Рецензия на SpellForce 3

Автор: CYBERSVINE

THQ Nordic существует, похоже, одними благими намерениями. Появившись с очень красивой идеей – возродить всякие былые бренды, – издательство так и не доказало, что способно не только подавать надежды. SpellForce 3 – очередной противоречивый проект, правда, в отличие от халтуры вроде Titan Quest: Ragnarok, здесь хотя бы есть на что посмотреть.

Вспомнить все

Разработка: Grimlore Games
Издание: THQ Nordic
Жанры: RPG (Action RPG)/Strategy (RTS)/Isometric/3D
Похожие игры: серия SpellForce
Мультиплеер: (2) Internet, LAN
Вышла: см. карточку в базе
Платформа: PC
Обсуждение на форуме

Красоты игре действительно не занимать, а вот со смысловым наполнением вышло совсем не так хорошо. Взять, к примеру, сюжет, который больше похож на малую советскую энциклопедию штампов, чем на увлекательную историю. Главный герой, сын крайне нехорошего и могущественного, но уже почившего в бозе товарища (в нашем случае — лидера восстания), проживающий в какой-то крепости и не подозревающий о своем истинном предназначении, оказывается единственной надеждой на спасение от таинственной новой болезни (у него загадочный иммунитет). Так что теперь ему придется собирать свою армию из представителей разрозненных рас. Люди, эльфы и орки – все, что осталось от былого разнообразия. В деле также фигурирует религиозная секта, поголовно уничтожающая магов на площадях (а одного из персонажей озвучивает натуральный Геральт). Ну и напоследок, чтобы окончательно снять все вопросы, сюжет выруливает к могущественным артефактам древней вымершей цивилизации.

Смотреть галерею скриншотов SpellForce 3

Справедливости ради замечу, что первая SpellForce и ее продолжение (о бездарных аддонах середины 2010-х нечего даже упоминать) тоже не были воплощениями оригинальности – мир Эо всегда оставался копией бесчисленных фэнтезийных вселенных. Но в те наивные, не знавшие «игр престолов» времена много и не требовалось. Третья часть же отчаянно хочет соответствовать духу времени – тут и куча мата, и «взрослые» темы, и внезапные смерти. Однако до драмы и качества проработки персонажей уровня «Ведьмака», на которого явно ориентировались разработчики, SpellForce 3 отчаянно далеко.

Не будучи сильной в сюжетном плане, серия обычно блистала в области эффективного скрещивания RPG и RTS, причем делала это не грубо, в стиле Warcraft 3, а изящно и по-своему. Хватало и глубины (ролевая система было обширной и разнообразной, для игры было доступно множество разных рас), и оригинальных идей (например, магические руны вместо банальных казарм). Казалось бы, подобного можно было ожидать и от третьей части, но авторы и здесь решили пойти в ногу с современными тенденциями.

Вторая свежесть

Подобно сюжету, геймплей построен на бесконечных заимствованиях – все его элементы знакомы до боли. Общая структура – типичная RPG старой школы, с картой и иконками локаций (всяких природных просторов, деревень и городов-«хабов»), а также длинным списком квестов, для выполнения которых необходимо по несколько раз посещать одни и те же места. Есть и свой лагерь (даже целый город), где надо разговаривать с компаньонами в перерывах между вылазками. Вот возможности выбора почти нет – продвижение по сюжету линейно, разве что некоторые задания дают выполнять в произвольном порядке.

Смотреть галерею скриншотов SpellForce 3

Ролевая система – сильно упрощенный «дьяблоид», с ветвями умений и набором характеристик, увеличивающих статистику. Ячеек под способности всего три, выбор невелик, так что разгуляться негде (зато ветви при создании персонажа разрешают комбинировать как угодно), и это разочаровывает, особенно если вспомнить тонну вариантов во второй части. В результате большинство героев щеголяет примерно одинаковыми ударами/выстрелами по одному противнику или площади и стандартными «баффами». Но применять способности удобно – можно как исполнять соло на клавиатуре, управляясь с четырьмя бойцами сразу и щелкая быстрые клавиши, так и расслабиться, зажать Alt, замедлить время и спокойно покопаться в радиальном меню.

Стратегическая часть – каркас от Age of Empires с приделанной системой контрольных точек. Несколько ресурсов с отдельными зданиями для добычи, извечные крестьяне, наем войск в казармах (никаких рун!), улучшения вооружения и производительности. Плюс еще захват и строительство опорных пунктов по всей карте вместо одной базы. Есть, правда, и небольшое нововведение, действительно удачное и существенно упрощающее жизнь – крестьянами не надо управлять напрямую. Достаточно задать количество для каждого отдельного здания, и они сами побредут на работу.

Несмотря на все сказанное, кампания поначалу увлекает, особенно до появления древних артефактов, – приключение удивительным образом крепко сбито. К тому же сохранена одна из главных особенностей серии – исследование обширных карт группой героев. Тут игра демонстрирует свои лучшие стороны: туман войны манит многочисленными «нычками» со шмотками и второстепенными квестами (пускай в основном примитивными), персонажи постепенно развиваются внешне и внутренне, а впереди маячит какая-то большая тайна.

Смотреть галерею скриншотов SpellForce 3

Failforce

К сожалению, по мере продвижения по сюжету и увеличению количества RTS-заданий обаяние постепенно улетучивается. Вся тактика и стратегия разбивается об ужасный ИИ и ограниченные возможности. Причем внедрение контрольных точек только усугубляет положение – противник практически всегда атакует основную базу, пока герои вынуждены одиноко таскаться по карте, чтобы захватывать области с новыми ресурсами. Оборонный «фонд» при этом крайне скуден – один тип защитной башни на каждую расу и никаких стен, поэтому привычного выстраивания крепостей из той же AoE здесь нет. Вот и выходит, что каждая стратегическая миссия следует по одинаковому сценарию – одна половина армии в автоматическом режиме (настолько убоги потуги противника) обороняет главную цитадель, другая бегает по округе, а игрок отстраивает одновременно с десяток разных баз. Когда же все окрестные ресурсы будут собраны, достаточно объединить юниты в большую ватагу и отправить ее на врага.

Поэтому-то совершенно не интересен мультиплеер: в нем все ограничения стратегической части выходят на первый план, а сильные стороны — неторопливое исследование и динамичные сражения героев — едва используются. Сетевые схватки в SpellForce 3 – это типичная битва стенка на стенку между армиями, различающимися в основном цветами. Найти тут противника – большая удача (на всякий случай есть возможность игры против ИИ).

Конечно, энтузиазм в одиночной игре могла бы продлить великолепная графика – Эо магически красив. Пейзажи делятся исключительно на захватывающие дух и эпические, модели щеголяют хорошей проработкой, а если ненароком приблизить камеру к земле, можно обнаружить какие-нибудь интересные детали и удивительные подробности. Внешне у Grimlore получился настоящий AAA-проект, который не стыдно скормить какой-нибудь топовой видеокарте. Но даже она рискует подавиться, поскольку с начинкой у SpellForce 3 что-то явно не в порядке.

«Багов» много и на любой вкус – есть и сломанные квесты, и проблемы с поиском пути, и прочие геймплейные несуразицы (настройки камеры, например, мне не удалось сменить до сих пор), а хуже всего то, что заметно не сразу – SpellForce 3 крайне «прожорлива» и работает не очень стабильно. Патчей, конечно же, невероятно много, так что я невольно вспомнил «Казаков 3», еще одну игру, чьи авторы считают, что выпускать «заплатки» в ежедневном режиме – это нормально. Увы, эффективность их спорная – квестовые ошибки в «сейвах» они так и не исправили, так что мне пришлось начинать все заново.

* * *

Скорее всего, THQ Nordic и Grimlore просто не рассчитали силы, пытаясь сделать большую и красивую игру, и мы получили очередное разочарование в жанре. Жанре, которому срочно нужен стопроцентный хит.

Оценка Riot Pixels65%

Минимальные требования Рекомендуемая система

Core i5 3570/AMD FX-6350
6 Гб памяти
GeForce GTX 660/Radeon 7850
15 Гб на винчестере

Core i7-4790/AMD FX-8350
8 Гб памяти
GeForce GTX 660/Radeon 7850
15 Гб на винчестере

Summary
Review Date
Reviewed Item
SpellForce 3
Author Rating
41star1star1star1stargray
  • Tristis Oris

    к сюжету то че прикопались. с ним там все хорошо.

  • Lord AdBlock

    >К сожалению, по мере продвижения по сюжету и увеличению количества RTS-заданий обаяние постепенно улетучивается.
    Я так второй спеллфорс забросил в своё время. Внезапно понял что милая сердцу рпгешка превратилась в жутковатую стратегию.

  • Sergii Shlyk

    Спасибо за рецензию. Хоть и не особый поклонник жанра, но за серией SF в свое время было проведено немало фановых часов. Но к третьей даже не присматривался по той же причине, по которой в тексте рецензии удручает его самое первое предложение

    > THQ Nordic существует, похоже, одними благими намерениями

    да лааадно! Все знают, что первые три буквы в названии издательства были им куплены и носят чисто имиджевый характер. А старая Nordic Games это, по сути, JoWood. И лично я никогда не прощу Деревянному Джо то, как он обошелся с сериями Gothic и Painkiller. С третьей частью SF, похоже, произошло то же самое.

  • old katarn

    Nordic не имеет отношения к JoWood. Первая скупила IP второй после банкротства JoWood. Точно так же, как и в случае с THQ.

  • Andys

    Случайная мысль в тему —
    имо, уже можно начинать мечтать о некоем плагине для броузера, который будет в тексте и в видюшках подставлять вместо названия контор — «Компания А», «Компания Б», «Индигруппа А», итп. Никаких сопливых сносок на игры 30-летней давности, все честно, оцениваешь качество игры, а не то, насколько разочаровала такая-то студия (в которой уже 10 раз за это время полностью сменился состав)

  • FanatKDR

    если вспомнить тонну вариантов во второй части.

    вот уж что-что а в двойке самая конченая система прокачки. О каких «вариантах» там вообще можно вести речь, если нас насильно заставляют вкачивать все предыдущие скилы в том числе и из ненужных нам веток? Если уж грубо говорить, что по сути там все разнообразие сводилось к двум-трем скилам в самом конце ветки, а все остальное у всех одинаковое. Вот в первом вариантов и спелов было дофига — можно было закрутить как угодно.

    Ячеек под способности всего три

    вообще-то там есть еще 4 панели, на которые можно поставить другие способности.

    В результате большинство героев щеголяет примерно одинаковыми
    ударами/выстрелами по одному противнику или площади и стандартными
    «баффами»

    Полная ерунда. Вот уж что-что а с разнообразием здесь все в порядке. Особенно в кампании, где каждый союзник — со своей уникальной веткой (одна даже с двумя). Которые ну никак не похожи на остальные.

    противник практически всегда атакует основную базу,

    ни разу не видела такого. У меня (играл на харде) в первую очередь враг захватывал контрольные точки по всей карте.

    Хотя со стратегической частью здесь все печально. Про это я на форуме высказался.

    Есть, правда, и небольшое нововведение, действительно удачное и
    существенно упрощающее жизнь – крестьянами не надо управлять напрямую

    Либо лыжи не едут либо я нихрена не понимаю в «упрощении». Вот уж что что а это как раз и есть главный косяк. Мало того что ими нельзя управлять в ручную, дак еще и нет никакой возможности расставить приоритеты постройки. В итоге отстроить базу «как хочешь» в принципе нереально.

    пока герои вынуждены одиноко таскаться по карте, чтобы захватывать области с новыми ресурсами.

    Это все пустое — рашим всем чем есть в базу врага сразу же как нас закинули на карту и продолжаем наслаждаться вполне неплохой РПГ частью.

  • Tristis Oris

    не парься, он в другую игру играл. там все плохо.

  • ParasaitoShinguru

    Но БАНАЛЬНО же.
    http://ariom.ru/a/wp-content/uploads/2016/12/25ZwA-768×585.jpg

  • Tristis Oris

    если не вчитываться, то супер банально. точно.

  • FanatKDR

    но ведь нет же. Особенно интересно там персонажи написаны — за них прям огромадный плюс игре. Кстати этот момент почему-то в рецензии вообще не обозначен.

  • Daist

    Легко. Ставите в браузер Tampermonkey, забиваете маленький скрипт и в нём добавляете список компаний и их заменителей, получается вот так: https://uploads.disquscdn.com/images/09a3193aa81e886dd31951927e24da3c8de85f659f0959bec3cb13e28acbb5ce.png

  • Bishop

    Тоже так было, причем превратилась совершенно беспалевно.

    Кстати, еще одна подобная игра была в конце 90х, наш ответ Спеллфорсу, не помню, как называется) Как всегда — то ли Князь, то ли Царь, то ли Боярин. Запомнилась совершенно безбашенными диалогами в стиле «У вас там, кстати, в спине ножичек торчит»

  • FanatKDR

    в конце 90х, наш ответ Спеллфорсу,

    наши разработчики настолько суровые, что отвечают ЗАРАНЕЕ! 🙂

    Как всегда — то ли Князь

    точно не Князь он скорее к дьябле относится.

  • Bishop

    Не тот самый Князь, что Легенды Лесной Страны. Но название похожее. По датам тоже не уверен)

    UPD: таки нанесли упреждающий удар)) Но не наши
    https://www.gog.com/game/tzar_the_burden_of_the_crown

  • ennead

    KPACUBO

  • ennead

    спасибо за развернутый комментарий!

    + немного половой дискриминации под соусом удивления

    ни разу не видела такого

  • zorg

    `В двойке самая конченая система прокачки.Вот в первом вариантов и спелов было дофига — можно было закрутить как угодно.`
    +

  • zorg

    да, стратегический режим будто от другой игры. даже постройки не вписываются в местные красоты, кажутся сразу игрушечными на общем фоне

  • zorg

    забыл упомянуть в рецензии про отвратительную обложку с каким-то мужиком. это же спеллфорс)

  • deus ex machina

    Киберсвин как всегда.

    >Не будучи сильной в сюжетном плане, серия обычно блистала в области эффективного скрещивания RPG и RTS
    >кампания поначалу увлекает, особенно до появления древних артефактов, – приключение удивительным образом крепко сбито

    П — последовательность в суждениях

    >противник практически всегда атакует основную базу, пока герои вынуждены одиноко таскаться по карте, чтобы захватывать области с новыми ресурсами

    На самой легкой сложности играл что ли!?)) Поставь повыше — тебя мясцом закидают по двум-трем фронтам одновременно.

    В общем рецензия как всегда очень так себе. По сути в игре два минуса: отвратный стратегический режим, несбалансированный и кондовый и смазанная последняя треть истории, которая кончается довольно банально, буднично как-то.

    Впрочем оценка где-то такая и должна быть. Ну может 70, если от души ставить.

  • FanatKDR

    Кстати да! Я даже кружку себе запилил с артом комбы обложек первой и второй части 🙂

  • Konstantin Kim

    Tzar: The Burden of the Crown, наверное. Так-то она болгарская, но издавалась в России в фирменном «юморном» переводе от Snowball.

  • Gorthauerr

    Оценка явно занижена.
    На 10-15 баллов можно(нужно!) было и больше поставить.
    Всего 3 активных способности это минус, но на фоне того что сейчас выходит игра явно больше 65% заслуживает.
    Чай не Dragon Age Inquisition, и не симулятор зачистки карты с элементами шутера «Faloout»4.

  • Tristis Oris

    а сюжет тут причем?

  • Bishop

    Да-да, я уже ниже написал 🙂

  • Антон Ариманов

    И сразу после — «играл на харде».

  • goran

    // Ролевая система – сильно упрощенный «дьяблоид».

    Не думал что диабло можно упростить…

  • Tristis Oris

    я надеюсь, на кружку поместились только самые важные органы с постеров?)

  • FanatKDR

    + немного половой дискриминации под соусом удивления
    ни разу не видела такого

    ты мельдония чтоль бахнул О_о?

  • FanatKDR

    конкретно эта картинка — целиком. https://uploads.disquscdn.com/images/95553c0275ff5066ec5d008b8ae62a39b1543c046d567d771601c26dadb4075d.jpg

  • FanatKDR

    вот я и спалилась© 😀

  • Tristis Oris

    хорошая кружка=)

  • ennead

    а откуда цитата?

  • FanatKDR

    хз, была (цитата) во время давнего флуда на одном форуме (сразу скажу не аг.ру).

  • ennead

    так то больше убийца Старкрафта был) Кстати отличная игра, реально интересные расы

  • Bersercker

    Я бы процентов 10 поставил. Унылылейшая РПГ и унылейшая РТС ~ O(УГ^2). Забросил после нахождения первого города древней цивилизации.

  • Stella_Astrum

    Угу — там ещё анимации смерти были такие… медленные чтоль, забавно из-за этого битвы выглядели.

  • Stella_Astrum

    Но в оригинале был вполне нормальный сюжет — мне вроде даже какой-т перевод попадался неснежковый в своё время.

  • Set Ariman

    Если сравнивать с DAI, то можно было бы оценку до 10-15 баллов скинуть, да.

  • zmiyko

    Персонажи, сюжет, в том числе диалоги, приятные, в РПГ часть мне было с большего играть интересно. Но прошел я только половину игры и не могу судить комплексно. Не смог я играть, потому что РТС часть

    омерзительный кусок дерьма, созданный человеком,
    чей уровень фантазии намертво застыл на уровне 10-летнего подростка. Это
    пародия на ртс, пародия на игровой процесс как таковой, пародия на
    здравый смысл.

    И дело даже не слабом различии рас, отсутствии каких либо гемплейных фишек, с этим можно было бы мириться. Дело в ужаснейшем, просто невероятно ущербном ИИ юнитов.

    Для начала этот Искусственный Идиот отличается невероятным топографическим кретинизмом. Стоящая на месте армия из-за трех юнитов, не влезших в узкий проход и застрявших в нем это еще ерунда. Дело в том, что стоять она будет секунды три. Семеро одного не ждут, поэтому авангард убежит погибать об толпу вражьего зерг-раша, авангард же побежит в обход, через всю карты, попутно агря на себя монстру и прочих гопников, теряя свои ряды в боях с кем попало и в узких проходах.

    Но даже с этим можно было бы жить. Я уже упоминал зерг-раш. Еще этот читак-компьютер умеет захватывать точки. И в целом все. Во всех РТС с такими компами справляются просто — организовал оборону и пошел делать свои дела на карте. Но если выставить оборону возле точки и пойти по своим делам, через пять минут можно увидеть своих пехотинцев где-нибудь в другом углу карты, умирающих об вражеские башни. WTF?! Дело в том, что в обычном режиме все юниты нападают на ближайшего врага. Бегут к нему, бегут за ним, а если он скрылся из виду, бегут к тому, кто появился. Этакие Гензель и Гретта, если бы они родились в семье берсерков. А теперь добавляем к этому проблему поиска путей. Пачка юнитов разбегается по карте с ужасающей быстротой, часть застряет, часть умирает, часть добегает до базы компа и там умирает. Можно откинутся на стул и смотреть шоу. Все что нужно сделать — это привести юнитов на точку, а дальше они все сами.

    И вот главная проблема. Игра про захват точек. Точек много! Комп прет на две три. Тут на и на одной-то точке играешь не в РТС а в курицу наседку, корейскую курицу наседку. Когда точек много все это превращается ад микроконтроля. Убить 4 часа на одну карту это нормально.
    У этой игры приятная сюжетная часть, приятная РПГ и приятная атмосфера какой-то ламповости. Но кто-нибудь, пожалуйста, вырежте из нее РТС.

  • Haru

    Ностальгией повеяло. :_) Прямо как на ag в своё время — в обзоре стратегию обгаживают, а в комментариях вопрошают «вы вообще в ту игру играли?» с примерами. 🙂

  • Aleksey Dyukov

    Что вы пьёте из кружки, какие отвары?

  • Gorthauerr

    Если только с точки зрения копрофила.
    Сингловая ММО с угробищным стилем (ака моднявые курточки и кротовые шлемы) от нетрадиционных художников которым срать на это ваше Средневековье героев и фэнтэзи, тот ещё шлак.

  • pixelgoo

    У игры дизайн вырвиглазный так то, хз о каких красотах идёт речь.

  • ennead

    О тех, что на скриншотах?

  • _air_

    Мне кажется зажрались просто. И это не так уж и плохо. Да, хорошо, что есть проекты с кучей неожиданных поворотов и супер откровений. Но не все должны быть такими, иначе это просто надоест. А тут есть нормальный фентезийный сюжет, хорошие диалоги, интересные персонажи. Мне хватило, чтобы погрузиться

  • _air_

    Да, у меня не может здесь быть объективного мнения, я большой фанат первой части(и её дополнений). И от этого продолжения я, пожалуй получил то, что и хотел. Даже больше, чем от второй части. Плюсы и минусы те же, что и раньше. Довольно неплохой микс стратегии и РПГ, при том, что ни одна из частей звёзд с неба не хватает. Тем не менее, сюжет увлекает, к персонажам привязываешься, геймплей не раздражает. Всё это ещё и в очень красивых декорациях. Особых багов не заметил. Понимаю, что кому-то этого мало, но мне вполне хватило.

  • industria intrepidusfrom

    Ты это написал выше!

  • FanatKDR

    Но кто-нибудь, пожалуйста, вырежте из нее РТС.

    Все что есть в самом начале берешь и рашишь прямо в главоне здание врага. Все что по дороге встретиться само отстанет. Максимум придется помикрить около самой базы. Сносишь центр и все — дальше играешь в РПГ.

    ЗЫ играл на харде есличо.

  • Bishop

    Все в мире относительно!

  • Asylum

    Мне казалось, все, кто хотел высказать недовольно и обиду на F4 и DAI, уже давно это сделали, но нет, оказывается )