Рецензия на Sheltered

logo-sheltered-reviewАвтор: TOP

Глава семьи, нагулявшись по радиоактивным пустошам без средств защиты, умер от лучевой болезни. Его супруга несколькими неделями позже нарвалась на агрессивного медведя. Старший сын утолил жажду плохо отфильтрованной водой и погиб от заражения. Зато младший, приютив в своем убежище целую толпу обездоленных, с их помощью обчистил все близлежащие поселения, свалки и шахты, отстроил бункер по высшему разряду, убил десятки людей, и конец его свершениям смогла положить только скука рецензента.

Очумелые ручки

Разработка: Unicube
Издание: Team17 Digital
Жанры: Adventure/RPG/Survival/2D
Похожие игры: 60 Seconds!, Fallout Shelter, This War of Mine
Мультиплеер: Отсутствует
Вышла: см. карточку в базе
Платформа: PC

И месяца не проходит без очередной игры про апокалипсис: за последнее время мы побегали от ходячих покойников, заразили планету смертоносной болезнью, постреляли в погибающем от вируса Нью-Йорке, исследовали мрачный “ковчег”, уцелевший после ядерной войны, и вернулись в послевоенный Бостон. В марте в их число влилась Sheltered, вышедшая спустя два года после успешной кампании на Kickstarter и годичного томления в Early Access.

В центре внимания – семья из четырех человек (по двое взрослых и детей) и их домашнего питомца (кота, собаки, змеи, рыбок или даже лошади), спасающаяся от радиации в подземном убежище. Ни что именно случилось с миром, ни масштабы катастрофы достоверно неизвестны, но местность для жизни малопригодна, и своему едва освещенному и пустому пристанищу новоселы не нарадуются.

Тем более что богатое убранство – вопрос времени. Из разнообразного хлама, попадающегося под руку, – веревок, досок, ткани, стекла, пластмассы, ведер, металлических пластин и т. д., – любой герой легко мастерит на верстаке полезные предметы. Резину, скотч и пластик можно превратить в бочку для воды, комбинация нейлона и шерсти дает бинты, а нейлона и кожи – импровизированный бронежилет. С улучшением рабочего места открываются более продвинутые опции: плита, холодильник, солнечная панель, лаборатория для выращивания лекарственных растений…

Смотреть галерею скриншотов Sheltered

“Крафтинг” – краеугольный камень выживания, без которого нереально удовлетворить физиологические и духовные потребности членов семьи. Всего показателей 7, от сонливости до желания посетить уборную, и за их статусом важно пристально следить. Стоит проигнорировать нужды группы, сэкономив на душе, туалете, инструментах для уборки помещений, как вокруг воцарится антисанитария с крысами, шмыгающими меж экскрементов, и постоянными пищевыми отравлениями. Забудете о книжных полках, музыкальном автомате и детских игрушках – рано или поздно стресс приведет к кататонии и гибели подопечных. А уж про заготовку воды и пищи пояснять, думаю, излишне.

Помимо желаний, у людей есть и “перки”, положительно или отрицательно влияющие на жизнь и ценность для общества. Один эффективнее утоляет голод, другой шустро изготавливает предметы, зато третий не дружит с гигиеной или плохо спит. Наконец, у каждого разный уровень пяти характеристик (силы, ловкости, восприятия, интеллекта и харизмы), от которых главным образом зависит успешность вылазок на поверхность. Растут навыки также преимущественно в походах, но и дома часть из них нетрудно подтянуть, скажем, соорудив боксерскую грушу или читая литературу.

Hello, World!

Покидать убежище предстоит часто, ведь материалы и провизия очень быстро тают. Изучаем карту в поисках “вопросиков” а-ля “Ведьмак 3», прокладываем к ним маршрут исходя из запаса воды, снаряжаем группу (до двух героев плюс домашний питомец), расставляя по инвентарю оружие, костюм химзащиты, различные прибамбасы вроде металлоискателя, вещмешка или бинокля, и высылаем ребят. Однако на базе обязательно должен остаться хотя бы один человек, чтобы принимать радиосообщения от ушедших и вообще следить за хозяйством.

Смотреть галерею скриншотов Sheltered

Разведчики гуляют по карте в автоматическом режиме, и непосредственное управление переходит к нам, только когда они находят какое-то имущество или замечают живую душу. При первом варианте мы спокойно распихиваем по карманам предметы, а вот вторая ситуация рискует обернуться поножовщиной. В лучшем случае группа встречает торговца или потенциального рекрута (он селится в бункере и однажды либо пополняет дружину, либо отчаливает восвояси, не удовлетворившись бытовыми условиями). В худшем – кровожадного отморозка или дикого зверя, и тогда завязывается пошаговый бой в стиле South Park: The Stick of Truth или традиционных JRPG.

Путешествия на свежем воздухе целиком построены на случайных событиях. Если вы знаете, что дорога ведет к автозаправке или аптеке, это еще не значит, что там будет больше бензина или лекарств, чем в цветочном магазине по соседству. Вещи генерируются ежедневно, и острой нужды брести за тридевять земель нет: если постоянно наворачивать круги по одному городу, то пусть и не сразу, но вы соберете весь необходимый скарб. Аналогично и со встречами: в разные дни возле той же церквушки бродят и маньяки, и предприниматели.

Другое дело, что хоть “карты” выпадают случайным образом, “колода” невелика. Уже спустя несколько вылазок вы увидите все, что есть у Sheltered в загашнике, и дальше будете чисто механически нажимать на кнопки и ковырять горы барахла в поисках стандартного набора ресурсов. Игре фатально не хватает ярких мыслей и интересных ситуаций. Лишь изредка какой-нибудь бродяга выдаст задание с подвохом: например, педофил попросит отобрать у отца фотографию его детей или псих стравит вас с незнакомцем забавы ради. Но это мизер, который толком не замечаешь, утопая в рутине.

Смотреть галерею скриншотов Sheltered

К сожалению, монотонность зашкаливает и в бункере. Большую часть времени занимает пестование домочадцев и их товарищей по беде: в туалет своди, накорми, напои, таблетку всучи и спать уложи – натуральная The Sims! Даже включив подопечным “автопилот”, особо не расслабишься: персонажи не всегда адекватно удовлетворяют потребности и вообще думают исключительно о себе. ИИ не понимает, что надо ремонтировать воздухоочистительный и водяной фильтры, заправлять электрогенератор топливом, латать стремительно приходящие в негодность мебель и технику, поэтому основные хлопоты падают на плечи игрока.

Отчаянье домохозяйки

Меж тем Sheltered легко крадет несколько часов – пока вникаешь в общие механики и многочисленные тонкости и переживаешь за результат вылазок на поверхность, игра цепко держит у экрана. Причем настолько уверенно, что даже отношение к графике мгновенно перетекает из “опять квадратное убожество” в “к черту картинку, мне СРОЧНО нужна древесина для навороченного силка”. На первых порах окружение интригующе подмигивает, суля захватывающие приключения: так, возле дома припаркован потрепанный фургончик без половины компонентов, а в чистом поле путешественники обнаруживают таинственный люк, запертый электронным замком. Витает ощущение, будто стоит немного повозиться с капризными персонажами – и начнется нечто увлекательное.

Увы, иллюзии остаются иллюзиями, удивлять здесь не желают. Нет и глобальной цели или явных условий победы: просто бесконечная борьба за существование и попытка сохранить в живых минимум одного из родственников. Да и трудно лишь на старте, когда на счету каждая железка, деревяшка и банка консервов. С регулярными походами наружу ресурсов уже хоть отбавляй, столько места на складе не освободить.

Смотреть галерею скриншотов Sheltered

Вдобавок иногда у игры проступают проблемы с логикой. Какой смысл ставить в конец технологического дерева перерабатывающую станцию, позволяющую разбирать на элементы побитые телевизоры или превращать пластиковые бутылки в полезный материал? К моменту ее постройки у вас и без того будет достаточно деталей. А почему семья хладнокровных убийц, вооруженных винтовками и пистолетами, безразлично принимает смерть от рук грабителей, вторгающихся в жилище на поздних этапах? Сомневаюсь, что затолкнуть боевую систему в помещение – большая проблема. Ну и автора идеи скрыть пароль к замку в пузырьках, испускаемых аквариумными рыбками, надо немедленно записать на прием к врачу.

* * *

Свое главное поражение Sheltered терпит на эмоциональном фронте. Ее близкая родственница 60 Seconds! привлекала веселыми вставками, интересными событиями и сюрпризами. This War of Mine давила на глубинные чувства, леденя душу жестокими поступками и этическими дилеммами. У Unicube же получилась ни рыба ни мясо – без пяти минут “гриндилка” в заезженном сеттинге, где самые мрачные эпизоды и тяжелые страдания людей оставят вас совершенно равнодушными.

Оценка Riot Pixels55%

Минимальные требования Рекомендуемая система

Core 2 Duo/Athlon 64 X2 2 ГГц
1 Гб памяти
GeForce 7800/Radeon HD 4600/Intel HD Graphics 3000
600 Мб на винчестере

Core i3/Athlon II X4 3,2 ГГц
4 Гб памяти
видеокарта с 1 Гб памяти
600 Мб на винчестере

Summary
Review Date
Reviewed Item
Sheltered
Author Rating
31star1star1stargraygray