Рецензия на Shelter 2

logo-shelter-2-reviewАвтор: BAMBI

Тем, кто не зачитывает Riot Pixels от корки до корки, название Shelter почти наверняка незнакомо. Не корите себя: «бумажная» адвенчура, рассказывавшая о нелёгких буднях самки барсука, была проходным артхаусом с нереализованным потенциалом и тягомотным геймплеем – в общем, проектом строго для ценителей. Хотя теперь очевидно, что тот нескладный этюд представлял собой лишь первый этап жизненного пути: как немощные барсучата по ходу действия росли и крепли, набираясь опыта, так растёт и студия Might and Delight, осваивая новые приёмы и мужая на глазах.

Shelter 2 – всё такой же «хэппенинг», но изначальная задумка наконец обрела вид осмысленного художественного произведения с чёткой идеей. Авторы прицельной наводкой бьют по эмоциям, дёргая за потаённые струны души, сдавливая сердце стальной хваткой и заставляя руку саму потянуться за носовым платком, однако Бэмби, разумеется, не плакал, потому что это же глупость какая-то – ронять слёзы из-за, пф-ф, компьютерной игры.

Не плакал!

Жизнь в миниатюре

Разработчик: Might and Delight
Издатель: Might and Delight
Жанры: Adventure/Survival/3D
Похожие игры: Dear Esther, Gone Home, The Graveyard, Journey, The Path, Proteus, Shelter, Sunset
Мультиплеер: Отсутствует
Вышла: см. карточку в базе
Платформа: PC

Часто-часто моргать, прогоняя характерный зуд, приходится не только из-за грустных сценок. За исключением ряда мелочей (скажем, ночное небо тут куда лучше прежнего), примитивный графический стиль не претерпел изменений, и разобрать, что творится на этом лоскутном одеяле, всё так же нелегко. Зато «внутри» игрока поджидает пара перемен одна другой значительнее. Во-первых, нас переместили вверх по пищевой цепочке, заменив барсуков семейством проворных рысей. Второе же нововведение вообще выглядит как маленькая революция: вереницу коридоров с односторонним движением потеснила просторная «песочница», где нет ни искусственно создаваемых опасных ситуаций, ни инструкций и задач, кроме самой главной – выжить.

На полноценный симулятор а-ля Wolf это приключение всё же не тянет, но смена формата помогла стряхнуть терзавшее оригинал ощущение «забетонированной» драмы. Раньше нас вели по сценарию, предлагая поучаствовать в серии безальтернативных испытаний – «Ну-ка, прячься от птиц! Переберись на тот берег! Беги от огня!», – и вместо вольного зверька получалась какая-то цирковая мартышка. Теперь всё по-честному: маму-рысь оставляют наедине с суровым открытым миром, не давая никаких подсказок, и осознание того, что судьба четырёх обаятельных малышей с вымазанными в крови мордочками отныне действительно зависит только от тебя, парализует волю.

Смотреть галерею скриншотов Shelter 2

Впрочем, лишь на миг – жалобное попискивание голодных рысят не даст стоять на месте. Опытным путём постигая устройство мироздания, понимаешь, что тушей оленя может насытиться всё семейство, в то время как зайца хватает на двух едоков, а мышь-полёвка – и вовсе одному на зубок. Хотя выстраивать на основании этих знаний какую-то стратегию нет смысла. Если затянуть с поимкой добычи, самый слабый из детишек в конце концов рухнет на землю, и дальше придется тащить его за шкирку – либо бросить на погибель, ведь чем меньше ртов, тем легче их прокормить. Одновременно надо следить, чтобы сама героиня не сосала лапу: в отсутствие пищи у неё снижается запас энергии, а значит, она будет быстрее уставать при беге, и добывать пропитание станет сложнее. При этом даже набитый желудок не гарантирует успеха: иного ушастого короеда хватаешь почти сразу же, а за другим можно гнаться полминуты, впустую растратив все силы.

Такая незамысловатая, но эффективная система зависимостей поддерживает постоянное напряжение, поэтому поначалу можно и не заметить, что, кроме охоты, заняться тут нечем. Чтобы отогнать скуку, Shelter 2 в реальном времени преображает декорации: день сменяет ночь, идёт дождь и сверкают молнии, желтеют листья, округу застилают снега, а затем трава вновь наливается зеленью… И всё же игровой процесс быстро скатывается в беспросветную рутину. Причём авторы явно хотели, чтобы прогулка по угловатым лесам и холмам задавала меланхоличный настрой, но переборщили со сложностью: полюбоваться на окрестности успеваешь лишь краем глаза, пока судорожно вертишь головой в поисках очередной жертвы.

Смотреть галерею скриншотов Shelter 2

С другой стороны, монотонность – часть игровой задумки. Безопаснее всего облюбовать какую-нибудь «сытную» лужайку и не сходить с неё, пусть даже это дико скучно. Однако душа требует новых впечатлений, а счётчик разбросанных по свету коллекционных предметов подкидывает дополнительный стимул для путешествий, – но тогда уж не обессудьте, если по итогам похода недосчитаетесь одного-двух отпрысков. Помимо очевидного риска уморить рысят голодом, попав в скудную на дичь местность, можно ещё растерять их в тумане. Или, если совсем не повезёт, нарваться на стаю волков, для которых грациозная рысь – тоже всего-навсего еда.

Страх за детей – главный двигатель Shelter 2, но эмоциональный узор, который она способна соткать, гораздо богаче. Надо отдать должное музыкальному сопровождению: во многом за счёт прекрасного «эмбиента», играючи направляющего наши чувства в нужное русло, немая повесть о бесконечном жевании цепляет не хуже остросюжетного романа. А уж концовка этой повести растрогает любого. Четырёхлапые чада неумолимо взрослеют, проявляя всё большую самостоятельность и приближая тот момент, который рано или поздно наступает в жизни любой семьи, будь то в животном царстве или в человеческом. У Might and Delight получилась не столько история о мелких хищниках, сколько аллегория на тему родительского подвига, так что после проникновенного финала ничуть не удивляешься, увидев в титрах посвящение всем матерям.

* * *

Приятно всё-таки, распрощавшись с Tale of Tales и её беспомощной Sunset, тут же наткнуться на образец толково сделанной игры-не-для-всех. Shelter 2 коротка и нудновата, её незачем проходить повторно, и денег за неё просят непомерно много… зато этот арт-объект показывает, какой непочатый край возможностей лежит на стыке интерактивности и искусства.

Оценка Riot Pixels70%

Минимальные требования Рекомендуемая система

Core 2 Duo/Athlon 64 X2 2 ГГц
1 Гб памяти
видеокарта с 1 Гб памяти
2 Гб на винчестере

Core 2 Duo/Athlon 64 X2 2,8 ГГц
2 Гб памяти
видеокарта с 1 Гб памяти
2 Гб на винчестере

Summary
Review Date
Reviewed Item
Shelter 2
Author Rating
41star1star1star1stargray
  • Niro

    Интересная рецензия. Я в такую игру вряд ли буду играть, но почитать о ней было весьма любопытно. Наверно, действительно интересно побыть мамой-рысью, почувствовать то , что она ощущает:).

  • Helso

    Вся умная идея тонет в примитивной графике а-ля 1990-е на дворе. Грустно товарищи =(

  • Tembl4

    А вы представьте, себе что рысь воспринимает мир именно так, условностями.

  • Владимир Кузнецов

    Приятно, что идея получила должное развитие. Радует, что авторы не отступили с выбранного пути после первых трудностей и довели замысел до вменяемого состояния. Это внушает надежду и радует больше, чем привычные пути: «неплохо, но недоделано и так и заброшено», а так же «удачная первая часть скатывается в унылое нечто утратившее изюминку оригинала и обросшее ненужными деталями.

  • Qoyote

    Не очень убедительное обоснование. Хотя бы потому что тогда возникает вопрос о цветовой гамме игры, ведь рыси (и большинство других млекопитающих) различают на порядки меньше цветов, чем человек.

    Лучше уж сказать, что это просто такой фирменный стиль у игры.

  • Doctor Flint

    «Крохотных грызунов»? Автор, судя по всему, никогда не видел взрослого барсука)

  • Jorg Fischer

    Когда все нормальные инди разработчики клепают говнопиксели из 80-х, MaD посмела создать непохожую картинку из 90-х. На костёр их!

  • Helso

    Я также и остальные инди ругаю это же. Отличные идеи хоронят своей малобюджетностью и наплевательству.

  • ЯНеПонимаю

    Ох, какое отвращение у меня вызывает подобный стиль графики в играх, когда персонажей кроме как уродливыми не назвать.

  • Lev Serebryakov

    Заменив *крохотных грызунов*?! Автор, сходи в википедию, почитай про барсуков. Здоровенные всеядные твари из куньих. Вы бы ещё росомаху крохотным грызуном назвали.

  • Argentum

    который если надо и рысь порвёт как нейух делать.

  • Lev Serebryakov

    Взрослого — не факт, кстати. На совсем открытой местности — да, а если барсуку будет куда свою жопу прижать что бы сзади не зашли я бы уже вот так не был уверен.

  • Argentum

    прочитай ещё раз, внимательней.

  • В игре-то были барсучата, а не здоровенные взрослые барсуки.

  • FanatKDR

    в «красивой» графике вообще никаких идей не рождается.

  • Гена Воробьев

    Лучше так, чем никак. На графон и прочие изыски нужны тонны денег и профессиональные руки.

  • Lev Serebryakov

    А, прошу прощения 🙂

  • Lev Serebryakov

    Ну грызунами они никак от этого не становятся!

  • Вот инди-негодяи! Как они смеют хоронить свои отличные идеи отсутствием бюджета!!!

  • А, это да. Поправлю.

  • Sheldor Zimbabwe

    ого! начали ссылки давать на русскую википедию а не на англоязычную. временная ли это ремиссия карго-культа редакции или наступают новые времена?

  • Фарш Бобров

    Нет, спасибо, я не голодный. У меня с детства всякое соплежуйство на звериные темы вызывает только скуку и раздражение. И «стилизованная» картинка выглядит скорее отталкивающе, чем хоть как-либо иначе.

  • Helso

    Лучше так?? Серьёзно? То есть стим помойка Гринлайта и EA. Тебе очень нравятся?

  • art477

    Игра, наверное, и правда неплохая, только не совсем понятно, почему тот факт, это «игра-не-для-всех» считается достоинством)

  • SkyEyeOne

    >Авторы прицельной наводкой бьют по эмоциям, дёргая за потаённые струны
    души, сдавливая сердце стальной хваткой и заставляя руку саму потянуться
    за носовым платком

    >Опытным путём постигая устройство мироздания, понимаешь, что тушей оленя может насытиться всё семейство

    А ведь оленям то же хочется жить и заботится о своих детенышах. Если сделать Shelter 3 об оленях, эмоции резко развернутся на 180 градусов?

  • Интересно, не довелось ли авторам посмотреть «Тропой бескорыстной любви» 🙂

  • AlBo

    Да, вот такая она жизнь. Нету в ней правды и справедливости )

  • AlBo

    Возможно, потому что игр «для всех» больше.

  • zmiyko

    >различают на порядки меньше цветов, чем человек.
    У них еще смещение по спектру в незримые для человека области бывает 🙂

  • art477

    Просто правильнее, ИМХО, было бы «игра-не-такая-как-все», » игра-не-похожая-на-другие»)

  • Гена Воробьев

    Если у игры есть хорошая идея — то да, само собой, лучше так. Или ты предпочел бы отказаться от чего-то творческого и вдохновляющего только из-за того, что на глянцевую обложку денег не хватило?

  • Konstantin Kim

    Mind: Path to Thalamus, Cradle, «Тургор», The Talos Principle — не слышали…

  • Bambi

    Ну так эти мысли витают в воздухе: и жалость к жертве испытываешь, и совесть колется. Просто так убивать никого неохота, но в том и заслуга игры, что она дает на себе прочувствовать, почему животные друг друга едят.

  • Bambi

    Достоинством называется то, что она много лучше другой такой игры.

  • GD

    >>она дает на себе прочувствовать, почему животные друг друга едят.
    ИМХО, для того, чтобы это прочувствовать достаточно пропустить завтрак, обед и ужин.

  • art477

    Ну если так, тогда все правильно) хотя, насколько я понял из рецензии, быть лучше, чем Sunset — невелика заслуга.

  • RetroTox .

    >The Talos Principle
    >Красивой
    Ну это вообще толстовато, более кособокого и аляповатого движка и игр на нём чем Сириоус найти непросто.
    Да и Тургор вытягивает как раз таки арт-дирекшен, технически там двигло тоже звёзд с неба не хватает.

  • Chazm

    Игра про котяточек плохой быть не может же!

  • Reitzteil

    котята збс!!!

  • Reitzteil

    А еще они видят мир вверх ногами.

  • Reitzteil

    Колись, Бамби, хочется ли тебе заботиться о своих детенышах?!!

  • AlBo

    А, вы за политкорректность. Ну, тоже вариант.

  • AlBo

    Да ладно. Талос вполне красив.

  • AlBo

    Это у насекомых обычно.

  • Metzger

    Детеныши животных — это слишком легкая тема для вызова эмоций. Не факт, что это говорит о качестве игры и таланте авторов. Тут напротив нужен особый талант, чтобы провалить подобную историю.

  • casuaL

    Кстати, да. Тоже удивляет, когда кидают ссылку на en википедию при наличии полноценной статьи на русской.

  • mad_yojik

    Ну, я так понимаю в первый раз у них это получилось =)

  • casuaL

    Так и игра не нужна. Я каждый день животных ем.

  • Niro

    Вот… никак не ожидал. Как прочитал рецензию, так сразу вспомнил этот фильм. Хотел тоже написать о нем, но подумал — а кто его тут видел-то? А ведь это один из лучших фильмов, который я видел в своей жизни про животных. Это же хит был… Пионерлагерь, проекция на белую стенку, слезы девчонки рядом… и своя собственная неловкость, вроде тоже еле сдерживаешься. Даже не верится, что когда-то такое было.

  • Да 🙂 Там еще продолжение было через десять лет, «Рысь выходит на тропу». Я его даже по ТВ видел в прошлом году.

  • Axi444

    Мне что-то сразу вспомнился бешеный медоед из Far Cry 4. 😀

  • KenTWOu
  • Lorgun

    Там было еще продолжение продолжения: Рысь возвращается ^__^

  • zmiyko

    Да мы тоже)

  • Good Soul

    А я вот поиграю. 1.5 часа всего не жалко.

  • Reitzteil

    Зачастую англоязычная вики просто полнее и информативнее русской.

  • Reitzteil

    Рысь наносит ответный удар?!!

  • Pir

    Очень приятный визуальный ряд. Была бы игра посерьезней, взял бы обязательно. Все не любители — не мучайте жопу, обходите инди стороной и НИ В КОЕМ СЛУЧАЕ не подходите к Зиккурату или Фанци скаллс.

  • Pir

    Мне и завтрака уже хватает.

  • JC Denton

    А еще у них во лбу третий глаз, который улавливает радиационное излучение. ))))) Мне вот интересно. Весь этот бред, который выше, Рыси сами людям рассказали? Возможно Британские ученые умеют разговаривать по-рысьи…

  • AlBo

    Ну да, все, что узнают ученые о животных, они исключительно методом допросов добывают. Сложнее всего говорить с субатомными частицами. Крайне неразговорчивые.сущности.