“I need a hero,
I’m holdin’ out for a hero ’til the end of the night.
He’s gotta be strong
And he’s gotta be fast
And he’s gotta be fresh from the fight…”
Bonnie Tyler, “Holding out for a hero”
Пришельцы с далекого Сириуса планомерно захватывают Землю. Государственные войска не смогли остановить их наступление, ядерные боеголовки и остальные козыри человечества лишь слегка потрепали бесчисленные легионы. Врагов попросту слишком много, и потери не значат для них ничего. Люди упорно воюют, но это мужество обреченных — нет почти никаких шансов переломить ситуацию. Последняя надежда — “бить огонь огнем”, обратив в свою пользу завалявшиеся на планете сирианские технологии. Поисками чего-нибудь эдакого и занят Сэм Стоун, по обыкновению вооруженный кучей здоровенных “стволов” и внушительным запасом шуточек.
“Серьезного Сэма” некогда полюбили за предельно незамысловатую концепцию: чистое поле, ОГРОМНАЯ толпа монстров, пулемет в руках. Serious Sam 4 ближе к этому веселому “мясному” беспределу, чем предыдущий выпуск, однако восхищаться ей не выходит, хоть тресни.
За миллиард выстрелов до конца света
Разработка: Croteam
Издание: Devolver Digital
Жанры: Action (Shooter)/1st Person/3D
Похожие игры: Serious Sam (серия), Painkiller (серия), Will Rock, Doom (2016), Doom: Eternal, Bulletstorm
Мультиплеер: (4) Internet
Вышла: См. карточку в базе
Платформа: PC
Смотреть галерею скриншотов Serious Sam 4
Великий квест, само собой, затягивается — если бы найти Грааль было просто, его бы добыли еще во времена короля Артура. И все же бойцы ГРИА не падают духом — они полны молодецкого задора и регулярно демонстрируют его в диалогах и роликах. В Serious Sam 4 на удивление много сюжета, и при всей своей “трэшовости” он не кажется пустопорожней ерундой, призванной лишь заполнять паузы между сражениями. Незатейливый юмор все же периодически растягивает губы в улыбку, пафос всеобщей безнадежной борьбы неожиданно уместен, да и персонажи вокруг харизматичные. Отец Михаил щеголяет забавным русским акцентом и насаждает православную веру дробовиком, сторонник теорий заговора Картер лихо объясняет что угодно происками мировой закулисы, отчаянная римская бабушка проводит время, отстреливая пришельцев с балкона… Сопереживать борцам со злом, правда, трудновато — сценарию мешает его двойственность. Он не уходит в совсем дикий фарс и даже норовит нагнать драматизма, но на фоне необъятных океанов клоунады эти попытки выглядят нелепо — примерно как в кинокомиксах Marvel.
Путь “супергероям” предстоит немаленький. В программе: изучение достопримечательностей Рима (включая эпическую “гладиаторскую” битву в Колизее), бескрайние поля французской глубинки, под занавес нелегкая и в Сибирь занесет… Смотреть, впрочем, везде не на что — внешность у игры удручающе бедная и неопрятная. Croteam нагородила пугающе огромные уровни (во Франции, скажем, речь идет о десятках квадратных километров), однако красивых пейзажей и интересных деталей там не сыскать — сплошь размноженные под копирку элементы и неудачно подобранные цвета. Печалит и дизайн врагов, хотя его-то легко списать на традиции — собранные со всех концов вселенной приспешники Ментала всегда выглядели так, словно сбежали из какого-то очень специфического цирка с садомазохистским уклоном.
Смотреть галерею скриншотов Serious Sam 4
Сэму, конечно, в радость надавать уродцам по рогам и другим частям тела. Иногда один, иногда в компании бесполезного ИИ-напарника, он неутомимо скачет по гигантским локациям, истребляя космическую нечисть сотнями. “Арены” просторные, патронов навалом, гадов тьмы и тьмы — старинный рецепт снова в деле, только успевай бежать спиной вперед, палить во все стороны и своевременно менять оружие. Эту схему в принципе сложно назвать выдающейся, и какие-нибудь модификации ей не помешали бы. Увы, на сей раз авторы умудрились подпортить то, что успешно работало и двадцать лет назад принесло студии известность.
В Serious Sam 4 как будто бы присутствует все необходимое. Камикадзе, ставшие своеобразным символом серии, издалека пугают своим непрерывным “ААААААААА”, а безголовые солдаты заполняют воздух шквалом снарядов. Рогатые костяные “лошади” с Клира цокают копытами, машут когтями и метко швыряют болас. Могучие быки сотрясают землю, пытаясь с разбегу забодать главного защитника Земли. Дополнительный хаос вносят телепортирующиеся туда-сюда вампиры и заслоняющие небо стада боевых дронов. Укрощать этот безумный зверинец предлагают с помощью пятнадцати пушек разной степени убойности — от обычных дробовиков и винтовок до экзотических штуковин вроде переносного артиллерийского орудия и вариации гатлинг-лазера. И из них приятно стрелять, превращая очередную лавину тварей в кровавые ошметки. Во всяком случае поначалу.
Смотреть галерею скриншотов Serious Sam 4
Проведя за истреблением войск Ментала несколько часов, начинаешь обращать внимание на нюансы. Например, на переехавшие из BFE особенности — спринт по нажатию кнопки и перезарядку, которые в здешних реалиях оказались совершенно ни к селу ни к городу. На обезображенные рукопашные добивания — мало того, что для них теперь предусмотрен минимум страшненькой анимации, так она еще и безбожно “глючит”. На вопиюще бессмысленную гигантоманию — обширные локации по большей части абсолютно пусты и совсем не вписываются в линейный шутер. На состав противников в определенных боях, явно подобранный гениальным методом “от балды”. Наконец, на то, что лучшая тактика порой — убежать от буйствующих монстров куда подальше; авось половина застрянет в стенах, увлекшись погоней. Хотя в таких маневрах стоит соблюдать осторожность, а то ведь можно и “триггер” другой толпы ненароком зацепить… Беда даже не в том, что Serious Sam 4 скроена по стандартам 2000 года — она производит впечатление на редкость слабого, дешевого и недоработанного шутера тех лет, каким-то чудом облачившегося в относительно современный “графон”.
При этом Croteam старательно делает вид, что шагает в ногу со временем. Тут есть побочные задания, сводящиеся к поручению “убей орду вон там”, — выполнять их скучно, но желательно, поскольку в награду выдают полезные “расходники”. Таскаясь по уровням, мы находим особые сферы и приобретаем на них новые умения: стрельбу с двух рук, лечение за счет добиваний (как в последних Doom), ускорение бега и прочее в том же духе. Однако балансировать такие вещи сложно, поэтому элементарная “прокачка” носит номинальный характер, не влияя практически ни на что. Добивание восстанавливает одно очко здоровья (при максимальных 100), бег и без того быстр, два пулемета — несомненно, круто, но и боезапас они сжирают шустрее. По “остаточному” принципу в игру вписан транспорт. Поездки на мотоцикле, квадроцикле и комбайне — крохотные унылые эпизоды, ради которых определенно не стоило множить пустынные “копипастные” просторы. Миссии с пилотированием боевого меха вообще обернулись форменным мучением — неповоротливому шагоходу адски не хватает подвижности для нормального ведения боя, и выскочить из него по желанию нельзя. Зато чудовище с щупальцами и шутки про японских школьниц присутствуют.
Для тех, кто не желает изображать японских школьниц в одиночестве, припасен “кооператив”. Работает он с ощутимыми затруднениями, поддерживает до 4 игроков и особой прелести кампании, естественно, не добавляет — разве что упрощает ее во много раз. Вот только упрощать Serious Sam 4 смысла нет — в нее лучше просто не играть.
* * *
Не берусь судить, что именно случилось с Сэмом — может, производственный ад, а может, кризис среднего возраста. Важно, что это оказалось куда страшнее, чем очередная армия инопланетных захватчиков.
Минимальные требования | Рекомендуемая система |
---|---|
Core i5/Phenom 2 x4 |
Core i7/Ryzen 7 x8 |