Ничья на своем поле: о спортивных играх в киберспорте

Автор: TOP

Игровые виды спорта давно завоевали внимание по всему миру – чего стоят только полтора миллиарда футбольных фанатов! С другой стороны, стремительно растущий сегмент киберспорта по голым цифрам уже догоняет, а кое-где и перегоняет «старшего брата». Скажем, телеаудитория последнего финала Кубка Стэнли составила 28 млн человек за 6 встреч, а недавний пятиматчевый финал чемпионата мира по League of Legends собрал 43 млн зрителей.

На пересечении двух индустрий стоят спортивные симуляторы: FIFA, NBA 2K, NHL. Казалось бы, состязательный принцип и распространенность (тиражам ведущих серий можно позавидовать), помноженные на популярность спорта, должны обеспечить им теплое место на профессиональном поприще, но на деле ситуация неоднозначная.

Первый на деревне

Единственная по-настоящему процветающая дисциплина – FIFA. В ее пользу сошлось много различных факторов, но ключевые из них – повсеместное поклонение футболу и обширный комплект лицензий в игре. Если Madden NFL, NHL, NBA вынуждены страдать от того, что за пределами Северной Америки интерес к соответствующим лигам резко падает (пусть 2K Sports и ввела ряд европейских команд), то FIFA успешно расходится как в Старом Свете, так и в США.

До статуса киберспортивного гиганта проекту далековато, однако по многим критериям он несомненно в высшей лиге. Главное событие –  ежегодный FIFA Interactive World Cup – от скромности явно не умрет: вручать приз победителю приходят такие легенды, как «Зубастик» Роналдо и экс-нападающий «Манчестер Юнайтед» Дуайт Йорк, а затем чемпиона приглашают на присуждение «Золотого мяча», где он может не только нащелкать фото с Лионелем Месси, но и бросить тому вызов в виртуальный футбол. Турнир пользуется полной поддержкой ФИФА и летом 2014 года проводился в Рио-де-Жанейро параллельно с реальным ЧМ. Кроме того, он регулярно входит в Книгу рекордов Гиннесса как самое массовое интернет-соревнование, привлекая более 2,5 млн участников по ходу отборочных раундов.

FIWC состоит из нескольких ступеней. Раньше за три онлайновых сезона (каждый длиной в месяц) отбирались по 15 лучших игроков с Xbox One и Playstation 4, к ним присоединялся прошлогодний триумфатор, и вся братия отправлялась в один из городов мира на Гранд-финал. Тридцать второй участник добавлялся уже на месте – местный чемпион, выявленный в отдельном турнире.

Теперь же сроки растянулись (третий сезон продлится с 1 февраля по 30 апреля), и за основу взят региональный принцип: европейцы бьются в одной квалификационной сетке, американцы — в другой, остальные — в третьей, и из их числа набирается суммарно 22 финалиста. Еще 8 завоевывают путевки через режим Ultimate Team, а последняя пара официально представляет настоящие клубы: скажем, «Манчестер Сити», «Валенсию» или «Вольфсбург», в зависимости от итогов их отдельного междусобойчика.

«География» Гранд-финалов очень обширна. FIWC 2016 завершился победой Мухаммада Аль-Баша из Дании, и финальное сражение развернулось в Нью-Йорке в культовом театре «Аполло». До этого киберспортсмены успели посетить Барселону, Берлин, Дубай, Рио-де-Жанейро, Амстердам, Мадрид, Мюнхен, Лос-Анджелес, а в нынешнем году поедут в столицу Великобритании.

Однако не Interactive World Cup единым. FIFA регулярно присутствует на крупных мировых форумах и под эгидой лучших лиг: ESWC, Gfinity, ESL, DreamHack, Insomnia и др. Испокон веков она была и одной из соревновательных площадок на World Cyber Games, закрытом в 2014 году.

Телетрансляции различных турниров по игре постепенно становятся привычным делом в мире. Например, во Франции тандем медиасетей L’Equipe 21 и Media365 проводит и показывает собственную E-Football League, где сражаются лучшие французские игроки. Канал FOX Sports демонстрировал Гранд-финал FIWC 2016 как на своих американских каналах, так и на платформах в Великобритании, Австралии, Бразилии и остальных странах.

Впрочем, FIFA как киберспортивной дисциплине есть куда расти. Прежде всего, ей пока далеко до бюджетов элитных проектов – Dota 2 и League of Legends. Победители The International 2016 на пятерых получили почти $10 млн, в то время как «золото» FIWC 17 оценено в $200 тыс. Отстает FIFA и по общим призовым фондам: пусть чемпион 2016 Starcraft II World Championship Series за победу в финале получил те же $200 000, однако до этого он успел подзаработать на квалификационных этапах, где и распределилась значительная часть заявленного бюджета в $2 млн.

Впрочем, нельзя не отметить большой прогресс у FIWC в сравнении с прошлым годом. Мухаммад Аль-Баша получил в Нью-Йорке чек на «скромные» $20 тыс, новый же чемпион разбогатеет на сумму в десять раз большую.

Еще одно направление для работы – введение командных состязаний. Подавляющее большинство топовых киберспортивных игр предполагает баталии 5×5 или 4×4, и именно сочетание дуэлей с коллективными выступлениями может дать мощный толчок к развитию FIFA, учитывая интерес публики к режиму Pro Clubs и самой командной сути футбола.

Роберт «Ufenok77» Фахретдинов, Уфа. Чемпион России, вице-чемпион ESWC.

sport-games-in-cybersport-3

«Популярность FIFA очень велика, но, к сожалению, очень большая аудитория — это аудитория, которая не слишком заинтересована в киберспортивной составляющей игры. Вся проблема в том, что нет суперТОП турниров с огромными призовыми, как в Counter-Strike и Dota 2. Есть великое множество хороших турниров, чемпионатов мира, даже под эгидой официальной организации FIFA, и уровень игроков очень-очень высок, но для того, чтобы FIFA стала элитной дисциплиной, нам нужна помощь разработчиков (EA Sports).

Представьте, что ЕА анонсирует турнир на несколько сотен тысяч долларов (беседа с Робертом состоялась еще до объявления призового фонда FIWC 2017 — прим. автора). Я уверен, что без внимания такой турнир не оставит даже любитель, который непременно захочет поучаствовать, а может и стать профессионалом, начать тренироваться, чтобы иметь возможность быть конкурентоспособным на таких турнирах.

У нас, в FIFA, есть свои Месси и Ибрагимовичи, которые в игре могут такое исполнять… Не каждому это дано. Даже в игре видно, у кого есть мысль футбольная, кто поле видит круто а-ля Иньеста, а кто финты исполняет так правильно и вовремя, что голова кружится защищаться против таких игроков. Поэтому обычному футбольному фанату, я уверен, понравится смотреть Чемпионат мира по FIFA. Как минимум, финальные его матчи точно, да и игра у нас длится 15 минут, а не 90».

Второй эшелон

Подобные недоработки FIFA сродни пресловутым «проблемам белых людей» в глазах остальных симуляторов. Им остается лишь мечтать о такой популярности, и их шансы дотянуться до вершины практически нулевые по банальной причине: большинство представляет гораздо менее массовые и, что немаловажно, зачастую более трудные для понимания виды спорта. Если футбол, эльфов, контртеррористов вы продадите и объясните хоть китайцам, хоть южноафриканцам, то услышавший про иннинги и квотербеков человек без американской прописки, скорее всего, недоуменно пожмет плечами.

Как региональная дисциплина Madden NFL чувствует себя не так уж плохо. Ее ключевой турнир – Madden NFL Live Challenge – не один год кряду привлекал внимание местной публики и порой впечатлял наградами (в 2013 году Эрик Райт заработал $140 000), однако постепенно «похудел» и к сегодняшнему дню мутировал в Madden NFL Championship Series.

Из разовой «зарубы» с финалом накануне Супербоула он превратился в марафон с началом в августе и финишем в июне. На годичный цикл, состоящий из четырех крупных соревнований и отборочных стадий к ним, выписан $1 млн — не самая впечатляющая сумма, если распылить на длительную дистанцию, но приличная.

Правда, на этом список приметных мероприятий иссякает – остальное сплошь местечковые тусовки со скромным потенциальным кушем. Значительного интереса для просмотра, увы, игра тоже не представляет. По данным Twitchstats, среднее количество зрителей ведущего канала едва дотягивает до 3500 человек – результат, достойный лишь 381 места на момент написания статьи.

Подстегнуть развитие Madden NFL (а также FIFA и Battlefield) призвано подразделение ЕА Competitive Gaming Division, предводителем которого до недавнего времени был небезызвестный Питер Мур (ныне CEO в футбольном клубе «Ливерпуль»). Оно занимается организацией официальных соревнований, работой с игровыми сообществами, трансляциями с различных мероприятий и всяческой поддержкой киберспортивного направления. Трудно со стороны оценить, является ли текущее положение FIFA и Madden NFL прежде всего результатом работы EACDG или же зависит от других факторов, но прогресс за год, минувший с открытия «соревновательной» структуры, виден невооруженным глазом.

Масштабная помощь не помешала бы серии и NHL, особенно финансовая. С исчезновением EA Sports Challenge Series, где суммарный призовой фонд хоккея иной раз доходил до $200 000, осталась только россыпь мелких состязаний в Канаде, вроде Canada Cup, Expo Quebec да уже скончавшейся UGC Niagara, но награды там обычно в пределах $1 000. В Европе же наиболее активными можно назвать скандинавов, периодически проводящих междусобойчики с ТВ-освещением и студийными репортажами (например, Battle for the Baltic между финнами и шведами), однако большими деньгами там не пахнет.

Себастьян «FINSere» Ремексен, Хельсинки. Игрок финской сборной по NHL, многократный призер национальных соревнований.

sport-games-in-cybersport-5

«Безусловно, NHL – самый маленький проект ЕА, и, соответственно, бюджет у него наименьший, поэтому его путь к киберспорту пройдет по дорожке, которую проторят FIFA и другие крупные тайтлы. Прямо сейчас в мире нет масштабных международных чемпионатов, но в отдельно взятых странах, например, в Финляндии, по серии проводится немало турниров – правда, призы там скромные (скажем, около €1 000).

Сейчас из-за недостатка больших соревнований мотивация играть в NHL профессионально  попросту отсутствует. Это как любимое блюдо, которое постоянно ешь на протяжении пяти лет – рано или поздно все равно пресытишься, как бы тебе ни нравилось. И до тех пор, пока не появится дополнительная мотивация снова к нему вернуться, ты этого делать не захочешь. В случае с NHL таким стимулирующим фактором могут стать именно деньги, солидные призовые».

Как и EA, Take-Two крепко призадумалась о киберспортивных перспективах. Еще в конце 2015 года издатель NBA 2K запустил турнир Road to the Finals с общим призовым фондом в $250 000, а месяц назад анонсировал нечто намного большее: NBA 2K eLeague, киберспортивную лигу, создаваемую в тандеме с самой Национальной баскетбольной ассоциацией.

Хотя непосредственное претворение задумки в жизнь запланировано на 2018 год, известны некоторые организационные детали. Для начала, виртуальными командами будут фактически владеть настоящие клубы на манер того, как они заведуют «филиалами» из Лиги развития. Каждая из дружин будет состоять из пяти человек, но пока неясно, когда и по каким критериям выстроят их отбор.

Во-вторых, комиссионер НБА Адам Сильвер обещал использовать для трансляций не только онлайновые сервисы, но и ТВ-каналы, что, учитывая колоссальный телевизионный контракт лиги и рост интереса к ней по всему миру, может заметно повлиять на перспективы NBA 2K eLeague.

Странно лишь, сколько времени потребовалось на осознание возможностей – спортсим отлично продается, а целый ряд видных персон из самой НБА давно вкладывает деньги в киберспорт. Допустим, Марк Кьюбан, владелец «Даллас Маверикс», инвестирует в Unikrn, промышляющую ставками на Dota 2, CS, Smite и др., а бывшая звезда «Лейкерс» Рик Фокс даже приобрел команду по League of Legends и переименовал ее из Gravity в Echo Fox.

Из всего «второго эшелона» выделяется Pro Evolution Soccer, некогда бывшая серьезной фигурой на профессиональной арене, однако собственноручно спустившая достижения в унитаз.  На протяжении четырех лет она присутствовала на ESWC, но в 2008 году Konami просто отказалась от ее поддержки, и вакантное место заняла сперва FIFA Online 2, а затем полноценные номерные FIFA. Пусть японцы наверняка пожалели о своем решении, поезд ушел.

Сегодня PES пытается ущипнуть конкурента и откусить кусок пирога посолиднее: светится на онлайн-мероприятиях вроде PS Plus Pro Evolution Soccer Tournament, присутствует в списках локальных киберспортивных соревнований в некоторых странах (например, ЮАР), да и на родине она по-прежнему номер один. Страна восходящего солнца отнюдь не великая футбольная держава, но PES там покупают охотнее заклятой соперницы и до сих пор не могут простить EA длительное игнорирование их национальной команды. А отсутствие женской сборной Японии в FIFA 16 и 17 лишь усугубляет положение.

Главная же победа азиатов – перехват лицензий на Лигу чемпионов и Лигу Европы и грамотное их использование в маркетинговых целях. Так, накануне берлинского финала ЛЧ Konami и УЕФА провели в столице Германии свой чемпионат по PES 2015, и призовые €15 000 отправились на счет Рашида Тебана. Через год история повторилась и в Милане: француз защитил чемпионство и снова получил деньги на путешествие к Северному полюсу.

Вот только, несмотря на различные ухищрения, выйти на уровень FIFA японской серии, скорее всего, не светит – на стриминговых сервисах зрительский интерес к ней крайне низок, продажи вчистую уступают всем вышеупомянутым проектам за исключением NHL, да и регулярных турниров с достойным финансированием ждать не приходится.

* * *

Насколько все-таки популярен и жизнеспособен «спортивный киберспорт» — вопрос без четкого ответа. С одной стороны, есть футбол от EA, рекордсмен и лидер направления. Хотя он пока не входит в список титанов с зашкаливающими рейтингами трансляций и баснословными бюджетами, рано или поздно поддержка со стороны ФИФА, всемирная увлеченность футболом, систематизм в проведении крупных мероприятий и инвестирование средств со стороны ЕА должны вывести его на Олимп.

С другой стороны, прочие дисциплины либо заперты в одном регионе, либо обделены вниманием пользователей и деньгами издателя, либо только набирают обороты – и неизвестно, наберут ли в должной степени. Они, безусловно, занимают свою нишу, поскольку дают условному Васе, всегда мечтавшему забрасывать трехочковые через руки оппонента, шанс делать это виртуально, причем в состязательной обстановке параллельно настоящему чемпионату.

Но размер этого сегмента не внушает трепета: даже суммарно средняя зрительская аудитория «второго эшелона» едва тягается с показателями FIFA 17, профессиональное сообщество невелико и не имеет постоянной и полноценной возможности зарабатывать и реализовывать себя, лишь на единичных событиях (порой сугубо маркетингового толка). Шаги той же EA (создание Competitive Gaming Division) и инициатива остальных компаний, будем надеяться, положение дел поправят.

  • joik-best

    Каюсь половину не прочитал. Но статья вроде годная. Вот только для чего?

  • Helso

    О да… Это так важно! Обсуждение Американского и Европейского вариантов киберспорта. В нашем то медвежьем краю, больше тем для статей нет? Будем об Американском киберспорте переживать, айяйяй.

  • xpil0t

    >>»В нашем то медвежьем краю, больше тем для статей нет?»
    А что, у нас внезапно выпустили игру про поло на бурых медведях? 🙂

  • Nerd_Sp

    По превьюшке думал что тут будет про историю появления понга и прочих «спортивных» игр 80х времён атари 2600 и ранее.
    А тут про фифы всякие…
    https://media.giphy.com/media/M6J4BIx7ZyUNy/giphy.gif

  • FanatKDR

    играть в спортивные игры на компе — это какой-то особый вид извращения. А еще и устраивать по ним соревнования — это совсем тушите свет.

  • Anton Lapshin

    всегда, проходя в медиамаркте мимо школьников, играющих на очередной стендовой плоечке в фифу, диву даюсь — то ли у их друзей нет с этой самой фифой в наличии, то ли мяча и поля. одно дело пойти в какую-нибудь консольную новиночку попробовать порубиться (много лет назад я эдак в гитар хиро залипал там), а другое — в футбольчик

  • DarthMalice

    Интересный текст, тема для дискуссии. Аудиторией промахнулись

  • Chazm

    >Смотреть трансляцию игры в симулятор игры.
    meh

  • Shepgrade

    вот да, видно что Топ старался, что ему эта тема спортивная действительно нравится, но сказать по теме как-то нечего(
    в любом случае спасибо Топу за познавательную статью)

  • Вячеслав

    Ну ты еще молодец. Половину…
    Спасибо за труды, в любом случае.

  • Santjago

    Чем это хуже Дотки или КС? Почему это извращение — а то не извращение?

  • Макавели примерно такую и делал…

  • Нет, не вижу проблемы )) Зимой мяч особо не погоняешь, даже если в зале, то это не чаще раза в неделю обычно. Я понимаю, что есть особые энтузиасты, которые постоянно зависают в залах, но их в любом случае мало довольно. Да и летом, придя с реального футбола, можно рубануть в FIFA ))

  • FanatKDR

    когда я был мелким мы и зимой мяч гоняли, а еще и в хоккей можно — не велика проблема. А фифа и прочее это изврат.

  • FanatKDR

    хуже всем. Извращение — потому что надо «в реале» в такие игры играть.

  • Alexander

    Не любитель спортивных игр, включаю фифу только когда в гости приходят друзья, далёкие от настоящих игр; а самому, пожалуй, больше других нравится NHL. Но статью прочитал с интересом. Спасибо!

  • Allian

    А можно, даже не уходя с реального футбола, рубануть в FIFA. Так сказать, мы знаем, что ты любишь играть в футбол…. 😉

  • Alexander

    Ну вот и пишите сами на более «подходящие» как вам кажется темы.

  • Alexander

    Видеть во всём непонятном/неблизком изврат — это узколобие. Фифа нравится любителям футбола, особенно тем, кто ни в какие другие видеоигры не играет.

  • Alexander

    Нормально всё. Глядишь на РП станет больше людей, с которыми можно обсудить игры. А то под рецензиями солидная часть комментариев от клоунов, которые упражняются в остроумии уровня средней школы, а сами игры им неинтересны.

  • Santjago

    Допустим, ты сейчас имеешь в виду футбол в качестве спорта «по-умолчанию».
    Ты, видимо, считаешь, что в футбол на ПК и консолях играют ради тех же ощущений, что и «в реале»? Ну так ты не прав. «В реале» ты «управляешь» одним игроком, в игре — всеми игроками. «В реале» ты не можешь воссоздать рисунок игры всей команды, который наблюдаешь с трибун или по телевизору, а в игре — легко. FIFA это не симулятор футболиста, это симулятор футбольного матча, что далеко не одно и то же.
    И это я ещё не упомянул, что «реал» многим не очень-то доступен по состоянию здоровья или имеющимся умениям. А также то, что поголовное большинство профессиональных футболистов с удовольствием играют в футбольные симуляторы — тоже, видимо, извращенцы.

  • DarthMalice

    Да вот почитать комментарии к текстам новостей/постов на киберспортивную тематику, и приходит понимание, что аудитория сайта от этого, увы, далека, вернее, не понимает и не принимает, а посему считает это всё дибилизмом. Грустно. Так-то темы ведь интересные. История и развитие киберспорта вообще тема на многие часы

  • Как и гонщики — в гоночные симы.

  • Тор хотел уделить внимание футболу в Сирии, но я решил воздержаться 🙂

  • LiaStaDeMOLOH

    Спасибо за статью. Познавательно.

  • Тимур

    Щас в комментах наверстают!

  • Тимур

    А что не так? Хорошее кожаное кресло, геймпад любимой (а не выбранной производителем консоли) фирмы в руках, рядом чай/кофе/поднос с едой, монитор или телевизор любых размеров и габаритов — играй не хочу. В принципе кресло это уже и не стандарт, беспроводной геймпад (клава, мышь, что угодно) + подключенный телевизор хоть по проводу, хоть по воздуху и играй себе как хочешь.

  • Holy Devil

    >потому что надо «в реале» в такие игры играть.

    Людей, вроде абрамовича, которые могут себе позволить играть в такие игры в реале — не так уж много, знаете ли.

  • Lev Serebryakov

    А что с автоспортом?

  • Alexander

    Ага, прямо так и вижу, как вы развалившись на диване овладеваете игрой с беспроводной мышью. Не нужно этого, компьютер в подавляющем большинстве случаев подключен к монитору, и стоит в рабочем кабинете, а не в гостиной у телевизора. Перетаскиванием к телевизору и обратно к монитору для разных игр мало кто занимается. Что же до «выбранного производителем консоли» геймпада, то никто не мешает подключить к ней любой другой поддерживаемый геймпад. А большинство сторонних геймпадов по качеству сборки и прочности даже и близко не стоят с родными DS4/XBO. Раньше считал образцовым геймпад от XB360, но с появлением DS4 перешёл на него, докупил третий специально для компьютера. На логитеки даже не смотрю.

  • Я все-таки не соглашусь. Мое поколение в хоккей вообще не играло и не играет, а зимний футбол я когда-то любил, но чего-то с годами желание по морозу бегать сошло на нет )) Хотя тут такой момент, что я всегда полагался на индивидуальное мастерство, а показывать чудеса обводки на снегу или льду проблематично, хотя я как-то давно в одном зимнем турнире даже в символическую сборную вошел ))
    А в FIFA есть фан-сервис, о котором не стоит забывать. Там же не просто играешь в футбол, а играешь за какую-то команду и против каких-то команд. Я в последние части FIFA играл исключительно по сети и исключительно за «Зенит». Больше всего радовался, когда Саша Кержаков забивал ) А если в одиночную игру играть, можно сборную России чемпионами мира сделать и т.п.

  • industria intrepidusfrom

    в магазинах на стенде ты как бы не выбираешь игры…

  • Как-то недосказанно. А где менеджеры?

  • Никогда не слышал хотя бы об одном спортменеджере, являющемся киберспортивной дисциплиной 🙂

  • laennium

    Кстати, да, неплохая тема для следующей статьи про киберспорт (hint hint RP)

  • Маяковский

    Надо было со Sports.ru сдернуть фотографии из статей «Девушки игроков в CS» и «Самые сексуальные стриммерши».
    Тогда бы статья зашла.

  • Маяковский

    Когда у меня появилась машина, я перестал играть в гоночные симы, поскольку понял что они не передают управление машиной и на 10%. То же самое с футболом.

  • Marabou

    «То же самое» это в смысле когда у тебя футбольная команда появилась, ты в фифу гонять перестал?

  • Schizoid

    Классная статья! Читать я её, конечно, не буду

  • Семен Семеныч

    справедливости ради, RP прилично всех достали LoL’ом в свое время

  • DarthMalice

    Справедливости ради, в тех текстах достали только нытики из комментариев

  • DarthMalice

    Футбол Менеджеру пора переходить на новый уровень

  • DarthMalice

    Он утонул

  • К сожалению, я не накопил на покупку одного из 25 существующих в мире Mercedes-Benz CLK-GTR и на покупку личного гоночного трека для него, так что приходится играть )
    Еще я очень хорошо помню ощущения от нажатия на педаль газа Mitsubishi Lancer, на котором я ездил в автошколе… Это было прекрасно, ровно такой же «восторг» испытываешь, когда наступаешь в свежее собачье дерьмо на улице ))))

  • Marabou

    Так и в пейнтбол можно в реале играть и никакой КС не нужен. И ролевые игры прекрасно в реале играются.

  • Семен Семеныч

    будь там не лютая джинса, а подобные этой статьи, наверное и нытиков было бы меньше.

    и аудитория (исключим нытиков) — она же по большей части тут возрастная. а когда тебе, скажем, 35, про компететив можно забыть, и азарта меньше, и эйм с микрой не те. да и кто там сейчас на плаву в cs или fifa уже тоже как-то все равно.

    меня, например, сейчас хватает только посмотреть реплеи каких-то крутых моментов (незаваисимо от дисциплины), хоть когда-то, каюсь, фапал на ммр в дотке и отмены анимаций в modern warfare заучивал, и матчи по sc2 смотрел с удовольствием.

  • Ivan Flamberg

    Можно подумать, что автосимулятор со средненьким рулем, со смешными углами поворота и плохо зафиксированными на полу педалями хотя бы на 10% передает ощущения от настоящей машины. Особенно доставляют упоротые фанаты автосимуляторов, которые самостоятельно паяют «секвенталку» и ручник и давят на тормоз левой ногой, потому что так делают настоящие про %)

  • Ivan Flamberg

    Те, кто играют на реальной гитаре, наверно с таким же недоумением смотрят на тех, кто играет в guitar hero.

  • Anton Lapshin

    ну, это, всё-таки, не совсем корректно.
    в спорт.симах, всё же, стремятся как можно более точно отражать правила реальных игр, в то время, как гитархиро и все похожие на него игры всего лишь аркады с упором на совсем иные аспекты.
    как и в случае с аркадными гонками. но насчёт гоночек и в целом рейсинг игр — там тоже своя тема (почти наверняка у тебя нет возможности реально покататься по спортивному треку или хотя бы на скорости в 150кмч по трассе)

  • Семен Семеныч

    что значит реальная гитара, ты имеешь в виду какой-нибудь бас в группе? если это не работа и ты не лабаешь лютые рифы до блистеров, то абсолютно не мешает получать удовольствие от, скажем, игры с друзьями в guitar hero и медлячка на акустике на природе.

  • Не понял сути Вашего комментария, и почему он адресован мне.

  • Расскажи это Фелипе Массе 🙂

  • Семен Семеныч

    когда у меня появилась машина, я понял что большую часть времени стою или ползу в пробке. но если у тебя есть свой трек и гараж спорт-каров — согласен, нет смысла.

  • DarthMalice

    Вообще существует функция «не нравится — не читай (и не вопи об этом в комментариях)». Многие ей пользовались. Лично мне ничего не мешало тогда с серией купленных статей. Хотя согласен, будь это более информативные статьи, я бы почитал (может даже про игру, которая мне и не сильно интересна лично), но сегмент той же Лиги Легенд, раз о ней речь, в СНГ крайне скудный, и на авторов, и на аудиторию

  • Семен Семеныч

    хех, мы компанией людей совершенно разных возрастов (от 25 до 60) играли с одинаковым удовольствием и в большие страйкбольные игры (12 часов на ногах в полной разгрузке, синяки, грязь и прочие радости) и во вторую батлу в уютненьком пабчике.

    все эти сравнения сродни тому, как наивные вьюноши полагают, что в жизне после свадьбы порносайты больше не нужны 🙂

  • DarthMalice

    Был у меня приятель, играл в группе, серьёзные планы (сейчас не знаю, не общаемся, тч, допустим, работа, вторая, но работа) — с большим фаном рубились в ГХ. Просто главное не заблуждаться, что это нисколько не симулятор гитары, а обычная аркада, типа НФС или ФИФА той же

  • Семен Семеныч

    именно, не надо настраивать, пальцы сбивать, чисто фанчик в компании.

  • Ivan Flamberg

    Если ты про торможение левой ногой, то я в курсе, что это распространенная практика в экстримальном вождении. Но вот тебе куллстори: знакомый купил руль с педалями для своего сынишки, чтобы «не страдал херней в своих стрелялках, а прививал полезный навык» и попросил помочь настроить все это дело. И когда я ему показал, что эргономика педалей рассчитана на то, чтобы левую давили левой и это норма, то он чуть не отнес все это обратно в магазин.

  • Да не про торможение 🙂 Давно известно, что Фелипе большой поклонник компьютерных симуляторов, в частности, я видел запись его игры в Stock Car Extreme — уж наверное он играет в них не потому, что ему нравится управлять утюгами и кирпичами.

  • DarthMalice

    Нуууу, можно калибровочку сделать, если вдруг с реакцией что, вот и настройка. И можно заучивать сложные мелодии на эксперте, чем не репитиции. А там глядишь и до первых строчек в чарте рукой подать. Оказалось, симулятор 😀

  • FanatKDR

    пейнтбол достаточно затратное удовольствие, а ролевые игры это уже совсем другое.

  • Семен Семеныч

    если механика очень нравится, можно и позадрачивать, наверное. вон люди в TetrisFriends ломают руки, турниры выигрывают. есть в этом свой дзен.

  • Ivan Flamberg

    Давай я буду думать, что это просто проплаченная реклама автосима (в конце-концов, гонщики и живут за счет меценатов), ты будешь думать, что он действительно ценит автосимы, и каждый останется при своем мнении =D

    В любом случае если он и играет в автосимы, то я уверен, у него там топовый виртуальный кокпит, цена которого сравнима с подготовкой настоящей машины к туристическим дням в Нюрбургринге или любительскому ралли.

  • Ну с таким подходом к жизни это у нас тогда проплаченная реклама спортсимов в статье 🙂

  • Ivan Flamberg

    150 км/час? Пф, Краснодар-порт Кавказ (где паром до Крыма), 400км почти прямой дороги, там только 150 и ездят (оставим вопрос о ПДД в стороне =))

  • Anton Lapshin

    даже если так — вангую, среднестатистический россиянин (из других регионов) конкретно там или в подобных местах бывают редко. на наших вот областных трассах больше 120 лучше не разгоняться в принципе

  • Marabou

    Так и на футбол тоже нужны средства и способности, которые далеко не у всех имеются. Пинание мяча в дворовой коробке к футболу имеет несколько опосредованное отношение.
    И чем ролевые игры — другие? Я, если что, про те ролевые игры, где люди в занавеске и пластмассовых эльфских ушах по лесам друг друга мечами бьют.

  • Ivan Flamberg

    Ну, беглый поиск по massa felipe computer games не выдал ни одной толковой статьи, ни одной толковой фотографии и лишь несколько видео с геймплеем симуляторов f1, из чего я сделал вывод, пусть он и несколько «»натянутый». Не претендую на конечную инстанцию.

  • FanatKDR

    Так и на футбол тоже нужны средства и способности, которые далеко не у всех имеются

    ну если для вас футбол это только когда ты в бутсах и на газоне, тогда да.

    И чем ролевые игры — другие? Я, если что, про те ролевые игры, где люди в
    занавеске и пластмассовых эльфских ушах по лесам друг друга мечами
    бьют.

    если для вас игра это только сеттинг, то конечно все одно, что ролевка на природе, что дота, что словеска за столом. Геймплей же совершенно различный, в отличие от.

  • Marabou

    Ну можно подумать, что Фифе и в пинании мяча во дворе геймплей прям один в один. Очень разные вещи ведь, начиная с того, что футбол — командная игра.

  • >> про компететив можно забыть, и азарта меньше, и эйм с микрой не те.
    Лол
    Как же нужно упарываться в тинейджерстве бухлом и дудкой, чтобы к 35и всё было настолько плохо?

  • Семен Семеныч

    какой-то совсем странный вопрос. причем тут бухло и дудка, когда после лет 25 у всех моторика и координация идут на спад?

  • Santjago

    Guitar Hero давно устарела. Гугли Rocksmith.

  • Stock Car Extreme
    «проплаченная реклама автосима»
    Вы сейчас серьезно? Вы видели эту игру? Ох, даже не знаю, что сказать, я думаю, что у создателей этой игры не хватило бы денег, чтобы их Стас Барецкий прорекламировал.

  • А если не оставлять вопрос о ПДД в стороне? Все-таки это не мелочь какая-то. Не нарушая закон, достаточно сложно получить какое-то удовольствие от вождения.

  • Slauka_omsk

    «…мотивация играть в NHL профессионально попросту отсутствует. Это как любимое блюдо, которое постоянно ешь на протяжении пяти лет – рано или поздно все равно пресытишься, как бы тебе ни нравилось.» — Согласен. ФиГу начал с 06 и 08 была последней. Правда там геймплей каждый год был одинаковым. Как раз приелось за пару лет. Правда нхл дольше затянул. Играл на пк, начиная с нхл2003 по 2009. В последних частях даже проводили турниры по IP у местного провайдера. Потом только с NHL14 по Legacy. Но там играл больше. Всякие режимы кто лучший в Ultimate Team, плей-офф этого режима. Правда чем выше, тем больше доната и про-игроков. Плюс режимы 1vs1. Многим могу надрать зад в нхл бесплатно. Надеюсь фростбайт вдохнёт новую жизнь в нхл18, движок там лет 5 точно не меняли, только косметически улучшали. Вот можно будет и пс4 купить.

  • Александр Жирнов

    В Швейцарии за превышение скорости на 50 км в час и более отбирают машину и возвращают спрессованный кубик. И правильно делают.

  • lek.sys

    LOL WAT? :))
    А также там люди с песьими головами. Инфа 100%

  • Вячеслав

    После свадьбы-то они пожалуй нужнее чем раньше.

  • JC Denton

    А что не так то было? ))) Интересно аж стало. Перетянули пружину что ли?

  • JC Denton

    «давят на тормоз левой ногой, потому что так делают настоящие про»

    Что??!!!

  • JC Denton

    Почему же? Вполне нормально. Я получаю удовольствие от игры в «шашечки». Пока другие медленные водители плетутся кто как на дороге, оставляя нормальные такие «окна». И это на скорости 40-50 км/час. И не опасно и интересно. Я как раз не понимаю людей, которые кайфуют просто от быстрой скорости. По прямой как палка дороге, если еще и ровной, много ума не надо выжать педаль газа до пола. Но удовольствия при этом, видя как далеко мелькают деревья, никакого нет. Вот рассчитать по «теории относительности», когда ты двигаешься со скоростью потока и вклиниваешься в неподвижную относительное тебя «арку» на дороге — читай любое маневрирование, — совсем другое дело. На трассе разгонял волгу с движком-крайслером до 140 км/час. То еще удовольствие, учитывая убитую дорогу… Благо на ней подвеска неубиваемая. Но больше так не езжу. Езда должна быть комфортной.

    P.S. Еще интересная игра на дороге есть. Называется припаркуйся в обед где-нить рядом с работой. Ездишь по кругу, ищешь дырки, а потом пытаешься туда нормально встать, учитывая все колдоебины снежные, торчащие железки из под земли и тому подобное… ))))

  • Я не знаю, к сожалению. Не исключаю варианта, что просто такая машина. Я не большой эксперт в автомобилях. Помню, как у папы была служебная Nissan Almera, на которую он тоже ругался, что ощущения от езды ужасные, руль никакой, педали никакие ))

  • ой

  • Маяковский

    Ночью надо ездить. Приятно и романтично.

  • Маяковский

    В фифу я никогда не играл, потому что это пародия на футбол, такая же как симуляторы автомобилей.
    Лучше самому побегать с мячом.