Рецензия на Sid Meier’s Civilization 6

logo-sid-meiers-civilization-6-reviewАвтор: ИЛЬЯ ‘JESTER’ КУЗНЕЦОВ

После публикации первых геймплейных роликов Civilization 6 фанаты разделились на два лагеря. Одни с нетерпением ждали релиза, зная, что Firaxis не чужды эксперименты, и указывая на изменения в игровом процессе, систему развития городов и усилившиеся различия между лидерами. Другие, памятуя о провале Sid Meier’s Starships и средненькой Civilization: Beyond Earth, заранее хоронили новую часть, возмущаясь «мультяшной» графикой и условностями. Как оказалось, правы были все.

Бытие определяет сознание

Разработка: Firaxis Games
Издание: 2K Games
Жанры: 4X Strategy/Turn-based/3D
Похожие игры: серия Sid Meier’s Civilization, серия Call to Power
Мультиплеер: (12) Internet, LAN, hot seat
Вышла: см. карточку в базе
Платформа: PC
Обсуждение на форуме

После чёткой, псевдореалистичной графики Civilization 5 пластилиновые поселенцы, бегущие основывать новый город по ярко раскрашенным полям, вызывают недоумение. Но стоит встать на ноги и начать исследовать окрестности, как визуальный стиль становится гармоничным. Здания (в особенности чудеса света) и некоторые детали природы, в противовес «мультяшным» юнитам, сделаны с достоверной точностью. В сочетании с туманом войны, стилизованным под карту эпохи Возрождения, они погружают в мир, полный открытий и загадок.

Возможности наблюдать за ним с космических высот, правда, нет. Уровень отдаления невелик, зато обновлённый стратегический режим – выше всяких похвал. Плоский вид сверху с нарисованными вручную реками и холмами отчётливо напоминает самую первую Civilization, даром что красивее. А встроенные фильтры позволяют быстро получить всю важную информацию о том, что творится вокруг.

Ведь без чёткого понимания, куда вас занесла судьба, играть невозможно – в Civilization 6 игрок ещё больше зависит от ландшафта и природных ресурсов. Всё дело в новых правилах развития поселения. Постройки и чудеса света теперь не влезают в один-единственный гекс, и советник настойчиво рекомендует возвести новые районы, где появятся специализированные здания и места для специалистов (скажем, кампусы привлекут учёных, а промзоны – рабочих).

Смотреть галерею скриншотов Sid Meier’s Civilization 6

Вот только каждая такая область занимает место на карте, уменьшая количество ферм и лесопилок. Да и бонусы, которые дают соседние элементы ландшафта, нужно учитывать. Священные места будут лучше способствовать созерцанию, если их строить рядом с горами или соединять с другими районами.

Рабочие также претерпели существенные изменения. Улучшения теперь возводятся сразу, но строители при этом расходуют особые «заряды». Истратив все три, они исчезают. Дороги, кстати, им не под силу – транспортные артерии прокладывают караваны, двигаясь по торговым путям. Не хотите зависеть от купцов? Ждите наступления средневековья – военные инженеры помогут соединить города.

Вообще, вдумчиво планировать развитие лучше с самого начала. Количество районов ограничено населением, а со сменой эпох стоимость их постройки растёт. Это мешает бездумной колонизации, заставляя выбирать: «застолбить» все богатые земли как можно раньше или же развивать инфраструктуру в нескольких поселениях.

Смотреть галерею скриншотов Sid Meier’s Civilization 6

Мушкетёры в твиттере

Со времён Civilization 5 боевые действия почти не изменились. Карта расчерчена на шестиугольники, в каждом – максимум один юнит. Войска поддержки (тараны, системы ПВО) наконец-то могут быть в одной клетке с боевыми единицами, что облегчает микроменеджмент. Единственное значительное нововведение пожаловало из Civilization 3: два одинаковых отряда можно объединить в корпус, а затем и в армию с третьим. Сила при этом увеличивается непропорционально, но при острой нехватке места такие соединения незаменимы.

Тем, кого не прельщает сила оружия, дали возможность одерживать верх силой слова. Религия, занимавшая важное место в Civilization 5, получила условие победы. Для его достижения необходимо сделать свою веру основной среди всех цивилизаций в игре. В благом начинании помогают уже знакомые миссионеры и инквизиторы вместе с новым юнитом – апостолами. Все они способны не только распространять веру, но и участвовать в религиозных дебатах, проходящих по правилам сражения армий.

Сильнее всего преобразились исследования и культура. Наигравшись с идеей civics в четвёртой, пятой и космической частях серии, авторы решили полностью её переосмыслить. И сделали это элегантно: социальные улучшения стали ещё одним деревом исследований, совершенно независимым от науки. Открытия в нём происходят благодаря очкам культуры, а каждая «технология» приносит новые здания, юниты и законы, которые помогают тонко настроить цивилизацию.

Смотреть галерею скриншотов Sid Meier’s Civilization 6

После каждого прорыва игроку предлагают сменить политический курс. Количество ячеек под законы зависит от типа государства, и разделено на четыре сферы: военную, экономическую, дипломатическую и специальную. Последняя нужна для эдиктов, помогающих получать великих людей, а если нужды в них нет – для любых постановлений из другой области. Общественный строй, который мы также открываем на культурном древе, помимо иной конфигурации ячеек, даёт бонусы; со временем они растут и переходят в виде «наследия» в новый тип правления.

Причём баланс между культурой и наукой соблюдён. Если академическая сфера раскрывает производственный и военный потенциал цивилизации, то творческое развитие – религиозный и политический. Коммунист в каменном замке – не фантасмагория, и это вносит ещё больше разнообразия в каждую партию.

Другой особенностью Civilization 6 стало «ускорение». Научные и культурные открытия теперь не обязательно исследовать от начала и до конца. Чтобы сократить время вдвое, достаточно выполнить задание, соответствующее технологии. Для «картографии» необходимо построить две гавани, для «оборонительной тактики» – стать целью войны. Прорыв в той или иной области может произойти и в результате изучения деревень, активации великих людей или шпионажа (ведь технологии теперь нельзя украсть).

Смотреть галерею скриншотов Sid Meier’s Civilization 6

Вместе с уникальными способностями и постройками лидеров наций эти изменения образуют прекрасную мозаику. И можно было бы с уверенностью сказать: в Civilization 6 самое интересное развитие государства в серии. Однако, отлично потрудившись над закулисной стороной этого процесса, в Firaxis совсем забыли о «сцене», превратив ИИ и дипломатию в цирк.

Ганди – ядерный клоун

А началось всё с благих намерений. Явно желая разнообразить поведение компьютерных оппонентов, авторы выдали им черты характера. Цинь Шихуанди, например, старается построить много чудес света и не любит тех, кто его перегнал. Вдобавок у каждого лидера есть и случайная скрытая особенность.

Система casus belli, явившаяся в Civilization 6 из игр Paradox, тоже заставляет поверить в реальность дипломатии. Объявление войны безо всяких причин (особенно в поздних эпохах) больно бьёт по престижу. А узнать, что происходит в соседнем государстве, можно только при прокладке торгового пути, размещении посольства или отправке шпиона. И даже в этом случае информация бывает неполной.

Казалось бы, вот он, шаг в верном направлении – хоть сколько-нибудь логичные внешние отношения, простор для интриг и альянсов. Но когда задобренная королева Виктория объявляет войну, отставая от нас по всем параметрам, когда Ганди радуется запущенной ядерной ракете и сразу же осуждает нас за излишнюю жестокость, когда в конце партии все по очереди начинают нападать, понимаешь: Civilization 6 осталась той же самой игрой на результат, со слабым ИИ и неявными правилами поведения оппонентов. Только без Всемирного конгресса и ООН (а следовательно, и без дипломатической победы), которые нет-нет да и скрашивали суровую правду жизни в предыдущих частях серии.

Смотреть галерею скриншотов Sid Meier’s Civilization 6

При нежелании иметь дело с глупыми марионетками можно сыграть в мультиплеере. На серверах всегда много народу, а разработчики одумались и сразу включили hot seat в список доступных режимов. В таких условиях ИИ глаза не мозолит, так что можно сосредоточиться на достоинствах. Но даже в онлайне от взгляда не ускользает другая серьёзная ошибка Firaxis.

Словно подражая программистам, дизайнеры интерфейса решили, что неочевидность – это модно. Взяв основу из Civilization 5, они умудрились испортить её и сделать неинформативной. Нет, нельзя выбрать другой юнит, когда целишься лучниками. Да, в «Цивилопедии» нет гиперссылок. А ещё из неё выдраны огромные куски, и вы не узнаете, например, как теперь влияют на благополучие редкие ресурсы. Что уж говорить о всплывающих подсказках, которые зачастую не содержат нужной информации…

* * *

И всё-таки, несмотря на слабую дипломатию и корявый интерфейс, нововведения Civilization 6 затмевают недостатки. По влиянию на серию её можно сравнить с предшественницей. Та тоже привнесла много нового, но не расцвела полностью, пока не вышли дополнения. Вот и сейчас игра способна увлечь не на шутку… если не придавать слишком много значения поведению компьютерных оппонентов или играть в мультиплеер.

P.S. Недавно на нашем YouTube-канале прошла трансляция Civilization 6. Если вы хотите увидеть все изменения и недостатки воочию – приглашаем посмотреть её в записи.

Оценка Riot Pixels78%

Минимальные требования Рекомендуемая система

Core i3/Phenom II 2,6 ГГц
4 Гб памяти
GeForce 450/Radeon 5570
12 Гб на винчестере

Core i5/AMD FX 8350 4,0 ГГц
8 Гб памяти
GeForce 770/Radeon 7970
12 Гб на винчестере

Summary
Review Date
Reviewed Item
Sid Meier's Civilization 6
Author Rating
41star1star1star1stargray
-78%
425 руб.1999 руб.