Рецензия на Shadow of the Tomb Raider

Автор: ОЛЕГ ЗАЙЦЕВ

Размышляя над проблемами Shadow of the Tomb Raider, я пришел к выводу, что ее судьба была предрешена собственным названием. The Last Revelation некогда стала последней Tomb Raider от Core, о которой еще можно было говорить серьезно. Chronicles лишний раз подтвердила, что у такой Лары нет будущего, а The Angel of Darkness отправила студию-разработчика туда, где не светит Солнце. Legend – великолепный пример того, как новая команда может воскресить сериал, а, например, Rise of the Tomb Raider неплохо улучшила формулу очередного перезапуска.

Shadow of the Tomb Raider в свою очередь обречена оставаться в тени предшественниц.

Апокалипсис по расписанию

Разработка: Eidos-Montréal, Nixxes Software
Издание: Square Enix
Жанры: Action (Shooter)/3rd Person/3D
Похожие игры: Tomb Raider (сериал), Uncharted (сериал), Metroid (сериал), Batman: Arkham Asylum, Indiana Jones and the Staff of Kings
Мультиплеер: Отсутствует
Вышла: см. карточку в базе
Платформа: PC
Обсуждение на форуме

Внезапное вступление быстро приводит Лару к симпатичному кинжалу. Стоило девушке тронуть артефакт, как шестеренки древнего проклятия заскрежетали, и на Землю обрушился страшный многоступенчатый апокалипсис. Так, во всяком случае, утверждает главный враг мисс Крофт – доктор Домингес, но в самой Shadow of the Tomb Raider о наступлении конца света вспоминают очень редко и как будто… с неохотой?

Дело в том, что беда вроде бы наступает, однако ставшая стандартной за последние пять лет структура мира не дает ужасу перед “неминуемой” трагедией овладеть ни Ларой, ни тем более игроком. Ведь перед нами все та же Rise of the Tomb Raider, в которой интересно на сюжетной тропинке, а чуть в стороне от нее вообще веселье – и вот мы уже забываем о каких-то там судных днях и бегаем по джунглям коридорного типа, собирая травки, жучков и паучков. Если повезет, то еще и гробница какая-нибудь попадется! Другое дело, что ящиков с деталями новых “стволов” больше нет. Теперь все, что нужно, вам дадут либо по сюжету, либо у продавца. Сомнительное решение: сбор новых автоматов и дробовиков добавляли азарта сибирским приключениям Лары.

Смотреть галерею скриншотов Shadow of the Tomb Raider

Главная же гордость авторов – Пайтити – отличается от других “узловых” локаций трилогии только масштабами и количеством статистов. Честно говоря, хвалиться  Eidos-Montréal тут нечем. Не считая уймы секретов и ресурсов (лично я предпочел бы искать их в каких-нибудь развалинах, постреливая в диких животных и еще более диких туземцев), большой затерянный город удивляет разве что обилием почтовых поручений. Самое важное не формат, а суть: у примитивных обитателей диковинного поселения зачастую и заботы примитивные.

Эта наследственная проблема всех Tomb Raider особенно обострилась в последней части: ее тексты и мучительно затянутые неинтерактивные диалоги просто скучно слушать. Живые люди так не говорят, конечно. Разве что в любительской постановке пьесы, написанной не особо талантливым детсадовцем. Раньше был соблазн винить во всем сценаристку Рианну Пратчетт, но над третьей частью работала не она. Что несколько смущает, поскольку никакой разницы (прогресса) не видно. Вспоминается лишь один эпизод, когда Лара почти с ведьмачьим выражением лица типа “ну, все, свинопасы, сейчас найду дрын какой-нибудь!” чуть было не превратилась в ту самую расхитительницу гробниц, которую нам так давно обещали.

Но этого так и не случилось, так что стрельбу по-македонски вновь откладываем в долгий ящик. Конечно, наша подопечная уже давно не плачет над убитыми оленями, ее рука не дрогнет, втыкая нож в сердце часового, а сама она часто концентрируется на цели, пренебрегая некоторыми сопутствующими обстоятельствами. И все-таки это во многом все та же молодая Лара с ее приторно-вежливыми речами. Ей стоило бы взять пример с коллеги-конкурента Дрейка или хотя бы его острых на язык боевых подруг – глядишь, и стал бы образ культовой героини чуть более рельефным.

Смотреть галерею скриншотов Shadow of the Tomb Raider

А пока нас ждет мутная история, замешанная на невнятной борьбе узурпатора и повстанцев, которые прекрасно знают друг друга в лицо, иногда воюют и даже захватывают пленников, но в целом неплохо сосуществуют на не таком уж большом пятачке земли. Ко всему этому кое-как пришиты белыми нитками несчастный отец Лары и уже поднадоевшая организация “Тринити” (в прошлый раз в локализованной версии игры она называлась “Троица”), из-за чего история оставляет привкус неудачной шутки, растянутой вплоть до предсказуемого и местами нелепого финала. Есть здесь и некое подобие “босса-вертолета”, правда, в этот раз стрелять по нему не надо – просто в какой-то момент боя он сам взрывается.

Было бы лицо, а грязь найдется

Shadow of the Tomb Raider вообще не очень любит стрельбу. Если слишком увлечься сбором всякой всячины в том же Пайтити, то можно и забыть, как использовать огромный арсенал. В тех же редких (по сравнению с куда более динамичными приквелами) случаях, когда все-таки можно в кого-нибудь пострелять, авторы настойчиво рекомендуют делать ставку на скрытность. Тем более что отведенные под битвы арены тесны, а в рукопашной Лара до сих пор не демонстрирует ни проворства, ни изящности.

Однако набор подлых приемчиков впечатляет: она может подвешивать врагов на деревья вверх тормашками, обмазаться грязью словно Шварценеггер в “Хищнике” и слиться с “живой изгородью”, выстрелить в противника специальной отравой, заставляющей его в панике атаковать коллег. Неплохая подборка, не хватает только возможности прятаться в коробку! Увы, все это в значительной степени уравнивают допотопные принципы здешнего “стелса”, знакомые по многим другим ААА-боевикам: как правило, враги глуховаты, а зрение возвращается к ним лишь временами. Причем никогда нельзя быть уверенным, что стрелок действительно не видит своего товарища, которого вы хотите устранить. На низких уровнях сложности помогают “инстинкты” Лары, зато на высоких…

Смотреть галерею скриншотов Shadow of the Tomb Raider

На суше вам никто не мешает выхватить пистолет (или хотя бы лук) и решить все проблемы быстро и кроваво, но под водой такой фокус не пройдет. Там вам нужно избегать… рыб, самые страшные из которых – пираньи. Если они вас заметят, то готовьтесь к отправке на последнюю точку сохранения. К слову, интересное совпадение: впервые пираньи появились в Tomb Raider 20 лет назад и тоже в третьей части.

Да, в Shadow of the Tomb Raider хватает умышленных либо случайных отсылок к далекому прошлому сериала. Тут и эпизод с юной Ларой, и древнее пророчество, и Перу… Судя по роликам на Youtube, после прохождения игры без патчей в финале можно увидеть упоминание Жаклин Натлы! Но больше всего, естественно, “досталось” выпускам трилогии, ведь, например, помимо Лары и условных “сектантов”, здесь снова появляются фантастические существа.

А вот в плане баланса между сражениями и головоломками работа Eidos-Montréal намного опережает труды Crystal Dynamics. Доля последних заметно увеличилась, да и сами гробницы и руины стали чуть-чуть сложнее. Если история экипажа “Endurance” раздражала вас обилием пальбы, то дайте шанс новому приключению Лары: настройки помогают тонко отрегулировать все нюансы игрового процесса. Скажем, отключив все возможные подсказки при решении головоломок, можно потратить не один десяток минут на поиск в просторном зале неприметного рычага или балки. Почти как в старину!

Зато картинка вполне современная. Некоторые ткани (костюмов-то хватает!) и поверхности выглядят так натурально, что кажется, будто прикосновение к дисплею позволит ощутить все их неровности. Джунгли, древние храмы, дикие звери… порой Shadow of the Tomb Raider выглядит восхитительно. Разве что раньше окружение было чуть-чуть разнообразнее (например, в Rise of the Tomb Raider кроме ветхих древних построек и прекрасной зимней природы встречались многочисленные сооружения советской эпохи). Ну и жаль, что художники тратили время и силы на бестолковые города с их страшными и по большому счету ненужными обитателями.

Редкие “заикания” звука или избирательное неподчинение Лары командам (судя по моим наблюдениям – в одних и тех же местах) – незначительные детали, которые встречаются не очень часто, но способны сильно подпортить настроение всем, а особенно – любителям максимального уровня сложности. Eidos-Montréal стоило учесть, что мелочей в вопросах выживания не бывает.

* * *

Shadow of the Tomb Raider обладает магической притягательностью своих сестер-близнецов. В ней тоже хочется найти все секреты, изучить все способности и улучшить всё оружие. Другое дело, что заключительная часть трилогии не просто копирует приквел, но и не предлагает яркого и впечатляющего финала растянувшейся на пять лет истории. И Лара, и игроки достойны большего.

P.S. Сезонный абонемент сулит ворох новых “пушек”, костюмов, навыков и побочных заданий, а также новые испытания в гробницах. Звучит привлекательно, потому что лучшие моменты Tomb Raider 2018 года выпуска связаны именно с этими масштабными “пазлами”.

Оценка Riot Pixels70%

Минимальные требования Рекомендуемая система

Core i3-3220
8 Гб памяти
GeForce GTX 660/GTX 1050/Radeon HD 7770
40 Гб на винчестере

Core i7-4770k/Ryzen 5 1600
16 Гб памяти
GeForce GTX 1060/Radeon RX 480
40 Гб на винчестере

Summary
Review Date
Reviewed Item
Shadow of the Tomb Raider
Author Rating
41star1star1star1stargray
-75%
495 руб.1999 руб.