.480p.jpg/screenshot.tokyo-dark.853×480.2017-10-12.45.jpg

  • ennead

    Да уже заспамил разработчика требованиями moar kawaiii

  • Aleksey Dyukov

    «У японцев конечно своё, другое понимание того, что такое вообще секс»

    Можете немного развернуть для человека, не знакомого с японской культурой?

  • ennead

    Оно как-то всё еще более утрировано, чем в западной порнухе — женщины больше ломаются (но при этом легче уламываются), больше кричат, и с ними делают больше всякой фигни. И в хентае девушка обязательно хочет этого в любой момент и в любом месте, просто ей стыдно себе в этом признаться (не всегда, впрочем).

    И куча фетишизма, завязанного на косвенном взаимодействии — подглядывание, нюханье сворованных грязных труселей и т.п.

  • Aleksey Dyukov

    Спасибо, стало более ясно.

  • anime_legenda

    > Разрекламированное майками говнецо распродалось уже миллионами экземпляров, но спасибо Риотам, что они пишут рецензии на малоизвестные скраудфанженые шедевры.

    Поправил, не благодари.

  • Ivan Flamberg

    Это вот эта поделка на 50 баллов — «скраудфанженный шедевр»? Или гриндилка из соседней рецензии, которой ни за что поставили 85?

  • Bishop

    >под влиянием некоей силы, которая в итоге настолько абстрактна, что лучше бы убийцей оказался дворецкий

    Вот кстати и моя основная претензия к Дожить до Рассвета.
    Вся игра была такой шикарной, а под конец… Блин, не могли реально сраного дворецкого сделать убийцей?(

  • Wanderdog

    Ты в аниме и кавае разбираешься точно так же как я в квантовой механике. 😛

  • ennead

    Да я как бы и не спорю 🙂 Вряд ли я бы прям сильно разбирался, учитывая, что не стал покупать игру из-за чрезмерной на мой вкус даже-теперь-не-знаю-как-это-назвать-чего (анимешности? японщины? виабу?)

  • Wanderdog

    В таких случаях говорят «рисовка говно», «уровень додзиков» и т.д.

  • ennead

    Так че, рисовка норм, да и че плохого в додзиках