Слайды: 9 игр к 9 мая

may-9th-300px68 лет назад наша страна победила в самой страшной войне. Людей, которые могут рассказать о тех событиях, с каждым годом становится все меньше. Но помнить о ней, чтобы ничего подобного никогда больше не повторилось, нужно.

Компьютерные игры могут помочь в этом не хуже, а может быть и лучше, чем книги и фильмы. Поэтому к сегодняшнему дню мы сделали подборку из разных проектов, в которые стоит сыграть каждому, кто интересуется темой Великой Отечественной.

"Ил-2 Штурмовик" - не просто один из лучших симуляторов боевой авиации Второй мировой. Это, без сомнений, самая известная русская игра после "Тетриса». Официальные дополнения к ней выходили на протяжении восьми лет, а фанатские патчи появляются до сих пор.
Причин успеха много: реалистичная летная модель, огромное количество доступных самолетов, увлекательный мультиплеер, кампании на любой вкус (как статические, так и динамические).
Конечно, внешне "Ил-2" уже не впечатляет, но выглядит прилично. Стать виртуальным пилотом никогда не поздно. Тем более что стоит "платиновая коллекция" сегодня всего 199 рублей.

"Сталинград" - стратегия в реальном времени, созданная на основе более известного "Блицкрига». От родительского проекта она, впрочем, выгодно отличается: нет глупого "генератора случайных сражений", лучше баланс, игрока подталкивают к поиску тактических решений, а не дыр в логике. Да и миссии намного интереснее и познавательнее с исторической точки зрения. В этом ее главное достоинство, ведь механикой оригинального "Блицкрига" сейчас мало кого заинтересуешь.

Серия глобальных стратегий Hearts of Iron, которую студия Snowball в русской версии блестяще переименовала в «День Победы», со стороны кажется ужасно заумной. На самом деле это совсем не так. Конечно, она сложнее какой-нибудь «Цивилизации», но гораздо ближе к ней, чем к по-настоящему бескомпромиссным воргеймам.

Hearts of Iron интересна тем, что посвящена не только войне, но и подготовке к ней. На ваших глазах мир катится к величайшей трагедии, и от решений лидеров зависит все. Остановите ли вы Гитлера на границе? Нанесете удар на упреждение? Или запустите кампанию с 41-го и попробуете честно расхлебать ошибки Сталина?

Для первого знакомства подойдет Hearts of Iron 2 с аддоном Doomsday - Armageddon. Потом можно попробовать Darkest Hour: A Hearts of Iron Game и Arsenal of Democracy - две ветви развития Hearts of Iron 2 для опытных игроков, либо Hearts of Iron 3. Последняя, пусть и немного корявая по исполнению, очень интересна по концепции - от игрока требуют глобальных решений, а не микроменеджмента.

Американской студии Tripwire Interactive удалось, пожалуй, лучше всех передать ужасы Великой Отечественной. Речь, впрочем, не о зверствах нацистов. Разработчики просто дали игроку почувствовать, каково это - быть пехотинцем в мясорубке передовой.

Конечно, существуют и другие реалистичные шутеры - скажем, Operation Flashpoint. Однако неуклюжие «трехлинейка», ППШ и Т-34 - это вам не современное оружие и техника. Плюс, переключиться на вид от третьего лица в Red Orchestra нельзя, так что погружение в образ - полноценное.

И война-то вроде бы виртуальная, но уже за пару матчей вы погибнете столько раз и так нелепо, что проникнетесь безмерным уважением к пехотинцам. Поймете, каково это - подниматься в атаку, когда любой, кто высунулся из-за укрытия на полсекунды, получает пулю. Что двигаться надо только от укрытия к укрытию, прикрывая товарищей, но, как ни хитри, кого-то все равно разорвет шальной гранатой.

Сегодня есть смысл покупать только вторую часть, которую «1С» издавала не только в нашей стране, но и за рубежом.

Первая «В тылу врага» была оригинальной и интересной игрой, и уж точно очень эффектной, спасибо шикарной графике и физике. Однако метания между жанрами ей повредили. Вроде бы и стратегия в реальном времени, и аркада с прямым управлением бойцом, и «стелс» в духе Commandos - но на всех фронтах не дотянули.

В продолжении украинские разработчики отшлифовали формулу, и «В тылу врага 2» стала отличным «киношным» боевиком о войне, хоть и с привычным RTS-управлением. Пусть здешние сражения неправдоподобны, они увлекают и врезаются в память. В конце концов, эпические произведения о Великой Отечественной тоже имеют право на жизнь.

Дополнений к «В тылу врага 2» вышло много, но под наши критерии подпадают только «Братья по оружию» и «Чёрные бушлаты». Особенно обратите внимание на второе, посвященное советской морской пехоте. Про Сталинград игр еще наделают, а это - штучный продукт.

«Смерть шпионам» - русский ответ популярным «стелс»-экшенам Hitman и Splinter Cell. Увы, по-настоящему хорошей игры с первого раза не получилось, хотя задумка была интересной, декорации - живописными (белорусская деревня, застенки гестапо, заснеженные руины Витебска - далеко не полный список), задания - разнообразными. Все испортили топорный интерфейс и недостаток свободы. Устранить цель можно было только ножом или пулей - никаких вольностей.

Многие из этих «болячек» перекочевали в независимое дополнение «Смерть шпионам: Момент истины», однако играть в него намного интереснее. Способов убийств стало больше, и среди них встречаются «творческие» - несчастные случаи в стиле Hitman: Blood Money. Так что можете смело игнорировать оригинал и сразу браться за аддон. Жаль, миссий в нем всего семь.

«Вторая мировая» - один из самых амбициозных проектов фирмы «». Вдохновленная успехом «Ил-2 Штурмовик», компания планировала выпустить грандиозный трехмерный воргейм, который затмил бы Combat Mission и прочих конкурентов. Честная баллистика, подробная система повреждений техники, детальный расчет морали и видимости, точное соответствие канонам истории - чего только не обещали! Увы, разработка затянулась. В итоге релиз долгостроя обернулся катастрофой: мало того, что игра была чудовищно «глючной», ее еще и упростили, чтобы отбить затраты за счет любителей RTS. К счастью, «» быстро взялась за ум и выпустила переиздание с подзаголовком Wargame Edition. В нём «Вторая мировая» стала намного ближе к тому, что ждали от нее любители серьезных стратегий. Кроме того, в «Издание второе» вошла дополнительная кампания «Битва за Москву». Разобравшись с игровой механикой, разработчики начали выпускать аддоны (попутно сделав ребрендинг серии). Великой Отечественной посвящены два: «Вторая мировая: Освобождение Белоруссии» и «Искусство войны: Курская дуга». Combat Mission, пересевшая на новый движок, на Восточный фронт не спешит, так что аналогов у проектов «» нет, несмотря на их техническое несовершенство.

Белорусская студия Wargaming.net, сделавшая себе имя на пошаговых стратегиях, попробовала силы в жанре RTS. Получилось неплохо. Игра о разгроме группы армий «Центр» по механике напоминала World in Conflict, но была заметно масштабнее. Искусственный интеллект действовал разумно, а не полагался целиком на скриптовые «костыли». Интерфейс тоже приятно удивлял.

Правда, выглядела игра по меркам 2008 года бедновато, а сейчас - еще хуже. Пройти «Операцию “Багратион”» можно быстро (в советской кампании всего десять миссий), а мультиплеер получился банальным. В Order of War, развившей идеи «Багратиона» для западного рынка, сетевые баталии повеселее, но в «сингле» за СССР уже не поиграешь - только за немцев и американцев. Всё-таки жаль, что Wargaming полностью переключилась на онлайновые проекты - в жанре RTS ей ещё было что показать.

Судить о Company of Heroes 2 мы пока можем только по видеороликам и мультиплеерной «бете». Похоже, канадские разработчики честно старались передать страшную атмосферу Великой Отечественной и самоотверженность защитников нашей Родины.

Однако видно, что эта война для них - чужая, и ориентировались они на справочники вперемешку с популярными мифами. Комиссаров-палачей и водочного перегара в Company of Heroes 2, видимо, не будет, но выглядит она все равно наиграно и театрально. Впрочем, мы будем рады ошибиться - ждать осталось недолго. В любом случае, хорошо, что к этой теме вновь обратилась западная студия, работающая в популярном игровом жанре.