Рецензия на Silence

Автор: BAMBI

Существуют разные способы оформить вступление к рецензии. Кто-то сразу берётся за дело, с первых строк перечисляя классы и «перки». Кто-то вначале припоминает предыдущие части серии, биографию студии или историю создания проекта. Порой хочется порассуждать о судьбе жанра, окидывая взглядом самые важные вехи в его развитии, или немного пофилософствовать, испытывая терпение редактора. Яркие метафоры, забавные аналогии и ехидные фантазии на тему того, как именно протекал процесс разработки, тоже уместны почти всегда, а в крайнем случае можно просто блеснуть эрудицией, со словами «уже было» вбросив отсылку к игре двадцатилетней давности.

И лишь изредка, как сегодня, выпадает повод поговорить о самом авторе статьи. Вернее, не поговорить, а попрощаться, ведь автор уходит в долгий отпуск.

Есть что-то глубоко символичное в том, что работу в коллективе Riot Pixels Бэмби начал с рассказа о красивом, но нелепом квесте The Whispered World, а сейчас, когда пришла пора подвести итог этим шести годам в образе взыскательного критика, расстрельный список замыкает сиквел повести о Седвике, столь же красивый и нелепый. Отправная точка и конец пути слились в закольцованной композиции: как будто, откатав круг по трассе, возвращаешься на стартовую линию. Жаль только, больше в контексте Silence термин «композиция» употребить негде, поскольку за шесть лет, выпустив целый ворох продуктов, застолбив за собой солидную долю рынка и превратившись из скромного ремесленника в матёрого издателя, Daedalic Entertainment так и не научилась сочинять серьёзные сюжеты. Или хотя бы такие, после ознакомления с которыми не возникало бы желания выбросить компьютер из окна.

Смотреть галерею скриншотов Silence

Меж двух миров

Разработка: Daedalic Entertainment
Издание: Daedalic Entertainment
Жанры: Adventure (Point-and-click)/2D-3D
Похожие игры: The Dark Eye: Chains of Satinav, Memoria, The Night of the Rabbit, The Whispered World
Мультиплеер: Отсутствует
Вышла: см. карточку в базе
Платформа: PC
Обсуждение на форуме

Конечно, внешне старую и новую адвенчуры не спутать между собой. Из эффекта параллакса, придававшего глубину пейзажам за спиной у грустного клоуна Седвика, Daedalic выжала максимум возможного, и Silence выглядит как технологически продвинутое, почти-что-трёхмерное приключение, при этом сохраняя весь шарм нарисованного от руки мультика. Анимация же достойна приставки «3D» безо всяких оговорок, и она чудесна: персонажи не просто правдоподобно дрыгают конечностями, хлопают глазами, шевелят губами и вертят головой, но и по-нормальному взаимодействуют с окружающим миром, без рывков, телепортации и телекинеза. Диалоги тоже хороши: во время разговоров камера показывает героев то с одного бока, то с другого, подпитывая атмосферу кинематографичности и выставляя Daedalic достойным конкурентом Telltale Games.

Почему именно Telltale? Ну, потому что от классических квестов немцы на сей раз отошли довольно далеко. Главная новость – окошка с инвентарём больше нет. Все предметы, которые можно оторвать от декораций, герои берут и буквально таскают в руках, а если вещица маленькая – суют в карман и затем применяют автоматически. Однокнопочный геймплей предельно снисходителен к новичкам: включённые по умолчанию индикаторы прямо указывают, куда в данный момент нужно ткнуть курсором, но и без их помощи вы не растеряетесь, ведь игровые зоны насчитывают всего один-два экрана – то есть даже меньше, чем в Fire. Что удивительно, сами головоломки, несмотря на простоту, не стали логичнее. Некоторые и описывать-то неловко: например, Ноа не может пройти вперёд, так как свисающая с потолка гигантская пчеломатка зачем-то машет перед собой наэлектризованными щупальцами, и надо приказать Споту отведать королевского киселя и завести песнь…

Смотреть галерею скриншотов Silence

– Ноа? Спот?

Ах, да, извините. Итак, новая повесть начинается спустя несколько лет после событий The Whispered World – и сразу же вытирает ноги о предшественницу. Вы думали, что сделали доброе дело, когда помогли Седвику Ноа вернуться к жизни? Но жизнь-то оказалась собачья. Вместо отчего дома – сиротский приют. Вместо счастливого детства – безымянная война и сыплющиеся с неба бомбы. Хорошо хоть, долго терпеть не надо: стоит только пройти вводный курс на тему «Управление в адвенчурах», как засевшего в бункере мальчугана и его малолетнюю сестрёнку накроет прямым попаданием, и на этом постылая реальность закончится.

Впрочем, на просторах потусторонней страны, именуемой Безмолвием, тоже не всё спокойно. Жестокая Лжекоролева зачем-то рассылает повсюду «искателей» – мерзких безглазых чудищ, вытворяющих с жителями нечто нехорошее. Силам зла противостоят местные повстанцы, к которым нашей парочке волей-неволей предстоит примкнуть, а по ходу действия из кустов выползет и старый питомец Седвика – волшебная гусеница Спот, способная менять форму тела. Конечная цель Ноа и Рени – найти магическое зеркало, фигурировавшее в первой части сериала, потому что лишь оно сулит надежду на побег из плена иллюзий… Но вот вопрос – осталось ли куда бежать?

Ответ на него вы получите очень скоро. Жалкие крохи интриги авторы сами сметают со стола, загодя, как завещала The Whispered World, телеграфируя разгадку единственной тайны. Если что и поражает в финале, так это то, как рано он наступает, и то, с какой шокирующей непринуждённостью игра забывает обо всех действующих лицах, кроме брата с сестрой. Судьбы персонажей, повисшие оборванными нитями, воплощают в себе всю суть подхода Daedalic к творчеству: ни метафоричности, ни драматургии, ни морали, ни катарсиса, а только двуногая мебель, заменяющая людей, и красочные картинки, заменяющие смысл.

Смотреть галерею скриншотов Silence

Эта бестолковая возня усугубляется неудачными экспериментами с Quick Time Events. «Динамичный» фрагмент в Silence всего один – надо удерживать равновесие, двигая мышью, – зато его повторяют при любой возможности. Плюс в некоторых случаях необходимо совершить ряд действий за отведённое время, и провал влечёт за собой мгновенную гибель. После чего сцена перезагружается полминуты… Ещё один финт, в котором можно углядеть подражание Telltale, – две концовки на выбор. Одна из них грустная, а вторая тоже грустная и насмехается над первой. Лучше заранее запаситесь боксерской капой, не то зубы будут скрежетать так, что разбудите всех соседей!

* * *

Спустя годы Daedalic Entertainment по-прежнему ухитряется сочетать техническое мастерство с дилетантскими ошибками. С одной стороны – сценарий, хрипящий «Пристрелите меня!», головоломки, порой вызывающие искреннее недоумение своей концепцией, и позорные QTE-вставки. С другой – аудиовизуальное пиршество, притягательный мир, будто подсмотренный в чьих-то грёзах, и симпатичные герои, которым в этой истории, увы, абсолютно нечем заняться.

Оценка Riot Pixels60%

Минимальные требования Рекомендуемая система

Core 2 Duo/Athlon XP 2 ГГц
4 Гб памяти
видеокарта с 1 Гб памяти
20 Гб на винчестере

Core 2 Duo/Athlon XP 2 ГГц
6 Гб памяти
видеокарта с 2 Гб памяти
20 Гб на винчестере

Summary
Review Date
Reviewed Item
Silence
Author Rating
31star1star1stargraygray