Рецензия на Tales of Berseria

Автор: ОЛЕГ ЗАЙЦЕВ

Кризис, в котором пребывает жанр классических японских ролевых игр, обусловлен явным нежеланием разработчиков модернизировать некоторые элементы своих творений. Смешно, ведь многие JRPG стремятся удивить нас, допустим, необычной боевой системой, при этом совершенно не смущаясь примитивных подземелий, будто срисованных с антиквариата 90-х годов. Прекрасно, когда сериалы блюдут давние традиции, но при чем тут однообразные «кишки», пересекающиеся строго под прямыми углами?!

Bandai Namco явно в курсе недочетов Tales of Berseria: персонажи подшучивают над некоторыми привычными условностями, героине пару раз указывают на ее не совсем уместный наряд… Издателя трудно сравнивать со Square Enix по части бюджета, однако в Tales of Berseria, внешне уступающей Final Fantasy 15 и даже Star Ocean: Integrity and Faithlessness, он сделал ставку на самое важное, что вообще ждут от JRPG. И не прогадал.

Such a lust for revenge

Разработка: Bandai Namco Studios
Издание: Bandai Namco Entertainment
Жанры: RPG/3rd Person/3D
Похожие игры: Tales of Zestiria, Star Ocean: Integrity and Faithlessness, Final Fantasy 15
Мультиплеер: Отсутствует
Вышла: см. карточку в базе
Платформа: PlayStation 4

Когда-то Велвет связывала с Артуром (мужем своей погибшей в кровавое полнолуние сестры, по совместительству – воином, способным видеть чудесных существ малахимов и разить демонов) надежды на счастливое будущее для себя и своего младшего брата Лафицета. Тихая и спокойная жизнь девушки закончилась в следующий восход алой Луны: зять-экзорцист предал ее, разрушив их маленькую семью. Сама Велвет превратилась в монстра, способного поглощать других живых существ. Последние три года она живет только мечтами о будущей мести. В «одиночке» самой охраняемой тюрьмы королевства.

Мрачное вступление задает тон всему приключению. Обычно в JRPG четкое разделение ролей, в Tales of Berseria же минимум две трети игры трудно вычислить истинных негодяев: то ли это религиозная секта пастыря Арториуса, то ли шайка демонов и бандитов, которую собирает Велвет. Пока снедаемая жаждой мести девушка чахла в темнице, родственничек под благовидным предлогом по сути узурпировал власть, наводнив мир экзорцистами, защищающими поселения от нечисти.

Совсем без «японщины» сценарист обойтись не смог: адептам западной школы RPG-строения иногда будут резать слух неестественные реплики, а в некоторых диалогах наигранный пафос практически подменяет собой здравый смысл. И все-таки история вышла очень интересная, достаточно глубокая, обнажающая противоречия человеческой природы. На фоне I am Setsuna, последней Shin Megami Tensei, Star Ocean, уймы дешевых JRPG рангом пониже и чудовищно сумбурной, даром что дорогой, Final Fantasy 15 Tales of Berseria держится молодцом, хотя до Planescape: Torment ей, понятное дело, далеко.

Смотреть галерею скриншотов Tales of Berseria

Вокруг Велвет сплотились и ходячие «анимешные» штампы, и крайне колоритные личности. Даже с учетом «правильной девочки» Элеанор и «познающего мир» ангелочка Лафицета: с волками жить – по-волчьи выть! Стройная ведьма Маджилу – жирнейший «тролль», который украсил бы собой почти любую RPG. Обычно добрый и разговорчивый мечник Рокуро, когда речь заходит о принципиальных для него вещах, готов разорвать на кусочки своих лучших друзей. Ничего удивительного, ведь одержимость и превратила его в демона. Малахим Айзен намного сдержаннее: страшиться стоит висящего над ним проклятия.

По традиции сериала Tales of все это разбавлено сотнями сценок, бесчисленными беседами на отвлеченные темы. Затрапезная торжественность многих сюжетных вставок не успевает усыпить игрока, потому что он знает: где-нибудь поблизости можно будет послушать монолог Маджилу, подкалывающей хмурую Велвет, или очередную пиратскую небылицу Айзена. Tales of Berseria вообще хороша в плане побочных занятий. Помимо типичных «охот», тут есть и множество мини-игр на любой вкус (включая карты – не «гвинт», но тоже неплохо!), и арены испытаний, и второстепенные квесты, и личные задания от друзей Велвет, и лабиринт для тех, кто одолел финального «босса».

Если Tales of Zestiria разгонялась несколько часов, то ее приквел берет уверенный старт. Да, кстати: события «Берсерии» происходят за сотни лет до «Зестирии». Понятно же, что «малахимы» – это «серафимы», а «демоны» – «хеллионы». Пастырь, владыка бедствий – помните этих ребят? Не стоит переживать: связь между играми существует на таком уровне, что следившим за похождениями Сорея будет приятно узнавать новое и подмечать знакомое, новички же не почувствуют себя в информационном вакууме.

Почти не отвлекаясь на необязательные поручения, я потратил на прохождение около 56 часов. Это очень много по любым меркам, но увлекательная притча о любви и мести того стоит – слишком уж хороша. Впрочем, настоящей историей про злодеев она так и не стала: сметающая все на своем пути Велвет исправно платит за покупки в магазинах и ночлег в гостиницах, наводить ужас на безликих статистов нам тоже не разрешают. Увы, о свободе в стиле Fallout 2 (грохнул торговца – забрал его пожитки бесплатно) можно забыть, да и ближе к развязке мыльная опера сворачивает на типичную геройскую дорожку…

Смотреть галерею скриншотов Tales of Berseria

Правила моей мести

Пожалуй, вторая важная особенность этой JRPG – боевая система, напоминающая beat ‘em up. Она похожа на Tales of Zestiria и в то же время не копирует ее слепо: опять на нас вываливают огромное количество приемов разных стихий и типов, разве что «сливаться» с напарниками не дают. Вместо этого Велвет при определенных условиях может активировать особый режим, в котором она крепче, эффектнее и почти бессмертна.

По задумке авторов, игрок должен на ходу подбирать атаки, составляя из них эффективные «комбо»-цепочки. В реальности на среднем уровне сложности львиная доля нюансов «боевки» прозябает в ненужных меню, ведь 99% противников умирают от одной и той же комбинации в сочетании со суперспособностью Велвет и магическими атаками. Если сразу не взяться за «хардкор», то заглядывать в меню умений доведется от силы раз пять за всю игру.

В «облегченном» варианте драки не надоедают и на пятидесятом часу. Секрет прост: почти все наши действия на поле боя зависят от специальной шкалы душ. Кто выполнил определенное удачное действие, тот и отнял часть шкалы у врага. Ввели чудовищную обезьяну в ступор метким ударом? Ловите небольшой бонус. Сами застыли в замешательстве на пару секунд? Ваш арсенал приемов заметно усохнет.

Смотреть галерею скриншотов Tales of Berseria

Заполнение специальной полоски позволит, скажем, Велвет фактически не выходить из ее неуязвимого состояния (с «боссами» такой трюк, увы, едва ли сработает – чересчур крепкие). Если же она опустеет, то от бойца будет мало толку, а агрессивная живность за пару секунд отправит его в нокаут. В беспомощном состоянии у «пустого» персонажа есть все шансы выжить: достаточно как следует защищаться, в последний момент уходя из-под атак, тогда поблизости возникнут «бесплатные» кубики для заполнения шкалы душ. Звучит запутанно, но механизм получился стройный, доступный, пускай и требующий внимания. Контролируете ситуацию – забудете о проблемах, расслабитесь – быстро умрете.

Немало времени займет возня с экипировкой. Соединить два меча в один нельзя: вместо этого надо разбирать ненужные вещи, чтобы потом использовать полученные материалы для улучшения брони, аксессуаров и т. п. Загвоздка в том, что предметы одного типа (не уровня!) могут влиять на разные характеристики персонажей. Когда вы найдете оружие из мифрила, ваше копье из топаза может заметно превосходить его по всем параметрам. А добыча сопоставимого количества сырья для соответствующей «прокачки» обновки создаст немало хлопот.

Еще один важный момент: герои учат умения, привязанные к их вооружению и одежде. Чем больше и в буквальном смысле круче кто-либо бьется в любимом наряде, тем скорее он получит полезный бонус. Перфекционистов Tales of Berseria либо сведет с ума, либо влюбит в себя, ведь совершенствовать забавных изгоев и их имущество можно не один день.

Смотреть галерею скриншотов Tales of Berseria

Устои и порядок

В общем, возможностей нырнуть с головой в чудный, немного странный мир «Берсерии» хватает. Японцы, судя по играм, почти как немцы с их симуляторами автопогрузчика: вернулся домой с работы, поужинал – и можно отдохнуть, «погриндить мобов» ради +10 к приглянувшимся кинжалам. Здесь не заставляют специально наворачивать круги по лабиринтам (вот вам совет, который заметно упростит жизнь и ускорит “прокачку”: старайтесь завязать драку сразу с двумя вражескими отрядами одновременно), просто сами лабиринты огромны и заселены толпами монстров..

Плохо другое. Bandai Namco очень формально отнеслась к структуре мира. Компоновка типа «портовый город – небольшое подземелье – деревня – огромное подземелье» применена почти ко всем островам с незначительными изменениями. Хуже того: по некоторым локациям нужно бегать не раз и не два. С одной стороны, ровесницы Tales of Berseria часто сделаны по тому же принципу, а в Final Fantasy 15 вообще всего один (с натяжкой – два, если считать Альтиссию) полноценный городишко. С другой – в топ-3 JRPG-красавиц последнего года она едва ли войдет, так что шикарные пейзажи лучше искать где-то еще.

Постановкой и бурей спецэффектов преклонный возраст не скрыть. Велвет буянит не только на PC и PS4: в Японии она вышла и на старушке PS3, что, конечно, видно и без дополнительных пояснений. В одной из сцен камера слишком сильно приближается к земле, позволяя в полной мере изучить мазню на текстурах, напоминающую о лихих 3D-играх 90-х годов. Спору нет: «Берсерия» симпатичнее «Зестирии», да и не только ее, вот только устаревшую графику это не оправдывает. Зато анимационные ролики всегда хороши. Жаль, что они коротки и их здесь всего несколько штук.

Смотреть галерею скриншотов Tales of Berseria

Новая Tales of не пытается поддержать слабую картинку запоминающимся саундтреком. В ее арсенале есть пара-тройка хороших мелодий и несколько гораздо менее приятных композиций – и все. Правда, в этот раз из западных версий не вырезали вступительную песню. Кстати, любителей всего японского не обделили озвучкой. Им повезло: в английской версии некоторые голоса совсем не подходят. Ну а для российских фанатов издатель вновь подготовил субтитры – увы, с ошибками и отсебятиной («Маджилу» вместо «Магилу» и проч.).

* * *

Из-за некоторых архаичных особенностей и устаревшей графики Tales of Berseria можно рекомендовать только фанатам JRPG. Однако если вы все равно жаждете знакомства с современными представительницами жанра, то имейте в виду: игру красивее вы найдете без особого труда, а вот лучше и увлекательнее – вряд ли.

Оценка Riot Pixels76%

Summary
Review Date
Reviewed Item
Tales of Berseria
Author Rating
41star1star1star1stargray