Слайды: «золотой век» LucasArts

lucasarts-presents-300pxНа минувшей неделе канула в небытие легендарная LucasArts Entertainment, чьё имя ассоциируется в первую очередь с лучшими юмористическими квестами за всю историю индустрии. Горевать из-за этого вряд ли кто станет, ведь «та самая» студия прекратила существование ещё лет 12 назад, когда поставила крест на адвенчурах. Тем не менее, это — подходящий повод вспомнить, чем прославилась LucasArts и почему спустя годы о «золотом человечке» по-прежнему говорят с любовью и почтением в голосе.

Мы включили в список только проекты, созданные внутренней студией LucasArts, за которые их создателям не стыдно и по сей день.

Maniac Mansion (1987)

История про подростков, заглянувших в особняк к безумному учёному, примечательна тем, что вначале игрок должен был выбрать напарников для главного героя - каждый из них обладал своей «фишкой», влиявшей на прохождение. Но важнее другое: этим проектом студия (в ту пору она ещё звалась Lucasfilm Games) произвела фурор в жанре, продемонстрировав неоспоримое преимущество графического интерфейса перед текстовым вводом команд. Хотя список действий был непомерно раздут, а предметы не подсвечивались при наведении неактивного курсора, это всё равно был большой скачок вперёд.

Day of the Tentacle (1993)

В сиквеле Maniac Mansion - Day of the Tentacle - управление уже было избавлено от этих проблем, и ничто не мешало игроку получать удовольствие от экспериментов со временем. Троица шалопаев из той же компании должна была сорвать планы злобного фиолетового щупальца, возжелавшего захватить власть над миром. Действовать им предстояло в одном и том же доме, но в разных временных эпохах: внося маленькие изменения в прошлом, вы помогали товарищу в будущем. Благодаря оригинальной игровой механике и угарным шуткам Day of the Tentacle по праву считается одной из жемчужин LucasArts.

Zak McKracken and the Alien Mindbenders (1988)

Приключение журналиста Зака, который узнал, что большеголовые космические пришельцы планируют отупить и поработить человечество. Для победы над коварными гуманоидами нужно было исколесить всю планету и не только. Что забавно, Зака могли посадить в «аппарат для снижения интеллекта» и прямо у вас на глазах превратить в идиота (элементы интерфейса исчезали с экрана, а герой начинал нести белиберду).

Indiana Jones and the Last Crusade: The Graphic Adventure (1989)

Первая адвенчура про знаменитого археолога, особенность которой – большой упор на, как ни странно, экшен. Инди частенько приходилось махать кулаками (там даже была «полоса здоровья» и аптечки), так что к обычному квестовому барьеру «я не знаю, что делать дальше!» прибавился ещё один – «не могу побить этого громилу!». Игра предполагала определённую свободу действий, хотя в основном это сводилось к возможности увильнуть от драки, заболтав или подкупив нацистскую сволочь.

Indiana Jones and the Fate of Atlantis (1992)

Борьба с немцами продолжилась в Indiana Jones and the Fate of Atlantis – эпохальном квесте, и поныне уверенно занимающем место среди лучших из лучших. Тут драки - лишь мимолётное развлечение, а само приключение отличает безмерно увлекательный и разнообразный игровой процесс. Помимо логических задачек, нашлось место полётам на воздушном шаре, заплывам на подводной лодке, автомобильным погоням и потрясающей придумке с пещерами: в плохо освещённых помещениях герой действовал на ощупь, пока глаза не привыкнут к темноте. А главное, Fate of Atlantis была по-настоящему нелинейной: пройти обширный второй акт можно было аж тремя разными маршрутами.

Indiana Jones and the Infernal Machine (1999)

Спустя годы профессор оброс полигонами и вновь взялся защищать древности от лап злодеев, только место нацистов заняли злые русские. Indiana Jones and the Infernal Machine была попыткой научить старую собаку новому трюку под названием «action/adventure» и напомнить публике, что кое-кто лазал по древним гробницам задолго до Лары Крофт.

Loom (1990)

Меланхоличная сказка о мальчике в хламиде, пустившемся на поиски жителей родной деревни - однажды вечером все они превратились в лебедей и улетели прочь. Loom отошла от привычных стандартов адвенчур: в ней не было ни пространных бесед с персонажами, ни «инвентаря». Вместо того чтобы орудовать предметами, Боббин наигрывал ноты мажорной гаммы, складывая из них мелодии-заклинания. В этой игре LucasArts наконец нащупала концепцию, ставшую впоследствии её визитной карточкой: герой больше не мог зайти в тупик или умереть.

The Secret of Monkey Island (1990)

Культовое произведение про пиратов в Карибском море, давшее начало самому прославленному сериалу LucasArts. Противостояние юного Гайбраша Трипвуда с призрачным капитаном Лечаком было насыщено первоклассным стёбом, ядрёными головоломками и колоритнейшими личностями. Из недостатков – разве что обилие знаков ™.

Monkey Island 2: LeChuck's Revenge (1991)

Гайбрашу суждено было ещё трижды схлестнуться с не желающим умирать злодеем. По мере того как Лечак менял ипостаси, превращаясь из привидения в зомби и из зомби в демона, менялся и внешний вид этой уморительной вселенной.

The Curse of Monkey Island (1997)

Если графическое превосходство Monkey Island 2 ещё не так бросалось в глаза, то мультяшная The Curse of Monkey Island преобразила Карибы до неузнаваемости. Правда, у красочного стиля был минус – знакомые персонажи выглядели как карикатуры на самих себя. Зато обе игры щеголяли уровнями сложности, позволявшими варьировать количество головоломок на квадратный метр.

Escape from Monkey Island (2000)

Идеей ввести разные уровни сложности пренебрегли в четвёртой части, Escape from Monkey Island, где окружающий мир в очередной раз мутировал, явив зрителям трёхмерного Гайбраша.

Monkey Island Special Edition (2009)
Monkey Island 2 Special Edition (2010)

Последней стычкой двух непримиримых противников, развернувшейся в Tales of Monkey Island (2009), дирижировала уже Telltale Games. А вышедшие в 2009 и 2010 годах переиздания первых двух частей – чудесный подарок тем, кому не по душе эмуляторы и заплесневелая картинка – стали лебединой песней LucasArts, какой мы её помнили.

Sam & Max Hit the Road (1993)

Задорное приключение собаки в пиджаке и безбашенного кролика, перешедших на экран монитора со страниц комиксов, ознаменовало собой очередные подвижки в интерфейсе. К сожалению, избавившись от пресловутых глаголов, LucasArts заодно выкинула всплывающие подписи к предметам, чем обрекла игроков на почти что «пиксель-хантинг». А ведь отыскать исчезнувшего снежного человека и без того было непросто! Фанаты требовали продолжения банкета, но сиквел Sam & Max: Freelance Police угодил под нож, и лишь много позже Telltale Games приютила у себя парочку антропоморфных детективов.

Star Wars: Rebel Assault (1993)
Star Wars: Rebel Assault 2 - The Hidden Empire (1995)

Зрелищная аркада, смысл которой заключался в том, чтобы гнать по заданному маршруту и поливать лучами справедливости всё на своём пути. Для тех, кто с детства мечтал пролететь по траншее на Звезде Смерти и разнести станцию на кусочки, Rebel Assault стала настоящей отдушиной. Да и от графики в то время перехватывало дыхание, хотя на самом деле в качестве декораций игроку показывали видеоролик. Star Wars: Rebel Assault 2 – The Hidden Empire сделала мир по ту сторону экрана ещё чуточку реальнее, заменив рисованных персонажей актёрами (кстати, лично Джордж Лукас дал "добро" на использование костюма Дарта Вейдера).

Star Wars: X-Wing (1993)
Star Wars: TIE Fighter (1994)
Star Wars: X-Wing vs TIE Fighter (1997)

Создать развлечение для доморощенных пилотов – самое очевидное решение, если у тебя в кармане лежит лицензия по «Звёздным войнам». Но нужно было дождаться, пока технологии дорастут до нормальных 3D-моделей. Взяв за основу движок, обкатанный на играх про воздушные баталии Второй Мировой, LucasArts начала методично заполнять нишу космических симуляторов. Сначала ублажила бунтарей, желавших популять лазером в прихвостней Империи, затем тех, кто жаждал поквитаться с повстанцами (Star Wars: TIE Fighter), а после дала тем и другим пострелять друг в друга в мультиплеерной Star Wars: X-Wing vs TIE Fighter.

Full Throttle (1995)

Повесть про будущее, где по пустынным дорогам ездят машины на антигравитационных подушках, и только байкеры, этакие динозавры, упрямо цепляются за прошлое и продолжают жечь резину верхом на хромированных зверюгах. История о том, как подставили старину Бена из банды «Хорьков», неизменно всплывает в обсуждении, когда речь заходит о лучших адвенчурах всех времён. И недаром – ведь в плюсах у Full Throttle логичные головоломки, обаятельные герои, стильная картинка и отменный саундтрек, а уж подача – дай бог каждому (одно вступление чего стоит). Аркадные вставки с боями на мотоциклах могли напомнить кому-то о дилогии Indiana Jones, но здесь требовалось не столько быстро нажимать на кнопку, сколько правильно выбрать оружие и подгадать момент.

Star Wars: Dark Forces (1995)
Star Wars: Jedi Knight - Dark Forces 2 (1997)

Диски с первым шутером по мотивам Star Wars разлетались как горячие пирожки. Обвинения в духе «это тот же Doom, только со штурмовиками» не лишены оснований, но, в отличие от id Software, LucasArts не прятала сюжет в руководстве пользователя, да и Кайл Катарн был порасторопней безымянного космодесантника: умел приседать, прыгать, вертеть головой. С выходом Star Wars: Jedi Knight – Dark Forces 2 фанаты получили то, чего так недоставало в оригинале: световой меч, фокусы с Силой и возможность покромсать друзей в сетевой игре.

The Dig (1995)

Не всякая игра может похвастаться тем, что к её созданию приложил руку самый именитый сказочник Голливуда, Стивен Спилберг, и не менее известный писатель Орсон Скотт Кард. The Dig – проект-долгострой, за время разработки сменивший несколько дизайнеров и концепций. В итоге получилось серьёзное, вдумчивое произведение в жанре научной фантастики: оно повествует об астронавтах, столкнувшихся с внеземной цивилизацией, и по духу скорее ближе к Myst, чем к привычным разнузданным адвенчурам LucasArts.

Afterlife (1996)

Крайне оригинальная стратегия, щедро нашпигованная чёрным юмором и микроменеджментом. Afterlife была схожа с градостроительными симуляторами вроде Caesar и SimCity, однако действие происходило отнюдь не на Земле. Игрок-демиург хозяйничал одновременно на территориях Рая и Ада, обустраивая быт новопреставившихся и следя за тем, чтобы каждая душа получила по заслугам – точнее, кто во что верит.

Indiana Jones and His Desktop Adventures (1995)
Star Wars: Yoda Stories (1997)

Несмотря на то, что от этой адвенчуры и вышедшей чуть позже Star Wars: Yoda Stories отчётливо веяло «казуальным» душком (боевая часть была просто ужасна, а на экране карты открытым текстом писали, где какой предмет использовать), в основе обеих лежала интересная идея модульного приключения. Размер мира игрок задавал вручную, топография местности, головоломки и сюжет каждый раз генерировались случайным образом, и, покончив с одним сценарием, можно было тут же браться за следующий.

Outlaws (1997)

Дикий Запад – идеальная арена для перестрелок, однако видеоигры нечасто забредают в этот уголок американской истории. LucasArts со своей историей про федерального маршала, объявившего войну кровавому железнодорожному магнату, пришлась ко двору. Вестерн, сдобренный порцией мультиков и оркестровым саундтреком, смотрелся на фоне конкурентов свежо, даже несмотря на морально устаревший движок.

Grim Fandango (1998)

Мрачная комедия про загробный мир, прокуренный «нуар» с испанским акцентом, где в главной роли – проводник мёртвых с косой наперевес. Движок SCUMM, тянувший на себе прежние адвенчуры, отправили на покой. На смену полностью плоским мирам пришли прекрасно анимированные трёхмерные скелеты на фоне пререндеренных «задников», управление повесили на клавиатуру, а интерфейс выкинули за ненадобностью. Игра была невероятно атмосферна. По мнению многих, это не просто одно из самых выдающихся творений LucasArts, но и венец квестов вообще – прощальный салют, после которого жанр пошёл на убыль.

  • Jahont

    Я играл в квесты только на заре своего увлечения комп.играми — в конце 90х, и говорю, что ЛукасАртс — титаны индустрии, наравне с Близзард Инт, но по-другому. Творческие корифеи жанра, скажем так.

  • AlexGost

    Сейчас смотрю на картинки — от многих дух захватывает! Настоящие шедевры! Вот, что им мешало развивать «симулятор» звездных кораблей? Переплюнули бы сейчас evo online — фанатов звездных войн все-равно больше. Переиздали бы Outlaws и/или сделали бы продолжение. То же и к Dark Force относится. Эх, мечты, мечты…

  • Sev

    Ну к Dark Forces вышло продолжение в виде Jedi Knight 2 и Jedi Academy — правда, от Raven Software. Отличные игры, жалко, что их тоже забросили.

    Luke: I sense a disturbance in the Force…
    Kyle Katarn: You ALWAYS sense a disturbance in the Force!

  • Jahont

    До сих пор помню голос русской озвучки Afterlife, DIG помню, старварсы в виде Даркфорсе и Тайфайтера.

  • Sev

    Большое спасибо за подборку. Очень душевно получилось. Прям вспомнил детство / юношество.

  • Tellurium-128

    GOG.com нужно срочно пополнять коллекцию квестов/адвенчур вышеупомянутыми образчиками искусства, чтобы каждый желающий мог ими насладиться.

  • DrBeCool

    Только позавчера установил и поиграл в Grim Fandago.И господи это круто !

  • Copakc

    Во многом благодаря этим играм я открывал англо-русский словарь чаще чем на уроках английского языка в школе. Спасибо.

  • Nobody

    *приглушенные ностальгические рыдания*

  • Johnny

    Символично, что Grim Fandango идет последней.

  • Иван Ефимов

    Jedi Outcast забыли же)

  • Sev

    Нет, это и есть Jedi Knight 2. 😉
    Полное название: «Jedi Knight II: Jedi Outcast»

    http://ru.wikipedia.org/wiki/Star_Wars_Jedi_Knight_II:_Jedi_Outcast

  • Ivan

    Я нажал стрелочку влево, у меня она вторая 😉

  • Sergthegod

    Навсегда запомнится Full Throttle с невероятной 3D графикой заставки (в 95-ом то году!!), крутейшим геймплеем, шуточками и загадками (проклятая свалка, как она мне мозг вынесла), и суперкачественной локализацией

  • Konoko

    Вообще «продолжением» к Dark Forces 2 была Mysteries of the Sith. Там вообще путаница с этими названиями. Jedi Outcast получается четвертой игрой серии.
    Ну и к тому же здесь приведены работы внутренней студии LA, а новые JK делали Raven, хоть и по лицензии.

  • Иван Ефимов

    А черт я подумал что вы имеете ввиду
    Jedi Knight: Dark Forces II

  • Andrey Tierov

    Сколько часов было убито в Day of the Tentacle…

  • Defrag34

    FULL THROTTLE (1995) классная игрушка, ностальджи 🙂

  • bETAmEN

    Странно видеть в этом списке Outlaw. Игра получилась, мягко говоря, неоднозначной.

  • А как же замечательные Zombies Ate My Neighbors и Herc’s Adventures?

  • Иван Бесмертный

    «игрок должен был выбрать главному герою напарников» — поправьте ошибки в статье «Maniac Manson (1987)».

  • Bambi

    Хотел сначала написать про Zombies Ate My Neighbors и Ghoul Patrol, но решил ограничиться PC-играми.

  • Иван Бесмертный

    А по-моему это был прорыв в жанре FPS «того времени»… Я до сих пор помню момент, когда прятался в каком-то амбаре и злодеи на улице истошно орали во всю глотку «Where are you Marshal???»

  • в думе можно прыгать, через зад гландами конечно, но фактически есть такая возможность

  • Джони

    Эхх..Grim Fandango произвела неизгладимое впечатление в то время. Современные адвенчуры уже не вызывают такой трепет, как игры той эпохи(

  • Diversant

    О да.. Rebel Assault было первое игровое кинцо, которое я увидел!

  • Diversant

    Отличный обзор, отличная статья. Абсолютно уверен что «там», вряд ли бы хватило кхм.. компетентности, чтобы составить нечто подобное, а ведь многое подзабылось уже и не смотря на то что некогда играл.

  • Anton

    дааа, есть что вспомнить…

  • Горячо поддерживаю! Grim Fandango — изумительная игра! Это последний Великий Квест LucasArts и действительно венец жанра адвенчур.

  • До сих пор помню потрясающую музыку из игры. Многие мои знакомые тогда думали, что её написал Эннио Морриконе!

  • koafman

    LOOM для меня был первым квестом от Лукасов. Ох сколько же эмоций я от этой игры испытал!

  • Про Loom как-то уж очень скромно написали. Прошёл её лишь в начале 2000-х, но до сих пор считаю её одним их великих квестов LucasArts, более того, с того времени квеста с такой игровой механикой так и не появилось!

  • Polianskii

    я бы сказал, в думе можно падать 🙂

  • passerby

    несложно заметить, что на gog.com в комьюнити-вишлисте лукасартовские игры давно оккупировали топовые строки, и, соответственно, со стороны гога переговоры ведутся не первый год, но лукасы в этом вопросе были всю дорогу предельно уперты по неизвестным причинам. многие ждали, что с продажей Диснею ситуация сойдет, наконец, с мертвой точки, но за последние месяцы так ничего в этой сфере и не произошло. будем смотреть дальше, как, что и если изменится ли теперь, после закрытия студии. но надежды на Дисней как-то уже мало.

  • rumax

    Идиоты там работали, могли бы HD-издание сделать на стиме, по-любому косили бы капусту.

  • я бы сказал Thy Flesh Consumed

  • Andrey Karnak

    Грим Фанданго конечно отличная игра, но я считаю, что 3-я часть Monkey Island была лучшим квестом лукасов.

  • 13th_Ka7aHe4

    Grim Fandango, конечно, вне конкуренции, но очень рад что как и я, помнят The DIG! Что тут говорить, это было что-то!

  • 13th_Ka7aHe4

    Очень хочется надеяться что дело сдвинется с мёртвой точки и будут
    сиквелы! Рон Гилберт хочет купить у Disney права на Monkey Island!
    Действительно, все правильно пишут называя Lucas Arts легендой того
    времени. Тогда она соперничала с другим титаном — Sierra On-Line и
    обоим, ИМХО, это соперничество было только на пользу.

    Продолжение серии Monkey Island, The DIG, Full Throttle, Day of the Tentacle итд — да об этом мечтает громадное количество людей на всей планете (я уж молчу про GF).

    Вообще история Lucas Arts это грустная притча про маркетинг и о мнении, что для того чтобы быть на плаву, необходимо обслуживать настроение толпы, а не делать по велению вдохновения шедевры…

  • 13th_Ka7aHe4

    Конечно!

  • 13th_Ka7aHe4

    Вот это как раз правильные споры! Как я соскучился по ним, когда фанаты Monkey Island, Grim Fandango, The DIG, Full Throttle и Day of the Tentacle спорили о том, что лучше! Компания выпустила очень много действительно ПЕРВОКЛАССНЫХ игр и игровых серий!

  • 13th_Ka7aHe4

    Да неоднозначной. Но зато какой у неё саундтрек! (Кстати, в сети просто невероятное количество вариаций саундрека к MI, классная музыка и у GF).

  • 13th_Ka7aHe4

    Аха) Трое было композиторов ведущих в Лукас. Имя Майкла Лэнда помню наизусть.

  • SirGrey

    Индиана Джонс энд зе фейт оф этлэнтис — была гениальна!

    Очень бы хотел современного переиздания, как Манки Айленд, на айпад. 🙁

    Айленды прошел на айпаде, ностальгия аж слезу вышибала 🙂

  • 13th_Ka7aHe4

    Согласен, классная игра!

  • SeeN

    ТЫ НЕ ЧЕЛОВЕК, ЕСЛИ НЕ ПЛАКАЛ ГЛЯДЯ НА СЛАЙДЫ

  • Не согласен насчёт Grim Fandango. Ей не нужно никакого продолжения, это безупречно законченное произведение.

  • Майкл Лэнд, Питер Макконелл и Клинт Баджакиан.

  • 13th_Ka7aHe4

    Спасибо, точно!

  • в чем ошибка?

  • JC Denton

    К сожалению не застал эти игры в свое время. Начинал я с Space Quest 6 — где уже был нормальный интерфейс. Также играл в NeverHood. Из всего вышеуказанного видел только Grim Fandango. Хочу его пройти. Ну и Full Throttle.

  • Константин Клименко

    loom … как долго я его грыз по своей геймерской юности )

  • Константин Клименко

    Да и захватывающий Грим фанданго )))) просто чума тех времен )
    Full throttle прохождение которого я наизусть помню до сих пор ..
    Day of the tentacle со своим юморком )))

  • Константин Клименко

    Помним , скорбим….

  • Shade Shadeborn

    Было время….пойду переиграю Full Throttle…пройден мной не один десяток раз…а следом за ним пройду и Секрет обезьяньего острова.

  • ProGlot

    When I’m on the road, I’m indestructible. No one can stop me. But they try…

    Умели же делать, чёрт побери!

  • Иван Бесмертный

    Трудно читается. А вот вариант — «игрок должен был выбрать напарников для главного героя» — воспринимается совершенно иначе, читать легко.

  • ennead

    Чувствую себя непосвященным хомячком. Минутка респекта тем, для кого это — молодость