Ролевые игры, встряхнувшие жанр (часть 2)

logo-rpgs-that-shook-the-genre-part-2Автор: ФИЛИПП ПЕПЕ Перевод: КОНСТАНТИН ФОМИН

Этим летом мы уже публиковали перевод статьи о ролевых играх, которые в свое время заметно продвинули жанр вперед, но не так широко известны, как FalloutBaldur’s Gate 2, Planescape: Torment или System Shock 2.

Ее автор, видеомонтажер Филипп Пепе из Сан-Паулу, продолжает трудиться над The CRPG Book Project, книгой об истории жанра с 1970-х по сегодняшний день, к которой приложили руку десятки волонтеров, включая знаменитых Криса Авеллона и Тима Кейна (сейчас уже доступны почти 200 страниц из 480 запланированных).

Чтобы подогреть интерес к проекту и познакомить новое поколение игроков с интересными RPG минувших лет, он написал продолжение первой статьи (и наверняка на этом не остановится).

Rings of Zilfin (1987)

Выпустив King’s Quest в 1984 году, Роберта Уильямс совершила прорыв: на смену текстовым адвенчурам пришла красочная графика, способная не только изображать статичные локации и персонажей, но и анимировать их.

Несколько лет спустя Али Атабек подумал, что King’s Quest — это, конечно, здорово, но ведь ролевые игры и аркады вроде Space Invaders тоже прекрасны! Так родилась Rings of Zilfin, странная смесь адвенчуры, RPG и аркады, в которой игрок должен был найти два кольца и победить злодея. Для этого ему предстояло путешествовать из города в город, общаться с NPC, покупать снаряжение и следить, чтобы персонаж не слишком вымотался.

b7xBROx

Необычной в Rings of Zilfin была боевая система. Наземных противников можно было уничтожать оружием и магией, просто нажав кнопку, отвечающую за атаку. В схватке с летающими врагами игра превращалась в аналог Space Invaders: у каждого врага была собственная модель поведения, а палить по ним нужно было стрелами или заклинаниями.

К сожалению, эта игра требовала недюжинного терпения из-за очень однообразных и быстро надоедающих переходов между локациями, во время которых герой болтал с монахами, собирал грибы и сражался с монстрами.

LmjoL64

Еще через через несколько лет появилась серия Quest for Glory, которая стала эталоном для гибридов адвенчур и RPG, но аркадные вставки в жанре не прижились.

Star Saga: One — Beyond the Boundary (1988)

Многие поклонники настольных игр сегодня используют приложения для мобильных телефонов и планшетов, чтобы бросать кости или хранить информацию о своих персонажах. Но почти 30 лет назад Эндрю Гринберг, также известный как Werdna, злой волшебник и соавтор серии Wizardry, замыслил нечто более амбициозное.

Его проект Star Saga, по сути, являлся настольной RPG, рассчитанной на нескольких игроков, которым предстояло исследовать космос. Ее особенностью было то, что роль ведущего здесь отводилась компьютеру.

CsPY7wl

Впрочем, несмотря на впечатляющую концепцию (особенно для своего времени), на практике Star Saga была скорее электронным аналогом книг-игр типа Choose Your Own Adventure (см. Seventh Sense).

Компьютер показывал доступные вам варианты действий, вы делали выбор, после чего происходили расчеты и на экране появлялось указание, какой абзац из соответствующей брошюры вы должны сейчас прочитать. Кроме того, система вела учет характеристик персонажей и их снаряжения.

n6N1mgA

Проработанная карта и несколько брошюр придавали Star Saga внушительный вид, но сегодня подобную игру можно запустить на мобильном телефоне. Однако как исторический казус, намного опередивший время, она любопытна. Если вы заинтересовались этим проектом, более подробный рассказ о нем ждет вас в блоге CRPG Addict.

The Magic Candle (1989)

Помните Али Атабека? Он не остановился на Rings of Zilfin и создал серию The Magic Candle, которую можно без преувеличения назвать одной из самых необычных среди RPG 1980-х.

The Magic Candle посвящена спасению мира от демона, которого победили и пленили еще до начала игры. Местом его заточения служит та самая волшебная свеча, которая плавится и рано или поздно не сможет сдерживать зло. Так что главная цель здесь — не дать ей сгореть окончательно.

pvZTg5Z

На практике это значит, что игрок должен выполнить задание за ограниченное количество дней, которое зависит от уровня сложности. Чтобы более эффективно распорядиться временем, в The Magic Candle можно разделять отряд и давать отдельные поручения каждому персонажу: к примеру, пока маг учит заклинания, воин тренируется в боевых искусствах, эльф зарабатывает деньги ремеслом портного, а хоббит исследует город и пытается узнать, как сохранить свечу.

Кульминация The Magic Candle — очень необычная концовка, где вместо последнего «босса» или сложного подземелья вас ждет сложный ритуал, секрет которого вы узнавали на протяжении всего прохождения из слухов, легенд и старых фолиантов.

Сейчас об этом мало кто помнит, но в 1996 году журнал Computer Gaming World назвал финал The Magic Candle «самым выдающимся в истории компьютерных игр».

Might & Magic 3: Isles of Terra (1991)

Might & Magic 3 заслуживает похвалы по многим причинам — к примеру, за наглядность и простоту освоения. Однако свой след в истории она оставила не только этим.

Та эпоха была золотой для игровых журналов, одним из самых значимых из которых был Computer Gaming World. Автором, пишущим рецензии и колонки об RPG, а также отвечающим на письма читателей по этой теме, была женщина, которая скрывалась под псевдонимом Scorpia.

В своей статье о Might & Magic 2 она очень жестко прошлась по игре:

«Первая часть была не идеальной, но она впечатляла, вызывала интерес и вселяла надежду на то, что серию ждет прекрасное будущее. Однако Might & Magic 2 сошла с верного пути и превратилась в унылое избиение монстров в поисках сокровищ […]» — Scorpia — CGW #57, март 1989

Разработчикам в New World Computing это жутко не понравилось, и в Might & Magic 3 они добавили вот такого врага…

Wv0C6Gs

Princess Maker 2 (1993)

Японская RPG Princess Maker 2 — очень странная для западного рынка игра, в которой нужно воспитывать девочку с 10 до 18 лет. Выпустить ее на английском так и не решились — есть только «утекшая» бета-версия перевода. Однако с точки зрения игровой механики этот проект нельзя обойти вниманием.

Каждый месяц вы определяете, чем будет заниматься ваша девочка: например, станет обучаться волшебству, работать лесорубом или отправится на поиски приключений. Каждый выбор влияет на многочисленные характеристики и может привести к особым событиям, вроде сражения на гладиаторской арене, встречи с очаровательным принцем или драконом-извращенцем, беседы с демонами или даже дуэли с богом войны.

2DRmFxX

Поиски приключений выглядят как типичная JRPG, в которой вы напрямую управляете героиней во время путешествий по карте, а сражения проходят в пошаговом режиме.

С наступлением совершеннолетия игра заканчивалась: принцессу ждала самостоятельная жизнь, которая зависела от того, как вы ее воспитали. Всего в  Princess Maker 2 около 70 концовок: девушка могла стать генералом, монашкой, танцовщицей, фермером, героиней, художницей, писательницей, проституткой, королевой или принцессой тьмы.

LM6PdET

Несмотря на то, что серия оказалась плодовитой, а подражатели, вроде Long Live the Queen и Spirited Heart, не заставили себя ждать, лучшей из игр подобного рода остается Princess Maker 2.

Поклонникам аниме также будет любопытен тот факт, что серию создала студия Gainax, известная по сериалу Neon Genesis Evangelion.

Superhero League of Hoboken (1994)

В отличие от многочисленных настольных RPG о супергероях, компьютерные игры такого рода — большая редкость. До 1994 года единственной из них была Superhero League of Hoboken, сочетающая в себе черты ролевой игры и адвенчуры.

Кроме того, Superhero League of Hoboken принадлежит и к другому редкому виду — юмористическим RPG. Ее главный герой — Человек-бюрократ, обладающий сверхспособностью чертить организационные схемы. Используя его выдающиеся лидерские качества, вы должны завербовать других героев-неудачников: Человек-пальмовое масло поднимает уровень холестерина в крови врагов, Луженая глотка может спокойно есть острую пищу, а Мадемуазель Пепперони — видеть начинку пиццы, не открывая коробку.

hAeOWsX

Все эти умения, которые кажутся бесполезными, применялись в бою (скажем, чтобы вызвать у врагов инфаркт), для решения головоломок (если нужно съесть груду острых перцев) или просто облегчали жизнь (ведь в коробках вместо пиццы могут быть ловушки!). Впрочем, некоторые герои и впрямь были беспомощными, зато могли получить новые способности при определенных условиях (например, перекусив радиоактивным фастфудом).

Legend Entertainment смешала элементы своих адвенчур вроде Deathgate и Spellcasting 101 с несложной пошаговой боевой системой в духе Wizardry (правда, аж с 9 персонажами!), получив в результате игру, которая заслуживает внимания за странный юмор (особенно облик врагов и их атаки) и неожиданные повороты сюжета. Правда, вы должны терпимо относиться к «гринду».

xHtIJrR

Omikron: The Nomad Soul (1999)

Игры Дэвида Кейджа часто критикуют за то, что в них мало геймплея, и они скорее являются интерактивными фильмами, напичканными QTE. Как это ни удивительно, его первый проект — полная противоположность такого определения. Omikron вместила в себя почти все жанры компьютерных игр.

Она начинается с того, что офицер полиции пробивает «четвертую стену» и просит игрока взять под контроль его тело, отправиться в виртуальный мир Омикрон и помочь ему раскрыть убийство. Omikron начинается как адвенчура: вы ищете улики, общаетесь с персонажами и решаете головоломки вроде «сунуть снотворное в чашку с кофе, который пьёт начальник полиции, чтобы пройти мимо охраны».

Затем вас просят остановить ограбление в супермаркете, и игра неожиданно превращается в шутер от первого лица. Вы стреляете по преступникам, подбираете патроны, аптечки и т.д. Когда вы припрете главаря банды к стенке, он обезоружит вас, и его придется бить врукопашную а-ля Street Fighter.

cHTKbV9

Если вам слишком тяжело, потому что персонаж слаб, всегда можно натренировать его и повысить характеристики, как в RPG. Все равно недостаточно? Вы можете покинуть тело офицера и вселиться в других персонажей: молодого журналиста, медсестру, студента, проститутку или наемника-киборга. У каждого — свой набор параметров и снаряжения. Но свободно бродить по полицейскому участку никто из них не может, поэтому решать головоломки им придется иначе.

Для своего времени Omikron была чрезвычайно амбициозной, а ведь она вышла в 1999 году, опередив на месяц Shenmue и на два года — GTA 3. В ней уже был большой трехмерный город, который можно было свободно исследовать, покупать предметы в магазинах, подслушивать чужую болтовню, брать задания, кататься по улицам на автомобиле и находить новых персонажей для вселения.

Наконец, в игре был Дэвид Боуи. Речь идет не о небольшом камео — музыканту была отведена важная роль. К тому же он сочинил часть саундтрека (позднее другие аранжировки этих композиций стали частью его альбома «hours…»). Как будто этого мало, Боуи стал прототипом еще одного персонажа в Omikron — солиста объявленной вне закона рок-группы революционеров. Бродя по городу, вы можете увидеть его на сцене.

К сожалению, Omikron трудно назвать хорошей игрой — уж слишком она была неуклюжей, противоречивой и запутанной. Но при этом — одной из самых интересных, причудливых и новаторских. Жаль, что ее коммерческий провал обернулся тем, что Дэвид Кейдж переключился на интерактивные фильмы.

Gorky 17 (1999)

Когда нам кажется, что мы видели всё и нас ничем не удивишь, свежим веянием может оказаться простой и неожиданный гибрид двух хорошо знакомых жанров. Например, Death Metal + J-pop. Или Resident Evil с пошаговыми сражениями.

Именно по такому рецепту была изготовлена Gorky 17, создатели которой объединили в одной игре пререндеренные «задники», врагов-мутантов, решение несложных головоломок, чудовищные диалоги в духе Resident Evil и сражения из тактических RPG. Кроме того, перед каждой битвой с «боссом» показывали короткий CG-ролик, что по тем временам было круто.

Любопытно, что на российском рынке игра вышла аж в трех изданиях, преподносивших сюжет совершенно по-разному: «русофобская» Originals-версия про солдат НАТО, «нейтральная» локализация «Горький-17» от Snowball, герои которой служили в МЧС, и «гоблинский перевод» «Горький-18», который позиционировался как «патриотический», но привлекал скорее грубыми, отвязными шутками, очень уместными в здешних трэшевых декорациях.

Arcanum: Of Steamworks and Magick Obscura (2001)

К Arcanum трудно относиться равнодушно — она вызывает пылкую любовь или отторжение.

В списке лучших ролевых игр на RPG Codex она занимает почетное пятое место, выше Morrowind и Vampire: The Masquerade — Bloodlines. Но ее нет в топ-50 RPG на Rock Paper Shotgun и даже в топ-100 RPG на IGN и NeoGAF.

Причин, по которым Arcanum может не понравиться, действительно много. Это неровная, богатая программными ошибками игра, которую выпустили в полусыром виде. Сражения в реальном времени в ней соседствуют с пошаговыми, причем обе системы работают кое-как. Здешние подземелья — одни из худших в истории RPG.

Однако все это становится совсем не важно, когда вы понимаете, насколько эта игра глубока и сложна по своему устройству. Кроме того, она может похвастаться превосходной системой создания персонажей и оригинальной вселенной, где в сказочном мире случилась промышленная революция.

b6PgURM

Хотя в Arcanum есть основное задание про спасение мира, большинство конфликтов в игре связаны с расовыми и культурными проблемами, а также расслоением общества по уровню достатка. Вы столкнетесь с бунтом орков-рабочих, протестующих против нечеловеческих условий труда, а не только со злыми волшебниками и драконами.

Сильно впечатляет и то, как по-разному вы можете переживать одни и те же события, меняя персонажей. Например, конфликт между магией и технологией приведет к тому, что вашему колдуну запретят ездить на поездах, дабы его способности не вызвали аварию, а на изобретателя перестанут действовать не только вредные, но и полезные заклинания.

На это накладываются мощные социальные и расовые факторы. К тупому полуогру все будут относиться как к существу второго сорта, а красавица-эльфийка (с высокой характеристикой «красота», поскольку «харизма» — это отдельный параметр) придется ко двору везде, кроме общества дварфов, но феминисткам такое внимание вряд ли понравится. Например:

AHwUj3t

Еще одна важная особенность Arcanum — то, насколько хорошо игра реагирует на ваши действия, из-за чего ее мир кажется очень живым. Это касается и простых деталей, когда павшие в бою напарники благодарят вас за воскрешение, и более замысловатые примеры, вроде газет, где среди мировых новостей и подсказок по второстепенным заданиям встречаются заголовки, связанные с вашими подвигами.

pFsGRCj

Arcanum не просто предлагает огромный мир, наполненный интересными заданиями. Способы их выполнения тоже захватывают дух и соответствуют здешней атмосфере. Нужно расследовать преступление? Если вы некромант, вам не придется искать улики. Просто призовите дух жертвы и спросите у него, кто убийца.

uDMwP3s

К сожалению, проработать всю игру на столь высоком уровне Troika не смогла. Вы можете вызвать дух убитой девушки или мертвого бандита в пещере, но в других ситуациях похожие заклинания не сработают. Однако подобные моменты делают Arcanum замечательной RPG, у которой почти нет аналогов по глубине.

Freedom Force (2002)

Freedom Force — вторая игра Irrational Games, выпущенная ей вскоре после объединения с остатками Looking Glass Studios. Спустя почти десять лет после Superhero League of Hoboken вышла еще одна ролевая игра про супергероев!

В отличие от юмористического гибрида адвенчуры и RPG, Freedom Force — настоящая дань уважения «серебряному веку» комиксов, заимствующая у него тему «холодной войны», визуальный стиль и хлесткие реплики супергероев, которыми они выстреливают в нелепых злодеев.

eL4En6O

Эта игра смогла на невиданном доселе уровне воплотить в игре сражения между супергероями: с полетами над городом, прыжками по крышам и метанием автомобилей.

Кроме того, Freedom Force позволяла создавать собственных персонажей, меняя их характеристики, умения и спецспособности. Кто-то просто был очень сильным, другой умел летать, состоял изо льда или стрелял лучами, берущими разум противника под контроль. Любую деталь разрешали тонко настроить.

VuRlciQ

Вокруг игры сформировалось огромное сообщество разработчиков модов, которые добавили в нее множество новых способностей, эффектов и героев. Персонажей, выдуманных Irrational Games, позволили поменять на Зеленого фонаря, Спауна, Человека-паука и Эша из «Зловещих мертвецов». И натравить их на Бэтмена!

OKF8xhO

Увы, мир не всегда благосклонен к своим героям. Оригинальная Freedom Force разошлась неплохим тиражом, но продажи ее сиквела Freedom Force vs. The Third Reich, вышедшего в 2005 году, составили всего 40 тысяч копий, и Irrational отказалась от планов выпустить третью часть.

7.62 (2007) и «Перезарядка» (2008)

Что лучше: сражения в реальном времени или пошаговый режим? Этот спор будет вечным, но 7.62 — очень сильный аргумент в пользу тех, кто стоит за реальное время.

Будучи продолжением «Бригады E5», этот проект также является вольным переосмыслением культовой серии Jagged Alliance. В отличие от проектов Sir-Tech, здесь вас ждут реальное время с паузой и максимально реалистичная игровая механика.

53wUJCs

7.62 позволяет целиться в разные части тела, выбирать одну из семи скоростей для движения и одну из четырех — для стрельбы (от «навскидку» до «точного выстрела»), переключаться между четырьмя режимами стрельбы (даже задавать длину очереди!), активировать режим от первого лица и оценивать уровень адреналина в крови (чем он выше, тем персонаж быстрее движется, но не так метко стреляет).

Однако главная особенность игры — сама система боев в реальном времени с паузой, где каждое действие занимает определенное время, которое исчисляется с точностью до сантисекунд. 7.62 устроена таким образом, что вам придется учитывать эти мгновения, чтобы правильно отреагировать на засаду. Вести огонь навскидку или прицелиться? От этого может зависеть не только то, выстрелите ли вы первым, но и будете ли стрелять вообще. В пошаговом режиме реализовать такое попросту нельзя.

Разработчики создали настолько дотошную симуляцию, что важную роль здесь играет даже расположение предметов в «инвентаре». Достать новую обойму из кармана разгрузочного жилета намного быстрее, чем из рюкзака, и в этих секундах порой сокрыта разница между жизнью и смертью.

Но и это еще не все. Эта игра — самая обширная интерактивная энциклопедия огнестрельного оружия, включающая в себя сотни «пушек» и множество аксессуаров к ним (прицелов, фонариков, лазерных прицелов, подствольных гранатометов, глушителей, приборов ночного видения и т. п.), уйму видов боеприпасов и даже возможность соединить два магазина с помощью изоленты, дабы сэкономить время на перезарядке. Если вам и этого мало, мод Silver Girl’s Armory добавляет в игру еще более 200 видов «стволов».

5AtBZmX

Важно отметить и то, что «пушки» отличаются не только параметром DPS. У каждой из них есть множество характеристик, которые обязательно нужно учитывать, если вы хотите выжить: от надежности и максимальной дальности до времени, необходимого для того, чтобы взять оружие наизготовку и открыть стрельбу. К примеру, у пистолетов последняя характеристика может быть в пять раз меньше, чем у штурмовых винтовок, что делает их очень полезными в тесных помещениях, где враг может появиться внезапно.

Автор оригинальной версии этого текста советовал тем, кто вдоволь насытился джунглями 7.62, обратить внимание на следующий проект студии Apeiron под названием «Мародер» — игру хоть и более линейную и во многом упрощенную, но все же основанную на той же боевой механике.

Мы же советуем вам не тратить время на эту поделку, а лучше еще раз напомним, что к 7.62 в 2008-м вышло дополнение «Перезарядка», которого почему-то до сих пор нет в Steam. Его главное достоинство — skirmish-режим, позволяющий отбросить открытый мир и всласть играться в «песочнице», создавая какие угодно сценарии.

* * *

Если вам понравилась эта подборка, обязательно обратите внимание на The CRPG Book Project, где перечисленные и многие другие интересные игры описаны фанатами жанра значительно подробнее. Еще раз напомним, что сейчас для бесплатного скачивания уже доступны почти 200 страниц книги из 480 запланированных.

  • UntooN

    Про Омикрон там опечатка в 3 абзаце — «шутер от перового лица»

  • UntooN

    И Арканум, сколько ж раз я его проходил, сколько всего нового находил каждый раз. Пожалуй одна из любимых игр, а быть может и самая.

  • Поправил, спасибо.

  • Samurai

    Я, наверное, сейчас ересь скажу, но мне Бригада Е5 понравилась больше Jagged Alliance. Боевая система там намного глубже, чем у JA.
    А ведь если бы был чуть больший бюджет и получше пейсатель (база нормальная, но исполнение кошмарное) — вышел бы полноценный духовный наследник JA…

  • Александр Кирсанов

    Что то «перезарядка» эта напомнила Горкий 17. Помню, единственная игра, от которой плююсь до сих пор, но так запала в душу, что забыть не могу. Причем положительно запала. Какой то парадокс.

  • ukdouble1

    >>В пошаговом режиме реализовать такое попросту нельзя.
    Отчего же? Пусть ход длится очень много, скажем, 10 000 тиков (тогда различия в долготе действий начнут явно работать). Стороны, зная стоимость действия в тиках, заказывают действие для каждого комбатанта. Когда первый в очереди выполняет своё действие (тот, кому назначили самое быстрое действие), либо игра останавливается и ждет нового приказа — если это юнит игрока, либо юнит — если он принадлежит АИ — получает новый приказ.

  • ukdouble1

    Имхо, глубже, да, пытался в неё играть, но я лично принципиально не перевариваю реалтайм. Компромисс между шутером и tbs, имхо, ведет к выраженному в высказывании «если смешать килограмм повидла и килограмм говна, получится 2 килограмма говна».

  • banner71

    Арканум — бест. А автор — лох, потому что не знает что на арканум уже давно запилен фанатский патч, который правит ольшинство косяков, дорабатывает нерабочие квесты, латает дыры и все такое. Так что большинство претензий к аркануму — не актуальны.

  • banner71

    А ты попробуй джа2 с каким-нибудь хорошим модом.

  • Miyamoto

    Серьезно, в природе есть топы РПГ, в которых нету Арканума?

  • >Вы можете вызвать дух убитой девушки или мертвого бандита в пещере, но в других ситуациях похожие заклинания не сработают.
    Разве?
    В одном из прохождений я принципиально убивал всех встречных и разговаривал с душами, дошел до Насрудина, который при атаке телепортнул в войд (а с тупыми персонажами он вообще не разговаривает), до этого проблем не видел.

    >«русофобская» Originals-версия про солдат НАТО, «нейтральная» локализация «Горький-17» от Snowball, герои которой служили в МЧС, и «гоблинский перевод» «Горький-18», который позиционировался как «патриотический»
    В оригинале, разумеется, ни о русофобности оригинала, ни о патриотичности гоблина ни слова нет.

    И бложик cRPG-addict’а все равно подробнее и интереснее.
    http://crpgaddict.blogspot.ru/

  • Если ход сделать длиной в во всю игру, то ты сейчас умную паузу описал.

  • Oleg Kubaneishvili

    Не ожидал увидеть в подобной статье отечественную игру. Приятно удивлен. Может, в следующей части будут упомянуты «Космические Рейнджеры» ? Они ведь совершили прорыв в смешении жанров и симуляции живого мира.

  • Red General

    Где-то дома лежит диск с Freedom Force vs. The Third Reich. Правда я ее так и не прошел.

  • ukdouble1

    «Умная» пауза, емнип, не останавливает ход в момент завершения заказанного действия.

  • Дядя Слава

    Помню в одном журнале поставили девятку Freedom Force VS Third Reich. Что это было до сих пор не понимаю. Проходняк какой-то. Хотя покупал пиратку, так что грех жаловаться.

  • FanatKDR

    где каждое действие занимает определенное время, которое исчисляется с точностью до сантисекунд.

    да крутая технология была. Помню (правда в бригаде) купил я коробку патронов (500 штук) и начал по магазинам разбирать дак полчаса реального времени ушло 😀

    Gorky 17

    у игры есть один большой недостаток — она обрывается на полуслове https://avatars.plurk.com/10450672-big2.jpg

  • Milleroff

    > Горький-18

    Как я рада, как я рада
    У меня трихомонада!
    А за нею- гонококк
    Прыг-скок, прыг-скок (с)

    Озвучка была шикарной! Да и сама игра увлекала.

  • Vortex

    > книга похожа на какой-то бессвязный гайд
    У меня такое же впечатление. Подшивка рецензий на разные игрульки без какой-либо классификации, структуры и указаний значимости. На том же лурке встречаются куда более интересные статьи об играх, где все грамотно расписано по пунктам.

    >автор описывает только «высокую сложность»
    При этом, она довольно простая, разве что требует чуть включить голову, как и любая тактика. А уж если тщательно обследовать все локации, персонажи обзаводятся таким арсеналом, что трудности представляет разве что бой с натовским генералом.

  • Vortex

    В самой книжке они есть.

  • Vortex

    Да, концовка там тупая и рваная. Возможно, задел на продолжение оставили, и даже выпустили это самое продолжение — донельзя унылый шутерок «Горький Зеро».

  • Времена когда RPG разрабатывали задроты, почти прошли, к счастью.

  • RetroTox .

    Арканум — худшая «классическая» РПГ золотого периода, абсолютно никчёмная бездарная кривая поделка провальная в каждом аспекте с одной из самых мерзотных приторно-лебезящих фанбаз, хуже только Готика и её насквозь отмороженные фанаты-аутисты, перепроходящие её по 10 раз за месяц.

  • Ninqnl qnl

    Я проходил недавно, особых трудностей нет вообще, если экономишь до последних финальных битв, где можно просто убить генерала за один ход. Я серьёзно. Там в начале игры только надо осторожно играть.
    Игра же ничем не выделяется на самом деле, кроме прекрасно озвученных диалогов.

  • Peckar

    Верхняя картинка в новости ведет на рецензию «Конвоя», поправьте

  • Ninqnl qnl

    Типичная концовка про заговоры с длинным текстом, только продолжения адекватного нету, а так хотелось.

  • firsofzerg

    Уже вторая картинка из шапки новости ведет на рецензию «Convoy».
    Пиар Фобосиса?

  • Inhabitant

    эк тебя бомбит-то )) скушал что-то не то?

  • Ulris Ventis

    У тебя в жизни все хорошо? Хочешь поговорить об этом? Покажи на этом мишке, где он тебя трогал.

  • ennead

    5 строк кудахтанья

  • Vortex

    Я ее для себя лично тоже выделяю, просто потому что в этом жанре я видел совсем мало проектов. По крайней мере, в нулевые, после восторженного прохождения Горького, я ничего близкого не нашел кроме первых Фаллаутов.
    Сейчас у нас есть еще Shadowrun, а кроме него? Пробовал пару лет назад Call of Сthulhu: Wasted land, но она какая-то совсем примитивная и некрасивая.

  • Nerd_Sp

    > перепроходящие её по 10 раз за месяц.
    Как будто это что-то плохое.

  • Vortex

    При всей глубине и крутизне Арканума, на мой взгляд, он невероятно уныл, хотя в юности я его дважды прошел, вкачав персонажей по самый левел-кап.
    Не знаю, может в него надо осенью играть, завернувшись в плед, попивая горячий чай с облепихой и, под заунывные скрипочки, не спеша обыскивать одно мусорное ведро за другим, промахиваться в упор в одну крысу за другой, обшаривать один уголок нудной канализации за другим….

  • ETA

    Эх, сейчас бы быть тролльбасом-школьником, поправить красный гребешок да закукарекать на весь сайт…

  • RetroTox .

    >кукарекать
    У вас всех смешная фиксация на петушиной тематике. Очень печально что современные «геймеры» деградировали настолько, что сами не могут разобраться почему Арканум — худший проект Тройки и одна из худших РПГ нулевых, на одном уровне с таким №величайшими шедеврами» как Siege of Avalon, Banished и иже с ними. Придётся наверное даже найти время ближе к вечеру просветить бродящую в потёмках аудиторию.

  • ennead

    у Арканума есть свои минусы. Да нифига, их у него куча. И куча плюсов. А про просветить — успокойся, Диоген.

  • Evershifting

    Автор указал, что на момент выхода и внесения в различные топы Арканум был сырой до ужаса. ДА и пример с вызовом духа красноречив.
    Признак хорошей игры — постоянные правила, а не тут оно работает, а вот тут уже не работает

    И да, Арканум — одна из лучших игр даже со всеми своими недостатками

  • RetroTox .

    Нет в Аркануме ни одного плюса. во всяком случае в компонентах, которые слагают основной костяк игры как таковой. Хорошие мелочи и детали там безусловно есть, но проблема в том что детали это дополнение к каркасу, гнутую лысую ёлку никакими игрушками не спасёшь.

  • ennead

    А в том, что ты пишешь, нет никакой ценности. Даже в плане в вброса)

  • ETA

    Всемирно признанный авторитет в курятнике и знаток орнитологических RPG, чье мнение для нас очень важно, продолжает раскрывать обществу глаза

  • FanatKDR

    нет там вообще никакой концовки (совсем недавно переигрывал) там явный намек на продолжение, но его не последовало.

  • BluePoncho

    Насчет фанбазы очень правильно подмечено.

  • BluePoncho

    «Что лучше: сражения в реальном времени или пошаговый режим?»
    Сколько можно? Это спор недалеких людей. Две разные механики предоставляют два разных типа развлечения. И то и другое можно любить. Или ненавидеть. В зависимости от исполнения.

  • Василий Гончаревич

    Его просто мерзотные приторно-лебезящие фанаты игры побили.

  • ShiningSoldier

    Насчет промахов и канализации прямо в точку.

  • ennead

    О.о отврат

  • ennead

    Я тоже не понимаю реалтайм с паузой такого типа, какая-то неуправляемая куча мала выходит. Эта тема лучше работает во Frozen Synapse и Door Kickers

  • Mitrandir

    К слову, к 7.62 есть потрясающий мод «HardLife» — http://hla-team.ru/
    Достаточно скоро он, по словам разработчиков, должен будет появиться в Steam — http://hla-team.ru/news/hardlife_skoro_v_steam/2015-06-17-124

  • ParasaitoShinguru

    Скрипочки давно исправили же. Там был баг, из-за которого в большинстве локаций вместо нужного трека проигрывались те самые скрипочки.

  • Vortex

    Так это был баг!? )))))
    Я просто играл в те времена, когда у меня не было Интернета, поэтому патчи прошли мимо.
    Надо же. А я думал, что там by design кроме этих скрипочек всего пара штук мелодий)

  • ParasaitoShinguru

    Там, на самом деле, достаточно большой и разнообразный саундтрек, но до 2008 года никто его не слышал.
    В Тарантовской канализации тоже отдельный трек.

  • Vortex

    Вот это история!
    Что-то это обсуждение вкупе с пасмурной погодой вызвали желание снова Арканум поставить, как раз осень на пороге)
    Кто знает, может там еще кучу всего наисправляли, чего я не видел.

  • banner71

    Бред, духа можно вызвать не только в двух упомянутых местах, просто автор нуб и играл по-диагонали. Например можно шлепнуть эльфа в тихих водах и у его духа узнать как найти Кинтарру, пока живой он не говорит.

    А в первой пещере, кстати, дух бандита вызывать не нужно, он уже вызван сам по себе, типа неупокоенное привидение.

  • Samurai

    ИМХО — в плане тактических военных top-down RPG-TBS мне концепция E5 нравится намного больше. Даже богомерзкий Мародёр купил и прошёл.
    Ну и реалтайм больше приближает к реалистичности. Т.е. твой снайпер лучше вражеского не потому, что у него больше очков действий, а за счёт меньшей рукозадости. Быстрее прибежит на позицию, прицелится и точнее стреляет. Ну и ещё пистолеты, ПП и АКСУ получают второе дыхание за счёт большей мобильности в малых пространствах…
    ЗЫ Это из той оперы, где кому-то нравится простой пломбир, а кому-то с фисташками. Некоторым нравятся оба.

  • Timks

    > В Тарантовской канализации тоже отдельный трек.

    Прочитал в Тарантиновской канализации 😉 порадовался образу

  • ennead

    ну, тоже вероно

  • Timks

    А времена идиотских комментариев не пройдут никогда, к сожалению.
    (я про свой, конечно-же 😉 )

  • Timks

    Арканум прекрасен. Но баги иногда… не знаю «сокрушали» что-ли. Давно уже играл, но запомнил, миссия где кто-то умер в семье, и все страдают, мой герой приходит туда с заклинанием оживления, и опа, делает, что никто и не умер. Покойник, встает и говорит: «Здравствуйте! Рад вас видеть.» Но почему-то скрипт не прописали… покойник, уже не покойник совсем и носится бодрячком, а все продолжают страдать, что он умер и что-же делать… что делать. Понятно, что сырая игра, была, понятно, что баг… и он не единственный. Этот просто как пример 😉 Но все равно Арканум прекрасен, не смотря даже на такие недоработки.

  • M’aiq the Liar

    Порой кажется, что ее просто невозможно пройти полностью облазив все и пройде все развилки. В ней просто растворяешься. Жаль, что так больше не делают.

  • Vortex

    А как же Ведьмак 3 или там Пилларс оф Обсидиан?
    Я, правда, ни в одну из них не играл, но пацаны говорят, что все как в старые добрые и даже лучше.

  • Юрий Андропов

    Мне кажется, тебе надо чаю с малиновым вареньем. Тебя выбили из колеи компьютерные игрульки, задумайся над этим.

  • M’aiq the Liar

    Ведьмак 3 — да. Я его не успел весь пройти, но это реально единственная рпг, которая показывает развитие в жанре. Про количество контента не скажу.

    А вот Столпы игра на раз да и то не для всех. Как Original Sin, только с немного лучшим сюжетом и ЛОРом. Неплохой образчик, но время можно на него и не тратить.

  • Alex Kalabuhov

    Бедная стюардесса…

  • Elidar

    Странный Вы человек, сударь. Полагаю, исходя из Ваших же слов, Вы единственный знаете, что такое настоящее РПГ и что в нём должно быть. Очень даже может быть, я даже допускаю, что Вы можете в этом вопросе оказаться правым. Вот только не надо принимать решения за других, это весьма недальновидно, глупо и просто некрасиво. У каждого человека есть право иметь своё мнение. Кому-то Арканум может нравиться, кому-то нет. Также, как кому-то могут нравиться устрицы с лимоном и они считают их амброзией, а у других это не вызывает ничего, кроме отторжения и тошноты. Что любить и что не любить, дело индивидуальное. Я, к примеру, с удовольствием два раза прошёл упомянутую игру, несмотря на все минусы, системные ошибки и т.д. И не жалею до сих пор, хотя прекрасно понимаю и осознаю все нюансы. Так что не любите её дальше и считайте провальным проектом, вот только навязывать своё мнение никому не надо. Вы его высказали, Вас услышали. Пытаться кого-то «просветить» и насильно заставить их поверить в свои слова смысла нет.

  • phobos2077

    Как можно рассказать про 7.62 и не упомянуть про HardLife Addon?!

  • DharmaDance

    > бой с натовским генералом
    Да не, натовский генерал убивается за один ход вызовол артиллерии. Игра, правда, довольно простая для неказуалов.

  • Stella_Astrum

    А что насчёт князя тогда?

  • ChillingTouch

    Скажите, а есть РПГ не про фантастику или там наёмников, а про обычную повседневность?

  • Sarokhael

    смотря где
    в UFO after… можно было настроить чтобы останавливала

  • Someone132

    Always Sometimes Monsters?

  • ETA

    Все правильно и грамотно написано, но я думаю, что комрад просто троллит маскируясь под эстета.

  • Vortex

    Симс

  • Нет, баг 🙂

  • UntooN

    Ведьмак 3, да. Порадовал что сюжет слинковали с книгами, наконец опенворлд, заказы на монстров и тд. Честно я очень люблю ведьмака, и книги и игры.
    Пиларс это уже закос под старину, отличный — да. Но Вариативности особо нет, и лор, не то.
    Арканум — отличный проработанный мир, дофига отсылок, интересные квесты, реиграбельносить, дохренища секретов. И сейчас вышли уже фанатские дополнения для новых систем, разрешений, новые квесты.
    И лично для меня это просто хорошее воспоминание, я тогда учился еще в средних классах, и мы компанией проходили Арканум, и у всех всё было по разному, помню созванивались по телефону и друг другу рассказывали как проходили игру. Помню как другу звонил и говорил что нашел Вирджила.
    P.S И сейчас не понимаю повальное упрощение игр. Блин мне было лет 12-13 когда я проходил арканум на третий круг. Почему же сейчас упрощается прокачка, диалоги в 4 «направлениях» и тд 🙁

  • Holy Devil

    Готика и Арканум — выдающиеся игры.

  • maltshik

    Критикал мисс при попытке съесть чебурек. Вы откусили себе язык и захлебнулись кровью.

  • M’aiq the Liar

    Потому что пипл хавает. И следственно, зачем напрягаться и придумывать интересные диалоги? Шепард, еще один ствол не помешает.
    Кроме того, сейчас все ускорилось — надо выпускать по несколько игр в год, как делают одни французы, тогда окупаемость будет выше, ну они так предполагают.

  • serejaaa

    Жаль, что про Outcast не сказали.

  • Ведра не обыскивал, промахов особенных не было, кроме нескольких ситуациях с огромной разницей в уровнях. Играл колдуном. Одни из лучших впечатлений среди многих игранных мною игр)
    Причем проходил впервые примерно года два назад.

  • Vortex

    Колдуну в помойке рыться необязательно, а вот при игре за технаря там поначалу симулятор бомжа не хуже чем в Биошок Инфинит.
    Мне тоже она раньше очень нравилась, но когда я ее года четыре назад ставил, показалась невероятно унылой.
    Впрочем, у меня сейчас вообще большинство игр вызывает скуку — видимо, наигрался.

  • UntooN

    А я до сих пор помню скрипки, вот прям в душе эта мелодия 🙂

  • Marabou

    На самом деле не все сейчас упрощается. Диалоги — да, есть такое. Лет десять назад была популярна теория о том, что диалоги упрощают из-за озвучки — недешевое удовольствие. Не знаю, правда это или нет. Есть еще некоторые новомодные геймплейные элементы, типа указателей на миникарте, снижающие интересность и сложность игры.

    Но в целом в байку про «аказуалеле» я не верю. Многое в играх стало лучше, интереснее, чуточку сложнее.

  • Я тоже очень редко нахожу нескучные игры сейчас. Да и прогресса почти никакого в них не идет, окромя некоторых инди с талантом и хоть какими-то деньгами.

    Немного спасло приобретение 3DS) Там есть что-то интересное, особенно если поворошить ds-игры.

  • PowerPointRanger

    Это слишком зрелая и взвешенная позиция. Я вынужден запретить вам дальнейшее участие в обсуждении.

  • Elidar

    Вполне вероятно.

  • Антон Ариманов

    Так Е5 и работала. Сто сотых в каждой секунде и их обсчёт.

  • Антон Ариманов

    Лучше послушай саундтрек. Для меня, по крайней мере, он полноценно утолил ностальгию, вернув в памяти плюсы и оставив за бортом минусы самый игры.

  • Alpha Protocol, не к ночи она будь помянута. Еще была польская action/RPG Another War про Вторую мировую.

  • UntooN

    сравните хотя бы прокачку в старых и новых рпг. Вон новый фолыч тому пример, прокачку порезали, диалоги тоже. Взять еще серию ТЕС с каждой частью навыки вырезают, скоро наверное вообще в слешер превратится. Взять Новый деус экс и первый. В шутерах повально регенерация, а ртс вымерли. И в каком месте сейчас стало чуточку сложнее? Давно не встречал действительно сложных игр, ну не считая индюшатины.

  • M1khail

    Я, к сожалению, не мерзотный проторно-лебезящий фанбой Арканума — прошел всего несколько раз(три), но мне все равно очень сложно вспомнить минусы которые бы можно было собрать в кучу под названием дофига.

    Стандартные болезни блек айсл были(тройка гейм), ребят просто прорывало на каждом проекте, а на штат присмотарщиков банально небыло денег.
    Косяки Арканума не напрягают вообще.

    P.S. Тут скорее вторых которов нужно вспоминать, от второй половины коллектива.
    Хотя вторая часть все равно глубже первой.

  • M1khail

    Купите а ГОГ-е, сделайте разрабам приятно.

  • ennead

    Баги, дисбаланс, достаточно вялая сюжетная линия. Ну, это достаточно много. Про первое можно неплохо расписать, дибаланс — вообще песня, там очень долго можно об этом рассказывать. Ну а сюжетка и правда, такое ощущение, что её там и нет вообще)

  • Marabou

    Свет клином на ААА проектах не сошелся. На играх Беседки — тем более. Прокачка в WL2 не хуже чем в оригинальных Фолычах, В Готике вообще сложной ролевой системы никогда не было.
    Смысл шутера в том, что бы смачно и весело убивать врагов. В современном шутере они умнее, прячутся сами, понимают, куда спрятался игрок. По ним нельзя просто так взять, поездить на машине и всех передавить — они будут разбегаться, стрелять по тебе. Реген есть не везде — в ФК3 и МЕ его нет, (в МЕ, правда, вообще странная стрельба во всех частях). Многие современные шутаны рассчитаны, как мне кажется, на куда более разнообразную тактику, чем старые.
    Разве Сайлент Ассасин и коднейм 47 сложнее и увлекательнее, чем Блад Мани? Конечно, можно было бы сделать маршруты юнитов длиннее и сложнее, но для игры, в которой нельзя сохраняться на уровне это был бы перебор.

    Что-то вы драматизируете, по-моему.

  • UntooN

    что ж вы последнюю игру про 47 на данный момент не вспомнили, увлекательней ли она предыдущих?
    Да и взять биоваров например, какие игры раньше делали, и что сейчас. Невервинтер, балдрусгейты, Котор и массэффект, драгонэйдж по моему тут к гадалке не ходи. И еще прикол такой что сейчас много игр с закосом «под старину» (ну не графику имею ввиду) а например пилларсы да гримрок например. И ведь популярны.

  • Lev Serebryakov

    Я вот не понимаю, как вообще возможен реалтайм в боях в *R*P*G*. Role, блин, Playing. Почему я должен зависеть в игре от того, как быстро дёргаю мышкой или топчу клавиатуру? Почему физические способности персонажа вдруг начинают зависеть от моих физических способностей? В *Role*Playing* только интеллект мой. Всё остальное должно быть обеспечено механиками, никак не зависящими ни от чего, кроме интеллекта игрока.

    Т.е. да, это разные механики, которые предоставляют именно что два разных типа развлечения — это очень верно сказано, но ведь RPG придумано изначально именно для толстых задротов, у которых пальцы медленно шевелятся, что бы и они могли себя почувствовать крутыми героями. Те, у кого пальцы быстро шевелятся, идут в историческое фехтование, бугурт, пейнтболл и страйкболл (в слешеры, файтинги и FPS’ы если переводить на компьютерные игры).

  • Marabou

    Лично мне второй НВН нравится не меньше, чем первый, пожалуй даже больше. Уж очень «Маска» хороша.

    Последнего Хитмана покупать не стала по понятным причинам, поэтому про него сказать не могу. То, что вышла плохая игра не значит, что в современных играх нет ничего интересного. Плохие игры и раньше выходили. То, что хороших старых игр больше, чем хороших новых скорее объясняется с точки зрения математики. Помимо Балдурсгейтов были и Фоллаут Тактикс (то, что церковь пресвятого Фоллаута использует его одно из знамен войны с Беседкой не делает его игрой), и Дракан (не бейте, мне тоже нравилось когда-то на дракончике летать, но вообще-то игра — посредственность), и Сакред, и миллион других недоваркрафтов, недодиабел и недомистов, которых вообще никто по имени не помнит.

    Пилларс я пощупала только слегка (как и все релизы этого года), а про WL2 упомянула уже в предыдущем коменте. Он только прикидывается ретро игрой, девяностыми и Фоллаутом с партией. Механика там очень даже современная, враги умненькие, уровни под тактику. Физика там не предполагается жанром.
    МЕ — неплохая игра. Она просто не РПГ. Не из-за ролевой системы даже, а просто там весь геймдизайн какой-то не РПГшный. Странная серия, но мне она нравится.
    Драгонэйджи я не люблю, но в первой части как раз ролевая система была неплохая.

  • UntooN

    ну невервинтер2 по мне тоже еще к старым играм относится) И я не говорю что раньше игры были хорошие, а сейчас плохие. Я о том что сейчас игры стали проще, диалоги менее вариативны, способов прохождения меньше, зато стало удобно и красиво.

  • Reitzteil

    > «русофобская» Originals-версия

    Почему закавычено? Впрочем, чего это я, ворон ворону глаз не выклюет же…

  • Reitzteil

    Фоллаут Тактикс (то, что церковь пресвятого Фоллаута использует его одно из знамен войны с Беседкой не делает его игрой)

    Сколько вам лет? Академический интерес.

  • Reitzteil

    > чаю с малиновым вареньем

    На дворе ведь лето, еще вспотеет, а потом его продует на свежем воздухе, начнется аспирационная абсцедирующая пневмония, две недели в реанимации и красивое надгробие из гипсокартона на заднем дворе больнички.

  • FSha

    Вот только не надо Drakan трогать, хорошо? Что там такого посредственного?

  • Lev Serebryakov

    Ничего себе обычная повседневность — секретный спецназ США.

  • Old Europa Cafe

    Арканум не относится к «Золотой эпохе» РПГ.

  • M’aiq the Liar

    Многие современные шутаны рассчитаны, как мне кажется, на куда более разнообразную тактику, чем старые.

    Многие современные шутаны рассчитаны на то, чтобы в них могли играть и 7-летние дети, и домохозяйки, и пенсионеры. Порог входа понижен. По этой же причине и сюжеты с диалогами упрощаются до молекулярного уровня. Слишком большая аудитория и в результате чтоб всем угодит выходит какой-то generic с авторегенерацией и мотивацией героя «Я тебе убивать. Ты плохой — хороший. Галактика в опасности!»

    В современном шутере они умнее, прячутся сами, понимают, куда спрятался игрок.

    Это в каких шутерах современных так. Сравните какой был ИИ в FEAR’e или даже первом Half-Life’e (военные и ниндзи-бабы реально не давали расслабиться) и какое убожество в последнем Биошоке и Rage (там вообще тир).

  • Helso

    Прекратите Ведьмака облизывать. Нет там ничего от РПГ. Это обычный слешер, к которому прикрутили по моде навыки типа +1 процент к веселью и «моральные выборы»™. Он не реиграбелен, твои действия влияют только на концовку, в которой тебе покажут другие арты. Даже не ролик(!) а арты. Нет в Ведьмаке РПГ.

  • FSha

    А чего Ведьмак 3 нового в жанр ввел, что за развитие?

  • M’aiq the Liar

    Для меня следующее: дух старой школы на новых технологиях, песочница не просто набор глупых квестов, а реально интересный мир который можно облазить в любой последовательности.
    Ну, это из того, что я наиграл в него могу сделать такой вывод. И да, революции нет, но в сравнении с остальными это движение вперед.

  • Marabou

    Ну, скажем так, мне «за 25». Однако Ф3 вышел не так давно, а до того момента Тактикс считался чем-то типа Фоллаут Шелтера, все пытались играть в Ван Бурен, до какого-то момента серьезно верили, что его вот-вот возобновят, вот-вот закончат. И я это все прекрасно помню, несмотря на молодость.

  • Marabou

    «Бородатые задроты, живущие в мамином гараже» это такие же домохозяйки, только без секса и с пенисом.
    В несовременные шутаны и я, и большинство моих школьных подружек гоняли в 10 лет и ничего, куски не поотваливались.

  • madbear

    Арканум можно пройти разными персонажами, используя их сильные стороны в прохождении, но в игру невозможно играть, только проходить. В таком сеттинге, и с такой историей и с такими конфликтами, в игре преступно много подземелий с однообразными кусачими врагами. Бои с магами и технологами, гангстерские перестрелки, бандитские разборки, разнообразный промышленный шпионаж, расследование преступлений — всего этого должно быть в избытке в игре, но этого почти нет. И это частично обусловлено тем как игра устроена. Спутниками нельзя управлять, и нужно скрыть их тупизну, из-за которой даже маги прут в ближний бой. Большинство возможностей несбалансированы, и если дать их массово врагам, то битвы невозможно будет проходить. Настолько большая ролевая система что игровой процесс максимально упрощён. Как раз сейчас играю, и все впечатления свежие.

  • M’aiq the Liar

    При чем здесь это? Я говорю про то, что создатели постоянно хотят расширить аудиторию и привлечь людей, которые с компьютерами и видеоиграми до этого были почти незнакомы. А задроты-девственники всю свою жизнь в эти игры играют.

  • Marabou

    Я считаю метакритик метакритиком. http://www.metacritic.com/game/ios/fallout-shelter , http://www.metacritic.com/game/pc/fallout-3 . Ну-ну.
    Хорошо, не буду Дракан трогать. Замечательный пустой мир, интересный банальный сюжет. И пятнадцать лет спустя я больше ничего не помню. Ну героиня Лариску напоминает, это да, зачет. Бест гейм, 10 Номадов из 10.
    Хотя если без сарказма — я же сказала, у меня с дракончиком связаны приятные воспоминания, но я не хотела бы их портить и перепроходить Дракан.

  • FSha

    Странно требовать от экшена с драконом классного сюжета и насыщенного мира. Последнее как раз из-за наличия этого самого дракона, так как масштаб в целом больше, чем в том же Tomb Raider. Именно в этом вся фишка, что разработчики не просто сделали игру про полеты на драконе (что уже нереально круто, много таких игр?), но объединили это еще и с пешими прогулками, 2 в 1 так сказать. И не сказать чтоб пешая часть была ущербной — в боевке даже различные удары и движения есть. Игра — не шедевр, конечно, но хорошая, а благодаря дракону имеет особую ценность.
    Игруху прошел в первый раз лет 5 назад (то есть ностальгического эффекта не имеется), не в прошлом веке, когда она вышла. В принципе, бОльшая часть старых хороших игр была пройдено годы спустя, ибо, увы, современный игропром представляет из себя печальное зрелище — лучше хорошее старое, чем посредственное новое (жалко, что такое плохо работает для фантастических фильмов и книг). Никаких умных врагов и большей тактичности сейчас лично я не наблюдаю, лишь упрощение.

  • Vortex

    Все так. Я вчера поиграл и освежил воспоминания.
    Еще наши верные друзья, бывает, впадают в ступор и стоят в сторонке, пока нас убивают, или хватают оружие, которым не могут эффективно пользоваться и начинают безбожно мазать, расходуя патроны и усилия в пустую.
    Еще пример кривого баланса: из атакующих заклинаний магу изначально доступен только Harm, и если его не брать, то до прокачки других школ до третьей ступени, маг в бою почти бесполезен, зато если взять — начинает валить всех направо и налево, куда там Вирджилу или Магнусу с их кривыми ручонками. Иначе говоря, маг обязан брать Харм или уметь хорошо драться руками — в противном случае, придется часто загружаться.
    Пример «невероятной гибкости» системы: нейтральный эльф-вор предлагает выкупить кинжал за 300 монет. Если зачаровать его до состояния любви, то он все так же будет требовать 300 монет и ни копейкой меньше. И где гибкость и влияние заклинаний? То же самое с бандитами у моста — чаруй, не чаруй, все равно получишь … Даже прекрасную даму, в которую бандиты влюблены, бесплатно они не пропустят. Принципиальность-с!
    Хотя красивое платьишко дает скидку у торгаша, да.

    Плюс, в английской версии так и остались поганые баги: ни с того ни с сего NPC становится враждебным, нельзя сдать налоги королю в Дернхолме — просто нет нужной реплики, диалог сломан. Пришлось патчить русификатором и играть на русском, что для меня сразу убило часть удовольствия.

    Арканум действительно очень затягивает и увлекает, и даже в таком кривом состоянии, он гораздо интереснее многих отполированных хитов, но он слишком сырой, неудобный и недоделанный.

  • Vortex

    Насчет Тактикса — все правда. Его причислили к лику только в этом десятилетии, На момент выхода же, все от него плевались, а игрожур выдавал разочарованные рецензии и, по большей части, ставил очень средние оценки. В том числе, на АГ, где на нее есть аж две рецензии в одном ключе.
    Помню, когда он вышел, мы учились классе в восьмом, наверное, и мой одноклассник троечник Леха, большой любитель Fallout, Icewind Dale и Diablo, поиграв в Тактикс вынес вердикт: скучно и вообще не фаллаут.

    А сейчас все, замылился глаз у игроков, полезли изо всех щелей какие-то непонятные «олдфаги», потрясающие запылившимися дисками и бормочущие про зеленой траву в играх рубежа веков.

  • Marabou

    Это не какое-то греховное желание. Более того, я уверена, что подобные желания разработчики и издатели испытывали всегда. Для привлечения аудитории (и новой, и старой) в каждый новый экшен завозят какие-то фишки — ролевые элементы, еще больше оружия, еще больше мин и гранат, еще больше графики. Публика всегда хочет побольше и поновее — посмотрите ветки обсуждений последних аскридов: «они опять не придумали ничего нового», «опять все то же самое», «вот корабли — это было да, а тут все вторично» и тд. За всю свою жизнь задрот-девственник тоже уже наелся и всякое повидал, он тоже хочет что-то новое.

    О каком пороге входа можно вообще говорить в шутерах? Какой порог в Максе Пэйне? Или в Сэме? В первом Биошоке? В ролевых играх и стратегиях — да, надо разбираться что к чему, поэтому в современных играх часто бывают обучающие главы минут на 40.
    Как я говорила выше, в стремлении делать игру более комфортной разработчики действительно перегибают палку: маркеры, фаст тревел и дизайн мира, рассчитанный на этот фаст тревел (фар край 3 тому отличный пример), выращивание графона вместо каких-то других элементов.

  • M’aiq the Liar

    Желание заработать не греховное конечно и я их в этом не виню, а просто поясняю со своей точки зрения почему так выходит.

    И НЕТ не всегда были такие желания. Когда делали Балдур Гейты, Арканум и Халф Лайф они делали эти игры для своей целевой аудитории. Они нарочно не упрощали управление, не понижали уровень ИИ и не делали контент более простым и детским. Халф Лайф вообще делали по сути мододелы почти для себя.

    Создатели Fallout’а знали для кого они делают игру и какую игру они хотят получить в итоге. Поэтому не вносили каких-то элементов а-ля веселая ферма, как делает Беседка, тьфу. Потому что Беседка точно знает, что фанаты точно купят игру, а вот любителей симсов, веселых ферм, побегать с овчаркой и прочего надо как-то завлечь.

    Вы в Макса Пэйна первого или Сэма играли? И что очень легко было его пройти? Сравните с любым современным шутером и почувствуйте разницу, как говорится.

  • Marabou

    Макс и Сэм в свое время были моими любимыми шутанами, до сих пор к ним испытываю нежнейшие чувства, у меня были воспоминания об определенном уровне сложности…
    В прошлом году, пока лежала в больничке прошла Макса на планшете. Удивилась, решила, что мобильную версию упростили и после выписки прошла ПК версию дома. Оказалось, что на планшете сложнее, из-за кривого управления. Макс просто бежит и просто хедшотит, а замедление времени и вовсе супер-чит.
    В другой ветке намедни упоминала — Ред Фэкшен, в свое время тоже нравился мне. Купила поностальгировать. Вот когда я на огромной бурильной машине давила болванчиков, которые даже не убегали, мне стало реально стыдно перед создателями Инфинита. В игре боссы требуют некоторого внимания, а рядовые враги умирают практически сами.
    В том же Буллетсторме меня пару раз зажимали в угол и убивали, а когда я проходила МЕ3:цитадель мне и вовсе снесли почти все здоровье в первой же перестрелке и Шепард пол аддона полз почти без патронов и без хп. А противники дронов шлют, дронов.. В общем, впечатления остались.

  • Marabou

    Угу. Не фоллаут, да и тактикс там был унылый. Особенно по сравнению с конкурентами.

  • FSha

    Простой вопрос — чем конкретно современные экшены и RPG лучше старых? Под современными понимаю вышедшее не ранее года этак 2008. Хорошо бы с примерами.

  • FSha

    В Red Faction наемники ближе к концу давали прикурить же, не?
    Вообще ситуация с первым Red Faction для меня несколько показательна. Заранее знал, что там для своего времена была занимательная фишка с разрушаемостью. Думал, что всю игру игру будут насильно заставлять для прохождения заниматься «диггерством». А вот и нет! На удивление чаще всего дело это было сугубо добровольное. То ли дело сейчас! Какую-нибудь вещь придумают, в рекламных роликах будут часами о ней рассказывать, в самой игре агрессивно продвигать, что под конец до зубовного скрежета прям.
    Red Faction хороший, бодрый, в меру разнообразный (даже на субмарине поплавать дали, ага, на Марсе), но стелс-эпизоды — отстой. Из-за места действия очень боялся за дизайн уровней, боялся унылых лабиринтов, но пронесло (в отличие от AvP 2).

  • Deus Ex Vino

    Я думаю что игры имеющие фанбазу достаточную для коментосрача не попадают в категорию «малоизвестных но значимых» — а махалово за Arcanum тут знатное.

  • Marabou

    и выше, и ниже уже написала, какие моменты мне сейчас нравятся больше, а какие — раздражают. Не выдумывайте за меня формулировки «современные лучше старых» — я говорила не это.

  • Тимур

    > «Горький-18», который позиционировался как «патриотический», но привлекал скорее грубыми, отвязными шутками, очень уместными в здешних трэшевых декорациях.

    У меня такое ощущение, что сейчас модно стало все гоблинское обзывать патриотическим в кавычках, а заодно что-нибудь говорить про юмор. ИМХО, это как раз Г-17 была похожа на нелепую шутку, когда главных героев из солдат НАТО вдруг превратили в какой-то капустник мира под эгидой МЧС, заодно разбавив колорит украинцем и эстонцем, там как раз национальный подтекст в шутках особенно так «веселил». ИМХО, главное отличие Г-18 от семнадцатой версии в более адекватной подаче сюжета (хотя разница не так велика) и великолепной озвучке, даже спустя столько лет я не слышу там заезженных в 100500 разных локализаций голоса. Юмор как раз хороший, немного армейский, немного бытовой. Ну разве что с «трихомонадой» были моменты, пожалуй. А то по описанию в статье складывается впечатление, будто там продукцию «Божьей искры» засунули. И ничего патриотического там не было, как-никак, в конце все так же выяснялось, что виноваты во всем наши, которые пытаясь скрыть правду заодно и разведгруппу хотели грохнуть.

    А вообще удивительно, что «Горький» попал в этот список, несмотря на простоту игры (минимальная экономия боеприпасов с использованием топоров и шокеров приводила меня к концу игры с таким количеством патронов, что можно было три военных городка зачищать!) меня она крайне цепляла интересным геймплеем «сходи и выстрели один раз», помню битву у канализации первый раз доооолго мучал. Сюжет хоть под конец и превращался в тыкву, держал интригу.

  • Konstantin Fomin

    Кавычки же там не просто так.
    И это не «стало модно», а Гобля себе этот образ лепил долго и сознательно. Просто было время, когда это было с запашком давно не ношенной одежды, а теперь достали из шкафа и стало мейнстримом.
    Патриотизму эта форма охранительства не тождественна.

    При этом отмечу, что Г-18 — одна из любимых игр, причем именно Г-18.

  • roaring_salmon

    Кому сделать приятно? Студию расформировали десять лет назад.

  • roaring_salmon

    В своё время я смог пройти её только использовав читы во время миссии по защите Sky King’а. Прошло уже десять лет, а я всё ещё жду её продолжения.

  • M1khail

    Студию расформировывают, правообладатель остается.
    А вы думали они публично ее продают и деньги себе оставляют? Вы смешной.

  • JC Denton

    Речь выше была о том, что последний Хитман — как раз пример «оказуалеле», а не просто плохой игры.

  • JC Denton

    А фото твое можно посмотреть? Я по фото чакры очищаю… ))))

  • JC Denton

    О да… Another War в свое время доставила массу приятных впечатлений. Игра не без огрехов, конечно. Но есть в ней масса хорошего.

  • Marabou

    Нет, на самом деле речь шла о том, что вой про «оказуалеле» начался раньше, чем бладмани вообще вышли. И все это время у адептов оказуаливания своя риторика. Выходит хорошая игра и ее тут же объявляют плохой. Если она все таки оказывается хорошей, то она и вовсе не игра, потому, что индюшатина/мультиплеер/мы это уже видели, да и вообще, уж эти-то ребята могли бы сделать пографонистее/подлиннее/покороче/пологичнее/без эльфов, так что все равно плохо. Сменяется несколько поколений графических движков, игра превращается в старую, все, теперь все хорошо, теперь можно говорить, что бладмани хорошая игра, а теперь оказуалеле. Любой минус старой игры описывают фразой «для своего времени там отличный ИИ/большое разнообразие/интересные идеи». Можно подумать что вот сейчас-то, в новом 2006, 2008, 2015 году мы наконец достигли совершенства и можем создать идеальную игру.
    От экшона с драконом странно требовать классного сюжета и насыщенного мира, а от экшона с Паган Мином и слониками — не странно.
    Крики про оказуаливание идут либо от ностальгии, либо от желания быть в тренде. Ну и еще есть всякие дети, которые хотят, что бы ностальгирующие взрослые приняли их в свою взрослую секту.

  • Marabou

    как только с чакрами будут проблемы — сразу вышлю.

  • Night_Lizard

    читаю всё это и умиляюсь! (мне 30) недавно решил приобщить 6-ти летнего сына к истокам и посадил его за первый Квейк, так ребёнок счастлив! хотя там обучалок нет, миникарты нет, подсказок нет, приседаний и финтов левой пяткой нет. Только ты и фраги. (это его первый шутер 🙂 )

    а вы тут все девушку критикуете за то, что у неё было играбельнае детство и она этим довольна.

    Да, на рубеже веков были хиты: Diablo, Planescape Torment, Baldur’s Gate, Fallout 2 и т.д., но было и много посредственности и было её 98%, поэтому не надо говорить про «трава зеленее и вода мокрее».
    Для тех же Думов и Кваков вообще никаких порогов не было, играли от млада до стара и инженера и домохозяйки. А сейчас, конечно, игры совсем всё разжёвывают и заносят попку на поворотах, а то, вдруг игрок отвернется и не будет ему интересно!!! ай-йа-йа-яй! ужас какой!!! 🙂

  • Night_Lizard

    троль обыкновенный…

  • Lorgun

    Настолько толстый, что возникает пугающее чувство, что он может взорваться по действием внутреннего давления или же продавить своим непомерным весом земную кору до верхних слоев магмы ^__^

  • Shepgrade

    и Сайлент Ассасин и и коднейм 47 в 1000 раз увлекательнее блад мани, разве не? там уровни продуманней, куча вариантов прохождения. А какой во второй части сюжет! По настоящему интересно, плюс вживаешься в роль, так приятно возвращаться в церквушку после заданий! как вообще после такого сюжета можно всерьез воспринимать бессвязную белиберду из блад мани, потерянную во времени и пространстве?

  • Shepgrade

    ахахах, ну да, стоило попытаться)))

  • Shepgrade

    хорошо, пр фридом форс напомнили) я наверное лет 10 уже собираюсь в нее поиграть)

  • Shepgrade

    подскажи что поиграть на 3ds?) ато у меня чувство что игрожур развел меня расхваливая ее) достаю раз в 3 месяца покручу в руках, поперебираю игры и убираю. понравились только покемоны. файрэмблем и монхантер вообще не зашли

  • Shepgrade

    VTM:B !)

  • Shepgrade

    неужели еще остались адекватные люди. меня уже пугает этот массовый отказ критического мышления у людей

  • Покемоны мне не понравились, как и mh. Fire Emblem нравится, но пройти до конца за полгода еще не сподобился. Это чтобы сравнить интересы)

    Рекомендую Legend of Zelda Majora’s Mask. Очень интересный подход — игра длится три дня, в течение которых происходят события. На них можно повлиять, перемещаясь во времени назад и вмешиваясь в какие-то этапы. Много квестов, довольно интересных.

    Нравится Luigi’s Mansion 2. Затягивает поиск секретных ходов и сокровищ. Прекрасно анимированные, забавные персонажи и окружение. Разнообразные задачи по ходу действия.

    Нравится Марио что в 3D, что в 2D. Очень продуманно, интересно искать секретные пути и миры, геймплей разнообразный.

    В E-shop есть интересные инди и неинди.

    DS-игры:

    Очень нравятся все Castlevania, я вообще большой поклонник этой серии.

    Просто прекрасна Chrono Trigger, обязательно попробуйте. Исследование мира этой игры, сюжета — одно из лучших моих игровых впечатлений.

    The World Ends With You — очень нетипичная, кажется, RPG, которую нужно просто играть. Отличные сюжет и lore; интересная, уникальная механика.

    Apollo Justice: Ace Attorney — интересный подход, игра действительно побуждает думать и строить логические цепочки. Хорошая детективная игра. В 3DS-релизы серии не играл, наверное хороши и они.

    Clash of Heroes — отличная игра, правда, мультиплатформа.

    Много хороших игр)

  • Marabou

    накатала ответ, потом перечитала ваш коммент еще раз.
    Это шутка такая?

  • Shepgrade

    да не. ну про коднейм 47 я загнул, невнимательно прочел, я подумал ты про контрактс. а про сайлент ассасин все так. ты играла во вторую часть?? она же просто бесподобна в своей продуманности. а про историю, уже говорил, такая личная, цельная, единственная часть где у 47го по настоящему есть характер и воля. прям сживаешся с ним за игру, душу трогает. ну и музыка конечно

  • Shepgrade

    файрэмблем тож понравился по началу, но тяжело воспринимать такие объемы инглиша. К тому же я играл с большими перерывами, в итоге потерялся в сюжете, в персонажах и в своей прокачке, в итоге забросил. Марио тот что 2д поиграл минут тридцать и приуныл( не ну реально с 95-го вообще не изменилась. эта игра самые нелепо потраченые три тысячи в моей жизни(. Зельду попробую, хотя какято старая версия с геймбоя мне помню не понравилась. Там много текстов? Вот с дс играми у меня не выйдет, так когда я почувствовал себя обманутым нинтендой, с ее политикой, этими конскими ценами и положенным на российский рынок болтом, я дал себе моральное право купить sky3ds)) а там токо 3дсвсие игры запускаются

  • Shepgrade

    да, а почему поки не понравились?) просто невероятно затягивающая игра по-моему) после нее все старые части на эмуляторе прошел

  • В Zelda текста мало.
    Ну где sky3DS, там и до DSTWO рукой подать)

  • Marabou

    Я очень люблю вторую часть, но многие моменты в более поздних играх реализованы лучше. В СА совершенно сумасшедший ИИ. На сколько я помню, он в первую очередь реагирует на дистанцию до 47 по горизонтали. Из-за этого он, во-первых, впадает в паранойю — враги без приборов ночного видения умудряются рассмотреть убийцу в 47, одетом в маску, шапочку и халат доктора в полной темноте, а ниндзя расстреливает 47, замаскированного под ниндзя с вышки. Во-вторых, его адски глючит, и враги иногда унюхивали убийцу прямо сквозь стены. Есть места, в которых глюки просто перекрывали один из путей прохождения. А путей прохождения миссий в СА не так уж и много.
    Если вернуться к бладманям, то там вариантов прохождения серьезно больше. Интерес уже в том, что бы вообще их найти и выбрать способ по душе. Наши цели стали перемещаться на дистанции больше трех шагов. В СА они жили довольно картонной жизнью и ничего особенного не делали. Сидели смирно и ждали душегуба. В бладманях цели куда-то ходят, ругаются с кем-то, какой-то жизнью живут, пусть и зацикленной, но все же. За ними довольно интересно следить. Одновременно с этим в манях крупные и бесшовные уровни, на которых мы можем выполнять задачи в любом угодном нам порядке, а не набор небольших коридоров, складывающийся в миссию с крупной локацией в конце. Создатели Абсолюшена наступили на те же грабли, скорее всего это следствие каких-то технических проблем, выкрутились бы каким-то другим образом — Абсолюшен уже стал бы намного играбельнее. Его угробил как раз подход из серии «Они съели такие уровни в 2002 — съедят и в 2012, можно роликами подмаслить».

  • Marabou

    Да, и наличие завязки и развязки — не то же самое, что наличие сюжета. Сюжета в СА нет. Миссии сами по себе никак этот сюжет толком не раскрывают, только между ними что-то там бормочут про «мы, в общем, пока не знаем, но наверное потом узнаем». На самих уровнях ничего связанного с сюжетом не происходит, в общем-то.

  • Shepgrade

    у меня 2DS, не выйдет)))) совсем я лошара, да?))

  • Почему не выйдет? Насколько я знаю, эта штука на всех моделях от DS до New 3DS работает.

  • Shepgrade

    да? а ты в каком возрасте играла? я лет в 14, вроде уже осознано. по моим воспоминаниям все здорово по моему было) довольно связная история о том как клон осознал себя личностью и решил уйти от дел, а в заданиях вроде как он к этому пришел косвенно говорится. после контрактс — тоже ничо, типа воспоминаний.
    а в бладмани я ну вообще ничего не понял. что там происходит, когда, зачем?..

  • Shepgrade

    странно , ничего такого не помню.. все адекватно реагировали. мб у меня какая-то патченая версия была? и по моему в бладмани точно такой же ии. хз.
    По уровням деталей не помню, помню просто что классно) домик в италии например, по моему куча вариантов мне нравилось в разносчика пиццы перемахиватьтся. А отель из контрактс? вот его оч хорошо помню, настоящая головоломка. С кучей диалогов (!). есть в бладмани настолько проработанные уровни?

  • Shepgrade

    ааа) я подумал ты все эт купил, прикинул скок эт ща выйдет, и пруныл от своих доходов((
    и когда я последний раз смотрел, он его не поддерживал) но блин сомнения душат меня, столько уже денег на нее угрохал, вдруг опять куплю и будет без дела лежать(

  • Marabou

    Первый раз примерно в том же возрасте играла, полностью прошла чуть позже, лет в 17, когда купила комп по-мощнее, последний раз проходила СА примерно когда Абсолюшен вышел.

    В бладманях сюжет того же полета — один мужик рассказывает другому мужику, как они не могли поймать легендарного 47 в моменты, когда тот выполнял разные миссии. Но в конце-концов они поймали лысого и убили, теперь можно хвастаться трупом.

  • Не понимаю, куда деваются мои сообщения в последнее время.

    Ну стоимость этого картриджа меньше стоимости двух AAA-релизов, вроде бы.
    Можно задать вопрос на тематическом форумев группе ВК.
    Гугление подсказывает, что на 2DS работает.

  • Я пробовал Heart Gold и Black 2, но я множество раз слышал, что игры серии практически не меняются.

    Не нравится ни стилистика, ни сюжет (практически отсутствующий, впрочем), ни геймплей. 90% времени занимают однотипные битвы, где самым прокачанным покемоном фигачишь мелочь одним и тем же приемом. Думать вообще не приходится, может быть только изредка при битве с каким-нибудь боссом. Коллекционировать покемонов мне не интересно — не вижу разницы, десять их у меня или сто, все равно использовать есть смысл одного-двух любимых.

    С похожим концептом можно было бы сделать что-то вдумчивое. Мне например, нравилось собирать душипечатиоружие в DS-овских Castlevania, там подбор экипировки может полностью менять тактику битв, тем более что задачи бывают разные. В Clash of Heroes важен каждый ход, выбранный артефакт может полностью поменять тактику. Может, сделаю свою игру на основе подходов)

  • Shepgrade

    ну там интерес больше когда настрой ролеплеерский, эт да. ты наверное в детстве от мульта не фанател?)) я всегда как минимум команду из 6ти делал, никогда спецом не качал одного и некоторые битвы довольно сложны поначалу. лучше начать с файрред, она и русификатором есть. но в любом случае без любви к сериалу не думаю что затянет.
    и там довольно глубокая ситсема прокачки прост скрытая, нужно с калькулятором считать чтоб правильно вырастить)
    в XY я около 300 часов наиграл. Но там я очень много в мультиплеере рубился

  • Shepgrade

    а ты разработчик?)

  • В детстве мультфильм нравился, но с тех пор многое поменялось) Сейчас уже не интересно. Ну и там бои каким-то событием были, а в игре просто ждешь пока дадут кнопку нажать и окно результата закрыть) Еще мне очень не нравится, что даже числа особо не показывают, не знаешь, к чему конкретно приведет твой ход. Это можно делать, чтобы не мешать погружению (и то геймплей должен компенсировать прозрачностью механики), но тут я его ни капли не нашел.
    Шестерых таскал, но одновременно реально прокачивать двух, на большее терпения не хватает. Выпустил слабого, сменил на сильного, победил одной-двумя атаками, опыт поделили. Рутина.

    Я разработчик, но сейчас на основную работу, неигровую разработку, уходит все время. В игровую компанию решил не идти, это почти всегда валовое создание клонов успешных мобильных таймкиллеров, никакого простора для творчества. Так что как только устрою свою жизнь, чтобы хватало времени на свои дела, буду делать игры)

  • Shepgrade

    блин моих объяснительных способностей прост не хватает описать в чем прелесть серии если проникнуться) про теже цифры, я когда всерьез занялся темой, офигел от размаха) сотни страниц форумов, десятки статей на покевики, хотя казалась бы) а разведение) у меня у ходило по десять часов реального времени и куча поколений на выведения пока с пятью идеальными генами, потом барыжил ими в обмен на легендарных) прост если есть притсавка обидно что пропускаешь такую годноту)

  • Shepgrade

    кста, тут гдето бобик жаловался что для того чтоб писать нормальные статьи ему нужно пить пиво с разработчиком по вечерам) как начнешь, дай ему свой номер)

  • Ну я играл несколько дней и прямо заставлял себя большую часть времени) Может, там есть любопытные элементы, но чтобы было интересно, должна нравится основа. Мне играть оказалось скучно)

  • Ок) Заодно можно будет написать статью в колонку о роли пива в девелоперской экосистеме)

  • Marabou

    В манях шикарный театр был ведь, а наркобольница какая отличная была. Уровень про свадьбу не так прост, как кажется. Ну и уровень про день рождения ребенка был хорош просто процессом исследования самого дома. Маленькая, но очень насыщенная локация, хорошо разбавляет игру. Есть, конечно, немного бестолковые уровни, но и они интересно проходятся.

  • FanatKDR

    обычные повседневные будни секретного спецназовца США 🙂

  • ennead

    Озвучка конечно да, но стоит посмотреть на «старые» диалоги внимательней, чтобы понять, что не были они сложней — да и написаны хуже. Среди большого количества вариантов реплик были абсурдные, будто написанные школьником, и зачастую сводились к тем же результатам.

    Просто нытье ради нытья — и на самом деле тех, кто ноет, меньшинство, просто на фоне того, что остальные вообще ничего не говорят, кажется, что их много. И это зачастую так и есть — пишет тот, кого что-то не устраивает