Отчёт со Steam Dev Days, часть вторая — 5 шагов Valve к виртуальной реальности

team-fortress-2-meets-oculus-vrНа днях мы опубликовали репортаж Александра Суслова из Snowbird Game Studios, побывавшего на Steam Developer Days, в котором он рассказал о ключевых моментах первого дня конференции. Вернувшись из Сиэтла, он прислал нам продолжение той статьи.

Что за мистер Абраш?

Самую важную лекцию на Steam Dev Days прочитал не Гейб Ньюэлл, а Майкл Абраш. Потому что после неё все поняли, что эфемерная Half-Life 3 выйдет в районе 2015-го.

Архитекторы будущего. Слева направо: Майкл Абраш, основатель Oculus VR Палмер Лаки и Гейб Ньюэлл.

Архитекторы будущего. Слева направо: Майкл Абраш, основатель Oculus VR Палмер Лаки и Гейб Ньюэлл.

Почему к словам Абраша стоит прислушаться? Во время выступления он несколько раз повторил, что не считает себя визионером, то есть прорывных идей не генерирует. Его конёк — претворять такие замыслы в жизнь. Например, движок Quake опирается на математику Абраша. Не будь его — не было бы у Кармака и id Tech.

Темой доклада была виртуальная реальность (сокращённо — VR), причем выступал Абраш именно с позиции инженера-практика, а не строителя Нью-Васюков. Итогом его лекции стало впечатление, что именно ее стоит считать настоящим анонсом «следующего поколения».

Neal Stephenson_1992_Snow CrashНил Стивенсон, «Лавина» (1992)

Этот роман Майкл Абраш назвал одной из причин, почему он вообще занялся играми и графическими технологиями. «Лавина» стала культовой книгой киберпанка, впервые очень зримо и подробно описала устройство виртуальной цифровой вселенной. Кроме того, «Лавина» популяризовала термин «аватар» для сетевого воплощения игрока. Книга получила продолжение в виде нанопанк-романа «Алмазный век, или Букварь для благородных девиц».

True next-gen

id Software, Doom (1993) Невыдуманная, воплощенная в технологии виртуальность началась отсюда. Doom не только приучил всех к 3D - он еще и задал рамки геймдизайна, в которых до сих пор пребывают современные шутеры. Кроме того, дизайн уровней второго Doom заслуживает изучения в университетах.

id Software, Doom (1993)
Невыдуманная, воплощенная в технологии виртуальность началась отсюда. Doom не только приучил всех к 3D — он еще и задал рамки геймдизайна, в которых до сих пор пребывают современные шутеры. А дизайн уровней Doom 2 заслуживает изучения в университетах.

В самом деле, PlayStation 4 и Xbox One — это такой же next-gen, как видеокарты Nvidia 2014 года по сравнению с 2010-м. Геймпады стали удобнее, картинка чуть-чуть улучшилась, расширился социальный функционал в духе, извините, «ВКонтакта». В самих анонсах консолей видно это топтание на месте: одни пытаются рассказать про сервис в гостиной, другие упирают на то, что у них будут б/у игры, и все вместе что-то занудное талдычат про DDR3/DDR5. Тут не только «игор нет», тут вообще никаких перспектив и новых горизонтов.

А вот VR — как раз новый фронтир. Я помню, как впервые увидел Doom в 1994-м. Это трудно объяснить сейчас, но тогда мне какодемоны и коридоры казались фотореалистичными. Я мог просто там бродить без цели, как по улице гулять, и это было интересно. Doom подарила нам первое ощущение присутствия («presence»), и этому слову была посвящена большая часть лекции Абраша.

Presence

lawnmower-man-original

Бретт Леонард, «Газонокосильщик» (1992)
Один из первых фильмов, который показал виртуальную реальность и сделал это хорошо. В принципе, прототипы VR, которые использует герой Пирса Броснана — это примерно то, что хотел бы видеть Майкл Абраш.

В понимании Valve «присутствие» — это максимально полное погружение в игровую атмосферу через зрительное восприятие. Поясню — когда вы проходите Fallout 2, то видите условную картинку, нарисованную в 256 цветах, и додумываете полную картину. Таким образом, игра в Fallout 2 — сродни чтению книги, ваше воображение достраивает мир. Условная Fallout 5 с VR — опыт сновидения, когда вы ничего не додумываете, а просто наблюдаете. Звучит пугающе, но Абраш это подчеркивает — «людям кажется, что они перенеслись в другой мир».

Любая современная игра на плоском экране после VR покажется театром теней. Вот в Far Cry 3 вроде бы хорошая графика, но мы по-прежнему видим тропические острова через прицел, а передвигаемся по ним как инвалиды! Вперед-назад, стрейф туда-сюда. В виртуальной реальности игрок управляет уже не рукой с пистолетом, а своим телом — это усиливает эффект погружения в тысячу раз лучше, чем любой 4K-телевизор. Абраш отмечает: «те, кто испытал “присутствие”, жаждут повторить эти ощущения».

Вызовы и технология

Основная проблема виртуальной реальности сейчас — от нее тошнит. Конечно, всё зависит от вестибулярного аппарата, но двадцати минут в какой-нибудь Team Fortress 2 в Oculus Rift, скорее всего, хватит, чтобы вас укачало.

Избежать этого поможет развитие технологий. Valve считает, что ждать необходимых улучшений придется не больше двух лет, то есть к концу 2015 года должна появиться готовая система для бытового использования.

Чтобы «присутствие» заработало, необходимо следующее:

  • FOV (поле зрения). Минимальным Абраш полагает 80 градусов, но настоящий эффект погружения начинается от 110 градусов, когда включается периферийное зрение.
  • Разрешение. 1080p — минимально допустимое разрешение для создания эффекта присутствия, а чем оно больше, тем он сильнее. Оптимальным видится разрешение 2160p.
  • Кадровая частота. По мнению Абраша, 95 Гц или около того вполне достаточно.
  • Оптика. Отдельная проблема, которой можно посвятить монографию. Например, вес линз. Если делать достаточно точную систему, которая будет правильно передавать изображение, фокальное расстояние, искажения, воспринимаемые глазом, то выйдет небольшой перископ в центнер весом. Но Абраш уверен, что до 2015 года будет найдено решение с одной-двумя линзами на каждый глаз, что позволит наладить промышленное производство VR-устройств.
  • Контроль перемещения. Эффект присутствия недостижим, если вы просто видите изображение, но не можете с ним взаимодействовать. Для интерактивности нужна система слежения за перемещением с точностью до 1 мм и общим объемом пространства вокруг игрока в 2 куб. м. На текущий момент нет ничего даже близкого к таким параметрам (Kinect и Move и рядом не лежали), поэтому Valve вплотную займется разработками в этом направлении в ближайшее время.
Есть ещё целая куча проблем, которые пока вообще непонятно как решать: слежение за перемещением тела и глаз, тактильная обратная связь, настоящий 3D-звук и, наконец, система ввода.

Габриэле Сальваторес,

Габриэле Сальваторес, «Нирвана» (1997)
Обычно на этом месте принято вспоминать «Экзистенцию» Кроненберга — про игры будущего, которые смешиваются с реальностью, — но мы лучше скажем про это итальянское кино, тем более что оно вышло раньше. Герой Кристофера Ламберта — не кто-нибудь, а геймдизайнер из, кажется, школы Дэвида Кейджа.

По дороге к «Матрице»

Пугает тот деловой тон, с которым Valve обсуждает проблему тактильного отзыва в виртуальной реальности — это значит, киберванна из «Матрицы» гораздо ближе, чем казалось. Технические проблемы стоят огромные, но они неизбежно будут решены, потому новая парадигма сформулирована, осталось думать в этом направлении.

Когда Майкл Абраш сказал, что кто-то должен разработать для VR то, чем в свое время была Doom, все сразу подумали про Half-Life 3. Ведь и вторая часть вышла не просто так — она дала начало Steam и открыла целую эпоху в дистрибуции игр. Вероятно, и с третьей произойдет нечто подобное, иначе это будет обычный сюжетный шутер. А вот запуск виртуальной реальности — как раз подходящий «след в истории».

Однако мне кажется, дело будет даже не в Half-Life 3, а в двух других индустриях. Первая — порнография, благодаря которой у нас есть быстрый интернет, диски DVD и Blu-ray, кодеки для сжатия видео и много чего еще. Крупные XXX-студии сейчас испытывают серьезные проблемы даже не из-за пиратства, а из-за конкуренции со стороны, скажем так, свободных художников. Система виртуальной реальности может стать для порнобизнеса новой надеждой.

Вторая индустрия — военные. Им подобные системы пригодятся для обучения: нечто подобное было в «Гиперионе» Симмонса, где будущих космодесантников отправляли в 1415-й в битву при Азенкуре держать атаку французов, дабы закалить их морально-волевые качества. Управлять беспилотниками так наверняка тоже будет сподручнее. Конечно, военные будут все делать под себя, но они и интернет сперва только для своих изобрели. Так что если не благодаря Гейбу, то уж силами этих двух индустрий виртуальная реальность неизбежно придет к нам в гостиную и выкинет оттуда консоли.

Братья (на тот момент) Вачовски, "Матрица" (1999) Самая точная экранизация платоновского мифа о пещере и всего Филипа Дика - если реальность это то, что мы можем почувствовать, то может ли прочувствованная иллюзия быть реальной? Мистер Рейган в разговоре с агентом агентом Смитом отвечает на этот вопрос положительно - если ты можешь что-то почувствовать, значит, это уже реально. Впрочем, Oculus Rift пока до этой философской проблемы далеко.

Братья (на тот момент) Вачовски, «Матрица» (1999)
Самая точная экранизация платоновского мифа о пещере и всего Филипа Дика. Если реальность — это то, что мы можем почувствовать, то может ли прочувствованная иллюзия быть реальной? Мистер Рейган в разговоре с агентом Смитом отвечает на этот вопрос положительно — если ты можешь что-то почувствовать, значит, это уже реально. Впрочем, Oculus Rift пока до этой философской проблемы далеко.

«The PC will be the hotbed for VR»

Тезис в подзаголовке принадлежит Valve — журналу «Навигатор игрового мира» с его девизом «PC Only & Forever» есть повод довольно осклабиться. Еще раз повторю свое соображение из прошлой заметки — PC остался единственно удобным форматом для бытового и промышленного использования, поэтому все системы интерактивного развлечения будут собирать на его основе.

Тут требуется уточнение — сама Valve не будет выпускать систему VR, как не будет и создавать свою консоль. Она не планирует стать «железной» компанией. Как и в случае со Steam Machines, Valve выдает видение и требования, а производить конечный продукт может любой тайваньский производитель — то бишь, по-прежнему сохраняются философия PC и открытый рынок. Правда, пока ASUS или Samsung на горизонте не видно и фаворитом является Oculus Rift. Именно с последними отдел VR в Valve работает в плотной связке и стратегическом партнерстве, ударная ветеранская команда АбрашКармак снова в сборе.

VR — магистральный путь развития нашей индустрии, это одновременно будущие трехмерные чаты для социализации (функция, которую подчас выполняют World of Warcraft или EVE Online) и огромный рынок для сбыта «шапок» — теперь уже не для анонимных медиков и снайперов, а прям для нас самих. Не могу сказать, что это будущее меня уж очень радует, но оно наступит. Все текущие плоские игры станут увлечением эстетов, вроде театра, а массы нырнут в виртуальную реальность, как сейчас ломятся в IMAX на блокбастеры. И произойдёт это, похоже, через считанные годы.

alexander-suslov-200pxАлександр Суслов — продюсер Snowbird Game Studios, до этого — сотрудник отдела пропаганды Snowball.ru. Известен своей нелюбовью к игровой прессе, склонен к специфическим подходам к рекламе.
  • Exile

    Half-Life 3 confirmed.

  • Adam Jensen

    Как обычно не забыли и про Half-Life 3.

  • Николай Мельниченко

    Звучит эпично.

  • uptime

    Есть еще киберспорт. Мне кажется, VR там не очень удобна, если говорить про скоростные шутеры. Крыша съедет)

  • Вообще подобный способ взаимодействия человеческого организма и устройства очень сложный вопрос.Большинство разработчиков и гейм-дизайнеров убеждены,что практически все качественные возможности реализации игровой механики исчерпаны,началось количественное наращивание потенциалов.И эта статья еще раз утверждает то,к чему пришли современные разработчики и издатели—систему интерактивных развлечений нужно менять,потому что ее стагнацию ощущают все.

  • Вячеслав

    Давайте только без жесткой связки VR-Half-Life 3! Пусть будет VR, и да будет Халва Три!

  • Дмитрий Бурдин

    А где вообще можно посмотреть на то, что сейчас представляет из себя Окулус? Ролики какие-нибудь например.

  • ld50ofmilk

    Всё это кажется таким далёким будущим — у меня ещё список игр в стиме, которые я могу не один год проходить, и ещё в этом сколько всего выйдет. А в появление виртуальной реальности я как то не верю. может лет через 10-15 что-то и изменится. а пока все будут так же сидеть перед монитором или телевизором, как было, когда ещё понг появился.
    Лучше бы уж и правда просто про ХЛ3 сказали, интересно же, чем история.. возможно кончится.

  • StenPi ..

    Во время чтения почему то на ум приходит слово «слег»

  • art477

    Первая мысль после прочтения: чего только эти игроделы не выдумают, лишь бы не делать в играх глубокий геймплей и умный сюжет!)

  • Sabaot

    Не, не так: чего только эти Valve не выдумают, лишь бы не делать Half-Life 3!

  • NorthOwl

    Боже, это просто какая-то феерия автотренинга. Много, извините, пи***жа, но на деле что мы видим? Кучу заверений, ЧТО В 2015-ТО УЖ ТОЧНО ВСЕ ДОДЕЛАЕМ, ПРОБЛЕМЫ ВСЕ РЕШИМ, тогда как их еще куча. Относительно аудитории — много ли кому это будет надо, если можно спокойно сидеть на диванчике задницей, вместо того, чтобы козленочком прыгать, управляя игрой через ПРАВДОПОДОБНУЮ систему контроля движения? VR скорее будет штукой нишевой для гиков, кто согласен собирать себе убер-пека чтобы в космосе на звездолетиках летать, или для тех, кто готов проходить шутаны, прыгая как ненормальный по комнате, ну или для дрочеров тех самых, о которых в статье упоминается (как бы Гейбу не пришлось срочно Стим на порнуху переводить, хехе). Короче, у Гейбушки опять бомбит, что консоли хлеб отбирают. Никак не дойдет до него, болезного, что каждому — свое, и если почти не нужен игрокам в цивилизованном мире ПК сейчас — значит, он не нужен. Лучше бы, наконец, играми занялся, а то у Valve кроме Half-Life (ну и, пожалуй, еще Portal) либо посредственность, либо вообще говно.

    P.S. Сам к Oculus Rift отношусь вполне положительно, ради EVE VR, Star Citizen и чтобы в живую по City 17 в HL2 побродить — с радостью бы приобрел, но Гейб опять все это скатывает в клоунаду. И я уверен, что консоли как на крепких позициях были, так и останутся. И в сегменте ААА я полностью за них. PC — для инди, стратегий ну и всяких экспериментов, меня лично такая ситуация вполне устраивает.

  • Гена Воробьев

    Бомбит здесь только у вас, сударь.
    Никто не говорит, что к 2015 СОВЕРШЕННО ТОЧНО все будет, это ориентировочная дата.
    И таки да, влияние порноиндустрии действительно весомое. Напомнить, из-за чего все стали пользоваться VHS, а не форматом от Sony?
    (и игры Valve делает отличные, что за говноедство еще?)

  • Poul Jenkins

    Оимайнгадебл !!! Куда уж глубже погружаться в игры и так лучшие годы прожжены на безделье. Когда мог за эти два года получить пару высоких образований, умную степень и сидеть в гигантском кожаном кресле с позолотой, в собственном замке и вертеть людскими судьбами

  • Xoxarle

    Записал книжки, которые видимо стоит почитать 🙂

  • DarkEld3r

    Эта фигня ведь не для всех жанров хорошо подходит?
    И по моему, рпг опять на обочине. По крайней мере, я их не совсем за то ценю, что может усилить и углубить «виртуальная реальность». Это же и к стратегиям относится. Ну и т.д.

  • Maklai

    Прав был Гейб в своем письме о судьбе HL3 — тянут индустрию в застой не только разработчики, но и игроки, требуя одного и того же. Мыслите шире.

    VR — это ведь не только игры , развлечения и ВПК, но и медицина, освоение космоса и т.д.

  • Guest

    кхм

  • NorthOwl

    Но Абраш уверен, что до 2015 года будет найдено решение

    Valve считает, что ждать необходимых улучшений придется не больше двух лет

    Весьма смело заявляют, не так ли? И не придирайтесь к датам. они особого значения не имеют. Если закончат позже, ситуация будет еще нелепее.

    И таки да, влияние порноиндустрии действительно весомое.

    Вам в игры играть или пипиську тилибонькать? Мы тут о VR в игровой индустрии говорим. Прон — это из другой оперы и к теме непосредственно слабое отношение имеет.

  • qwind

    мне лишь пришла мысль что киберспорту станет удобно, когда отпадет нужда в этом пространстве 2 куб.м.(и игрокам не придется прыгать и т.д.), а будут уже использованы нейро-компьютерные интерфейсы. Разработки в данном направлении сейчас применяются по большей части в протезировании конечностей.

  • qwind

    прон имеет отношение, как один из двигателей прогресса в этой сфере развлечения. Деньги то должен кто-то выделять.

  • NorthOwl

    Ну с Oculus Rift все понятно, разработку рано или поздно завершат, да и порноигор несомненно наклепают будь-здоров, суть поста не к этому сводилась. А к тому, что Гейбену вряд ли удастся невероятно популяризировать VR и ПК-гейминг.

  • NorthOwl

    VR — это ведь не только игры , развлечения и ВПК, но и медицина, освоение космоса и т.д.

    Да неужели?

  • Aquila Callidus

    Зато действительно будет спорт

  • Тимур

    Даже не представляю, как будут решать все поставленные задачи и решать проблемы, но от такого тандема во главе разработчиков Окулуса можно ожидать чего угодно 🙂

  • art477

    Безусловно, Half-Life 3 — это наша общая боль и общая надежда)
    Но, в целом, в игрострое сложилась какая-то нелепая ситуация, когда графика вот уже скоро достигнет фотореализма и рванет в VR, а геймплей с сюжетом в большинстве игр остаются невыносимо примитивными. Когда на свет Божий выходит игра с сюжетом глубже, чем «русские напали на весь мир» и геймплеем, предусматривающим возможность проигрыша — это становится настоящим культурным шоком для игроков. В самом деле, если бы те миллионы, которые вкладываются в усовершенствование картинки, вкладывались в работу над художественной и геймплейной составляющей игр, то они бы давно уже стали полноценным искусством, а не считались развлечением для подростков)

  • Nerd_Sp

    «А дизайн уровней Doom 2 заслуживает изучения в университетах.» — вероятно, исключительно с ремаркой «так делать нельзя».

  • Maklai

    Вам лишь бы покривляться, вместо того чтобы подумать.

  • StrangeTamer

    Терзают меня предчувствия, что когда выдет ХЛ3, то люди сильно разочаруются, очень сильно. Потому как такие ожидания ты никак не удовлетворишь. Может потом и не выпускают…

  • ld50ofmilk

    От Кармака тоже ожидали-одидали последние 15 лет, да не вышло особо. Да и Арбаш после квэйка не выстрелил ничем суперзаметным.

  • Sergthegod

    ой, ну ой, Александр
    Steam ещё до Half-Life 2 был выпущен, задроты помнят, как в CS его начали насаждать, и сколько визгу было. Вы бы хоть википедию открыли, прежде чем говорить
    и, ну а как же люди с монокулярным зрением, люди одноглазые — не, стереоскопия многого не даст
    и да, про очки виртуальной реальности уже 40 лет говорят, что-то их в каждом доме не видно. как и кинекта, как и многого другого. халфа выйдет для окулус рифт? отлично, вперёд. но она выйдет и просто так тоже, а иначе прощайте высокие продажи, привет жестокий мир бизнеса.

    а пока мы с вами придумываем очки виртуальной реальности, прогресс придумает трансляцию виртуальности прямо в мозг, какую-нибудь экзистенцию и суррогатов, и все мы будем смеяться над тем, как «недостаточно 64к виртуальности для всех»

  • Roboteka

    Очень спорный взгляд на систему перемещения, без которой, якобы будет недостижим эффект присутствия. Если дело касается системы отслеживания перемещения глаз, рук — то это одно, если всего тела в ограниченном пространстве, то это совсем другое. И нужно оно будет вообще в массе своей, вот в чем вопрос.

  • art477

    Разумеется)
    Поэтому, если HL3 когда-то и выйдет, то именно в том виде, о котором говорится в статье — как первая ласточка нового игрового формата…. ну или, есть ещё вариант, что Valve к лешему разорится и Гейб станет клепать говнопродолжения HL, чтобы спастись, нажившись на ностальгии… но это вряд ли)

  • Геймер

    Как будто прочитал статью из пресловутого «Навигатора» за 97-й год. Ну и говно.

  • Zyxterman

    Нуу, как обычно. Разработчики существуют в своём мире, пользователи в своём. Никакой интерфейс не поправит текущих проблем упрощения геймплея и потери интереса к игре через несколько часов. Разве что они научатся напрямую раздражать центры удовольствия в мозгу, но уже не игры.

  • NorthOwl

    Зачем думать над очевидными вещами?

  • Grasshoper

    «Число пользователей сервиса компании Valve по цифровому распространению игр, Steam, превысило 65 миллионов, сообщает The Verge.»

    Жалкая кучка ПК говнарей, не правда ли?

  • cheval9

    >от нее тошнит
    это очень плохо. Я подозревал что будет такая проблема. Да вобще мне 3D очки даже не нравятся — вроде говорили что от них глаза дополнительно устают. Перед монитором то вредно много сидеть. А с такой аппаратурой станет вобще не возможно. Нафиг такие технологии?

  • Max Cher

    Если не получили и не сидите, значит просто оно не было вам нужно. Игры тут ни при чём. Просто имейте смелость признаться себе в том, что это ваше увлечение и забейте на мнение окружающих.
    И что нам делать с этим поколением, которое до сих пор думает, что человек, сидящий в 30 лет перед монитором/ТВ с мышой/геймпадом в руках, — отупелый деградант?..

  • Dima Trushin

    Очки 3D не имеют никакого отношения к Rift, это во-первых. Во-вторых, про глаза и их усталость: https://support.oculusvr.com/entries/24808208-Will-the-Oculus-Rift-cause-eye-strain-after-extended-use-

  • Grasshoper

    Поэтому нужно сидеть на попе ровно и ничего не делать. Светлое техногенное будущее придет само. Даже без новых направлений, разработок, корпораций, бюджетов, ученых и тому подобной лабуды.
    Прогресс он ведь такой, круглый и в вакууме. Висит себе и одновременно движется вам навстречу сам собой.

  • NorthOwl

    Стим по большей части состоит из: дотаубогие и прочие копрофилы, жующие мультиплеерное непотребство от Вэлв (Left 4 Dead, разве что, вполне сносный кооп-шутан), огромной кучи народа с интеграшками или устаревшими ведрами, которым от Стима надо в одни инди-хуинди гонять или чудом возникшую в этом мире нормальную стратегию на минималочках; кучки ОЛОЛО ПИСИ МАСТЕР РЕЙС — графонорожденных детей, превозмогающих кривые порты с консолей; ну и любителей покупать и играть в старые вины. Примерно категории обрисовал. Все это может смешиваться в различных комбинациях, но суть, думаю, ясна. Так что 65М юзеров это не значит целую армию адептов FullHD & 60 fps в ААА-новинках. А если учесть, что даже при всем этом 65 миллионов — это меньше, чем количество проданных экземпляров хотя бы одной из консолей прошлого поколения (я про седьмое), то хрень эти 65М.

  • Maklai

    Не совсем понятно, что вы имеете виду под «очевидными вещами». Спасти жизнь пациенту. проведя сложнейшую хирургическую операцию в 3D ? Найти в космосе решение проблем доп источников энергии или даже перенаселения ? Не говоря уж о возможностях использования в образовании. Да, возможно это и выглядит сейчас как бред в «розовых очках», но это лучше, чем ничего.

  • Grasshoper

    В принципе первое же предложение в вашем посте мне всё о вас сказало. Говорить не о чем. Но на прощание: «Для сравнения, сервисом Microsoft Xbox Live пользуются 48 миллионов пользователей, и из них только половина оплатила премиум-подписку, а сервисом Sony PlayStation Network — 110 миллионов.»

  • cheval9

    Это все прекрасно, но если пишут что от технологии тошнит, то как они собираются это выпускать? Если не будет комфортно пользоваться устройством то ничего не получится

  • NorthOwl

    Нет, просто…

    вместо того чтобы подумать.

    А что думать? То, что VR — это, В ПЕРВУЮ ОЧЕРЕДЬ, я бы даже сказал, не игры? Это очевидно. То, что это можно использовать в практических целях для симуляции всего что угодно в зависимости от сферы, где это затребовано? Это очевидно. Над чем еще думать? Над практической реализацией? Это, я бы сказал, не совсем мое, хоть и местами близко к той специальности, на которой я обучаюсь в настоящее время.

    P.S.

    Найти в космосе решение проблем доп источников энергии или даже перенаселения ?

    Слабо представляю себе, зачем тут может потребоваться VR,

  • Scrawder Man

    Youtube по запросу Oculus Rift.

  • Кинект, в отличие от OR, говно.
    Под него нужно продумывать специальные механики (а значит, делать отдельные игры), железо первой версии было достаточно ущербным, а его использование — ресурсозатратным. Как минимум должно быть много свободного пространства.
    OR лишен всех этих недостатков. Кроме нескромных запросов к железу.

  • AlBo

    Ничего себе… Для РПГ дополнительный элемент погружения не может быть лишним. Чем сильнее себя отождествляешь с героем — тем лучше. VR тут просто вне конкуренции будет. Главное — кушать не забывать.

  • AlBo

    А если сексом не заниматься и вообще забыть о противоположном поле, то тоже можно очень много времени освободить. Но почему-то никто особо не стремится…

  • NorthOwl

    В принципе первое же предложение в вашем посте мне всё о вас сказало.

    Дотаобиженный? Кроме «Говорить не о чем» аргументов нет?

    По сути:

    Боксов, тем не менее, продано куда больше, просто не всем онлайн нужен. А консоль и онлайн-сервисы это, в некотором роде, целостная система, разделять их будет не совсем корректно. Xbox всего продано 80 миллионов. PS3 примерно столько же. Wii — 100 миллионов. Такие дела.

  • Roger Daniels

    Ну что за глупые инсинуации. Во всеми вами любимую Half-Life 96 года выпуска сегодня тоже играть не ах как интересно, скука подступает после первого получаса. Так зачем сравнивать игры прошлого и нынешнего тысячелетий, я понять не могу.

    Что первый Doom, что второй для молодых разработчиков были как учебник. Все основные геймдизайнерские принципы и постулаты были заложены там. Конечно, с тех пор немало воды утекло, и основные положения изменились, но суть осталась прежней.

  • Dima Trushin

    На сколько я понимаю, они его завтра выпускать и не собираются. Вроде бы как года два ждать придется еще как минимум. Потому, к «от него тошнит» стоит относиться как к текущей проблеме данного прототипа и не более того.

  • Holy Devil

    «Боксов, тем не менее, продано куда больше, просто четверть сгорела».
    Исправил во имя справедливости.

  • Scrawder Man

    Пацаны на районе не поймут. Все просто же.

    Перед компом сидит — задрот.
    Знает больше меня — ботан.
    Знает меньше меня — тупой.
    Высокая самооценка — высокомерная тварь.
    Низкая самооценка — тряпка.
    Добился успехов в жизни — целовал зады начальству.
    Не добился успехов — лошара по жизни.

    Всех можно классифицировать, и при этой классификации всегда оставаться Д’Артаньяном.

  • Maklai

    Вы сами же и ответили на свой вопрос — симуляция всего и вся 🙂 Виртуальные эксперименты по терраформированию планет — это конечно сказка, но тут уж нет предела фантазии — например просвещение населения в развивающихся странах о вреде многодетных семей — можно создать такую неприглядную ( а главное интерактивную) картину последствий лично для себя и своих детей перед глазами, что это возможно сработает лучше, чем часы бесед. Но тут уже встают проблемы традиций и религии. Наоборот — в развитых странах (проблема вырождаемости).

  • ld50ofmilk

    Даже не из него, а из газеты «компьютерра»

  • Roger Daniels

    Ну, в 99% игр предусматривается возможность проигрыша. И не только в компьютерных играх, заметьте. Практически везде есть победитель и проигравший. Только видеоигра всегда дает второй, третий, пятый, десятый и так далее шанс, вот и вся разница, но от гейм овера не застрахован никто.
    А художественную составляющую нужно искать в независимом секторе. Крупные издатели, они как воротилы киноиндустрии, не хотят и боятся рисковать, потому и клепают однотипные стрелялки для подростков, как летние блокбастеры для попкорножующего люда.
    Приносили бы глубокие во всех смыслах игры свои дивиденды, будьте уверены, их было бы в разы больше чем сейчас.
    Хотя… Mirror’s Edge от EA, на мой взгляд, отличная штука. Довольно смелый эксперимент к рамках жанра. И с великолепной художественной составляющей.

  • Roger Daniels

    А если Half-Life 3 не выйдет. Вообще. Вот чисто гипотетически давайте представим себе такую ситуацию. Что будете делать?

  • NorthOwl

    Ну было дело, брак всегда бывает, но оправдывать бокс не буду, он действительно безблагодатен. Выбор у покупателей был. собственно. Да и MS несколько исправились потом.

  • Nerd_Sp

    Я где-то сравнивал подходы к левелдизайну?

    Коли уж заговорили об этом, то уровни 2го дума — сборная рандомная солянка из всего того, что было в 1м.

    В 1й части была логика — Ангар, Ядерный завод, Военная база.
    Всё это выглядело как вполне пригодные для обитания людей локации. В более-менее логичной последовательности.
    2я — часть просто набор новых карт и монстров.
    Абсолютно бездумные уровни ради уровней с рандомно расставленным монстрятником.

    Единственный плюс второго Дума — наличие двухстволки.
    Развлечение на пол часика.

    И кстати, мне в Half-Life 96 года интересней играть чем «во всеми вами любимую» 2ю часть. Это чистая вкусовщина.

    Если уж говорить об отличном дизайне в шутерах (который стоит изучать в профильных заведениях) — стоит вспомнить, как раз таки, Half-Life, первый Doom, оба Систем Шока (хоть они скорее и экшнрпг), и 1й Unreal.

  • Roger Daniels

    Обоснуйте, почему «говно»? Вам автор четко обрисовал текущее положение дел, вон даже про HL3 несколько слов прозвучало, из пальца ничего не высосано, во всем опора на факты. Какого хрена вам надо? Или просто захотелось пукнуть в лужу и с гордым видом удалиться?

  • NorthOwl

    Виртуальные эксперименты по терраформированию планет — это конечно сказка

    Для этого не нужны VR-очки, плоских мониторов вполне хватит.

    можно создать такую неприглядную ( а главное интерактивную) картину последствий лично для себя и своих детей перед глазами

    В суровом темном будущем злобные белые люди приводят население банановых республик в ужас показом жутких виртуализированных сцен из ужасающего потенциального будущего их семейств… Ууу, гримдарк, хехе.

    А вообще, с отраслями, где это реально надо, и так все уже понятно, а неочевидные применения — рано о них еще думать, технологии-то пока нету готовой.

  • Dima Trushin

    боюсь, не справится

  • Roger Daniels

    Позвольте поправить, тут не «тошнит», а, скорее, «укачивает», «начинает кружиться голова». А то «тошнит» звучит несколько двусмысленно в данном контексте.

  • art477

    Ну про проигрыш — это я условно, возможность «выиграть/проиграть» — это, конечно, никак не показатель качества геймплея, показатели там другие: инновационность, разнообразие вариантов поведения, сбалансированность и проч и проч.. Просто задолбали бесконечные «press X to win»)
    И, разумеется, ясно, что во главе угла у издателей всегда стоит финансовая выгода — но, ведь это не объясняет всего: киноиндустрия, например, тоже полностью коммерциализирована, но качество сценариев в фильмах, даже если судить по самым ширпотребным голливудским блокбастерам, значительно выше качества сценариев к играм)

  • Grasshoper

    По сути ПК продано как минимум на порядок больше чем циферка пользователей в стиме. Что дальше?
    Как дота может кого-то обидеть я решительно не понимаю. Своим существованием что-ли?
    Человека который легким движением руки записывает 65 миллионов человек в копрофилы я могу охарактеризовать одним словом и слово это далеко не максималист.
    Сам допрешь, д……б?

  • NorthOwl

    Сначала научись читать не жопой, потом слова с точечками посередине писать будешь. В копрофилы я записал любителей сетевых игрищ от Вэлв. Их мультиплеерные игры (кроме, опять же, единственного L4D) — это, прежде всего, игры для отборного быдла. Поэтому я их и презираю.

    По сути ПК продано как минимум на порядок больше чем циферка пользователей в стиме.

    Вы посмотрите на него. Основная база юзеров Стима сформировалась примерно в одно время с жизненным циклом седьмого поколения консолей. Этого уже достаточно, чтобы опровергнуть данный аргумент. До остального сам додумаешь, коли не идиот.

  • Scrawder Man

    Ну если что, Гугл который ищет за нас поможет.

  • Дмитрий Бурдин

    Продолжай жечь.

  • Araucan

    Про «считанные годы» Александр в журналистском угаре написал. Ясно, что не видать нам Half-Life 3 ещё 10 лет.

  • Araucan

    Ты тоже не отставай.

  • Rimbo

    Ну не знаю, я бы поиграл в стратегию в ВР, от лица полководца или как БОГЕ, с неба взирал:)).

  • Grasshoper

    Не был бы ты мудаком по сути, ты бы вообще никого никуда не записывал. И такими словами как «быдло» не бросался бы.

    По данным аналитической компании IDC, в 2005 году мировые поставки персональных компьютеров составили 202,7 млн штук (рост на 15,8 % по сравнению с 2004 годом).

    В 2007 году, по данным IDC, продажи персональных компьютеров в мире составили 269 млн штук (рост по сравнению с предыдущим годом на 14,3 %). Лидером по продажам ПК стала компания Hewlett-Packard (около 18,2 % всех поставок).[5]

    В 2008 году продажи персональных компьютеров в мире составили 291 млн штук.[6]

    В 2009 году мировые поставки персональных компьютеров составили 308,3 млн штук.[7]

    По данным Gartner, во втором квартале 2013 года продано 76 млн ПК, на 10,9 % меньше, чем во втором квартале 2012 года.

    Циферки сложишь с 2005-го? Это даже не с 2001-го.
    И на 80% из них хоть раз но какой-то пасьянс запускался. Без стима. Даже возможно в оффлайне.

  • Roger Daniels

    Увлекаюсь кино и за последние несколько лет удалось посмотреть массу разномастных картин. И поверьте, качество сценариев в летних, дорогих, «глянцевых» блокбастерах просто отвратительное. Бегают, стреляют. Равно как и в играх, впрочем.
    Так уж получается, что на продукцию категории «и уму и сердцу» падает спрос. Арт-хаус, где внимательный зритель может разглядеть глубокий смысл, зачастую отпугивает манерой и формой подачи. Работы малоизвестных режиссеров, чьи фильмы дебютируют на фестивалях независимого кино, типа Sundance, редко находят дорогу на большой экран.
    С играми похожая история. Единственный шутер с любопытным сюжетом, что вышел за последние 5 лет, видится Spec Ops: The Line. Только я в него не играл…

  • art477

    Не скажите,среднее качество сюжетов киножвачки всё-таки несколько выше, чем среднее качество сюжетов игрожвачки. Если бы Mass Effect был фильмом — то это был бы проходной блокбастер, который забыли бы через полгода…
    В любом случае, никак не объяснимо, почему вкладываются именно в ГРАФОН, а не во что-то другое? Ведь есть живое подтверждение в виде серии CoD, что и на древнем графоне можно зарабатывать огромные деньги..

  • Halcy0n

    Ты как маленький.
    http://tech.onliner.by/2014/01/21/oculus-rift-review

  • pam pam pam

    Надеюсь, по все эти девайсы игры не нужно будет делать отдельно — и так разных платформ сейчас очень много.

  • NorthOwl

    А что если я скажу тебе, что на ПК люди обычно не в игры играют, а работают? Тогда уж надо отгрузку по топовым видеокартам для каждого года считать, и то немаля их часть уйдет на цели неигровые.

  • msk

    Потому что от статьи ощутимо отдает бульварным чтивом.

    Автор одновременно пишет на две темы, первая — виртуальная реальность (далее — VR), вторая — Oculus Rift (далее — OR). Причем про VR гораздо больше.
    Проблема в том, что OR — почти что сегодняшний день и многие читатели действительно ждут свежей актуальной информации по этому устройству, тогда как VR — очень далекое будущее.
    Статья же подает информацию по обоим вещам совершенно хаотично. Абзац может начаться с OR, и уже на середине перейти к VR, спонтанно.
    И ведь не придраться, потому как все что относится к OR по определению относится и к VR, однако обратное — уже не верно.

    Зачем так тренировать читателя — решительно непонятно.

    В статье есть актуальная информация, но её важность и количество претендует максимум на пару строк в рубрике «Тоже новости». Остальной же поток сознания можно смело отдельной статьей в «Неформат».

  • pam pam pam

    В РПГ помимо погружения есть и множество других факторов. Да и самих РПГ от первого лица не так уж много, так что тут очки в большей степени в пролёте.

  • DarkEld3r

    > VR тут просто вне конкуренции будет.
    Тут смотря какая рпг. Всякие масс эффекты и скайримы — ладно. Что-то более «олдкульное» — тогда это только больше мешать будет. И так «требование» озвучивать диалоги повышает «порог вхождения» и размер бюджета.
    Опять же бывают партийные и походовые рпг — нафиг там это надо?

  • Grasshoper

    Точнее на пк люди не только работают но еще иногда и играют. Без фанатизма. И на middle сегменте железа тоже и на офисных гробиках в казуалки балуются. Можно посчитать продажи видеоадаптеров, mid-high, как бы их не оказалось еще больше. Часть из них уже в проданных компьютерах собственно. Но ПК же не нужен.

  • Scrawder Man

    Колька Тесла же.

  • AlBo

    Тут небольшая путаница причины и следствия, имнсхо. Как только технология появится — появятся и игры. Никто не предлагает играть в старые игры в VR.

  • AlBo

    Не вижу препятствий для игры в партийные и походовые РПГ посредством VR. Например, в тот же KOTOR было бы интересно.

  • pam pam pam

    РПГ всё равно будут рассчитывать на эту технологию меньше всего — там диалоги, скилы, развитие, моральные выборы. Для всего этого очки не нужны.

    Шутеры и гонки выиграют в первую очередь. Ну и рпг с элементами шутераслешера как Скайрим или Деус Экс, но опять же таки — благодаря шутерной составляющей.

  • Nerd_Sp

    Навороченый графон проще показать в трейлерах, скриншотах и других рекламных материалах чем глубокий сюжет и интересных персонажей.
    А в CoD делается ставка на wow эффект, и динамику.
    Основному потребителю кодожвачек на западе до последнего времени о древнем графоне онного было невдомёк.
    Как рекламировали CoD Ghosts — «с нашей новейшей технологией тесселяции оптический прицел вашей винтовки становится идеально круглым…вы только подумайте, ну конечно же движок КолофДути выжимает из консоли последние соки, ясненько-понятненько»

  • Kolkav

    Газонокильщик имхо не торт. Кстати не понимаю насчет HL3 в 2015. Да, почти наверняка третья часть должна стать в чем-то революционной, но видно, что ‘простые’ очки для Valve это ох как мало, а из первых уст понятно, что да, дело движется, но даже не вдумываясь серьезно в способы решения всех проблем ‘погружения’ , даже сам их список уже намекает о том какой невероятный объем работы нужно проделать и сколько еще всего изобрести. Так я к чему клоню: это уж точно не 2015, а только с Oculus Rift’ом Valve выпускать третью часть точно не будет. И да, сначала же Left 4 dead 3 вроде)

  • art477

    Понятно, конечно, что графоном хвастаться проще: и перед потенциальными спонсорами, и перед покупателями… но в любом случае такой перекос явно не идет индустрии на пользу.
    общие тенденции, я так понимаю, такие, что графон развивается стремительно, сюжетная часть подтягивается потихоньку, а с геймплеем какая-то ерунда — хорошо, если он хотя бы не упрощается до предела..

  • Vasya97

    У меня в стиме 5 или 6 аккаунтов, например.

  • AlBo

    Вот, честно, не понимаю, чем помешает VR диалогам, скилам, развитию и моральным выборам. Да и шутеры тут как-то тоже ни при чем.
    Видеть игровой мир, как будто на самом деле, а не в изометрии или, вообще, в воображении, по-моему, круто.

  • AlBo

    Тесла крут. Что лишь подтверждает исключительность ситуации.

  • DarkEld3r

    Ну препятствий много у чего нет. Меня больше интересует «зачем?». В смысле, что это даст?

    Всё-таки «нормальные» партийные рпг с видом сверху (котор тоже не с видом «из глаз персонажа»). Затраты на создание игры, понятное дело, увеличатся. А плюсы-то где? «Вживание в роль» не работает — не из глаз персонажа ведь смотрим.

    Но посмoтрим, вдруг чем-то удивят. Но меня всё-таки беспокоит, что разрыв между инди и «дорогими рпг» будет только рости благодаря этому.

  • DarkEld3r

    Видеть игровой мир, как будто на самом деле, а не в изометрии

    Начнём с того, что некоторым изометрия по душе. (:
    И некоторым играм, на мой взгляд, она очень подходит. Скажем, какой-нибудь балдурс гейт с видом от первого лица?

    Плюс «Видеть игровой мир, как будто на самом деле» это значит только «вид из глаз»? Потому что популярный вариант «вид со спины» — как бы тоже не то, что в реале наблюдаем. Что опять же сужает игровое разнообразие.

    Ну и меня беспокоит, что это будет определённые игровые механики поощрять. Скажем, выбор из десятка диалоговых ответов и так не особо популярен. А так ещё «менее естественно» смотреться будет. Того и гляди — пойдут дальше «диалогового колеса» и, к примеру, ограничат вариантами да/нет. Особенно, если управление типа кинектовского будет. Вполне «естественно» ведь кивать или махать головой изображая ответ. Максимум, распознание нескольких простых голосовых команд прикрутят…

  • Roger Daniels

    Да он и так уже упрощен. Западные и бОльшая часть европейских студий и так упростили свои игры дальше некуда в угоду консольной аудитории и казуальной публике. Конечно, любителям челленджа всегда дается на выбор дополнительный уровень сложности, но общий курс на упрощение взят вот уже как лет 8 назад и продолжается до сих пор.
    Особняком еще пока держится азиатская игростроевская машина во главе с японцами, конечно.
    А с графикой все просто. Народу подавай зрелищ, взрывов, спецэффектов.

  • Дмитрий Бурдин

    Нет я как большой.
    Я умею и гуглить, и читать, и даже на ютубе меня пока не забанили. Просто мне не очень интересно смотреть однообразные ролики, где чуваки крутят головой в шлеме с криками «вау, как круто», а на экране нам показывают 2 смещенные картинки. Я итак примерно представляю себе как это работает. Статьи про то что «это так круууууууто» мне, опять же, неинтересно читать. Я спрашивал про другие ролики. Вот, допустим, по телевизору с завидной регулярностью крутят рекламу новых супер-3д-ультрахэдэ-опупетьваще телевизоров. И умудряются на моем, обычном, примерно показать, чем будет отличаться картинка на их необычном. Чего-нибудь такого я и спрашивал. У меня нет версии для разработчиков, и я как-то не езжу по выставкам, где мне дали бы попробовать этот шлем. Я хочу увидеть что-нибудь, что мне наглядно покажет: вот так будет выглядеть игровой процесс с этим шлемом.

  • Andrey Krut’ko

    Добавь в список «Graphics Programming Black Book» ))

  • Andrey Krut’ko

    >Во всеми вами любимую Half-Life 96 года выпуска сегодня тоже играть не ах как интересно, скука подступает после первого получаса.

    пропущено слово «мне» между «сегодня» и «тоже».

  • Dima Trushin

    Неплохие у тебя запросы.

    Если про рекламы 3d телевизоров ты имеешь ввиду вот такой вот эффект: http://www.youtube.com/watch?v=o5RWQxe44nM

    То лучшее, что я тебе могу предложить это вот этот ролик: http://www.youtube.com/watch?v=Jd3-eiid-Uw

    Он никакого отношения к OR не имеет, как и 3d эффекты в рекламах 3d телевизоров к тому, что ты реально увидишь на этих самых телевизорах, но эффект с натяжкой можно назвать сопоставимым.

  • Max Cher

    Не гоните, пожалуйста, на второй Дум. Ромеро никогда не ставил себе задачи сделать игрушку с продуманным миром, персонажами и квестами. Дум — это ураган, хаос, адреналин, энергия в чистом виде. Это то самое зерно, которому суждено было потом попасть в Кваку и повлиять на жанр шутеров в целом. Рассматривать эту игру под лупой не нужно.

    Всё было максимально просто и с легкой долей сумасшествия: вот эта коричневая хреновина, выпускающая красные обжигающие шары, хочет тебя убить. Убил её? Ну попробуй тогда 3 таких хреновины. Опять победил? Получи двух «баронов ада». И их вывез? Врубай Nightmare и докажи своей бабушке, что вывезешь постоянно появляющихся вражин и доберешься до выхода.

    По той же самой причине, нельзя сравнивать эту игру ни с Дюком, ни с Еретиком, ни с Blood. Оставьте Дум думерам.

  • Max Cher

    Да не, просто у нас, как всегда, все — «специалисты» во всём. Нахрена нам статьи, обзоры, аналитика? Нее, мы и «сами с усами», всё знаем-умеем-разбираемся.
    Эту страну не исправить.

  • Max Cher

    Там вроде команда L4D занимается другим уже анонсированным проектом (http://bit.ly/1g1RSKa). Поэтому вполне возможно, что увидим 3-ю часть только после этой игрушки. Но вроде обещает быть как минимум интересной.

  • D-Lain Ivakura

    Вы, мля, не путайте дизайн карт (а карты в думе 2 офигительные в этом плане) и «логичный мир где могут жить люди»…что это за херь вообще?

  • Гена Воробьев

    >Весьма смело заявляют, не так ли?
    Это вывод на основе вольного пересказа от стороннего человека. Слово «уверен» употреблено только для того, чтобы читалось приятнее, не надо это воспринимать как истину в последней инстанции.

  • Гена Воробьев

    И ты всеми ими пользуешься? Эта цифра — число активных аккаунтов.

  • Nobody

    Кадр в статье из второй Матрицы, к слову.

    Вообще, прогноз на ближайшие годы чрезмерно оптимистичен. «Газонокосильщик» вышел уже 20 с лишним лет назад, а толковой виртуальной реальности так и не создали. Вектор правильный, но масштаб не тот.

  • Metzger

    Очередная победа ПК над консолями.

  • Sergthegod

    кроме того, что мне, с монокулярным зрением, он без толку. а кинектом пользоваться я могу

  • Sergthegod

    всё верно *troll*

  • Яков Штеффен

    Пугает и завораживает.

  • Евгений Морозов

    Valve к этому проекту не имеет отношения. Издатель 2K Games

  • M’aiq the Liar

    Кстати Окулус, вроде, НАСА сейчас использует при подготовке астронавтов. Конечно его влияние не существенно пока, но идея действительно много где применима.

  • KenTWOu

    http://media.steampowered.com/apps/abrashblog/Abrash%20Dev%20Days%202014.pdf
    Ссылку на конспект презентации то надо было вставить.

  • Nerd_Sp

    Эта «херь» называется левел-дизайном.
    И если в первом Думе, например, ангар выглядит как реально существующий объект (начиная с текстур, заканчивая структурой уровня), то большая половина уровней 2го дума — набор хаотично расставленных объектов без какой либо привязки к чему то имеющему право на существование.
    Возможно это вопрос вкуса, но мне это нехило, так, ломает погружение в игру.
    Плюс, больше половины уровней 2го дума — не просто набор рандомных элементов, а, даже, кусочков этих элементов связанных друг с другом исключительно порталами.
    И вместо путешествия по 1му цельному левелу ты прыгаешь телепортами с куска на кусок.
    А это называется плохим дизайном уровней.

  • FanatKDR

    все уже давно поняли, что у тебя монокулярное зрение, хватит ныть об этом в каждой теме по OR.
    «а кинектом пользоваться я могу»
    а люди, которые лишились конечностей или парализованы не могут и что сейчас им ныть в каждой теме, что кинект — гавно?
    а еще есть люди у которых вообще нет компьютеров/консолей и интернета и им абсолютно плевать, что этого нет..
    ты не пуп земли, чтобы из-за твоего монокулярного зрения закрывать разработку и производство OR.

  • Halcy0n

    Не можешь представить из полученной инфы, как всё это будет работать — это уже лично твои проблемы.

  • FanatKDR

    это в дум то сейчас неинтересно играть? да это просто верх интереса по сравнению с последними шутерами, которые на харде проходятся зевая и с закрытыми глазами.

  • Roger Daniels

    Ну конечно-конечно. Первая-то Half-Life она лучше всех. Было бы странно, если бы кто-то согласился со мной. Учитывая, какой ажиотаж тут вызвало только лишь упоминание о новой игре серии, любая критика в адрес «великой и ужасной» вызывает приступ праведного гнева и негодования.

  • NorthOwl

    Я уже писал про это выше. В наше время у каждого хоть сколь-нибудь часто играющего в игры, есть аккаунт в Стиме. Так что статистика по пека-гейменгу у Гейбушки весьма точная. Или вы хотите любителей веселых ферм тоже к «писи мастер рейс отнести»? Ах, да, у нас же еще ММО имеются. Которые, по большей части, тоже стыд и ужас, и нормальным людям 99 процентов из них нахрен не сдались.

    P.S. Упоротых вэлвосектантов полон тред.

  • NorthOwl

    Тогда таких писак текстов руками надо взашей из редакции гнать. Какой, к черту, вольный пересказ, когда идет перечисление названных человеком тезисов?

  • StrangeTamer

    Да мне как-то до лампочки по большому счету :). Мне ж не 15 лет, чтобы ждать игру.

  • Sergthegod

    где я призвал закрывать разработку и производство QR, господин «я люблю утрировать всё»?

  • FanatKDR

    в любой теме по OR твой посыл: «мне они не нужны, значит всем не нужны!!111»

  • Гена Воробьев

    Так перечисление тезисов идет нормальное, это ты к словам придираешься.

  • Гена Воробьев

    Первые полчаса в HL — это поездка на вагонетке 😉 Можно вспомнить старую шутку, что все игроки в HL делятся на прошедших до конца и не осиливших вагонетку.
    Я первый Half-Life прошел году в 2007-м и как-то ничего, остался страшно доволен. Потом год спустя взялся за Blue Shift, который оказался очень пресный, а в 2012 играл в Opposing Force с таким же удовольствием, что и в оригинал (хотя Gearbox-таки наломали дров с механикой :/ ).
    Не надо проецировать свои ощущения на всех, HL отлично играется и сейчас, потому что там нет самой страшной болячки старых игр — кошмарного управления и жуткого интерфейса. Ритм игры, стрельба, тасование окружения и подброс интересных игровых ситуаций там на высшем уровне.

  • Гена Воробьев

    Потому чсто у тебя не критика, а вкусовщина.

  • Sergthegod

    ты ошибаешься

  • Ubiavshka

    Тебя так бомбануло от того, что в статье назвали консоли убожеством без перспектив и новых горизонтов? Или ты просто упорот в конец?
    И да, прон очень сильно продвигает индустрию вперед, особенно ширину интернет каналов

  • Sabatta

    Конечно, нет. Скоро он седьмой аккаунт заведет, т. к. пароль от очередного аккаунта успешно забыт :/

  • Sabatta

    Мля, первый раз в жизни не хочу, чтобы Халва вышла… :/

  • NorthOwl

    Бомбануло (если можно это так назвать), оттого, что, как выразился другой комментатор где-то неподалеку, «от статьи ощутимо отдает бульварным чтивом», но все это усиленно пытаются подать с умным видом. Ну и плюс еще Гейбен, от которого не бомбануло, а просто стало весело: меня его вскукареки и пеканадежды давно забавляют. Все хочет ДОМИНИРОВАТЬ.

  • Deus Ex Vino

    Не должен — слег вызывал неконтролируемые галлюцинации. Скорее уж какая нибудь «глубина»..

  • Max Cher

    Про издателя речь не шла. Там в разработчиках значится команда людей из Turtle Rock, которые и придумали концепцию L4D.

  • Ашграу

    Анимешники негодуют: где про SwordArt Online? Правда, там нейроинтерфейс, но это не настолько принципиально.

  • adios

    Ты слишком много сидишь в vg, сдается мне. Строчишь посты как будто по учебнику.

  • NorthOwl

    Нет, я нечасто там бываю.

  • uptime

    Ну до нейро-интерфейсов еще далеко. Самые последние на сегодня протезы, насколько мне известно, управляется мышцами. Впрочем, будет здорово, если игровые разработки подтолкнут эту область.

    Недавно видел видео демонстрацию, где управляли летательным аппаратом с помощью мысли. По крайней мере так говорят авторы. Простейшие движения: вверх, вниз, вперед, назад…

  • Антон Перфильев

    Ваши сведения устарели. Последние версии протезов управляются через нейроинтерфейс. Более того, к ним уже начали добавлять обратную связь – тактильные ощущения.
    Пара примеров:
    http://www.youtube.com/watch?v=-u8KkvZvVVI

    Хм… Видео с протезом с тактильной обратной связью DARPA со своего канала почему-то удалили.

    /edit

    Нашёл: http://www.youtube.com/watch?v=fjQw0TsF7KA

  • begem0t

    Лично мне не кажется, что тут «считанные годы». Такое словосочетание фигурировало уже, пожалуй, десятилетия два назад, если не больше. И всегда не хватало чуть-чуть. Гироскопы покомпактнее, дисплеи почётче, картинку на них поприятнее. И все эти и прочие «мелочи» должны были решиться «в ближайшие пару лет». Думаю, и теперь не решатся.

    В любом случае, когда я впервые услышал о «виртуальной реальности», будучи ребёнком, я думал, как это будет круто и здорово. А сейчас, прочитав статью, я с каким-то внутреннем недоумением отметил, что совсем не хочу подобного. Неужели я настолько стар? 🙂

  • Grasshoper

    Сова, ты гонишь.

  • AlBo

    Технологии распознавания голоса уже достаточно неплохо работают, так что вполне реальны голосовые команды.
    Ну, и никто не отменял способа «ткнуть» виртуальным пальцем в нужный вариант. Например, интерфейс как в фильме «Джонни Мнемоник».
    Вид из глаз мне лично представляется единственным логичным вариантом для максимального отождествления с персонажем. Но для кат сцен или специальных игровых режимов возможны и другие варианты.
    Короче, VR, при должной реализации, должна стать крутейшей штукой. Круче только нейроинтерфейсы.

  • anb555

    «Для интерактивности нужна система слежения за перемещением с точностью до 1 мм и общим объемом пространства вокруг игрока в 2 куб. м. На текущий момент нет ничего даже близкого к таким параметрам»

    1. Не очень понятно, зачем им 2 куба, если человек будет сидеть на стуле.
    2. У древнего TrackIR5, например, разрешение по горизонтали 1850 subpixels/degree. На расстоянии 60 см от камеры, (если я применил правильные формулы) получится 0.006 мм/пиксел

  • Arkvid

    Не соглашусь, тут уже виднеется граница разгона технологий вплане четкости изображений например, сейчас могут впихнуть в 7 дюймов 4к разрешение, но это будет ооочень дорого и мало кому надо. Ну а развиваться надо куда-то, деньги то зарабатывать как иначе))

  • anb555

    http://www.youtube.com/watch?v=7vcGqha6xJ0
    А вы говорите Oculus Rift 🙂

  • Евгений Морозов

    Сори, не прочитал предыдущий комментарий, думал речь идёт о 3-й части Half-Life.

  • GreyDronT

    «В наше время у каждого хоть сколь-нибудь часто играющего в игры, есть аккаунт в Стиме»

    Нет. С какой-то долей натяжки можно утверждать «у каждого хоть сколь-нибудь часто покупающего игры, есть аккаунт в Стиме».

  • NorthOwl

    Ну в цивилизованном мире игры народу покупает а не тырит в большинстве своем, да и даже в России пиратство в основном только где-то в совсем уж в мухосрани еще процветает. Плюс в Стиме куча всякой фритуплейщины лежит.

  • DarkEld3r

    > Вид из глаз мне лично представляется единственным логичным вариантом
    Я очень надеюсь, что не все (особенно разработчики) так думают.

    В любом случае, есть всякие тактики (и тактические рпг), в том числе, и с созданием целиком всего отряда — в кого тут вживаться?

    Ну и у меня «вживание» почему-то куда круче работало, например, в первых фалаутах, чем в третьем или в масс эффекте.

  • p1rate

    Гейба сожгут на костре. валве закроется. выйдет виндос милениум 3000. пугачева продолжит сольные концерты.

  • xpil0t

    >>»Контроль перемещения. Для
    интерактивности нужна система слежения за перемещением с точностью до 1
    мм и общим объемом пространства вокруг игрока в 2 куб. м. На текущий момент нет ничего даже близкого к таким параметрам (Kinect и Move и рядом не лежали), поэтому Valve займется разработками в этом направлении »

    Ну, кхм мне кажется, это не совсем правда (и VALVe стоит заняться чем-то другим). Начнем с того, что сейчас на рынке уже есть Razer Hydra и она обещает как раз точность до 1 мм. Другое дело, что сенсор не обеспечивает 2 куб.м пространства: уверенный захват без ошибок будет только в радиусе ~0.5 метра от базы. Но Hydra — это первое поколение и сейчас компания-разработчик сенсора (Razer занималась только дизайном), Sixense работает над следующей версией устройства под названием «STEM», которая будет точнее (и судя по размеру сенсора, прием должен быть на большем расстоянии): http://www.youtube.com/watch?v=gC2pMfoyEiA Правда, девайс хоть и будет модульным, но даже в базовой версии будет дороже «Гидры».

  • Nines

    Часть команды Turtle Rock, насколько мне известно, остались в Valve, когда те решили выкупить свою студию обратно, и если верить утекшей информации, то L4D3 уже в разработке.

  • JC Denton

    Помню когда в первый раз прочитал в газете про Вачовски… Как-то стало прямо не по себе.

  • JC Denton

    Ничего. Стариков надо уважать… 😉

  • Alex Shestopalov

    Да блин. О HL можно забыть. Увы…

  • Wayland

    Александр, спасибо за статью! Только сейчас удалось прочитать, повеяло духом игровых журналов середины 2000-х, когда статьи писались грамотно и с чувством такта. Вижу, некоторым не нравится литературность, но у меня чувства сугубо положительные.

  • Ger

    ИРЛ, довольно много где.
    В Киеве, к примеру 18-20 января была публичное тестирование девайса в антикафе Bibliotech.
    Предлагали всем желающим прокатиться по американским горкам в Окулусе. Ощущения непередаваемые) Правда картинка зернистая (но там был прототип второй итераци, о чем честно предупреждали).