Впечатления: Shadow of the Colossus

Автор: ЯРОСЛАВ ГАФНЕР

Немногословная история, оставляющая ощущение недосказанности, пустой открытый мир без единой души, скромный набор движений главного героя и спартанский арсенал – вот основные слагаемые Shadow of the Colossus. Теперь и на PS4.

Колоссальная жатва

Разработка: Team ICO, SCE Japan Studio, Bluepoint Games
Издание: Sony Computer Entertainment
Жанры: Action/3rd Person/3D
Похожие игры: Furi, Malicious Fallen
Мультиплеер: Отсутствует
Вышла: см. карточку в базе
Платформа: PlayStation 4

SotC дебютировала на PS2 еще в 2005 году. SCE Japan Studio и ее внутренняя команда Team ICO под началом Фумито Уэды придумали чарующую фэнтезийную вселенную. Молодой воин Вандер, дабы вернуть к жизни девушку, ступает в пепельные земли запретного края. Он находит заброшенный храм, хозяин которого, Дормин, обещает вернуть душу из небытия. Нужно только повергнуть полтора десятка колоссов – обитающих здесь исполинов, собранных из камня, стали и плоти. Сюжет практически ограничен завязкой, противников, помимо «боссов», нет. Формулу позже повторили Furi и Malicious Fallen, но классикой, в отличие от SotC, они не стали.

Смотреть галерею скриншотов Shadow of the Colossus (2005)

Представьте себе рецензентов из середины 2000-х гг. За спиной – сотни игр, пройденных в бешеном темпе, а тут в руки попадает что-то особенное, совершенно не похожее на типичный AAA-продукт. Разумеется, пресса пришла в восторг. Вдобавок Sony не пожалела денег на масштабную рекламную кампанию. В итоге SotC украсила и без того богатую корону PS2. Депрессивную, скучноватую и однообразную игру, такое впечатление, немногие домучивали до финала, однако те, кто приобщился к произведению истинно японского гения, неизменно дергали знакомых – мол, действительно стоит увидеть самим! Ну и чего скрывать – на готовившейся уйти в отставку PS2 проект впечатлял чисто визуально.

Sony не упустила возможности закрепить успех на PS3 и PS4. Тем более что оригинал страдал рядом недугов – от прыгающей кадровой частоты до не всегда удобного управления. Фумито Уэда переизданиями не занимался, ведь на нем висела The Last Guardian. Издатель, видимо, не обозначал четких сроков, что в конце концов привело к уходу геймдизайнера из компании в 2011 году. Позже он основал студию genDESIGN, где собрал коллег по Team ICO, и уже эта «старая новая» команда консультировала SIE Japan Studio по The Last Guardian.

Смотреть галерею скриншотов Shadow of the Colossus (2018)

И до PS3, и до PS4 SotC донесла американская компания Bluepoint Games. В первом случае она получила добро на стандартный HD-«ремастер», во втором же собрала игру заново, использовав оригинал как шаблон. Изменения коснулись графики, анимации и даже схемы управления.

Вооруженный чудо-клинком и луком Вандер, как встарь, отважно выходит на бой против разумных многоэтажек, которых сперва надо выследить (волшебный меч указывает дорогу). Ощущение гигантизма окружающего мира передано добротно, так что верный конь в самый раз. Мимо мелькают ссохшиеся деревца, задыхающиеся под песком плато, безмолвные озера, березовые рощи и тысячелетние горы – сказочный край убаюкивает. Только деталей маловато из-за тяги Уэды к минимализму, а вносить явные правки Bluepoint Games побоялась. Дождешься потом от фанатов…

Голиафы, Гулливеры и Кинг-Конги, увешанные бивнями, копытами и вообще кто чем горазд, на PS4 расправили плечи и вздохнули полной грудью – особенно это видно по густой шерсти. За нее Вандеру и предстоит цепляться, ползая по циклопическим телам, не помещающимся в кадр. Задача неизменна – отыскивать подсвеченные магическими символами «ахиллесовы пяты» и что есть силы жалить мечом. Ходячие горы, естественно, ревут и брыкаются, и многие поединки живо отпечатываются в памяти, например, с «птицей», «змеем» из озера или песчаным «червем». Разгадка «пазла» порой не маячит на поверхности –  необходима усидчивость. Собственно, не только это выдает возраст игры, но и монотонные сюжетные вставки и в целом однообразные циклы «разыщи/убей». Найти логово подчас труднее, чем одолеть очередное гротескное создание, что в плюсы SotC не запишешь. Умереть трудно, если речь не о высоком уровне сложности. Ограничивает лишь убывающая «стамина» – долго на великане котенком не провисишь.

Смотреть галерею скриншотов Shadow of the Colossus (2018)

SotC не страдает болезнями Malicious Fallen и God Eater вроде утомительного откусывания «полоски жизни» врага. Уэда творчески подошел к поединкам. К сожалению, сегодня она вдвойне скучна из-за скупого списка действий. Bluepoint Games совладала с камерой, но проблемы все равно остались. То же самое можно сказать и про верховую езду – исследовать леса и долины некомфортно.

* * *

Лучший вариант для ознакомления – заскочить к другу на пару уровней или воспользоваться опцией Share Play. Можете не спешить – наверняка и для PS5 будет ремейк. Напоследок добавлю очевидную мысль: величие Shadow of the Colossus неразрывно связано с эпохой и платформой, как, допустим, у Shenmue. Обе порядком обветшали, особенно в плане геймплея. Переиздания – не более чем отблеск их настоящего (с учетом времени) потенциала.

Оценка Riot PixelsN/A