“Среди рыб будь рыбой.”
Сергей Павлов, “Ангелы моря”
Морские глубины таинственны и полны опасностей. Человечество исследовало ничтожную часть мирового океана и вряд ли в ближайшем будущем продвинется дальше. Нехватка кислорода, внушительное давление, экстремальные температуры, агрессивная фауна – какому-либо освоению препятствует буквально все, эта среда для людей почти так же враждебна, как открытый космос. В Subnautica уже наступил XXII век, технический прогресс шагнул далеко вперед, но жить под водой по-прежнему нелегко. Особенно когда рядом толком нет суши. Особенно когда ты один. Особенно когда дело происходит на незнакомой планете, с которой никак не выбраться…
Проведя в “раннем доступе” Steam три с лишним года, проект студии Unknown Worlds успел “потолстеть” за счет регулярных обновлений, завоевать сердца тысяч игроков и заработать репутацию чуть ли не прорыва в жанре. Увы, пристальное изучение релизной версии показало – не все так однозначно.
Не кончается синее море…
Разработка: Unknown Worlds Entertainment
Издание: Unknown Worlds Entertainment
Жанры: Action/Exploration/Survival/1st Person/3D
Похожие игры: The Solus Project, The Long Dark, FarSky
Мультиплеер: Отсутствует
Вышла: см. карточку в базе
Платформа: PC
Обсуждение на форуме
Смотреть галерею скриншотов Subnautica
Волшебный принтер-“фабрикатор” поразительно многофункционален: он и пойманную рыбу зажарит, и бутылку пресной воды из нее добудет (нужен конкретный вид), и батарейки из меди с грибами наделает, и всякие хитрые приборы мигом соберет – были бы ресурсы и схемы. Правда, чересчур жесткая посадка не прошла для КПК бесследно, винчестеру досталось, и большая часть хранившихся на нем чертежей сгинула безвозвратно. К счастью, искореженный остов “Авроры” пылает совсем недалеко. Да, через пару часов он взорвется, окатив окрестности радиацией и добавив нам проблем, но техника и прочие необходимые вещи, бывшие на борту, тоже упали в этом регионе и теперь лежат повсюду в виде обломков. Находя и сканируя их, утраченную базу данных можно хотя бы частично восстановить. И зажить с относительным комфортом, добывая материалы и конструируя себе более вместительные кислородные баллоны, подводные “дома” и разные транспортные средства.
В общем, как и большинство разработчиков “выживалок”, авторы Subnautica не мыслят жанра без строительства и витиеватых производственных цепочек. “Крафт”, впрочем, выглядит адекватно. Заучивать длиннющие рецепты и часами выковыривать на дне тонны руды незачем, да и странных условностей минимум – фантастика же, невероятными технологиями будущего легко объяснить все, в том числе и склеенные из водорослей и металлолома сложные аппараты. Предоставленные нам возможности и проработанность всего и вся впечатляют: “робинзон” способен со временем отгрохать себе королевские хоромы с мебелью, опреснителем морской воды, оранжереей с грядками фруктов, зарядными устройствами и ядерным реактором в качестве источника энергии. А носить его туда-сюда будут скоростной батискаф или глубоководный робот-экзокостюм. Есть даже здоровенная подлодка – настоящая мобильная база со всеми удобствами. Естественно, ради всего этого богатства надо изрядно попотеть, но простор для развития воодушевляет.
Смотреть галерею скриншотов Subnautica
Необходимость собственно “выживать” не слишком-то лезет в глаза. Здесь есть голод и жажда, однако околеть из-за них в кишащем рыбой океане затруднительно даже в самом начале, а уж с появлением опреснителя, грядок и термоножа (готовит добычу прямо в момент удара, вот до чего техника дошла!) заботы такого рода окончательно отходят на задний план. Можно, конечно, усложнить процесс, выбрав режим с permadeath, только он сюда не особенно вписывается. Subnautica попросту не о том, хоть и заставляет своевременно пополнять запас воздуха в баллоне. В первую очередь она посвящена интереснейшему исследованию загадочной чужой планеты. Глобальная цель героя, разумеется, улететь: нам быстро дают понять, что помощи ждать неоткуда, и спасение утопающих – дело рук самих утопающих. Покинуть 4546B – масштабная задача; для этого предстоит побывать в самых глубоких и опасных уголках этого удивительного подводного царства, попутно разрешив проблему, оставленную некой цивилизацией, вымершей 1000 лет назад.
Описывать созданные Unknown Worlds красоты сложно, постоянно сбиваешься на какой-то восторженный и малоосмысленный речитатив, да и скриншоты не передают всего их великолепия в полной мере. Лучше самим увидеть, как солнечные лучи пронизывают толщу воды, подсвечивая колыхающиеся стволы водорослей; как косяки мальков водят безумные хороводы вокруг батискафа; как пылающий красным спутник по ночам оставляет на волнах сияющую “дорожку”; как фосфоресцируют причудливые флора и фауна в темных пещерах на запредельной глубине… Черт, похоже, меня опять понесло. Короче, в Subnautica есть на что посмотреть с открытым ртом, правда, преимущественно в воде – острова выглядят ощутимо проще и прозаичнее. Хотя так ли это важно? Их же все равно днем с огнем не сыщешь…
Мир, в сущности, невелик, но благодаря сложному рельефу и запутанным лабиринтам пещер его можно долго изучать, восхищаясь разнообразием и продуманностью непохожих биомов. На отмелях среди причудливых кораллов снуют яркие разноцветные рыбки – дайверский тропический рай с рекламных проспектов. Нырнули чуть глубже – и под обутыми в ласты ногами раскинулся лес, словно состоящий из гигантских грибов. А где-то еще ниже в кромешной тьме рыщут хищные пучеглазые твари, бьют гейзеры, норовя сварить заживо незадачливого водолаза, на берегах соляных озер покоятся останки громадных доисторических монстров… В каждой зоне, само собой, свои собственные ресурсы, обитатели и растения. Как и обломки, их можно сканировать, получая от компьютерной ассистентки краткие любопытные справки, к сожалению, по большей части совершенно бесполезные.
Тут-то и засела, пожалуй, главная “заноза” – игроку принципиально не желают ничего объяснять, заставляя практически “пылесосить” округу в бесконечных и скучноватых поисках. Нам регулярно нужны какие-нибудь редкие ископаемые – и здесь нет способа узнать, в каком районе вообще начинать их искать. Нам позарез необходимы куски “Авроры” с обломками для чертежей – и они могут быть абсолютно где угодно. И это не Don’t Starve, в которой все было видно издалека за счет схематичной мультяшной картинки – в Subnautica проще простого пропустить в траве заветный бугорок песчаника, проплыв от него в паре метров. Строительство специальной “комнаты-сканера”, увы, отнюдь не панацея – не станешь же возводить под нее базу в каждом подозрительном биоме. В своих попытках устроить “хардкорный труЪ-эксплоринг” игра смело доводит ситуацию до полного абсурда: герой непринужденно мастерит беспилотных дронов-разведчиков и подлодки, но не может нарисовать самую обыкновенную карту местности…
Смотреть галерею скриншотов Subnautica
Другой важный минус – до крайности неуклюжая и совсем не требующаяся в этих реалиях боевая система. Помимо ножа, нам доступны стазисное ружье и подобие гравипушки из Half-Life 2, а на технику разрешают ставить пусковые установки для торпед, однако все это сделано исключительно “для галочки”. Не лезть на рожон и вовремя давать деру всегда, при любых обстоятельствах, намного разумнее и выгоднее, нежели вступать в заведомо неравные и муторные сражения с громадными злобными чудовищами.
* * *
Подводные просторы Subnautica действительно стоят того, чтобы их изучить. Только запаситесь гигантским баллоном терпения – без него настоящему исследователю никуда.
Минимальные требования | Рекомендуемая система |
---|---|
Core 2 Duo/Athlon x2 |
Core i5/Phenom x4 |