Steam Machine: наши впечатления от системы и игр

gigabyte-brixВ середине января в Сиэтле прошла конференция Steam Developer Days. Valve не только рассказала о своих планах, но и выдала каждому участнику слёта по “путевке в будущее” – Steam Machine с фирменным геймпадом. Александр Суслов из Snowbird Games рассказал о новинке в своем отчёте с мероприятия, а теперь мы смогли опробовать ее сами.

Паровой пингвин

Основой этой Steam Machine стал компактный компьютер Gigabyte BRIX Pro, точнее, GB-BXi7-4770R. “Кирпичик”, кстати, совсем свежий – его представили публике в начале января. Кого интересуют параметры, рекомендуем заглянуть на официальную страницу. В нашем варианте были 8 Гб ОЗУ и SSD-винчестер на 1 Тб.

При скромных размерах (11х11х6 см) BRIX Pro приятно удивляет производительностью. Единственная игра, с которой не справилась интегрированная видеокарта, – “Метро 2033: Луч надежды». Для командировок и поездок на дачу это хорошая альтернатива ноутбуку. Но с оговорками: кулер заметно шумит, процессор под нагрузкой разогревается до 80 градусов, оперативную память и винчестер нужно покупать отдельно.

Разъём для наушников под SteamOS, увы, не заработал.

Разъём для наушников под SteamOS, увы, не заработал.

Повозившись со SteamOS, быстро понимаешь, почему Valve не раздает Steam Machines прессе. Операционная система ещё совсем сырая, и дело не только в неудобном интерфейсе, который в точности копирует режим Big Picture. По ходу тестирования SteamOS несколько раз теряла Wi-Fi и даже проводное сетевое соединение, зависала и перезапускалась с пятой попытки. А когда мы изменили разрешение экрана в Europa Universalis 4, оболочка наотрез отказалась работать. В общем, пока вместо хваленой Linux-стабильности – “танцы с бубном”.

Впрочем, играть на SteamOS уже можно. Первый способ – объединить по сети Steam Machine и основной домашний компьютер. Получится, по сути, самодельный “облачный” сервис: игра запускается удаленно и транслируется на экран, подключенный к Steam Machine.

Это удобно, если PC и “консоль” стоят в разных комнатах – при подключении по Wi-Fi нет проблем с качеством изображения или задержками. А вот вариант с LAN-кабелем абсурден – уж проще тогда подключить телевизор в гостиной к компьютеру по HDMI и включить режим Big Picture.

Если Windows под рукой нет (кстати, установить её на Steam Machine, если что, не проблема), остаются лишь проекты, которые работают под Linux. У каждого из нас оказалось по 50-60 таких игр в Steam-библиотеке, хотя в целом список сейчас куцый. Для любителей “инди” тут – раздолье, а вот из “тяжеловесов” доступна лишь продукция самой Valve, упомянутая выше “Метро 2033: Луч надежды», обе части Wargame, стратегии Paradox Interactive да Brütal Legend. С другой стороны, у новых поколений консолей на запуске тоже “игорей” маловато (взгляните хотя бы на недавние PlayStation 4 и Xbox One).

К сожалению, поддержка Linux – понятие очень расплывчатое. Каждый разработчик трактует его по-своему, а Valve не выдвигает жестких требований к качеству. Например, мы смогли запустить Wargame: AirLand Battle, однако играть в нее было невозможно – курсор стал невидимым. Trine 2 напугала жутким экраном графических настроек а-ля Windows, растянутым во весь экран, но потом шла без нареканий. Europa Universalis 4 не подсвечивала территорию государства, принадлежащего игроку, – его было трудно различить на фоне соседних стран, затянутых “туманом войны”. При этом в родственной Crusader Kings 2 такого нет. Bastion чувствовала себя на Steam Machine очень уютно, только сперва нам пришлось подключить клавиатуру и поменять настройки в меню – иначе игра думала, будто ей подсунули контроллер от Xbox 360.

Середина на половину

Главный бич всех PC-игр, запущенных на телевизоре, – конечно, управление. Если разработчики ориентировались только на традиционные устройства ввода, наслаждаться их творчеством с геймпадом не получится. Даже Steam Controller, призванный эмулировать мышь, все равно воспринимается как суррогат.

В комплекте с этой Steam Machine шёл вот такой вариант "гейбпада".

В комплекте с нашей Steam Machine шёл вот такой вариант “гейбпада”.

Подробно описывать “гейбпад” смысла нет. Очевидно, что его еще много раз переделают – уж слишком неудобно расположены пока кнопки, да и сидит в руках он не идеально. Но трекпады, заменяющие собой традиционные джойстики, уже сегодня хороши, и поэтому они вряд ли сильно изменятся.

Пусть точность и скорость прицеливания с их помощью заметно уступают мыши, они на голову выше обычных геймпадов. В Team Fortress 2 играть кое-как получается, в Red Orchestra 2, где все решают доли секунды, – нет. Однопользовательские шутеры со Steam Controller проходить можно без особых хлопот. В Half-Life 2: Episode Two мы быстро крутили головой и неплохо сшибали врагов, но удовольствия как от клавиатуры и мыши не было.

Пожалуй, самое сложное в обращении с "гейбпадом" - привыкнуть к тому, что сзади, помимо привычных курков, есть ещё вот такие кнопки-"лопатки".

Пожалуй, самое сложное в обращении с “гейбпадом” – привыкнуть к тому, что сзади, помимо привычных курков, есть ещё вот такие кнопки-«лопатки”.

Лучше всего “гейбпад” воспринимается в чисто консольных играх с видом от третьего лица, вроде той же Brütal Legend. Для аркад, требующих точности в нажатиях, он неплох, но все-таки не дотягивает до традиционной “крестовины”.

Со стратегиями и RPG тоже не всё однозначно. Двигать курсор удобно и никто не наказывает игрока за нерасторопность – с этим проблем нет. А вот с интерфейсами – полный швах: мелкие кнопки и буквы не разглядеть, сидя даже в паре метров от экрана.

Хотя некоторые разработчики об этом позаботились – например, создатели Shadowrun Returns. Правда, не всякая игра радует, ведь, сидя на диване, настраиваешься на более спокойный лад. Crusader Kings 2 годится, а вот в Europa Universalis 4 возни многовато.

* * *

Впрочем, никто не мешает вам построить свою развлекательную экосистему так, что одними играми вы будете наслаждаться за монитором, другими – в гостиной, а третьими – то здесь, то там. Ничего революционного Valve не предлагает, но гибкости, удобства и огромной библиотеки PC-игр может хватить, чтобы выиграть консольную гонку вооружений у Sony и Microsoft даже без эксклюзивов.