Рецензия на Serial Cleaner

Автор: SNOR

«Дворник, милый дворник,
Подмети меня с мостовой…»
Агата Кристи, «Дворник»

На первый взгляд, Боб Линер – совершенно обычный, относительно законопослушный и не слишком удачливый парень. Он водит потрепанный драндулет, нахваливает приготовленные пожилой мамой блюда, увлеченно смотрит по телевизору боксерские матчи, продувает деньги на ставках и за карточным столом… А вот профессия у него своеобразная. Боб – уборщик, но обыкновенным мытьем полов на азартные игры и прочие радости жизни заработать трудно. Поэтому убирает он в основном изрешеченные пулями тела и всякие сопутствующие неприглядные детали вроде пятен крови, брошенного оружия и улик. Чистильщику столь высокого класса даже нет нужды спешить – он настолько крут, что заметает следы под носом у подъехавших копов, с помощью всяческих хитростей избегая обнаружения.

Мойдодыр криминального мира

Разработка: iFun4All
Издание: Curve Digital
Жанры: Arcade/Stealth/Top-down/2D
Мультиплеер: Отсутствует
Вышла: см. карточку в базе
Платформа: PC

В Америке 70-х годов не соскучишься – то излишне пронырливых журналистов расстреляют прямо в редакции, то руководство ночного клуба не найдет взаимопонимания с мафией, спровоцировав кровавую баню, то преступные группировки начнут воевать между собой… Потому и Боб редко сидит без дела, регулярно срываясь с места для вывоза очередной порции трупов. Миссис Линер не может нарадоваться на трудолюбивого и заботливого сына – она-то не в курсе, в чем конкретно состоит его бизнес.

В основном герой вкалывает на благо итальянской мафии, хотя порой берет и другие, сторонние заказы. С одного из них и начались проблемы. Конечно, Линер – человек циничный и хладнокровный, без этих качеств он вряд ли долго протянул бы на такой работе. Но, как выяснилось, подчищать концы после бандитских разборок – это одно, а прибирать за сумасшедшим, нечеловечески жестоким серийным убийцей – совсем другое. И послать бы настырного работодателя к чертовой бабушке, да вот беда – в какой-то момент воротить нос от прибыльных дел стало уж очень не с руки. Ведь неуплата накопившихся карточных долгов грозит прогулкой по дну реки в симпатичных бетонных ботинках…

Смотреть галерею скриншотов Serial Cleaner

Из такой завязки мог бы вырасти психологический триллер или «черная» комедия. Увы, Serial Cleaner не тянет ни на то, ни на это – шутливый общий тон, забавная стилизованная графика и бодрый саундтрек (основной, кстати, «поставщик» духа 70-х) сходу исключают серьезность, но действительно рассмешить игра не в силах. Несмотря на поначалу интригующее развитие событий, сюжет пресен и отличается на редкость тусклой подачей – неозвученные диалоги с клиентами по телефону попросту скучно читать. Да, здорово, что в промежутках между миссиями мы можем бродить по своему коттеджу, слушать радио, смотреть телевизор и болтать с мамой, только ничего особо интересного во всем этом нет. Гвоздем программы, очевидно, должна была стать сама «уборка», и как раз она вызывает больше всего негатива.

Каждое место преступления – маленькая локация, какая-нибудь бензоколонка или загородный домик в глухом лесу, которые мы созерцаем сверху. По ней хаотично раскиданы несколько тел, оружие и разные предметы-улики, а дополняют ансамбль здоровенные, ярко-алые лужи крови. Все это богатство сторожат полицейские: гуляют туда-сюда и бдительно шарят глазами по сторонам. Можно подумать, в мертвецах кто-то немыслимым образом спрятал солидную долю золотого запаса США… Цель у Боба всегда одна и та же – утащить трупы в свою машину (либо уничтожить их как-то еще), подобрать орудия убийства с уликами и уничтожить кровавые пятна верным моющим пылесосом. Ну и тихо смыться, не получив дубинкой по голове от доблестных стражей порядка.

Смотреть галерею скриншотов Serial Cleaner

Serial Cleaner лишь с огромной натяжкой можно назвать «stealth/action» – благодаря несметному количеству диких условностей она скорее напоминает набор абстрактных головоломок. Да, у полиции есть «конусы зрения», шаги и шум пылесоса могут привлечь внимание, а чистильщик умеет бесследно исчезать в шкафах, мусорных бачках, кустах и даже в массивных картонных коробках by Hideo Kojima. Но вот мозги у «охранников» полностью атрофированы, причем это не какая-нибудь недоработка, а концептуальное решение – вся скрытность здесь построена именно на том, что толком искать нарушителя никто не будет. Вас заметили? Ничего, прыгайте в шкаф на глазах у преследователя. Он ошарашенно постоит поблизости и уйдет спокойно патрулировать. Укрытий рядом нет? Побегайте вокруг какого-нибудь припаркованного автомобиля – Боба мигом потеряют из виду и напрочь забудут о его существовании. Главное — не устраивать «тараканьи бега» на открытой местности: хоть противники и не способны думать, зато ногами шевелят ощутимо быстрее неторопливого героя, а догнав его, вырубают одним ударом.

Понятное дело, играть с такими баранами в прятки – смертная скука. Знай оглядывай местность полководческим взором с головокружительной высоты («чутье» чистильщика, не хухры-мухры), прикидывай временные интервалы, да ныряй в очередной мусорный бак в случае опасности. Вдобавок со временем нам подкинут новые возможности: двигать ящики и машины, перекрывая кому-нибудь обзор или проход (да-да, они не заметят и не отодвинут), отвлекать народ музыкой, включая радио или колонки, и  мгновенно «телепортироваться» на 50 метров по всяческим срезам – скажем, через канализацию. Но как нарастить сложность, не ломая примитивную механику скрытности? Конечно же, ужесточить тайминги до предела!

Смотреть галерею скриншотов Serial Cleaner

Примерно со второй половины Serial Cleaner буквально преображается – из незамысловатой и нудной игры она внезапно мутирует в дьявольски трудную и… нудную. Полицейское управление, видимо, наконец обеспокоилось пропадающими в никуда телами и присылает в оцепление куда более матерых сотрудников. Одни, завидев постороннего, зовут подмогу свистом или по рации, другие впадают в состояние тревоги, непредсказуемо носясь по округе на манер электровеника, третьи сразу стреляют на поражение… Чем дальше мы продвигаемся по сюжету, тем больше на уровнях импровизированной охраны и меньше укромных закутков, поэтому число дурацких проигрышей неуклонно растет. Не из-за тактических ошибок – просто попадать в безопасные «окна» длиной в полторы секунды крайне муторно.

При этом сохранять прогресс во время миссии, естественно, нельзя. И даже тщательная «зубрежка» уровня, спасавшая в Hotline Miami, тут не поможет – трупы, оружие, улики и укрытия старательно перекладывают после каждого «рестарта». Придумывай план с нуля, дорогой Линер, и будь готов снова погибнуть, зазевавшись на мгновение. И еще раз, и еще, и еще. Удивительно, что Serial Cleaner прямо-таки ориентирована на перепрохождения – помимо случайного расположения ключевых объектов, в пользу этого говорят многочисленные испытания, превращающие и без того тяжелую жизнь Боба в форменный ад. Без «конусов зрения», без «нычек», без чутья… Черт, да ведь один раз осилить эту тягомотину в нормальном режиме – уже нехилое испытание для нервной системы!

* * *

Позовите нескольких друзей в гости, рассадите их по углам и попробуйте вымыть пол так, чтобы они вас не видели. Даже такое безумное времяпрепровождение будет приятнее игры в Serial Cleaner.

Оценка Riot Pixels45%

Минимальные требования Рекомендуемая система

Core 2 Duo/Athlon x2 64
2 Гб памяти
видеокарта с 512 Мб памяти
2 Гб на винчестере

Core i5/Phenom x4
4 Гб памяти
видеокарта с 1 Гб памяти
2 Гб на винчестере

Summary
Review Date
Reviewed Item
Serial Cleaner
Author Rating
31star1star1stargraygray
  • Felix

    А чего цитата Агаты без продолжения, а?

  • Snor

    Невежливо по отношению к герою ))

  • zorg

    осилил тройку уровней только.. так нудно и тупо все это)

  • Slauka

    Помню еще давно смотрел обЖор на Viscera Cleanup Detail. Так там всё с видом от 1 лица, наверно в коопе веселее. Почему бы не скопировать инди-игру у другой инди игры, ведь продажи первой в стиме почти 600к копий. Автор то вообще в курсе?

  • Helso

    Потому что это СЛОЖНО. Инди разрабам не нужны сложности, им нужно нарисовать очередное лоу-поли на юнити и скорее в стим, ещё лучше если в ранний доступ, там вообще можно деньги лопатой грести на всех поплёвывая.

  • LinDze

    Свободу Снору! Дайте ему уже отличные игры

  • Так тут даже не юнити, тут флеш какой-то, судя по скринам.

  • Tristis Oris

    изометрия хуже чем на детских рисунках. олдскул ога.

  • Timks

    Не, не пусть обозревает. Я чуть не купил на распродаже, в последний момент сердце подсказало, что Снор что-то напишет про нее.

  • zorg

    да зачем вообще покупать кота в мешке, если можно всегда посмотреть?

  • Timks

    ну по ролику не всегда понятно 🙁

  • zorg

    да не, скачал просто у пиратов, напр. если хорошая — купил.

  • Timks

    Я не пирачу вообще. Такой вот. Угораздило.

  • zorg

    ткаое же пиратство, если это как демо версия, которую разработчик не дает почему-то. ну у всех свои заморочки

  • AlBo

    (срач про изометрию)

  • Timks

    Не, я тут «пиратить» исключительно как глагол. Раньше так же делал.

  • UKnowMyName

    (не случился)

  • Helso

    Чего же Сид Мейер игру про цивилизацию придумал в бородатых 90-х ? Ему надо было создавать симулятор уборщика! Вот где золотая жила, ну или выживач… А вы про умные игры, не надобно крестьянам таких, крестьянам подавай пиксельный инди выживач! А то мотыгой забьют.

    Пк-бояре незаметно стали пк-крестьянами под ласковый Early Acess дядюшки Гейба.

  • AlBo

    Жизнь идет, но кое что не меняется никогда…

  • eastern cattle

    Когда-то пиксели захаяли гениальную Hotline Miami.
    Может и на сиё творение стоит взглянуть?

  • Роберт Поулсон

    Вот всегда интересно системные требования к всякими инди 2 д играм. Зачем двухмерной аркаде в системные требования записан компьютер способный тянуть GTA 5 на минимальных настройках ?

  • Top

    Как думаете, на сколько творений с оценкой <50 хватит энтузиазма?)

  • ennead

    Главное чтобы оценку Фобозис ставил, тогда норм

  • ennead

    у меня например столько игр лежит непройденных, что мне уже проще купить что-то дельное и тоже не пройти, чем что-то там с торрентов качать и проверять

  • ennead

    Оптимизация — это куча работы, в которой много часов участвует много человек 🙂 Иначе бы GTA на максимальных не тянуло бы практически ничего

    Ну и плюс, 2D-изображения с анимациями, шейдерами и постэффектами много сожрут как ни крути

  • Маяковский

    Игра не идет, вот ты и бесишься.
    Попробуй-ка рукава засучить
    И поработать!
    Хотя бы месяц.
    Вместо того, чтобы письку дрочить!

  • zorg

    ну дак это совсем другая история

  • ennead

    Кто спрашивает, зачем игры клонируют, кто — почему бы не скопировать

  • ennead

    Никогда не понимал, как люди определяют движок по скринам

  • Вячеслав

    Жив Маяковский-то!